Опубликовано: 18.08.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

     

Чарказе Раш, кандидат филологических наук

 

     
       В знаменитом русском письменном памятнике "Повести временных лет" (XII в.) в традиционном пересказе библейской легенды не раз упо­минается страна курдов. В начале этого произведения представлена кар­тина разделения земли после потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Яфетом. Замечено, что эта часть "Повести временных лет" связывается с хроникой византийского историка Георгия Амартола (IX в), а последняя с хроникой тоже византийского историка Иоанна Малалы. Во всяком случае знаменательно, что уже в Древней Руси в письменной традиции (но в качестве поучения) бытует наименование страны курдов.         
     Отрывки даются по изданию: "Повести Древней Руси (XXII века)". Лениздат, 1983 (пер. Д.С.Лихачев), стр. 124. 

       По Потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет1. И достался восток Симу2: Персия3, Бактрия4), даже и до Индии в долготу… И Сирия, и Мидия до река Евфрат5, Вавилон, Кордуна6, ассиряне, Месопотамия, Аравия Старейшая… 

 

1.По традиции также в науке приняты названия трех семей языков мира по этим именам: семитская ( от имени Сима), хамитская (от имени Хама) и яфетическая (от имени Иафета). Последняя изве­стна под названием индоевропейская, в которую входит и курдский язык. Семитская и хамитская иногда соединяются (семито-хамитская семья язы­ков).

2.Нетрудно заметить, что в этом контексте стра­ны и регионы разделяются абсолютно по географическо-территориальному "принципу". Разумеет­ся, здесь речь не может идти о том, чтобы учи­тывать различительные и объединительные при­знаки языков и расовых общностей. Даже в XVIII веке в лингвистической науке выдвинулась географическая классификация языков. Только в XIX веке сформировалась генеалогическая класси­фикация, которая уже определяет научную картину расстановки вещей.

3.До 1935 года Иран назывался Персией. Это переименование явно продиктовано националистическо-политическими, далеко идущими, особенно в историко-этнокультурном аспекте, экспансиони­стскими мотивами. Дело в том, что персы в Иране

не составляют большинства населения. Иранцами (иранскими) являются десятки народов на терри­тории (и вне) этой страны (не говоря уж о мно­гочисленном тюркоязычном населении). Они офи­циально вместе с персами считаются иранцами, то есть не рассматриваются как инонациональные общности. Национальными меньшинствами назы­ваются только иноверцы — армяне, айсоры, евреи и др. Отсюда видно, что в качестве давно испы­танного и вполне оправдавшего себя средства сли­яния осмотрительно и дальновидно используется также фактор единоверия (мусульманство узако­нивается как общий единый этноним). Нельзя иг­норировать и то, что Иран ныне — мусульманско-теокретическое государство. В мире вообще не существует "иранский язык", а есть десятки род­ственных, но определенно отличающихся языков. Персы считаются господствующей нацией, а их язык — персидский — имеет статус государствен­ного языка. "Применение прилагательного "иран­ский" создает ложное впечатление, что речь идет о языке государства Иран, то есть персидском (фар­си)". Наименование "Иран" служит надежным вол­шебным занавесом, за которым персидское господ­ство последовательно реализует свою ассимилятор­скую политику. В таких условиях персы безого­ворочно присваивают также историю и культуру других иранских народов. А в неосведомленных кругах думают и пишут, что в Иране живут просто иранцы (то есть монолитная нация) и, мол, ни­каких национальных проблем там не существует. Руководящие круги Персии (династия Пехлеви), видимо, в 30-х годах следовали заразительному примеру соседнего Советского Азербайджана (а тот — старшему брату Турции), где взяли неуклонный курс на выращивание из разных этнических общностей нового этноса — азербайджанцев (то­поним искусственно и насильно превращается в этноним). Но в Азербайджане эта принужденная этническая фильтрация не дошла до конца (также часть курдов сохранила свою национальную само­бытность). А колонизованная Турцией северная часть Курдистана (с более чем 20-миллионным кур­дским населением) героически ознаменовывает свое национальное пробуждение и во главе с ПКК, через всякие антикурдские кровавые и идеолого-политические заграждения твердо устремляется к созда­нию не только своей локально разобщенной, но и общекурдской государственности.

