ЧАРКАЗЕ РАШ, кандидат филологических наук
Наукой давно доказано, что Священная книга христианства — Библия (XIII в. до н.э. — II в. н.э.) совместно с иудейским и христианским вероисповеданием, кроме легенд и догм, содержит также самые разнохарактерные исторически достоверные упоминания.
До сих пор не было отмечено, что в Библии имеются также определенные свидетельства о предках курдов и их этнической родине.
1.В библиоведении, историографии, особенно в общественной среде, как правило, бытует одна преднамеренная путаница: библейские Араратские (Арарадские) горы почти безоговорочно отождествляются с горами Ма-сис (чиаэ Агри, Гридах), которые находятся на правом берегу реки Аракс (Араз), на сопредельной с СНГ территории Курдистана. Но в действительности библейское наименование "горы Арарадские" доподлинно относится к горам Джуди (Шихабад), вокруг которых расположены древние курдские города Джезире, Силопи, Ширнах, Захо и др. Кстати, склоны этих гор и долины с незапамятных времен сплошь покрыты густыми виноградниками ("Ной начал возделывать землю и насадил виноградник", Бытие, 9, 20). Эта историческая неточность — тема отдельного исследования.
1.Ассирийский царь Сеннахирим (705—681 гг. до н.э.).
2.Храм бога (идола) Нисраха в Ниневии.
3.Предполагается, что имеется в виду сын Сеннахирима по имени Арад-Нинлил.
4.Отождествляется с полководцем Небу-саресером (Набушарусур), который в 681 г. был правителем (наместником) Мараша (Маркаш).
5.Это действительно историческое событие. Источники сообщают, что Сеннахирима — царя Ассирийского, во время мятежа убил его сын. Кстати, локализуемые отголоски этого события зафиксированы также в курдской средневековой эпической традиции.
6.В некоторых переводах и интерпретациях Библии вместо "земля Арарадская" встречается "страна Карду" (Курдистан). Надо раз и навсегда вспомнить, что библейский Арарад — это Джуди (Куди).
7. Ассирийский царь Ассархадон (680—669 гг. до н.э.).
1.Это призыв к борьбе против Вавилонии (594—592 гг. до н.э.).
2.В некоторых переводах и интерпретациях Библии вместо "царство Араратское" (Арарадское) употреблены "царство Карду", "царство кордийцев", "царство кутийцев" (= царство курдов).
3.Имеется в виду государственное образование под названием Мана, Минна и т.п. в бассейне озера Урмия (Восточный Курдистан). Видимо, надо подразумевать мидийское царство, так как Минна входила в состав Мидии.
1.Салманассар III (859—824 гг. до н.э.).
2.Иначе — Халдея, Сеннаарь. Древнее государство в нижнем бассейне рек Тигр и Евфрат.
3.Древнее название юго-западного Курдистана.
4.Город недалеко от Вавилона.
5.Город в Сирии.
6.Город на обоих берегах Евфрата.
7.Область в Ханаане и город в Израиле.
8.Название божества (наверное, имя Зирбаниты, жены Меродаха).
9.Этноним (самоназвание) "курд" происходит от названия племени кутии (кутийцы), которое с этим названием появилось во второй половине 3-его тысячелетия до н.э., в центральном Курдистане.
10.Существуют разные точки зрения в отношении сущности, функции и изображения этого божества. Некоторые считают, что это — бог войны (планета Марс), "который изображался крылатым львом с человеческой головою". Но большинство исследователей предполагает, что оно означало петуха и изображалось в форме статуэтки этой птицы (идол). Кажется, это мнение более достоверно, так как до сих пор одно из главных божеств курдов-езидов — напоминающий петуха павлин (Таус, Малаки Таус), и по их религиозному кодексу запрещается есть мясо петуха ("Светлая вера", прежний перевод — "Черная книга", 24).
Петух был священной птицей в зороастрийской религии ("Авеста"), а в основе курдского езидизма лежат принципы зороастрийского мировоззрения и ритуала.
1.По Библии, после потопа прародитель нового человечества.
1.Древнее государство в юго-западном Иране (современный Хузистан).
2.Восточный Курдистан. В VIII—VI вв. до н.э. здесь образовалось мощное государство (в течение некоторого времени — империя). Мидия — это, вопреки всем фальсифицированным, антиисторическим и лженаучным концепциям, настоящее курдское государство.
1. Против вавилонян.
1.Иранский народ, который на юго-восточном берегу Каспийского моря образовал самостоятельное царство (III в. до н.э. — III в. н.э.). Некоторое время почти вся Передняя Азия находилась в сфере политического влияния Парфии. Парфяне уже в период раннего средневековья слились с другими иранцами и местным населением юга Средней Азии.
