Опубликовано: 18.08.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

      ЧАРКАЗЕ РАШ, кандидат филологических наук

 

     Наукой давно доказано, что Священная книга христианства Библия (XIII в. до н.э. II в. н.э.) совместно с иудейским и христианским вероисповеданием, кроме легенд и догм, содержит также самые разнохарактерные исторически достоверные упоминания.

До сих пор не было отмечено, что в Библии имеются также определенные свидетельства о предках курдов и их этнической родине.

       Ниже сначала приводятся интересующие нас фрагменты, а затем даются со­ответствующие примечания, то есть применяются принятые в общем источни­коведении принципы составления хрестоматийных изданий. Отрывки брались из русского канонического перевода (Москва, 1991) . 
 
1. БЫТИЕ, ГЛ. 8, 4     
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца на горах Араратских1). 

     1.В библиоведении, историографии, особенно в об­щественной среде, как правило, бытует одна преднаме­ренная путаница: библейские Араратские (Арарадские) горы почти безоговорочно отождествляются с горами Ма-сис (чиаэ Агри, Гридах), которые находятся на правом берегу реки Аракс (Араз), на сопредельной с СНГ тер­ритории Курдистана. Но в действительности библейское наименование "горы Арарадские" доподлинно относится к горам Джуди (Шихабад), вокруг которых расположены древние курдские города Джезире, Силопи, Ширнах, Захо и др. Кстати, склоны этих гор и долины с незапамятных времен сплошь покрыты густыми виноградниками ("Ной начал возделывать землю и насадил виноградник", Бытие, 9, 20). Эта историческая неточность — тема отдельного исследования.

 

 2. ИСАЙЯ, ГЛ. 37, 38      
И когда он1) поклонялся в доме Нисроха2) , Бога своего, Адрамелех3) и Шарецер4) , сыновья его, убили5) его мечом, а сами убежали в землю Араратскую6). И воцарился Асардан7), сын его, вместо него. 

1.Ассирийский царь Сеннахирим (705—681 гг. до н.э.).

2.Храм бога (идола) Нисраха в Ниневии.

3.Предполагается, что имеется в виду сын Сеннахирима по имени Арад-Нинлил.

4.Отождествляется с полководцем Небу-саресером (Набушарусур), который в 681 г. был правителем (на­местником) Мараша (Маркаш).

5.Это действительно историческое событие. Источники сообщают, что Сеннахирима — царя Ассирийского, во время мятежа убил его сын. Кстати, локализуемые от­голоски этого события зафиксированы также в курдской средневековой эпической традиции.

6.В некоторых переводах и интерпретациях Библии вместо "земля Арарадская" встречается "страна Карду" (Курдистан). Надо раз и навсегда вспомнить, что биб­лейский Арарад — это Джуди (Куди).

7. Ассирийский царь Ассархадон (680—669 гг. до н.э.).

 

 3. ИЕРЕМИЯ, ГЛ. 51, 27      
Поднимите знамя на землю1), трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Араратские2), Минийские3) и Аскеназские4), поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу. 

1.Это призыв к борьбе против Вавилонии (594—592 гг. до н.э.).

2.В некоторых переводах и интерпретациях Библии вместо "царство Араратское" (Арарадское) употреблены "царство Карду", "царство кордийцев", "царство кутийцев" (= царство курдов).

3.Имеется в виду государственное образование под названием Мана, Минна и т.п. в бассейне озера Урмия (Восточный Курдистан). Видимо, надо подразумевать мидийское царство, так как Минна входила в состав Мидии.

4.Скифский племенной мощный союз в равнинах реки Кур (восточное Закавказье). В 612 г. до н.э. принял участие во взятии Ниневии.
 
 4. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ЦАРСТВ, ГЛ. 17, 24, 30     
И перевел царь Ассирийский1) людей из Вавилона2), и из Куты3), и из Аввы4), и из Емафа5) , и из Сепарваима6) , и поселил их в городах Самаринских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самарию7), и стали жить в городах ее. Вавилоняне сделали Суккот-Беноф8), Кутийцы9) сделали Нергала10) , Емафяне сделали Ашиму11). 

1.Салманассар III (859—824 гг. до н.э.).

2.Иначе — Халдея, Сеннаарь. Древнее государство в нижнем бассейне рек Тигр и Евфрат.

3.Древнее название юго-западного Курдистана.

