Опубликовано: 15.02.2015 Автор: Admin Комментарии: 0

(Qewlê şêx E’rebegî Entûşî)

 

Откровение шеха Антушаарабского бега[1] (Qewlê[2] şêx E’rebegî Intûzî), впервые опубликовано Ордиханом Джалил и Джалилом Джалил в 1978 г. в книге «Zargotina k’urda» – «Курдский фольклор» (т. 2, стр. 5-7).

Кавл был записан со слов Брое шех Давреша (езидского шеха), проживавшего в республике Армения, д. Мурадтапа, Абовянского района в 1973 г.

В комментарии к тексту авторы дают пояснение: «шех Антуш приходился потомком Шехубакра – езидского святого, сподвижника Шехади. Кавл является назидательным, носит морально-этический характер, поэтому не зачитывается во время траурной или иной церемонии, а используется сугубо во время сбора адептов».

 

Откровение шеха Антушаарабского бега[1] (Qewlê[2] şêx E’rebegî Intûzî), впервые опубликовано Ордиханом Джалил и Джалилом Джалил в 1978 г. в книге «Zargotina k’urda» – «Курдский фольклор» (т. 2, стр. 5-7). Кавл был записан со слов Брое шех Давреша (езидского шеха), проживавшего в республике Армения, д. Мурадтапа, Абовянского района в 1973 г. В комментарии к тексту авторы дают пояснение: «шех Антуш приходился потомком Шехубакра – езидского святого, сподвижника Шехади. Кавл является назидательным, носит морально-этический характер, поэтому не зачитывается во время траурной или иной церемонии, а используется сугубо во время сбора адептов».

В 1995 году Филипп Креанброек откорректировал текст указанного кавла, сопроводил его английским переводом и издал в авторской книге «Yezidism – it’s bacground, observances and textual tradition» (pp 274-281). Информаторы из Лалыша, консультировавшие проф. Креанброека подтвердили, шех Антуш действительно легендарная личность. 
За основу исследования взят вариант откровения от проф. Креанброека.

Qewlê şêx E’rebegî Entûşî[3] побудил интерес своей очевидной несовместимостью с езидской догматикой. Если опустить приведенные выше комментарии, невозможно свести его с езидской религией. И вот почему.

Уже в названии: «Откровение шеха Антуша – арабского бега» просматривается противоречие, которое тянет за собой целый шлейф вопросов. Даже если признать, что термин арабский бег распространяется не только на моно нацию – арабов, а применим ко всему народонаселению Арабского халифата, вызывает большое сомнение обстоятельство: каковы побудительные мотивы, чтобы шех – представитель высшего езидского духовенства, потомок родоначальника клана (оджаха) Катани, переметнулся в лоно Ислама? Как ему удалось возвыситься над мусульманами, сохранив свою этническую религию? Что за сила побудила последователей господствующей религии, подчиниться власти иноверца? Какова была реакция самих адептов Езидизма в связи с этими событиями? Оказывается, возможно, однако, все по порядку.

Комментарий О. и Дж. Джалил: «Однажды Султан Эзид посещает собрание арабского бега и произносит: «Приветствую тебя – князь арабский» – анахронизм, поскольку сообразно «Qewlê mezin[4] – Гимну о главном» Султан Эзид сын Муавии – халифа Омеядской династии, житие которого приходится на первую половину VIII века, а шех Антуш, потомок Шехубакра, мог жительствовать не ранее XIII века. Посещение Султаном Эзидом собрания шеха Антуша не могло произойти в реальности, скорее это из области мистицизма – эффект духовного присутствия в процессе коллективного радения, подобное спиритизму, или во время ритуальной пляски сама.

 

S. 1 
1 Padşayê min, tuyî yekê temam, 
2 Siltan Êzîde, e’lêykim el-selam. 
3 Esilê gafila ji hedîd, 
4 Gafil kor bûn, ew surr nedît[5]. 
1 My King you аге the perfect оnе, 
2
О Sultan Ezid, peace bе upon you. 
3
Тhе nаturе of the heed1ess is of iron, 
4
Тhe heedless were blind, they did not sее the Mystery.
1 Мой Повелитель, ты единственный совершенный!
2 Приветствую тебя Властитель Эзид!
3 Природа беспечных [зависит] от кузнеца?
4 Беспечные были слепы, эту тайну не постигли.

Строка S.1.1 «Мой Повелитель, ты единственный совершенный» – манифестация принципа единобожия.

S.1.2 «Siltan Êzîde, e’lêykim el-selam» – арабская форма приветствия, распространенная в мусульманском мире. Езиды, при встрече, никогда не обращаются друг к другу словами «салам алейкум!» В сочетании с первой строкой образует не что иное, как завуалированную форму мусульманской шахады. Что навело на такую мысль, обоснуем ниже.

S.1.3 «Природа беспечных [зависит] от кузнеца?» – аллегория, где: 
• беспечные, это люди, не заботящихся о будущей жизни – об Ахирате; 
• кузнец – духовный наставник (оста), как правило пир, обучающий адептов основам религии. 
В строке заложена следующая мысль: «Уровень духовного восхождения человека зависит от его наставника».