2.Весьма характерно, что в этом и дальнейшем перечислении наречий и языков тогдашних народов и стран (вторая половина первого тысячелетия до н.э.) рядом с мидянами (мидийцами-курдами) упоминаются парфяне, а не персы. По всей вероятности, персидский на основе тесной близости считался одним из местных ветвей (наречие, диалект) мидийского языка. В противном случае, упоминался бы персидский, а не мидийский.
1.В Библии — мидо-персидский царь Артаксеркс. Доказано, что под этим именем в Библии выступает Ксеркс I, который царствоъал в 486—465 гг. до н.э.
2.Можно предположить, что мидийцы организовали свои войска отдельно от персидских.
1.К царю Ксерксу.
2.До сих пор в курдской действительности широко распространены некоторые варианты антропонима Мемухан (Мемо, Мамо, Мам, Маме и т.п.). Любопытно, что встречается также как женское имя — Мамихан (вариант: Мамйан). Таким образом, эти курдские личные имена никак не связываются с арабо-мусульманским именем Мухаммед (как обычно считается). Кажется, армянский Мамикон тоже происходит от этого имени и переходил в армянскую среду из курдской антропонимики.
3.По всей видимости, намекается на наличие института местнического табеля ("Gahnamak") при мидо-персидском царском дворе. По этому ратифицированному списку (грамоте) каждый князь (областеначальник, градоправитель и т.п.) выделялся своим стабильным, наследственным местом (престолом) и почетным титулом. Вельможи в царском дворце (в "царстве") по отношению к царю на подушках (престол, трон) сидели относительно близко или далеко, по своеобразной субординации, то есть занимаемому в государстве экономическому, военному, общественно-политическому положению. Характерно, что вплоть до первой мировой войны в курдской аристокрастической среде сохранились выразительные черты этой древнейшей придворной традиции. "…На одном из широких подоконников подымалась высокая горка из квадратных плоских довольно мягких подушек, как бы тюфячков. Это были те подушки для сидения, которые выкладывались в случае надобности на пол для приходящих гостей. Подушки были той деталью убранства дома, которая впервые привлекла мое внимание своей связанностью по церемониальной функции с подушками, составляющими особую черту быта Ирана и Армении феодального периода, быт IV—VI вв.
При дворе Сасанидских царей и царей династии Аршакидов подушка или, в особых случаях, две подушки для сидения во дворце являлись привилегией высших и особо близких к царю феодалов, и право на подушку или две отмечалось историками наряду с упоминанием о "пативе", той почетной повязке на груди, плече и головном уборе, которая служила внешним отличительным признаком знатного вельможи. А в доме Муртуллы-бега (курдский мудир Мокса — Ч.Р.) подушка для сидения, "дымпак", давалась лишь некоторым гостям; за все время моего пребывания в Моксе (в 1911 — 1912 гг. — Ч.Р.) лишь одному из приходивших гостей — бегов было дано два или три раза по две подушки, но не сразу, а сначала одна, а потом вторая, уже из-под самого хозяина. Одним гостям подушка давалась "дворецким", мальхуэ (который одновременно являлся мех-мандаром, то есть гостеприимцем, мажордомом), по знаку руки Муртуллы-бега; другим подушка подавалась без такого знака, очевидно, являясь постоянным выражением почета со стороны хозяина, и, наконец, в особых случаях мехмандар предлагал подушку гостю лишь после того, как сам хозяин прикоснулся пальцами к ней. Как выглядела эта горка дымпиков на подоконнике, легче всего можно судить, взглянув на замечательное сасанидское блюдо Эрмитажа, где изображен царь Хосров Ануширван, восседающий на троне, имея под рукой точно такую горку подушек, но в чехлах не из бумажной набойки, а из парчовой ткани". (И.А.Орбели, Фольклор и быт Мокса, М., 1982, с. 34—35).
1."Царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла".
1.Царя Артаксеркса (Ксеркс I).
2.Пленный иудей, живший в Сузах (столица Елама, затем зимняя резиденция мидо-персидских царей), при дворе Артаксеркса (Ксеркса), родственник Есфири.
1.По преданию, "сын или внук Навуходоносора и последний царь Вавилонский из Халдейской династии Валтасар во время осады города Вавилона Киром, царем Персидским, и Киаскаром, или Дарием Мидийским, устроил большое пиршество своим вельможам… И вот в самом разгаре нечестивого пиршества таинственная рука начертала на стене роковые слова", одно из которых было УПАРСИН (или ПЕРЕС), с цитированным нами значением. Не трудно догадаться, что слова "упарсин" и "перес" идентичны со словами "парс" и "перс" (оба обозначают этноним, вернее — хороним "перс", "персидский").
