Опубликовано: 21.02.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

     Беседа с православным курдом Серафимом Маамди

 

     Из тридцати миллионов живущих в мире курдов подавляющее большинство исповедует ислам, а меньшая часть – езидизм. В России, согласно переписи 2002 года, проживает 19,6 тысяч курдов-мусульман, и 31,3 тысячи курдов-езидов. Немногим известно, что в настоящее время представители этого народа приходят к Православию и становятся чадами Русской Церкви. Подробнее об этом рассказывает Серафим Маамди.

 

***

 

 

– Серафим, расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как вы пришли к православной вере.

 

– Я родился и провел детство в Грузии. По происхождению я курд, а корни мои из турецкого Курдистана. После геноцида нашего народа в начале XX столетия часть курдов перебралась в Армению, а оттуда уже в Грузию, Россию и в другие страны. Среди переселенцев были и мои предки. Большая часть курдов сейчас исповедует ислам, а меньшая – синкретический культ езидизм. И я был езидом. Как и все езиды, с малых лет я ходил вместе с родными в православный храм, у нас дома были иконы, перед которыми в воскресение и по праздникам всегда ставили свечи, то есть это считалось нормальным – одновременно поклоняться солнцу и ходить в церковь. Но меня очень тянуло ко Христу. Когда я слышал о Нем по телевизору или когда кто-нибудь при мне рассказывал о Христе, я всегда с большим любопытством вслушивался. В 2002 году мы с семьей переехали жить в Москву. И здесь мне подарили Новый Завет. С этого все и началось…

 

Я каждый день по четыре-пять часов читал Евангелие; бывало, всю ночь просиживал. Читал и не мог начитаться, а многие отрывки выучил наизусть, даже еще будучи некрещеным. Меня поражало, как после чтения о Христе вокруг меня менялся мир. Это было первая встреча с Господом, Он перевернул всю мою жизнь, я в Него просто влюбился. Езидизм этого не дает, там нет встречи с Богом, нет живого общения человека с Богом. Там вообще нет никакого соприкосновения с Творцом. Езидский бог очень далек от человека. А в христианстве главное, что я нашел, – это живое общение с Господом. Это не передать словами, когда ты с Богом… сложно объяснить человеку, который не переживал богообщение, как сказал Давид: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33: 9). Надо самому вкусить.

 

И вот я решился креститься. Когда я в очередной раз пошел в храм, там шла служба, и я смог постоять только где-то две минуты: мне вдруг сделалось очень тяжело. Потом священник мне объяснил, что у некрещеного человека в сердце гнездится лукавый дух, который препятствует нам прийти к Господу. Я поехал в Нижний Новгород и там познакомился со священником, который уделял мне по несколько часов в день, чтобы должным образом подготовить меня. Я очень серьезно готовился ко крещению и считаю это самым важным поступком в моей жизни.

 

Мое крещение состоялось в день Пятидесятницы 2007 года. Когда я проснулся утром, то почувствовал страх и большую тяжесть на сердце. Прихожу в храм, а священник меня с улыбкой спрашивает: «Не хочешь ли ты убежать?» Начался чин оглашения, и вот, когда священник при чтении первых молитв возложил мне на голову руку, я упал в обморок. Открываю глаза и вижу, что сижу на стуле, и священник кропит меня святой водой. А затем, когда после крещения мы со свечами в руках – в знак вечного союза со Христом – ходили три раза вокруг купели, я почувствовал, как преобразилось мое сердце, ощутил несказанную радость. Я не чувствовал ног, мне казалось, что я плыву, а вокруг меня все изменилось. Я стал новым человеком. Никакими словами не выразить то, что открыл мне Господь в глубине моего сердца. Я почувствовал руку Божию. С малых лет у меня были необъяснимые приступы страха, я просыпался среди ночи и в ужасе ходил по дому, боясь чего-то, сам не понимая, что со мной. А после крещения это все прошло, совершенно прошло. Я начал видеть мир другими глазами, и окружающие меня люди тоже заметили изменения, которые во мне произвел Господь через крещение. При духовном рождении я получил имя Серафим, и с этого момента смыслом моей жизни стал Христос, а целью – следование за Ним.

 

– А как отнеслись ко крещению ваши родные?

 

– Моя семья в целом благожелательно относилась к Православию – как практически все езиды; я говорил, что они могут ходить в храм, иметь дома иконы, но собственно крещение они считают ненужным, даже не понимают значения этого таинства. Такого же мнения были и мои родители. Когда я сказал, что хочу креститься, родители были против, и в уговорах даже звучало: «Ладно, покрестишься, но не сейчас, а когда-нибудь потом». Наконец я решительно сказал, что приму святое крещение несмотря ни на что. Родственники были возмущены моим выбором. Но потом, по милости Божией, почти все они по очереди и сами крестились, и дай Бог, чтобы остальные тоже крестились. Я очень рад, что смог быть полезным в знакомстве с Православием и моим родственникам, и некоторым другим курдам.

 

– А много ли вообще христиан среди курдов? И насколько древнюю историю имеет курдское христианство?