S.1.4 «Gafil kor bûn, ew surr nedît – Беспечные были слепы, эту тайну не постигли». То есть люди, внемля откровения Султана Эзида, довольствовались лишь экзотерическим содержанием проповедей и не постигали их глубинных эзотерических смыслов. 
Gafil и surr – арабские заимствования. Surr в Коране знаменует сокровенность, через которую пророк Мухаммад получал каждую из 114 глав. Первому имаму Али ибн Абу Талибу приписывают следующие слова: «Эти суры были ниспосланы мистическим путём и подразумевают четыре смысла:


• экзотерический – для пересказа;

• эзотерический – для внутреннего понимания;

• предельный – объявляет о дозволенном и недозволенном;

• относящийся к божественному замыслу».

 

Мне могут возразить, и упрекнуть в предвзятости, апеллируя, что Езидизм существовал задолго до появления Ислама, и как тогда определить, кто у кого заимствовал? Хочу обратить внимание читателя на следующие факты:


1. Древнее происхождение Езидизма из области мифологии, наука не располагает доказательствами. 
2. Достоверными источниками признаны священные кавлы, бейты и дуа. В рассматриваемом нами тексте, ниже, в строке S.20.2 даются имена святых Езидизма Шеха Ади, Шеха Манда и Шеха Шамса-Татарина, однако все они жили и проповедовали не раннее XII в. Такая же картина и по другим кавлам. О какой древности может быть речь? Должно их житию и время написания откровения.
3. Из «Qewlê mezin – Гимна о главном»[6] вытекает, что Султан Эзид начал свое проповедничество в Дамаске, на тот исторический период, столице Арабского Халифата. Соответственно свое мистическое учение распространял среди мусульман. На этот счет двух мнений быть не должно. Строго по тексту, его учение приняло половина населения Шама, в числе которых были замечены и простолюдины, и представители знати, и даже кази – мусульманский судья. Его слова, сопровождаемые караматами (чудотворством), воспринимались пророческими. Последователи Султана Эзида несли сокровенные знания своего наставника всем народам и конфессиям подвластным Халифату. Поэтому открывающие кавл строки S.1.1 и S.1.2 являли для послушников приветственное обращение к Богу и его посланнику, чем заверяли свою приверженность к традиции Султана Эзида. Стих S.25.3 «Длань Султана Эзида над многими вероисповеданиями, многими религиями, многими сектами» – яркое тому подтверждение. 
4. Исторически зарождение мистицизма в Ираке и Сирии (позднее получившее название тасаввуф), приходится именно на VIII в. и проходит через всё средневековье в пышном соцветии толков и братств. О влиянии мусульманского мистицизма на езидов писал О. Л. Вильчевский, который видел в Езидизме архаическую религию кочевников Курдистана, смешавшуюся с суфизмом. «Этим–то и объясняются все попытки примирить наивную магическо–материалистическую религию кочевников Курдистана со стройной идеалистической концепцией мусульманских мистиков»[7] – его слова.
5. Если согласиться с устоявшимся мнением, что Шех Ади является реформатором Езидизма, тогда который из когорты святых проповедовал религию в предшествующие ему времена? 
6. Сам Шехади, согласно откровения «Qewlê Şêxadî û mêra – Шехади и уверовавшие (мужья)»[8] представлен:

S.1 
1 Şêxadî Xwedanê keremê,
2 Dahir bû li e’rebê li e’cemê.
1 Шехади — Заступник милостивый, 
2 Появился среди арабов и инородцев (персов).

S.2 
1 Dahir bû Bêt il-Fare,
2 Qesid kir, hate Hekare, 
3 Lalişê mêr lê cema dibûne.
1 Родился (появился) в Бейт-Фаре, 
2 Направился и пришел в Хаккари, 
3 В Лалыше вокруг него собирались уверовавшие (мужья).

S.4
1 Şêxadî ji Şamê hate. 
1 Шехади пришел из Шама.

Что указывают на его преемственность Султану Эзиду и дают повод усомниться, является ли Езидизм религией исконно этнической, или все–таки привнесенной?

S. 2 
1 Esilê gafila ji hesin, 
2 Gafil dîwanê tûjin, weke elmas, 
3 Gafil kor bûn, riya Siltan Êzîdê min heq nenas. 
1 Тhе паturе of the heedless is of iron, 
2
Тhe heedless аге an assembly, sharp as diamonds, 
3 The heedless were blind, they, did not give recognition to the path of m
у Sultan Ezid. 
1 Натура беспечных сродни железу,
2 Беспечные – собрание обостренное, подобно алмазу,
3 Беспечные были слепы, они истинность пути моего Властителя Эзида не признали.

 

Древние мудрецы (гностики) наставляли: каждый человек обладает душой – частицей божественного духа, но она внутри него оформлена в виде сырого материала (железа) – страсти, стремления, инстинкта, желания, мысли не праведной. Задача человека – освобождение души от зла физического тела и приобщение ее к божественной жизни. Отголоски этого учения, позднее, находят отражение в учениях суфиев, которые видят сей путь очищения только под началом оста (кузнеца). Обостряясь и отвергая учение Султана Эзида, люди лишают себя возможности достичь Абсолютной Реальности, их души обречены на вечное скитание.

 

S. 3 
1 Zerr bavêje nava agirî, 
2 Xilte venaşêrî, 
3 Zêrrê bê ser esilê xweyî berî. 
1 (If) you throw gold into the fire, 
2 You cannot make the molten substance disappear. 
3 The gold will be (true to) the nature it had before. 
1 Брось золото в огонь,
2 Осадок не утаишь,
3 Золото сохранит прежние качества[9].