В связи с этим будет интересным следующее историко-филологическое сопоставление: Кути (Гути) — Куди (Гуди) — Кутиум (Гутиум) — Кудиум (Гудиум) — Кутмухи (Кудмухи) — Карда (Карду) — Корду — КУРДУ — Курд — Курдистан //Арарад — Кути (Гути) — Куди (Гуди) — Джуди (арабозированная форма; иранск. к (г) семитск. дж.
Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов , чтобы они были во всем царстве.
А над ними трех князей2), из которых один был Даниил, чтобы сатрапы давали им отчет, и чтобы царю не было никакого обременения.
Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.
Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.
И эти люди сказали: "не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его".
Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: "Царь Дарий! во веки живи!
Все князья царства, наместники3) , сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский4), и чтобы он не был нарушен".
Царь Дарий подписал указ и это повеление.
Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил его, как это делал он и прежде того.
Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим.
Потом пришли и сказали царю о царском повелении: Не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?" Царь отвечал и сказал: "Это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения5).
Тогда отвечали они и сказали царю, что "Даниил, который из пленных сынов иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами".
Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его.
Но те люди приступили к царю и сказали ему: "Знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено."
Тогда царь повелел, и привели Даниила и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: "Бог твой, которому ты неизменно служишь, он спасет тебя!"
И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле.
Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.
Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному.
И подошел ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: "Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?"
Тогда Даниил сказал царю: "Царь! во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления".
Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва: и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что веровал в Бога своего.
И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их, и они не достигли до дна, как львы овладели ими и сокрушали все кости их.
После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: "Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле, Он избавил Даниила от силы львов".
1.Мы намеренно приводим полностью эту главу "Книги пророка Даниила", потому что в ней художественно ярко отражен один характерный эпизод из жизни Дария Мидийского, показывающий интриганские нравы того времени.
2.Наместник (заместитель) правителя на Древнем Востоке, Буквально — управляющий областью (др. иранск. xfatrapan).
3.Здесь слово это употреблено в смысле "местный управляющий".
4.Многозначительно, что в соответствующих абзацах Библии слова "Мидия", "мидянин", "мидийский", как правило, употребляются или ставятся перед словами "Персия", "перс", "персидский" и т.п. И эта реальность относится исключительно к тем временам, когда мидий-ская держава давно уже не существовала. Чем все это объясняется? Известно, что существовавшая приблизительно три с половиной века мидийская держава предшествовала появившемуся на Востоке персидскому государству. Разрушителем мидийской державы был родной внук последнего индийского царя Астиага Кир II Великий, то есть персидские Ахемениды по одной кровной линии все-таки являлись мидийцами. Весьма вероятно, что долгое время мидийские письменность, геральдика и особенно государственно-управленческие механизмы по инерции и безоговорочно использовались в персидской ахеменидской действительности. И в этих условиях удивительно ли, что авторы библейских книг — современники, иногда и непосредственные участники тех исторических событий, честь первенства приписывают именно индийскому (курдскому) политико-общественному предпочтительному фактору?
5.По всей вероятности, Ахеменидская Персия управлялась также мидийскими (уже разработанными) -законодательными актами и законопроектами. А мидийские (курдские) законы не только в письменном, но также и в устном виде традиционно считаются твердыми и жесткими.
1.Здесь в апокалипсической изнанке представлен как эмблема упомянутых государств. Весьма характерный символ! Дело в том, что начиная со времени могущества мидийской державы до наших дней символ этот существует в курдской среде. Сегодня можно увидеть также овенные надгробия на закавказских родовых кладбищах курдов.
1.В историографической литературе иногда встречается мнение, что "через три недели после взятия Вавилона" Угбару (Гобрий, Ойбир, Дарий, Циаскар-Киаксар) умер.
2.Пожалуй, только на основе этого имени отца еще в античной историографии Угбару (Губару, Дарий и т.д.) считали ассирийцем.
3.Из этой фразы также видно, что Дарий (Угбару) был назначен полномочным наместником Киром Великим. (?)
4.Халдеи были скотоводческими племенами, семитскими по происхождению. В начале первого тысячелетия до н.э. они проживали на периферии Вавилонии, а в VIII в. до н.э. начали занимать руководящие посты в этой стране. Халдейской династии принадлежит Нововавилонское царство (625—538 гг. до н.э.), которое было разгромлено мидо-персидскими войсками. Многое в истории халдеев до сих пор остается темным и загадочным (их нельзя смешивать с иранскими халдеями).
Несколько индийских отголосков мы находим также в "Книге Иудита". Здесь, в частности, упоминается некий мидийский царь Арпаксад, который якобы основал столицу Мидии Экбатаны (современный Хамадан в Восточном Курдистане; дословно означает "место сбора мидийцев").
Немаловажен тот факт, что мидийские (курдские) пласты Библии в основном относятся к Ветхому Завету. Обстоятельство это тоже может служить доказательством для мотивировки степени достоверности многих сведений.