4.Город недалеко от Вавилона.

5.Город в Сирии.

6.Город на обоих берегах Евфрата.

7.Область в Ханаане и город в Израиле.

8.Название божества (наверное, имя Зирбаниты, жены Меродаха).

9.Этноним (самоназвание) "курд" происходит от на­звания племени кутии (кутийцы), которое с этим на­званием появилось во второй половине 3-его тысячелетия до н.э., в центральном Курдистане.

10.Существуют разные точки зрения в отношении сущности, функции и изображения этого божества. Не­которые считают, что это — бог войны (планета Марс), "который изображался крылатым львом с человеческой головою". Но большинство исследователей предполагает, что оно означало петуха и изображалось в форме ста­туэтки этой птицы (идол). Кажется, это мнение более достоверно, так как до сих пор одно из главных божеств курдов-езидов — напоминающий петуха павлин (Таус, Малаки Таус), и по их религиозному кодексу запреща­ется есть мясо петуха ("Светлая вера", прежний пере­вод — "Черная книга", 24).

       Петух был священной птицей в зороастрийской ре­лигии ("Авеста"), а в основе курдского езидизма лежат принципы зороастрийского мировоззрения и ритуала.

11.Предполагают, что под этим именем имеется в виду Озирис (Египет), или Пан (Греция), или же Мер­курий (языческое божество). 
 
5. БЫТИЕ, ГЛ. 10, 1—2        Вот родословие сынов Ноевых1) : Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.      Сыны Иафета: Гомер, Мадагог, Мадай2), Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. 

1.По Библии, после потопа прародитель нового че­ловечества.

2.Родоначальник мидян (мидийцев), то есть восточных курдов. 
 
6. ИСАЙЯ, ГЛ. 21, 2.     
Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам1), осаждай, Мид2). Всем стенаниям я положу конец3). 

1.Древнее государство в юго-западном Иране (со­временный Хузистан).

2.Восточный Курдистан. В VIIIVI вв. до н.э. здесь образовалось мощное государство (в течение некоторого времени — империя). Мидия — это, вопреки всем фаль­сифицированным, антиисторическим и лженаучным кон­цепциям, настоящее курдское государство.

3.Речь идет о наказании Вавилона. 
 
7. ИСАЙЯ, ГЛ. 13, 17—18     
Вот, я подниму против них1) мидян, которые не ценят серебра, и не пристрастны к золоту.      Луки2) их сразят юношей, и не пощадят плода чрева; глаз их не сжалится над детьми. 

1. Против вавилонян.

2. О мидийских (= курдских) луках как о прослав­ленном оружии древнего Востока часто упоминает также античная историография. 
 
8. ИЕРЕМИЯ, ГЛ. 25, 25      
Всех царей Зимврии, и всех царей Елама, и всех царей Мидии… 1) 1. Упоминается в связи с Вавилонским пленением "народа Иудейского" (VI в. до н.э.). 
 
9. ИЕРЕМИЯ, ГЛ. 51, 28      
Вооружите против него1) народы, царей Мидии, областеначальников ее и всех градоправителей ее, и всю землю, подвластную ей. 1. Против Вавилона. 
 
10. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 2, 8, 9      
Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне1) и мидяне2) и еламиты… 

1.Иранский народ, который на юго-восточном берегу Каспийского моря образовал самостоятельное царство (III в. до н.э. — III в. н.э.). Некоторое время почти вся Передняя Азия находилась в сфере политического влияния Парфии. Парфяне уже в период раннего сред­невековья слились с другими иранцами и местным на­селением юга Средней Азии.

2.Весьма характерно, что в этом и дальнейшем пе­речислении наречий и языков тогдашних народов и стран (вторая половина первого тысячелетия до н.э.) рядом с мидянами (мидийцами-курдами) упоминаются парфяне, а не персы. По всей вероятности, персидский на основе тесной близости считался одним из местных ветвей (на­речие, диалект) мидийского языка. В противном случае, упоминался бы персидский, а не мидийский.

 

 11. ЕСФИРЬ, ГЛ. 1, 3     
В третий год своего царствования он1) сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска персидского и мидийского2) и для правителей областей своих. 

1.В Библии — мидо-персидский царь Артаксеркс. Доказано, что под этим именем в Библии выступает Ксеркс I, который царствоъал в 486—465 гг. до н.э.