 

Под определением золото кроется мумин (mûmîn) – человек, истинно уверовавший в единого Бога. Слово, однокоренное со словом Иман (Îman). Таким образом, мумин (золото) – обладатель Имана. Цель его земного пребывания – постижение Хакк (Heq) – Истины. Побуждающей силой является Ашк (Aşq) – Любовь, а средством – целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность при любых обстоятельствах. Никакие испытания и превратности судьбы не в силах изменить его чистоту и сломить веру.

 

S. 4 
1 Zêrr madeyekî çêye, 
2 Osta lê dinihêre, 
3 Serraf zane çi bihêye. 
1 Gold is а good substance. 
2
Тhе master (smith) looks аt it, 
3
Тhе moneychanger knows its value. 
1 Золото благородный материал,
2 Мастер заботится о нем[10], 
3 Меняла знает какова его цена.

 

Как нам представляется, под словом serraf=меняла подразумевается прозелит – тот, кто принял другое вероисповедание.

 

Стихи S.4 и S.5 следует рассматривать в указанном выше ключе.

S. 5 
1 Me’niya zêrrîn vaye, 
2 Zêrr ku şeffêra kutaye, 
3 Osta lê dinihêrte, 
4 Serraf zane çi bihaye. 
1 Тhe significance of gold is this: 
2 The gold, which the goldsmiths h
аvе beaten, 
3
Тhe master has looked аt it, 
4
Тhe moneylender knows what it is worth. 
1 Суть золота очевидна,
2 Когда золото отчеканено ювелиром,
3 Мастер опекает его, 
4 Меняла знает истинную стоимость.

S. 6 
1 Dibêjime we alê kitave, 
2 Pirs bikin ji alê Medînê, ji alê Ke’vê, 
3 Çikanî ew k’î bû, dot helal kir li bavî? 
1 I tell you, people of the Book, 
2 Ask the people of Madin
а, the people of the Ка'bа: 
3 Who was it who made the daughter li
сit to the father? 
1 Говорю вам, народ писания[11],
2 Расспросите людей Медины, людей Каабы,
3 Кто был тот, что объявил дочь законной [по отношению] к отцу?

 

Строки S.6.1 и S.6.2 «Говорю вам, народ писания, Расспросите людей Медины, людей Каабы», – рушат наши представления о Езидизме, как о закрытой, бесписьменной религии. Слова воззвания означают не просто толерантность по отношению к Исламу, это приверженность, подтвержденная историческими фактами. Достоверно, что начиная с XII века, пошёл процесс оформления орденов-тарикатов, которые имели большое влияние на общественно-политическую жизнь мусульманского общества. Основоположником процесса сближения считается выдающийся философ и мыслитель Абу Хамид аль–Газали, который раскрыл значимость мистики как непременного, важнейшего элемента веры, основанной во многом на иррациональном состоянии сознания. 

После него многие суфийские ордена, в их числе и Адавийя, развивались в лоне ортодоксального Ислама. Тасаввуф становится признанной частью исламской религии и всячески поощряется Султанатом. 

Почему, в езидском кавле, будь то Султан Эзид, или шех Антуш, обращается не к Эздихане, а к народу писания, приводит в свидетели паломников мусульманских святынь – Медины и Мекки (Каабы), а не собрания на Рынке познания (sûka merîfetê)? Очевидно, данный кавл, составленный представителем оджаха Катани, изначально читался только в кругу своих адептов, в те времена, когда эти кланы являли самостоятельные ответвления тариката Адавийя и отношения между ними складывались, мягко говоря, не совсем дружелюбно. В откровении лейтмотивом проходят призывы упования к святым шеху Ади – основателю ордена Адавийя, шеху Шамсу – родоначальнику клана Шамсани, шеху Манду – сыну шеха Фахрадина, племянника шеха Шамса и ни слово о святом шехе Хасане, фигуре не менее значимой и почитаемой как шех Традиции (Şêxê Sunetê) – родоначальнике клана Адани. Значит, этноконфессиональная община Эздихана сложилась позднее, после объединения кланов Катани, Шамсани и Адани в касту – Шехани, а гробница Шехади, находящаяся под патронажем клана Адани, обрела статус зиара – место всеобщего паломничества.

Строка S.6.3 «Кто был тот, что объявил дочь законной [по отношению] к отцу?» – аллюзия. Чтобы постичь вложенный в строку смысл, и разглядеть, кто или что скрывается за таинственными дочерью и отцом, обратимся к последующему стиху S.7:

S. 7 
1 Berî qîl û qal kir, 
2 Ew Adem bû, dot lê h’elal kir, 
3 Şêrane lê wisal[12]kir. 
1 Before hе (began to) speak, 
2 It was Adam who m
аdе the daughter licit to him. 
3 Не embraced her with lion-like vigor. 
1 Ранее бесед сотворен,
2 То был Адам, что сделал дочь законной его,
3 Стихами ее встречал.

 

S.7.1 «Ранее бесед сотворен». Разумеется, в роли Творца выступает Бог, но кого он избрал себе в собеседники? Потенциальным можно считать фигуру пророка Моисея, о котором известно: 
• Иудеи называют Моисея Моше Рабейну (египетский вариант имени – Моузес, где мо – вода, узес – спасенный из воды) и почитают его как главного пророка, который говорил непосредственно с Богом. Моисей поднялся на гору Синай, где Бог объявил ему Скрижали Завета – Десять заповедей (Исх. 32:15-16).
• Для христиан Моисей, так же один из самых великих ветхозаветных пророков. Ключевым моментом является духовный смысл получения 10 заповедей.
• В Коране Mycа отмечен собеседником Аллаха, про которого сказано: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)» (сура Трапеза 5:48).
• Моисей, под арабской транскрипцией Муса, поминается и в езидских священных текстах, ему посвящено «Qewlê Mûsa Pêxember»[13] – «Откровение пророка Мусы».