      В иранском (Восточном) Курдистане проживает более чем 8 млн.курдов, национально-освободи­тельное движение которых всякий раз тонет в реках собственной крови. Но рано или поздно наступит день распада персидской узурпаторской империи. Кстати, термин "Иран" в своей древней форме — "Ариана" (арийцы) не охватывал Фарса (собст­венно Персию). Слово "перс" (<парс<парсу) эти­мологизируется на основе материала курдского язы­ка (индийского) и означает "окраинный". (В со­временном курдском языке слово "парсу" сохра­нилось в некоторых фразеологизмах, например, Parsua flankese xare — "Кто-либо изменник, ко­варный", буквально — "у кого-либо нет ребра (бо­ка)", а "ребро" также означает "край, сторона"). Соответственно, Персия (Парс (Фарс) <Парсуа<Парсу) означает "край", "окраина" (чего-то, здесь — Курдистана). Историко-типологическим аналогом этого может служить термин "Украина" в значении "окраинная территория" (соответственно и слово "украинец").

4.Историческая страна в верхнем и среднем течении реки Амударьи (на юге современного Тад­жикистана и Узбекистана, на севере Афганистана). В первой половине II в. до н.э. Бактрия как го­сударственно-политическая сила перестала суще­ствовать (ее сменило Кушанское царство). Любо­пытно, что в древних источниках иногда под Бактрией подразумевается Мидия.

       Следует уточнить, то и в "Повести временных лет", и в ее первоисточниках (И. Малала, Г.Амартол) исторические реалии появляются по совокуп­ности дихронических и синхронических отрезков, то есть давным-давно уже не существующие страны (в номинальном смысле) и народы выступают вме­сте с бытующими в их временах странами и на­родами.

5.В историко-географическом подтексте этого выражения можно определить какую-то долю па­радоксальности. В действительности собственно мидийское государство образовалось на северо-западе Иранского нагорья. Западная часть Мидии заняла бассейн озера Урмия (Резайе) и горную цепь За-гроса (Восточный Курдистан). А бассейн реки Ев­фрат находится далеко на западе. Если имеется в виду период царствования Киаксара (625—585 гг. до н.э.), то тогда западные границы влияния Мидии дошли до реки Галис (Кызыл-Ирмак) в Малой Азии (то есть уже намного западнее от течения реки Евфрат).

В этом контексте также четко не различается, о каком разделе течения Евфрата идет речь. Но упоминания Вавилона, ассирян, Месопотамии по­могают кое-что уточнить. Месопотамия — чисто географическое, а не политико-этническое понятие. В истории никогда не существовало никакого го­сударства под названием Месопотамия (в древне­греческом языке означает "междуречье"). Она в основном занимает территорию, расположенную между реками Евфрат (запад) и Тигр (восток). Сомнений нет, что здесь имеется в виду верхнее (северное) течение Евфрата.

6.Это центральная часть Курдистана. Топоним этот происходит от этнонима "курд" (кути). В древних источниках встречаются его разновидности Kοrδoυα, Гoρδ (ηνή) Гордец (греческ,), Corduena (лат.), Kardu, Qardu, Qardo (ассирийск.), Qarda (арабск.), Корду (к') (армянск. — морфема к' в армянском языке является указателем множест­венного числа, то есть не представляет корневую частицу). История этого важнейшего этнокультур­ного центра курдской нации требует более осно­вательного и детального исследования.

 

 Журнал Курдистан Рапорт. №3. 1993. СС. 46-47. Г. Москва.

0

Оставить комментарий