2.Можно предположить, что мидийцы организовали свои войска отдельно от персидских.

 
 Гл. 1, 14      
Приближенными же к нему1 тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерее, Марсена, Мемухан2) семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лицо царя и сидели первыми в царстве3). 

1.К царю Ксерксу.

2.До сих пор в курдской действительности широко распространены некоторые варианты антропонима Ме­мухан (Мемо, Мамо, Мам, Маме и т.п.). Любопытно, что встречается также как женское имя — Мамихан (вариант: Мамйан). Таким образом, эти курдские личные имена никак не связываются с арабо-мусульманским име­нем Мухаммед (как обычно считается). Кажется, ар­мянский Мамикон тоже происходит от этого имени и переходил в армянскую среду из курдской антропони­мики.

3.По всей видимости, намекается на наличие инсти­тута местнического табеля ("Gahnamak") при мидо-персидском царском дворе. По этому ратифицированному списку (грамоте) каждый князь (областеначальник, гра­доправитель и т.п.) выделялся своим стабильным, на­следственным местом (престолом) и почетным титулом. Вельможи в царском дворце (в "царстве") по отношению к царю на подушках (престол, трон) сидели относительно близко или далеко, по своеобразной субординации, то есть занимаемому в государстве экономическому, воен­ному, общественно-политическому положению. Харак­терно, что вплоть до первой мировой войны в курдской аристокрастической среде сохранились выразительные черты этой древнейшей придворной традиции. "…На од­ном из широких подоконников подымалась высокая горка из квадратных плоских довольно мягких подушек, как бы тюфячков. Это были те подушки для сидения, которые выкладывались в случае надобности на пол для прихо­дящих гостей. Подушки были той деталью убранства дома, которая впервые привлекла мое внимание своей связанностью по церемониальной функции с подушками, составляющими особую черту быта Ирана и Армении феодального периода, быт IVVI вв.

      При дворе Сасанидских царей и царей династии Аршакидов подушка или, в особых случаях, две подушки для сидения во дворце являлись привилегией высших и особо близких к царю феодалов, и право на подушку или две отмечалось историками наряду с упо­минанием о "пативе", той почетной повязке на груди, плече и головном уборе, которая служила внешним от­личительным признаком знатного вельможи. А в доме Муртуллы-бега (курдский мудир Мокса — Ч.Р.) подуш­ка для сидения, "дымпак", давалась лишь некоторым гостям; за все время моего пребывания в Моксе (в 1911 — 1912 гг. — Ч.Р.) лишь одному из приходивших гостей — бегов было дано два или три раза по две подушки, но не сразу, а сначала одна, а потом вторая, уже из-под самого хозяина. Одним гостям подушка давалась "дво­рецким", мальхуэ (который одновременно являлся мех-мандаром, то есть гостеприимцем, мажордомом), по знаку руки Муртуллы-бега; другим подушка подавалась без такого знака, очевидно, являясь постоянным выражением почета со стороны хозяина, и, наконец, в особых случаях мехмандар предлагал подушку гостю лишь после того, как сам хозяин прикоснулся пальцами к ней. Как вы­глядела эта горка дымпиков на подоконнике, легче всего можно судить, взглянув на замечательное сасанидское блюдо Эрмитажа, где изображен царь Хосров Ануширван, восседающий на троне, имея под рукой точно такую горку подушек, но в чехлах не из бумажной набойки, а из парчовой ткани". (И.А.Орбели, Фольклор и быт Мокса, М., 1982, с. 34—35).

 

 ГЛ. 1, 18—19     
Теперь княгини персидские и мидийские, которые услышат о поступке царицы1), будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.     Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление, и впишется в законы персидские и мидийские, и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее. 

1."Царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла".

2.По этой и нескольким другим библейским заметкам можно сделать вывод, что при первых Ахеменидах иран­ское государство представляло собой своеобразное ми-до-персидское федеративное образование.
 
 ГЛ. 10, 2     
Впрочем, все дела силы его1) и могущества его, и обстоятельное показание о величии Мардохея2), которым возвеличил его царь, записаны в книге древних записей царей мидийскик и персидских. 

1.Царя Артаксеркса (Ксеркс I).

2.Пленный иудей, живший в Сузах (столица Елама, затем зимняя резиденция мидо-персидских царей), при дворе Артаксеркса (Ксеркса), родственник Есфири.