S.7.2 «То был Адам, что сделал дочь законной его». Согласно традиции всех авраамических религий, первым человеком на земле считается Адам. В представлении большинства верующих, до Адама людей на земле не было. 
Из Корана, известно, что первым в плеяде пророков стоит имя Адама, как человека, выбранного Аллахом для направления человечества на праведный путь веры и наделённого пятью качествами пророка: 
– правдивость; 
– верность; 
– способность передавать предписания и запреты Аллаха, несмотря ни на какие трудности; 
– ум; 
– чистота нравов. 


 

Также мусульмане верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов – священных свитков, предшествовавших последующим четырём священным книгам: Таурату (Торе), Забуру (Псалтырю), Инджилю (Евангелию) и Корану.

Первочеловек Адам – центральная фигура в езидской космогонии. Сообразно священного писания «Meshefa Reş» – «Черной книги» он, и только он один является родоначальником езидов. В «Qewlê Afirandina kinyatê[14] – О сотворение существ» и многих других[15], имя Адама сопровождает эпитет рêxember – пророк, носитель богознаний, которые он получил непосредственно от Творца. Таким образом, в Езидизме, как и в Исламе, Адам олицетворяет собою два начала – происхождение и духовность.

Ибн Араби говорит: «благодаря существованию истины пророка, он жил как руководящее, властвующее создание, являвшееся образцом для подражания. Аллах, отсрочив воплощение его тела, создал вместо него представителей. Первым представителем и наместником был Адам. Позднее, когда человечество стало плодиться и множиться, вплоть до воплощения пречистого тела Пророка Мухаммада Аллах повсеместно и во все времена и эпохи создавал наместников и послал около 124 тысяч Пророков, включая 313 Посланников. Между всеми Пророками была установлена преемственность, и все они знали, что придет последний Посланник Аллаха – Мухаммад. Следовательно, Последний Пророк является тем, кому были ведомы как первое и последнее, так и все явное и тайное»[16]. Другой исламский источник утверждает: «Мухаммад – Пророк, сотворенный первым и появившийся на этот свет последним. От пота с груди Пророка созданы посланники, пророки, ученые, шахиды и праведники, познавшие Бога»[17]. Всеобъемлющие знания Пророка сопоставимы со знаниями самого Бога, а Адам и последующие пророки, хотя и получили божественное откровение, но не в полном объеме. Следовательно, вероучение каждого из пророков соотносится к вероучению Махаммада как дочь к отцу, или как отмечено во многих кавлах дочь к матери.

 

 

В S.7.3 слову шер (şêr) Филипп Креанброек дает значение – лев, и переводит строку: «Он обнял ее с силою льва», что не вписывается в канву стиха. Слово şêr, в зависимости от контекста, так же выступает в значении стихи, поэзия. Наш перевод – «Стихами ее встречал» или «Оды ей посвятил» – намёк на собственную езидскую литургию. Пример: «Qewlê îmane[18] – Гимн о вероисповедании», «Du’a bawirîye[19] – Молитва о вере».

S. 8 
1 Newêrim bikêlimim, 
2 Wekî ez bibêjim, suneta[20] berî Ademe, 
3 Ezê biricimim. 
1 I dare not sау it. 
2 If I say that it is
а custom from before Adam's time,
3 I shall be stoned.
1 Не осмеливаюсь вымолвить, 
2 Если я скажу что, эта традиция до времен Адама,
3 Я буду побит камнями.

S.8.1 «Не осмеливаюсь вымолвить». По причинам крайней восторженности некоторых тарикатов и неоднозначности их учений с позиции суннизма, ортодоксальные мусульмане относились к ним крайне настороженно и неоднозначно, осуждали как новшество, о котором ничего не говорил Пророк.

S.8.2 и S.8.3 «Если я скажу что, эта традиция до времен Адама, Я буду побит камнями» – Забивание камнями до смерти, среди езидов отмечено только в отношении лиц, которые участвовали в незаконных сексуальных связях и к данному случаю не имеет отношения. Скорее, это намек на ритуал изгнания Сатаны, указанный в Коране[21], в суре Аль Хиджр: 
– айяте 34. Он сказал: «Изыди отсюда. Отныне ты изгнан и побиваем;
– айяте 35. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния»; 
и в суре Пчелы:
– айяте 98. Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха;
– айяте 99. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа;
– айяте 100. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей. 
Эзотеризм, как филологический приём, использовался в качестве щита, защищающего от мусульманской ортодоксии.

S. 9 
1 Suneta berî Ademe, 
2 Ew me’nîke mezine, 
3 Hidreta mîrê mine. 
1 It is the custom from before Adam's time.
2
Тhat is а thing of great significance 
3 It is the presence of my Prince?
1 [Эта] традиция [явлена] до Адама,
2 Она с глубоким смыслом,
3 С присутствием моего правителя.

