ПЕРВАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ КУРДОВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦЯ
В бывшем Советском Союзе большое внимание уделялось национальной политике. В двадцатых-тридцатых годах прошлого столетия по решению ЦК компартии большевиков и Верховного Совета СССР для национальных меншеств во многих бывших союзных республиках открылись очаги культуры и просвещения.
В советской Армении открылись русские, курдские и азербайджанские школы, техникумы, газеты и радиовещания, секции писателей нацменов при федерации ( потом союзе) писателей Армении, издавались учебники для курдских школ, они же для техникума, ( учебники для русских и азербайджанских школ и техникумов получали из России и Азербайджана).
Так, в начале 30-х годов Аджие Джнди одновременно преподавал в Закавказском курдском педагогическом техникуме, заведовал отделом в курдской газете “Рйа таза”, работал редактором курдских радиопередач a так же, вместе со своей супругой Зейнаба Иво, был диктором. Он был автором учебников для курдских школ,учился в университете, окончив его поступил в аспирантуру в институте истории матеряльной культуры (его научным руководителем был назначен профессор Асатур Хачатрян), a так же участвовал в научных экспедициях в районы Армении для сбора народного творчества…
Рассказ матери
Аджи очень много работал, в день по 14-16 часов, иногда и больше… Работал с чувством ответстенности, большим энтузиазмом, любовью к своему делу и народу … Он высоко ценил время, и зарание планировал его.
В 1930 году секретарем ЦККП(б) Армени был избран Ахаси Ханджян. Аджие Джнди в своих воспоминаниях очень тепло отзывается о нем “ … Товарищ Ханджян был другом нашего народа, был знаком с Джангиром Ага, высако ценил заслуги этого самоотверженного героя Баш-Апаранской битвы против турков…Он приходил в наш техникум, беседовал с преподавателями, студентами, оказывал им нужную помощь… Я и Амине Авдал обращаясь к тов. Ханджяну, с глубоким уважением говорили ему – товарищ Кaнджян ( Qencyan – благодетель).
Ахаси Ханджян в своем отчетном докладе на 9-ом съезде ЦККП(б) Армении, который состоялся с 10-го по 14-ое января 1934-го годa, говорил и о том, что: “…Русский и Закавказкий курдский техникумы в этом году дадут первых выпускников, а турецкий ( азербайджанский) даст свой 4-ый выпуск…, – он также отметил,- сейчас у нас есть один курдский научный работник, окончивший наш университет…” (имел в виду Аджие Джнди. Ф.А.).
В 1933 году по решению секретариата К(б)ПА Аджие Джнди включают в состав оргкомитета Союза Писателей Армении (СПА).
Аджие Джнди с 1930г. по 1968г. являлся председателем секции курдских писателей при федерации, (а с 1934-года Союза) писателей Армении.
В 1933 году именем Аджие Джнди была названа школа села Барож (Дюзкенд).
В 1934 году на первом съезде СПА Аджие Джнди избирается членом Правления СПА, и на последующих съездах (до 1968-го года) переизбирается на эту почетную должность, избирается так же делегатом Первого исторического съезда писателей СССР.
“Большой честью явилось для меня то, что меня – наряду с такими выдающимися армянскими писателями как Чаренц, Бакунц, Ширванзаде, Маари, Демирчян и другие, избрали делегатом 1-го съезда писателей СССР”,- вспоминал Аджие Джнди.
В 1934 г. Аджие Джнди был избран депутатом Ергорсовета.
В 1934 году был награжден Грамотой Центрального исполнительного комитета Арм. ССР.
8-го июня 1934 года в Ереване открывается Первая курдоведческая всесоюзная конференция.
Аджие Джнди был одним из активных ее организаторов. Делегатами конференции были ученые и писатели из Москвы, Ленинграда (Санкт -Петербурга),Тбилиси, учителя курдского языка и литературы из Армении, Aзербайджана, Туркменистана.
На повестке дня конференции были следующие вопросы:
1.Октябрьская революция и создание курдской национальной культуры(докладчик – Л. Арисян).
2. О курдоведческой работе в курдской секции института истории материальной культуры Армении ( докладчик – Аджие Джнди).
3. О социальном положении курдов до Октябрьской революции ( докладчик – Араб Шамилов).
4. О создании курдского литературного языка(докладчики –Гурген Севак и проф. А. Хачатрян).
5.Об изменении некоторых букв в курдском алфавите и вопросы правописания(докладчик –Амине Авдал).