3.Выражение это свидетельствует о наличии пись­менности в Мидии, а также о равнозначности юрисдикции индийских должностных лиц при дворе Ахеменидов (см. п. 2 предыдущих примечаний). 
 
12. ДАНИИЛ, ГЛ. 5, 28     
Перес1)    разделено царство твое и дано мидянам и персам2). 

1.По преданию, "сын или внук Навуходоносора и последний царь Вавилонский из Халдейской династии Валтасар во время осады города Вавилона Киром, царем Персидским, и Киаскаром, или Дарием Мидийским, ус­троил большое пиршество своим вельможам… И вот в самом разгаре нечестивого пиршества таинственная рука начертала на стене роковые слова", одно из которых было УПАРСИН (или ПЕРЕС), с цитированным нами значением. Не трудно догадаться, что слова "упарсин" и "перес" идентичны со словами "парс" и "перс" (оба обозначают этноним, вернее — хороним "перс", "пер­сидский").

2.Зафиксировано конфедеративное равноправие ми-дийцев и персов даже при совместных завоеваниях. 
 
ГЛ. 5, 31     
И Дарий Мидянин1) принял царство, будучи шестидесяти двух лет. 1. И в "Книге пророка Даниила", и в традиционных трактовках Библии подчеркивается, что при осаде и за­воевании Вавилона решающую роль играли мидийцы со своим царем "Циаскаром, или Дарием Мидийским" (см. первый пункт предыдущих примечаний). Но дело в том, что Циаскар (точнее Киаксар) царствовал в 625—585 гг. до н.э. Мидийское государство во время царствования сына Киаксара Астиага было побеждено приблизительно в 550 г. до н.э. Киром II Великим (550—530 гг. до н.э.). Из изложения вышеприведенного предания трудно оп­ределить — Циаскар (Киаксар) также назывался Дарием Мидянином или носители этих имен были разные люди? Взятие Вавилона произошло в 538 (539) году. По всей видимости, Дарий Мидянин Киром Великим был назначен наместником Вавилона. Не исключается, что Дарий Ми­дянин или являлся прямым потомком индийского царя Киаксара и по традиции также назывался Киаксаром (Циаскаром), или же мы имеем дело с исторической мистификацией, когда заслуженному человеку, назна­ченному Киром наместником, по общественно-психоло­гическим и политико-стратегическим соображениям при­своены эти знатные имена. По нашему убеждению, под этими именами скрывается наместник области Кутиум (юго-западный Курдистан, или Мидия) Угбару (Гобрий, Ойбар), который вместе со своей армией весной 539 г. присоединился к армии Кира, а после захвата Вавилона был назначен первым наместником.

      В связи с этим будет интересным следующее истори­ко-филологическое сопоставление: Кути (Гути) — Куди (Гуди) — Кутиум (Гутиум) — Кудиум (Гудиум) — Кутмухи (Кудмухи) — Карда (Карду) — Корду — КУРДУ — Курд — Курдистан //Арарад — Кути (Гу­ти) — Куди (Гуди) — Джуди (арабозированная форма; иранск. к (г) семитск. дж.

 

 ГЛ. 6, 1—28 1) 

      Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов , чтобы они были во всем царстве.

      А над ними трех князей2), из которых один был Даниил, чтобы сатрапы давали им отчет, и чтобы царю не было никакого обременения.

      Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.

      Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.

      И эти люди сказали: "не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его".

      Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: "Царь Дарий! во веки живи!

       Все князья царства, наместники3) , сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский4), и чтобы он не был нарушен".

       Царь Дарий подписал указ и это повеление.

       Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил его, как это делал он и прежде того.

        Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим.

       Потом пришли и сказали царю о царском повелении: Не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?" Царь отвечал и сказал: "Это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения5).

       Тогда отвечали они и сказали царю, что "Даниил, который из пленных сынов иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами".

       Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его.

       Но те люди приступили к царю и сказали ему: "Знай, царь, что по закону Мидян и      Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено."

         Тогда царь повелел, и привели Даниила и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: "Бог твой, которому ты неизменно служишь, он спасет тебя!"

И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле.

         Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.

        Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному.

        И подошел ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: "Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?"

       Тогда Даниил сказал царю: "Царь! во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления".

       Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва: и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что веровал в Бога своего.

       И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их, и они не достигли до дна, как львы овладели ими и сокрушали все кости их.