S.9.1 «[Эта] традиция [явлена] до Адама». О какой традиции поминается в откровении? Кому, с каким умыслом она явлена, если человечество еще не существовало? Далее S.9.3 «С присутствием моего правителя». Кто тот таинственный правитель, присутствовавший до сотворения Адама? Езидская космогония не дает ответ на эти вопросы, а вот тасаввуф утверждает, что до телесного воплощения Пророка Мухаммада его представителями в этом мире были пророки. Это представительство является воплощением «Мухаммадовой истины» (Хакикат-и Мухаммадийа). Ибо когда у Пророка спрашивали: «Когда вы стали пророком?», Он отвечал: «Когда Адам был между водой и глиной, иными словами, я был пророком еще до его сотворения».

S. 10 
1 Dibêjime we sunetê, 
2 Rojê heştê hezar tehlî tengî li ser we tê, 
3 Hûn bi hesûdî menihêrin malê şile’tê. 
1 I tell you (people of the) Tradition, 
2 Eighty thous and trials and tribulations will come upon you each day, 
3 (But) do not look with envy at the house
оf the Sharia. 
1 Говорю вам последователи традиции,
2 В день, восемьдесят тысяч невзгод и притеснений выпадают вам,
3 [Но] вы не завидуйте благополучию неверных.

S. 11 
1 Mevê çendiyek malê, çendiyek zêrre, 
2 Roja axiretê hûn wan va ji heve vavêrin. 
1 Do not desire so much wealth, so much gold, 
2 On the Last Day you and those will be separated from each other. 
1 Не возжелайте несметных богатств, несчетного злата,
2 В Судный день вы будете отделены друг от друга.

S. 12
1 Şile’t ku heye, bugd û te’ne, 
2 Ewin dijminê Siltane, 
3 Roja axiretê ew aşê bigerre xûne wane. 
1 When the (followers of the) Sharia аге present, (there is) disgust and blame, 
2 They
аге the enemies of the Sultan. 
3
Оn the Last Day, that mill will grind. their blood. 
1 Где есть неверные там клевета и укоры, 
2 Они – супостаты Султана,
3 В Судный день эта мельница будет ходить на их крови.

S. 13

1 Rajekê wê bibe gaziye, 
2 Şile’tê bimîne rût û te’ziye, 
3 Haşa[22] wê beraziye. 
1 One day there will be а call, 
2 The (followers of the) Sharia will be left naked and wailing.
3 Heaven preserve us from those swine. 
1 [Когда] наступит Судный день[23],
2 Неверный предстанет[24] голым и босым[25],
3 Не уподобляйтесь тем боровам.

S.13.3 «Haşa wê beraziye» проф. Креанброека делает вольный перевод «Небо сохранит нас от этих свиней», слову haşa – не уподобляйтесь, непонятно почему дает значение heaven – небеса. Наш вариант: «Не уподобляйтесь тем боровам».

S. 14 
1 Beraz jî xuliqetekî çêye, 
2 Sibeye, roj hiltêye, 
3 Ew jî ji kerema xwe tîne navê xwedêye. 
1 The pig itself is а good creature. 
2 Is morning. the sun is coming u
р, 
3 It, too, generously bears witness to the name of God. 
1 Но и боров создание хорошее,
2 [Если] по утрам, с восходом солнца, 
3 Он выказывает свои щедроты с именем Бога.

S. 15 
1 Haşaş jî xulqê zere, 
2 Wekî xweyî rojê heft cara lê biqehire, 
3 Tu kîn, bugzê dilê xwe da nagre. 
1 The hashish–smoker has а yellow look. 
2 Even if you
аге angry with him seven times а day. 
3 Не does not harbor rancour or disgust in his heart 
1 И курильщик гашиша создание золотое[26],
2 Если покровитель на дню семь раз на него гневается,
3 [Он] не озлобляется[27] и не держит неприязни в сердцах.

S. 16 
1 Talib, sofî, ew mellene, 
2 A derewa xengerene[28], 
3 Roja axiretê serê wan devê dojê, cihenimê va diçine. 
1 Students of religion and Sufis, they are all) Mullas 
2 They make pointless noises, (spouting) li
еs. 
3 On the Last Day their heads will go to the mouth of the inferno, to hell. 
1 Талибы[29] и суфии, они как муллы,
2 Ложь разносят по домам, 
3 В Судный день их головы попадут в горнило[30] ада, в преисподнюю.

В S.16, и последующем S.17 стихах гневно изобличается деятельность талибов, суфиев и мулл, для которых по убеждению автора уготован Ад, а раннее, по тексту, в S.6 «Говорю вам, народ писания, Расспросите людей Медины, людей Каабы» – разве не тех же талибов, суфиев и мулл призывают в свидетели? Где логика? Где последовательность? Складывается впечатление: правая рука не ведает о том, что творит левая рука. Ощущение – шех Антуш стриг всех под одну гребенку.

S. 17 
1 Çi aşekî hûr-binyane, 
2 Xwedê te’ala kevirê wî aşî ji xezebê dane, 
3 Roja axiretê serê talib, sofî û mella tê hêrane. 
1 What а finely–grinding mill it is! 
2 God the Most High has created the stone of that mill in his wrath. 
3 On the Last Day the heads of students of religion, Sufis and Mullas will be dismayed. 
1 Какая мельница мелко–мольная[31], 
2 Бог-Всевышний жернова той мельницы создал в порыве гнева, 
3 В Судный день головы талибов, суфиев и мулл ожидает перемол.

Случайно ли в S.17.2 «Xwedê te’ala kevirê wî aşî ji xezebê dane – Бог–Всевышний жернова той мельницы создал в порыве гнева» езидского Бога – Xwedê, сопровождает коранический атрибут Аллаха – te’ala (Всевышний)? Без комментариев.

