2012-12-15
Вадим Макаренко
Конечно, есть некоторые подвижки в Южном Курдистане, в Ираке. Иракский Курдистан стал неформальным субъектом международного права. Это показала реакция США, ООН на недавнюю попытку Нури эль-Малики надавить на курдов военной силой, но в целом реакция мирового сообщества и в этом случае была явно недостаточной. А ведь многие семьи в странах международной коалиции, которые свергали кровавый режим Саддама Хусейна, должны быть благодарны курдам за их самоотверженность, которая спасла не одну жизнь и в Америке, и в Европе, и на Кавказе. Должна быть международная солидарность с курдским народом.
Сегодня курды сплочены, как никогда ранее, у них есть свои испытанные партии, есть патриоты, которые готовые сражаться за свой народ. При необходимости в течение ночи курдские пешмерга станут в разы многочисленнее. Но у курдов слишком слаба международная поддержка, даже когда они рационально выдвигают не самые радикальные задачи, а лишь требуют культурно-религиозной и административно-территориальной автономии, что было нормой даже для средневекового Востока, их требования не находят достаточной поддержки. На фоне той поддержки, которую оказали европейцы и американцы непредсказуемым переменам нынешней арабской весны, их почти полное безразличие к курдам, не может не задевать за живое. Требования автономии, за рамки которого не выходят курды ни в одной части разделенного Курдистана, воспринимаются в Анкаре, Дамаске или Тегеране как вызов их собственному, т.е. турецкому, арабскому или персидскому "национальному единству" и их собственной "территориальной целостности", который надо подавить, если не получается силами полиции, то танками и авиацией, и, как ни печально, эти танки и авиацию предоставляет просвещенный европейский мир, спешащий подписать соответствующие контракты в Праге, Москве и Брюсселе. Поэтому курды пока могут и вынуждены упираться лишь ногами в свои горы, чтобы устоять.
В обсуждении, как всегда, когда говорят о курдах, речь пошла чуть ли не от потопа, что неслучайно, поскольку курдская история идет с тех далеких времен, а гробница патриарха Ноя действительно находится в самом центре курдских территорий – в Джизре, где географически сходятся три части курдских земель – Южного, Западного и Северного Курдистана. Собственно в этом и состоит вопрос: древнейший этнос Ближнего Востока, насчитывающий от 30 до 50 млн. человек, вынужден уже более сотни лет биться за сохранение своей идентичности. А мир, который охраняет последнюю бабочку, не видит этой огромной птицы, чьи крылья прикрывают Кавказ и оба нагорья – Армяно-Курдское и Иранское. При этом курдам вместе с соседними этносами пройти через столетия имперской истории в составе чужих империй – Османской и Персидской, через горнило чужих националистических революций – младотюркской и баасисткой, испытать все последствия попыток догоняющей модернизации в рамках постколониальных полиэтничных и поликонфессиональных конгломератов, каким являются почти все нынешние государства Ближнего и Среднего Востока. Все это не принесло титульным народам Ближнего Востока – арабам, персам, туркам – зрелых плодов западной цивилизации, но курдам и из этого не досталось ничего. Они стали пасынками у себя дома. Для них и в Багдаде, и в Дамаске, куда бы их ни посылали, был приготовлен билет только в один конец.
Сегодня полыхнула "арабская весна", когда арабская улица изгоняет уже не английских или французских, а своих зажравшихся бюрократов и технократов, чтобы вернуть себе общество равенства, как того требует социальный идеал ислама, а не довольствоваться обществом равных возможностей, которое реально дает шанс подняться и жить достойно лишь ничтожному числу его не самых достойных членов.
Каково курдам от жара этой весны, растянувшейся уже не на один год? Курды не были допущены на равных даже в светское общество формально равных возможностей, вряд ли они станут своими и в суннитской умме. Они – курды, и этим все сказано, по крайней мере, для Ближнего Востока. Сегодня видя, а больше слыша шум суннитского цунами, курды вынуждены думать о том, как им устоять на земле своих предков, потому что начавшись как социальный протест, разгулявшаяся суннитская волна может попытаться разрешить и задачу тысячелетней арабской экспансии, окончательно зачистив от курдов территории Сирии и, по крайней мере, часть территорий Ирака. Сейчас в Сирии идет война против режима Асада, и пока цель не достигнута братья-арабы не хотят обсуждать с курдами их будущее, их проблему, т.е. курдскую проблему, призывая, тем не менее, курдов присоединиться к вооруженной борьбе против режима. У курдов не было и нет ничего общего с режимом БААС, который тем не менее всегда пытался использовать их для достижения своих целей. Так же было и во время кемалисткой революции в Турции, когда курдов обманули. Курды знают, что, если даже не обещают ничего сейчас, то точно ничего не сделают в пользу курдов. Более того, никто не даст сегодня гарантий, что покончив с режимом Асада, эта уличная стихия не развернется в курдскую сторону. Негативный пример есть. Сегодня курды в Ираке вынуждены держать оружие наготове, потому что пришедшие к власти в Багдаде шииты, которых уничтожали наряду с курдами, практически в тех же самых лагерях смерти, не хотят возвращать отторгнутые Саддамом и его предшественниками курдские территории. И это несмотря на то, что этот вопрос был согласован накануне американского вторжения и был зафиксирован в Конституции федеративного Ирака (2005 года).
Ближний Восток соткан из проблем различного уровня. Сиюминутное переплетается с многовековым и тысячелетним. Конечно, трудно рассчитывать на Большой Курдистана как реальную в ближайшем будущем форму курдского государства, но идея Большого Курдистана принципиально важна, потому что иначе, не имея крепкого и обширного тыла, трудно и даже невозможно оборонять полоску земли на севере и северо-востоке Сирии, которую нарезали европейцы, кроившие Ближний Восток по живому, под свои, а не под курдские или даже арабские нужды. Первое, что сегодня должны обеспечить сами курды, – это курдская солидарность. Курды должны сплотиться! Уже сегодня у них есть реальная территория, где утвердилась курдская государственность – Южный Курдистана, Курдский регион федеративного Ирака. Курдское дело получило территориальную базу, это – не просто земля, а это – плацдарм для восстановления курдской нации, даже если она не сразу воссоединится. Сегодня курды в Сирии нуждаются в помощи своих соплеменников, родных по крови и духу, без реальной материальной помощи Эрбиля, без опоры на опыт, полученный курдами в почти тридцатилетней войне на юго-востоке Турции, шансов на выживание у них как у самостоятельного этноса было бы немного. Все силы должны быть брошены на то, чтобы устоять и чтобы "арабская весна" не превратилась для курдов в страшное, все сносящее наводнение.
http://kurdistan.ru/2012/12/15/articles-17760_V_chuzhom_piru_pohme.html