       После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: "Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле, Он избавил Даниила от силы львов".

       И Даниил благоуспевал в царствование Дария и в царствование Кира Персидского6). 

1.Мы намеренно приводим полностью эту главу "Кни­ги пророка Даниила", потому что в ней художественно ярко отражен один характерный эпизод из жизни Дария Мидийского, показывающий интриганские нравы того времени.

2.Наместник (заместитель) правителя на Древнем Востоке, Буквально — управляющий областью (др. иранск. xfatrapan).

3.Здесь слово это употреблено в смысле "местный управляющий".

4.Многозначительно, что в соответствующих абзацах Библии слова "Мидия", "мидянин", "мидийский", как правило, употребляются или ставятся перед словами "Персия", "перс", "персидский" и т.п. И эта реальность относится исключительно к тем временам, когда мидий-ская держава давно уже не существовала. Чем все это объясняется? Известно, что существовавшая приблизи­тельно три с половиной века мидийская держава пред­шествовала появившемуся на Востоке персидскому го­сударству. Разрушителем мидийской державы был родной внук последнего индийского царя Астиага Кир II Ве­ликий, то есть персидские Ахемениды по одной кровной линии все-таки являлись мидийцами. Весьма вероятно, что долгое время мидийские письменность, геральдика и особенно государственно-управленческие механизмы по инерции и безоговорочно использовались в персидской ахеменидской действительности. И в этих условиях уди­вительно ли, что авторы библейских книг — современ­ники, иногда и непосредственные участники тех исто­рических событий, честь первенства приписывают именно индийскому (курдскому) политико-общественному пред­почтительному фактору?

5.По всей вероятности, Ахеменидская Персия управ­лялась также мидийскими (уже разработанными) -зако­нодательными актами и законопроектами. А мидийские (курдские) законы не только в письменном, но также и в устном виде традиционно считаются твердыми и же­сткими.

6.Нетрудно заметить, что Дарий Мидийский (Мидия) и Кир Персидский (Персия) стоят на одной ступени государственно-политической лестницы и выступают в одном ранге. Интересно, что в других первоисточниках армии Дария (Угбару) и Кира упоминаются ъ качестве отдельных армий.  
 
ГЛ. 8, 20 
Овен1) , которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. 

1.Здесь в апокалипсической изнанке представлен как эмблема упомянутых государств. Весьма характерный символ! Дело в том, что начиная со времени могущества мидийской державы до наших дней символ этот суще­ствует в курдской среде. Сегодня можно увидеть также овенные надгробия на закавказских родовых кладбищах курдов.

 

 ГЛ. 9, 1     
В первый год Дария1), сына Ассуирова2) , из рода Мидийского, который поставлен был царем3), над царством Халдейским4). 

1.В историографической литературе иногда встреча­ется мнение, что "через три недели после взятия Вави­лона" Угбару (Гобрий, Ойбир, Дарий, Циаскар-Киаксар) умер.

2.Пожалуй, только на основе этого имени отца еще в античной историографии Угбару (Губару, Дарий и т.д.) считали ассирийцем.

3.Из этой фразы также видно, что Дарий (Угбару) был назначен полномочным наместником Киром Вели­ким. (?)

4.Халдеи были скотоводческими племенами, семит­скими по происхождению. В начале первого тысячелетия до н.э. они проживали на периферии Вавилонии, а в VIII в. до н.э. начали занимать руководящие посты в этой стране. Халдейской династии принадлежит Ново­вавилонское царство (625—538 гг. до н.э.), которое было разгромлено мидо-персидскими войсками. Многое в ис­тории халдеев до сих пор остается темным и загадочным (их нельзя смешивать с иранскими халдеями).

                                                            * * *           

      Несколько индийских отголосков мы находим также в "Книге Иудита". Здесь, в частности, упо­минается некий мидийский царь Арпаксад, который якобы основал столицу Мидии Экбатаны (совре­менный Хамадан в Восточном Курдистане; дословно означает "место сбора мидийцев").

      Немаловажен тот факт, что мидийские (курд­ские) пласты Библии в основном относятся к Вет­хому Завету. Обстоятельство это тоже может слу­жить доказательством для мотивировки степени до­стоверности многих сведений.

 

  Журнал Курдистан Рапорт. №3. 1993. СС. 41-45. Г. Москва.
0

Оставить комментарий