S. 18 
1 Kitêva we nimaye, 
2 Xwedê te’ala kevirê wî aşî ji xezebê daye, 
3 Roja axiretê serê talib, sofî û mella tê nona deyne. 
1 Your Book shows: 
2 God, the Most High has created the stone of that mill out of wrath 
3
Оп the Last Day Не shall рlасе the heads of students of religion, Sufis and Mullas 
between them (i.
е., the millstones). 
1 Ваше писание указывает:
2 Бог-Всевышний жернова той мельницы сотворил в гневе, 
3 В Судный день талибы, суфии и муллы расплачиваются головами.

S.18.1 и S.18.2 «Ваше писание указывает: Бог-Всевышний жернова той мельницы сотворил в гневе» – удостоверяет, что автор кавла обращался не к единоверцам, а к мусульманам, при этом обладал глубокими знаниями Ислама, позволяющими ему цитировать айяты Корана. Соотносится ли такое деяние с законспирированной религией? Если это не прозелитизм, то что?

S. 19 
1 Dibêjime we suniye, 
2 Hûn desta ber medin ji mala A’dîya, 
3 Hîviya wana zor hîviye. 
1 1 tell y
оu, people of the Tradition, 
2 Do
поt renounce the house of the family оf Adi. 
3 (Your) hopes in them is likely to be fulfilled 
1 Говорю вам, последователи традиции,
2 Не отрешайтесь от клана (дома) Адиев,
3 Чаяния к ним воистину исполнимы[32].

S. 20 
1 Hîviya wan hîviyeke bi-mefere, 
2 Şêxadîye, Şêxmende, Şemsê Tetere, 
3 Ewin zû têne bangîn û mahderê. 
1 Норе in them is hоре in а рlасе of refuge: 
2 Sheikh Adi, Sheikh Mend and Sheikh Shems the Tartar,
3 They
соmе quickly (in response) to calls for help, to intercede.
1Упование на них есть надежда с прибежищем: 
2 Шехади, Шех Манд и Шех Шамс – Татарин,
3 Они быстро приходят на зов о помощи, и о заступничестве.

S. 21

1 Ew zû têne bangê, 
2 Şêxşimsê mine xudanê mangê, 
3 Sunetxanê nahêle avdeve, nahêle avistange. 
1 They come quickly to calls. 
2 My Sheikh Shems is the lord of the moon. 
3 He will not leave the Yezidi nation in great hardships, nor in great difficulties.
1 Они быстро откликаются (приходят) на призыв, 
2 [Почитаемый] мною Шех Шамс – владетель одеяния,
3 Не оставит народ традиции ни в нужде[33] ни под бременем[34].

S.19, S.20 и S.21 вносят ясность, к какому вероучению призывает автор, а именно, следованию илму (îlim) Шехади, и его последователей, в лице шеха Манда и Шеха Шамса.

S.21.2 «Şêxşimsê mine xudanê mangê» Филипп Креанброек дает перевод «Мой Шех Шамс – Бог Луны». На наш взгляд подстрочная трактовка ошибочна, поскольку:
1. Езидизм монотеистическая религия и шех Шамс при всей своей святости не может возвыситься до уровня бога. 

2. Согласно езидской традиции шех Шамс олицетворяет солнечное начало, тогда как Лунным покровителем выступает его брат – шех Фахрадин.

3. Отсюда делаем вывод: словосочетание ходане манге (xudanê mangê) – иносказание, как и приведенные выше понятия: беспечные, кузнец, золото. Наш перевод данной строки – «[Почитаемый] мною Шех Шамс – владетель одеяния», где:

• Xодан (xudan[35]) имеет широкий спектр смыслов, помимо Бога означает и хозяин, владетель, покровитель; 

• слову Mang – Луна, применительно к шеху Шамсу, с учетом эзотерического характера повествования и в соответствии со значениями из других[36] священных текстов, соответствует – одеяние. Аннемария Шиммель разъясняет: «Важным предметом среди изделий, сотворенных рукой человека, была одежда и головной убор. Смена одежды означала смену личности. Ведь каждый из нас испытывает это ощущение, когда надевает новую одежду, а священник в литургической рясе действует не как простой человек, а как исполнитель святых действий. Считалось, что одежда хранит в себе бараку ее владельца. Поэтому при передаче власти от правителя к правителю, от святого к святому пользовались одеяниями»[37].

В S.21.3 «Sunetxanê nahêle avdeve, nahêle avistange» проф. Креанброек слово
Сунатхана (Sunetxane) заменяет на Эздихана, очевидно, следуя совету своих консультантов. Представители езидского духовенства мусульманским воззрениям сунат, Сунатхана, дают следующее толкование: 
a) «в Езидизме сунат (sunet) синоним слова езид, семя ангелов, в обычном понимании обряд обрезания. Отсюда производные – Сунатхана, то же, что и Эздихана, то есть люди древней традиции. Хавене сунате (havênê sunetê) соответственно – семя суната, которое существовало до сотворения мира. Это понимается в плане метафизическом, но не материалистическом»; 
b) из чего заключают: «не только Ислам и Езидизм, но и Христианство, и Иудаизм тоже опираются на одни и те же источники, но это никому не дает права их считать сектами или же течениями внутри других религий. Потому что каждая из них имеет свою догматику, свою литургию, свое понимание, которое противоречит другим религиям». 
Трудно не согласиться с приведенными доводами в пункте «b», однако пункт «a», пусть даже и красивая, но легенда. И даже если использовать мифы и легенды в качестве аргументов, насколько это будет приемлемо к рассматриваемому нами кавлу, появившемуся еще до сложения общности Эздихана? 
Следуя исторической хронологии наблюдаем: XI век стал поворотным пунктом в истории Ислама. На смену прошиитским династиям Фатимидов и Буидов пришли сельджукские тюрки, неистовые приверженцы сунны Пророка. Касательно помянутого шеха Шамса заметим, проповедуя в Тебризе, он достиг всеобщего признания и благоволения властей, за что удостоился лакаба – Татарин (teter).

