Опубликовано: 16.12.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

Вячеслав Петров,

кандидат философских наук

    13 декабря в Московском Центре Карнеги в рамках программы «Религия, общество и безопасность» прошла конференция «Курды в «арабской весне»».

     С докладами выступили: сопредседатель ведущей сирийской курдской партии – Партии демократического союза (ПДС) и член Высшего курдского совета Сирии Салих Муслим; сопредседатель Высшего курдского национального совета Сирии Сенам Мухаммад; вице-председатель Партии демократического общества, депутат турецкого парламента Назми Гюр; председатель Международного союза курдских общественных организаций Мераб Шамоев. Вел конференцию Алексей Малашенко, член научного совета Московского Центра Карнеги.

    Докладчики сосредоточились на трех вопросах: кто такие курды, кому подчиняются и что хотят? Всех, кто внимательно следит за развитием ситуации на Ближнем Востоке, а именно в Сирии, Турции, Иране и Ираке этот вопрос безусловно интересует. По мнению Алексея Малашенко, курдский феномен приобретает сегодня огромное значение, но его роль по настоящему еще не оценена, а курдская проблема – создание независимого Курдистана – это проблема XXI века.

     Кто такие курды. Это народ иранского происхождения, исповедующий в основном ислам суннитского толка. По экспертным оценкам его численность составляет порядка 30 млн человек (для сравнения, население Сирии тоже примерно 30 млн человек). Правда Назми Гюр озвучил на конференции другие цифры – 40-50 млн. человек.

      Слушая докладчиков, у меня сложилось мнение, что лидеров курдского движения по большому счету мало интересует, что происходит в мире (если конечно это не касается курдов). Главной их заботой и мечтой было и остается создание независимого Курдистана. Это многое объясняет в их риторике и действиях.

    Поскольку курдские лидеры мечтают о Большом светлом Курдистане, они не могут быть лояльно настроены к центральным властям стран, в которых проживают курды (а они населяют Иран, Ирак, Турцию и Сирию). Но есть нюансы.

     Если отношения иракских курдов во главе с Масудом Барзани, который сумел создать фактически независимый Иракский Курдистан, и правительства Ирака, а также лидеров Рабочей партии Курдистана и Анкары определились и вопросов не вызывают, то отношения руководства Партии демократического союза и Высшего курдского совета Сирии с правительством Башера Асада не так однозначны. С одной стороны, сирийские курды выступают за революционное отстранение Асада от власти, заявляют, что «наша народная революция в Сирии началась еще в 2004 году». С другой стороны, они выступают против разного рода экстремистов (подразумевая под ними часть сирийской вооруженной оппозиции, тесно связанной с Аль-Каедой), которые «хуже Асада» (Салих Муслим).

     Отношения курдов с Дамаском постоянно меняются в зависимости от складывающейся в стране ситуации. Стоило только Башеру Асаду озвучить предложение о создании на севере Сирии на границе с Турцией курдской автономии, как лидеры Высшего курдского совета Сирии согласились пойти на соглашение с сирийским правительством (заметим, что вооруженная сирийская оппозиция подобных предложений не делает, ее лидеры просто предлагают сражаться против Асада, а остальное «потом обсудим»). Понятно, что для Салиха Муслима это шанс стать одним из основателей пусть небольшого, но своего «государства», войти наряду с Барзани в историю курдского народа (добавим, что сегодня в Сирии проживает почти 3 млн курдов).

     Курды – миролюбивый народ и берутся за оружие в исключительных случаях, когда возникает реальная угроза безопасности их этносу. Они не против Турции, не против властей Сирии, не против боевиков в Сирии, они сами за себя. Поэтому они не хотят и не пускают на свою территорию никого из них. Де-факто курдская автономная республика в Сирии уже создана. Им необходимо ее юридическое признание. Вот почему в ходе конференции со стороны докладчиков звучали призывы к мировому сообществу и России поддержать курдов в их стремлении обрести, наконец-то, свою государственность.

    Салих Муслим остановился на позиции Турции в сирийском конфликте. По его мнению, турецкие власти под надуманными предлогами (например, активизации в приграничных районах деятельности запрещенной в Турции РПК – Рабочей партии Курдистана), идут повод для вооруженного вторжения в населенные курдами северные районы Сирии, Как отметил Салих, в Сирии боевиков РПК нет. Анкара уже более 30 лет ведет борьбу против всех курдов, в том числе и против нашей партии, не только не признает права десятков миллионов курдов, проживающих в самой Турции, но и угрожает сирийским курдам. Турецкие власти не устраивает объединение курдов Сирии, они выстраивают свою политику на разногласиях между курдскими политическими силами.

     Заметим, что лидеры радикальной сирийской оппозиции, в частности, «Свободной сирийской армии» базируются именно в Турции, получают финансовую и военную помощь. Назми Гюр в ходе конференции сообщил, что три недели назад в одном из приграничных с Сирией районах Турции был свидетелем передачи турецкими военными оппозиционерам партии оружия и боеприпасов. С самого начала вооруженного противостояния в Сирии Турция ищет повод для введения в эту страну своих войск. И не потому, что власти Анкары уж больно сильно озабочены судьбами демократии в Сирии. Цель их другая – любыми способами воспрепятствовать обретению курдами их национальных прав. Как отметил Салих, курдский народ Сирии не желает попасть под иго «новых османов».

     Что касается сирийских курдов, то по заявлениям их лидеров главной своей целью они видят в свержении режима Асада, установлении демократического порядка в стране, при котором в конституции будет закреплено признание прав курдского народа. Как заметил Салих, сирийские курды имеют очень хорошие и тесные связи с христианами, со всеми представителями других меньшинств, проживающими в западном сирийском Курдистане. Курды не хотят отделения от Сирии, они требуют решить курдский вопрос в рамках территориальной целостности Сирии. Именно в этом вопросе их не поддерживает сирийская вооруженная оппозиция, которая сегодня путем блокирования районов компактного проживания курдов в стране пытается выдавить их с сирийской территории в Турцию, спровоцировать гуманитарную катастрофу, создать новые политические проблемы, заставить курдов взяться за оружие, после чего обвинить их в экстремизме со всеми вытекающими из этого последствиями.

     Подытожим. Курдские лидеры использовали трибуну конференции, чтобы еще раз провозгласить свою цель по созданию независимого Курдистана, продемонстрировать нарастающую консолидацию курдских политических и общественных организаций в деле ее реализации. По мнению сотрудников британского общественного объединения при Кембриджском университете «Общество Генри Джексона», курды сегодня являются «решающим меньшинством» в сирийской революции. Их участие в объединенной оппозиции было бы «в интересах США, способствовало бы стабильной и всеобъемлющей      Сирии и стимулировало быстрое свержение режима Асада», говорится в докладе этой организации. Однако, несмотря на все призывы Запада к более активному участию курдов в борьбе с Асадом, те не спешат ринуться в бой. Курды и в сирийском конфликте, и в целом во всем ближневосточном регионе занимают выжидательную позицию. Как в одном из интервью заявил Мансур Барзани, «мы являемся частью Ближнего Востока, и все, что там происходит, влияет на нас. Мы должны быть очень осторожны и планировать очень мудро. Мы должны готовиться к худшему сценарию и использовать любую возможность: Если изменения приведут к большей стабильности, для всех нас сложится более безопасная атмосфера, но если случится противоположное, мы столкнемся с обострением проблем безопасности и стабильности, и мы должны подготовиться к этому заранее».

 

Информационно-аналитический журнал «Политическое обозрение»

http://www.lawinrussia.ru/node/206864

 

0

Оставить комментарий