 

– Известно, что предки современных курдов – мидяне и парфяне – уже с первых веков принимали христианство. Были даже отдельные курдские княжества, которые исповедовали христианство. Православных курдов было много в восточной Анатолии, некоторые и поныне являются прихожанами Константинопольской Церкви. С возникновением ислама все стало иначе. Курды оказались в мусульманском окружении, и постепенно христианство искоренялось среди курдов. Сейчас в Грузии курды массово принимают Православие. Примечательно, что это движение от самого народа – среди них никто не миссионерствует, они сами идут в храмы. Конечно, если бы существовала целенаправленная миссия, то плод был бы больше. На это указывает и успех различных протестантских миссионеров среди курдов по всему миру. Точное число христиан-курдов неизвестно, такие исследования не проводились, но предполагается, что их десятки тысяч, и это число растет. Собственно православных курдов много и в России. Если Господь благословит, я надеюсь, в скором времени в Москве появится курдская православная община.

 

– Вы упомянули, что раньше были езидом. Не могли бы вы кратко рассказать, в чем состоит эта вера?

 

– Центр езидизма в Ираке. Езидизм в настоящем его виде возник в XII–XIII веках. Основателем этой веры был суфийский богослов шейх Ади, араб по происхождению, который серьезно изменил как догматику, так и обряды, бытовавшие у курдов прежде. Он внес в езидизм много элементов из ислама, несторианства, манихейства, иудаизма. Но езиды сохранили и некоторые старые верования, схожие с зороастризмом, основанные на поклонении огню, солнцу и силам природы. Езиды впоследствии обожествили шейха Ади. Также они особое место уделяют почитанию ангелов, в число которых они включают и злого духа, которого называют Малак Тавус. Сам Малак Тавус в езидских священных писаниях говорит о себе так: «Нет такого места, где я бы не присутствовал; я участвую во всех событиях, которые иноверцы называют злом, потому что эти события не соответствуют их желаниям» (Джилва. 1: 3). Езиды также считают его божеством, которое создало материальный мир, используя расчлененные части первоначального космического яйца. Об отношении езидов к этому духу писал и Пушкин, когда путешествовал в Арзрум: «Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь, что они веруют в единого бога, что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха». Они считают, что бог простит его в скором времени, но не говорят, хочет ли он сам этого прощения. Вообще в езидизме многое до конца не прояснено. Сами две священные для езидов книги – составленная в XII веке «Джилва» («Книга Откровения») и составленная в XVII веке «Масхафе Раш» («Черная книга») часто противоречат друг другу. В них можно найти крайне искаженные библейские истории, рассказы об ангелах, за которыми просматриваются исторические личности конкретных суфиев; описывается, как некий бог создает себе в помощники других богов, чтобы они помогали ему создать мир. Езиды верят, что созданы отдельно от остальных людей, то есть, что прародитель всех езидов появился в результате соединения двух начал – небесного (семя ангела) и земного (семя Адама). Представление о Христе у них примерно такое же, как в Коране. Но говорится также, что «до появления Христа в этом мире была одна религия, называемая идолопоклонством» (Масхафе Раш. 25). Езиды кое-что восприняли и от христианства: они красят яйца; у езидов Ирака есть обряд, копирующий крещение, – с троекратным погружением в воду и пострижением волос на голове, а также многое другое. Особое место в езидизме уделено поклонению солнцу. Когда езид просыпается, то в первую очередь устремляет взор на солнце и говорит: «О солнце, ты наш хозяин». Считается, что езидом можно только родиться, нет обряда принятия езидизма. Крайне размыто понятие греха.

 

– Что вы могли бы сказать о перспективах православной миссии среди курдов?

 

– Я думаю, перспективы очень большие, поскольку многие курды расположены к христианству. Это касается даже мусульман – я видел это, когда во время миссионерской поездки по курдским селам встречал радушный прием, видел, как они слушали нас, как охотно брали православную литературу. Но еще в большей степени это касается курдов-езидов. Они издавна привыкли смотреть на христиан как на союзников, и не случайно, что от геноцида, проводимого в Османской империи, езиды бежали именно в христианские страны. Когда я минувшим летом был в одной из епархий нашей Церкви, то услышал, как в одном городе, где есть большая община курдов-езидов, они почти полностью на свои деньги восстановили православный храм. А когда в этом же городе местная чеченская диаспора хотела построить мечеть и собирала подписи, езиды не поддержали постройку мечети, и она так и не была построена.

 

Конечно, здесь, как и в любой миссии, важно, чтобы было Священное Писание и молитвы на родном языке. Что касается первого, то в Институте перевода Библии в Москве уже перевели и издали Новый Завет и Пятикнижие на курдском языке (курманджи). Что касается второго, то мы пока перевели только несколько основных православных молитв, и здесь еще предстоит много работы. Важно, чтобы из числа самих православных курдов появлялось все больше миссионеров, крайне важно, чтобы появились православные священники-курды, но все это, верю, Господь устроит, когда Ему будет угодно. Лично для меня очень дорого то искреннее отеческое внимание, которое патриарх Кирилл уделил нуждам православных курдов, когда Господь сподобил меня встретиться с его святейшеством. Очень много для меня значит и то, что в делах миссии я успел, хотя и немного, поучиться у замечательного миссионера – отца Даниила Сысоева, который был моим духовным наставником и который, как известно, был убит в своем храме – принял смерть за имя Христово. Верю, что придет время, когда над Курдистаном воссияет свет Христов.

 

C Серафимом Маамди беседовал диакон Георгий Максимов

31 января 2011 года

 

 

http://www.pravoslavie.ru/guest/44342.htm

 

0

Оставить комментарий