S. 22 
1 Hewara me xwedê surrê tarî, 
2 Me li wê dîtin zor mirarî, 
3 Me li wê nexteke selef vexwarî 
1 Our cry for help goes out to the lord of the dark Mysteries. 
2 There we have seen many pearls 
3 We have profited from this for
а short while.
1 Упование наше к Господу на тайны сокрытые[38],
2 Мы в них узрели много жемчуга,
3 Мы из них изведали[39] капельку источника.

S. 23 
1 Me li wê vexwarî nexteke selefê, 
2 Behra xwedê kûre, kes naghîje terefê, 
3 Me li wê dîtin sê herfê. 
1 We have profited from this or а short while, 
2 God's ocean is deep, no one reaches the shore. 
3 There we have seen three letters.
1 Мы изведали капельку из того источника, 
2 Море Бога глубокое, никто не достигает предела, 
3 Мы от него приняли (увидели) три табу[40].

Тайны сокрытые, жемчуга, капелька источника, море Бога – эзотеризм, из того же исламского мистицизма. Мы не будем останавливаться на раскрытии их значений, желающие могут ознакомиться в комментариях к кавлу – «Гимн о главном»[41]. Примечательно, уличая суфиев во лжи, автор взял на вооружение их практику.

S. 24 
1 Her sê herfê wêne, 
2 Heftê dudû ferq jêne, 
3 Hereme, ne ji wê neqtêne (niqlêne), 
4 Bila eva dinya me bikşêne. 
1 Аll three letters are thus.
2 Fifty-two groups derive from these 
3 They are forbidden, they do not belong to this line.
4 (Rather) let this world break us (if it must). 
1 Все три табу – важные[42], 
2 Семьдесят два отличных [народа] от него,
3 Они запретные [для нас], они не от этой капли, 
4 Пусть этот мир нас искушает[43].

S. 24.1 «Her sê herfê wêne – Все три табу – важные» основополагающий столп Езидизма, включает:
1. Диза дане (dîza de’nê) – «глиняный горшок для краски» или «котелок для краски». Вводит табу на брачные или любовные связи с представителями иных народов и конфессий, ограждает своих адептов от влияния других религий, исключает переход в иную веру.
2. Шалбке зерин (şelbikê zêrîn) – «золотая кружка». Запрет освящает незыблемость межкастовых отношений внутри общины, табуирует брачные или внебрачные связи мрида с представителями духовенства, а также внутри самих каст Шехани и Пирани. Олицетворяет святость вероубеждения и непогрешимость традиций.

3. Дарба хирка (derba xerqe) – «удар рубища», «удар власяницы». Обязывает соблюдать уважение к представителю духовного сословия: ни под каким–либо предлогом не допускается насилие над представителем духовной касты.

S. 24 нами исправлен на «Heftê dudû ferq jêne – Семьдесят два отличных [народа] от него». В оригинале указано на «Pênca dudû ferq jêne – Пятьдесят два отличных [народа] от него», что можно отнести к ошибке компилятора. Нигде, более, такое число народов не фигурирует. Характерным для Езидизма является количество семьдесят два. 
Представители исламской ортодоксии пытались систематизировать существующие в Халифате религиозные учения и непременно подгоняли их число к цифре семьдесят два, руководствуясь хадисом, согласно которому, после смерти Мухаммада, его община должна расколоться на семьдесят два толка, из которых лишь один в Судный день получит спасение.

S. 25 
1 Ewe miletê xerqe-pariste, 
2 Xerqe me’qûl kir ser xwe ra dêxiste, 
3 Destê Siltan Êzîd ser çiqas meseb, 
çiqas dîn, çiqas deste. 
1 This is the nation that reveres the khirqe. 
2 It has instituted the proper use of the khirqe, and has put it on. 
3 Sultan Ezid has power over so many religious schools, 
so many faiths, so many sects. 
1 Этот народ хирку почитает,
2 Хирку возвеличил и возвысил над собой,
3 Длань Властителя Эзида над многими вероисповеданиями, 
многими религиями, многими сектами.

S.25.1 «Этот народ хирку почитает» – отражает третий из постулатов о неискупляемых прегрешениях. Хирка – это почётная одежда, символ благочестия, отказа от мирских благ, смирения и чистоты помыслов, — символизирует божественную нравственность и атрибуты.

S. 26 
1 Temametî Şêxadî! 
2 Eme kêmin, Şêxadî temame! 
3 Em e’bdin, beşerin, behra gun(eh)ane, 
4 Sibê heta êverê hezar cûre xeber ji devê me derdkeve. 
1 Perfection belongs to Sheikh Аdi.
2 We fall short, Sheikh Adi is perfect. 
3 We are slaves, humans. an ocean of sins. 
4 From morning till evening
а thousand kinds of talk drop from our mouth.
1 Завершение именем Шехади!
2 Мы не совершенны, Шехади – совершенство!
3 Мы рабы Божьи, люди, [являем] море грехов,
4 С утра до вечера тысяча разных речей срывается[44] с наших уст.