6. Основы грамматики курдского языка (докладчики- И.И. Цукерман и Канате Курдо).
7. О создании новых терминов на курдском языке ( докладчик – Вардан Петоян).
Намечался и доклад Исаака Марогулова “ О новом курдском алфавите с латинской транскрипцией”, но к сожалению, в 1933г. Марагулова не стало.
Доклады читались, в основном, на армянском и русском языках. Свой доклад Аджие Джнди прочел на родном курдском языке.
После докладов были интересные выступления делегатов конференции.
Участники Первой всесоюзной курдоведческой конференции 1934-го года: Аджие Джнди стоит взади- слева 4-ый, шестой –Джардое Генджо, в первом ряду сидят: справа- первый Амине Авдал , пятый – И. Цукерман, седьмой Асатур Хачатрян, справа- третий Канате Курдо
Конференция приняла очень важные решения для развития и процветания курдоведения. После конференции были изданы несколько известных работ.
Но, увы, большинство решений конференции остались на бумагах…
В годы сталинских репрессий, в 1937-ом году в Ленинграде (С-Петербург) Араба Шамилова арестовали и выслали в Сибирь.
Начавшаяся в Советском Союзе, в конце 30-х годов, волна террора коснулась и Аджие Джнди…
1936-ом году Аджие Джнди не приняли в ряды Коммунистической партии, прикрепив к нему ярлык «неблагонадежного», а готовую диссертацию на тему – “Народный эпос Кар и Кулуке Слеване Сливи” в 1937-ом году так и не дали защитить.
Аджие Джнди защитил свою kандидатскую диссертацию в январе 1940 г. и стал первым kурдом-кандидатом наук, а в 1964 году – первым доктором наук в Советском Союзе.
В сентябре 1937г. в республиканской газете “Коммунист“ была опубликована статья “Изгнать шпионов из Союза писателей“. Последствия публикации не преминули долго ждать. В октябре 1937г. Аджие Джнди лишили преподавания в техникуме за “националистические взгляды”, за то, что он трудоустроил Халеда Джалал Заде (Халед Джалал Заде был курд из Турции, спасаясь от преследований нашел убежище в Армении), за то, что в курдских учебниках отвел место “контрреволюционеру” Арабу Шамилову.
Потом уволили и со всех других его работ.
Ему было очень больно, обидно и одиноко…
И только через два месяца, в начале января 1938 г, после множества заявлений, протестов, он был восстановлен в прежних работах… Ходил он на работы, но, увы, прежнего энтузиазмa уже не было…Только по прежнему, с любовью записывал фольклор из уст сказителей.
По просьбе отца, радиопередачи на курдском языке должны были возобновиться через месяц, т.к. моя мать – Зейнаба Иво не могла выйти на работу из- за болезни детей…
Но… вскоре, 18 марта 1938 –го года, в один и тот же день, Аджие Джнди, редактор газеты “Рйа таза”, писатель Джардое Генджо и проф. Асатур Хачатрян стали политзаключенными.Их объявили «врагами народа» и поместили в тюрьму при КГБ Армении.
Аджие Джнди обвиняли по ст. 58-а УК Арм. ССР, которая предусматривала смертную казнь…
В том же 1938 году в Армении закрылись газета “ Рйа таза”, радиовещание на курдском языке, все курдские школы, Закавказский курдский техникум, секции курдских писателей и институтa истории материальной культуры Армении.
Фрида Аджи Джауари
P.S.
В Ереване 15 марта 1939г. Военный трибунал Пограничных и Внутренних войск НКВД Арм.ССР начал судебное разбирательство…
Слушали Дело восьмерых курдов – езидов… Суд продлился три дня…
Суд пятерых заключенных – Аджие Джнди, Джардое Генджо, Ахмаде Мирази, Теймурова Шамиля (Шамо), Алояна Мраза оправдал и реобелитировал….
Отец, Амине Авдал, Джардое Генджо, Джасме Джалил все они были детдомовцами и не знали когда родились. В детдомах медкомиссии, по каким-то показаниям, записывали их данные о рождения. Отец и сам точно не знал день своего рождения.
Я не знаю до ареста отца — у него в паспорте какой был записан день рождения, — но точно знаю, что он свой день ареста, который совпал с днем его освобождения из тюрьмы, т.е. 18 марта сам записал своим днем рождения и все ежегодно в этот день поздравляли его с днем рождения.
Ф. А.