Завершающий S.26 указывает на божественные атрибуты Шехади, что дает повод духовенству объявлять его Господом, земным воплощением Бога. Для науки Шехади, это шех Ади, реальная историческая личность, которая стараниями его мюридов окружена более высоким, чем человек, духовным блеском и величием.

Такова позиция автора. Делать какие-либо выводы на основании одного кавла не правомерно, продолжение последует …..

Есть один способ опровергнуть приведенные аргументы – показать, что они логически неверные. Очень надеемся на конструктивные отзывы со стороны езидского и мусульманского духовенства, религиоведов, историков, этнографов и просто людей не равнодушных к своим корням.


Комментарии

1. Бег, бек – титул родоплеменной, а затем феодальной знати в странах Ближнего и Среднего Востока, соответствует титулам князь, господин.

2. Qewl (араб.) – сказ, в Езидизме принял значение откровения, является непогрешимым и исходит по принципу преемственности духовных наставников (hoste), берущее начало от самого Творца, который произнес первое слово называющееся qewlê Xwedê
3.
Entûsh – редакция имени Intûz по Креанброеку

4. Philip G. Kreyenbroek Khalil Jindy Rashow «God and Sheikh Adi are Perfect Sacred Poems and Religious Narratives from the Yesidi Tradition» (pp 157-172)

5. nedît, дословно – не увидели, не узрели

6. http://ru.calameo.com/read/001465961bdf8538a1b28 
7. Вильчевский О. Л. Очерки по истории езидства. – Атеист, 1930, № 51. – Стр. 99.
8. Philip G. Kreyenbroek Khalil Jindy Rashow «God and Sheikh Adi are Perfect Sacred Poems and Religious Narratives from the Yesidi Tradition» (pp 178-183)

9. Zêrrê bê ser esilê xweyî berî, дословно – вернется к своему естеству

10. Osta lê dinihêrte, дословно – Мастер наблюдает за ним

11. Kitav, дословно – книги

12. Wisal=wîsal ю.-к. встреча, свидание

13. http://www.ezdixandi.com/forum/38-808 
14. Jêder: Pîr Xidir Silêman: Pirtûka Êzdiyetî, Rûpel 37, çapxana fêrkirina bilind, Hewlêr 1996.
15. Qewlê Qedîbilban – откровение Еадиба аль Банаhttp://www.ezdixandi.com/forum/38-278-1; Qewlê şêx û Aqûb – О шехе и Акубе http://www.ezdixandi.com/forum/38-274-1; Qewlê Zebûnî Meksûr – Philip G. Kreyenbroek Khalil Jindy Rashow «God and Sheikh Adi are Perfect» Sacred Poems and Religious Narratives from the Yesidi Tradition (рр 57-65)
16. Нуран Донер Пророк Мухаммад – Первый и Последний

Пророкhttp://www.posledniyprorok.info/prorok-muhammda-pervyi-i-po…
17. http://www.islam.ru/content/book/640
18. Ордихане Джалил и Джалиле Джалил “Zargotina k’urda” (кн.2, стр 49)
19.
Philip G. Kreyenbroek Khalil Jindy Rashow «God and Sheikh Adi are Perfect Sacred Poems and Religious Narratives from the Yesidi Tradition» (pp104-106) 

20. sunet, сунат (араб.) – обычай, пример, традиция. В понимании мусульман это слова, деяния и предписания Пророка, а также все то, что есть желательно для мусульманина, имеющее подтверждением в хадисах.

21. Коран, перевод смыслов Кулиева Э. Р.

22. Слову haşa – не уподобляйтесь Креанброек дает перевод heaven – небеса
23. Rajekê wê bibe gaziye дословно – [Когда] наступит день призыва

24. Bimîne, дословно – останется

25. Te’ziye, дословно – нагим

26. Zer, дословно – желтое

27. Bugzê – дуется, от bûẍ ю.-к. физ. Газ

28. Xengere = xan gere – разносчики по домам

29. Talib (араб.) – в исламе искатель, исследователь, желающий, ищущий, требующий знаний.
30. Dev, досдовно – рот

31. Hûr-binyane, досдовно – с мелкой основой

32. Zor hîviye, досдовно – великие чаяния

33. Avdev, дословно – слюна 

34. Avistang, дословно – стельность

35. xudan, xwedan 1) хозяин, собственник, владелец, обладатель; 2) владыка, властелин; господин; 3) опекун, попечитель; покровитель, защитник; 4) творец, создатель (о боге), господь, бог.

36. Qewlê bore borê http://www.ezdixandi.com/forum/38-827-1;

Qewlê Qedîbilban  http://www.ezdixandi.com/forum/38-278-1;

Beyta sibê yan beyta Şêşems Philip G. Kreyenbroek Khalil Jindy Rashow «God and Sheikh Adi are Perfect Sacred Poems and Religious Narratives from the Yesidi Tradition» (pp210-216)

37. Аннемария Шиммель "Распознавание символов Бога" (гл.1, ч.1)

38. Tarî, дословно – темные

39. Vexwar, дословно – испили

40. Herf, дословно – буквы

41. http://ru.calameo.com/read/001465961bdf8538a1b28 
42. Wêne, дословно – видные

43. Bikşêne, дословно – сокрушает, ломает

44. Derdkeve, дословно – выходит.

 

www.kurdist.ru

 

0

Оставить комментарий