Опубликовано: 15.03.2013 Автор: Admin Комментарии: 0

ПЕРВАЯ  ВСЕСОЮЗНАЯ  КУРДОВЕДЧЕСКАЯ  КОНФЕРЕНЦЯ

 

В бывшем Советском Союзе большое внимание уделялось  национальной политике. В  двадцатых-тридцатых годах прошлого столетия по решению ЦК компартии большевиков и Верховного Совета СССР для национальных меншеств во многих бывших союзных республиках  открылись очаги культуры и просвещения.

 

            В советской Армении  открылись русские, курдские и азербайджанские  школы, техникумы,  газеты и радиовещания,  секции писателей нацменов при федерации ( потом союзе) писателей Армении, издавались учебники для курдских школ, они же для техникума,     ( учебники для русских и азербайджанских школ и техникумов получали из России и Азербайджана).

 

                В 1930-ые годы имя и деятельность Аджие Джнди присуствует во всех областях, связанных с курдоведением и курдской культурой. За неимением соответствующих кадров, он и Амине Авдал выполняли большой объем работы, совмещали несколько обязан­ностей.

         

Так, в начале 30-х годов Аджие Джнди одновременно преподавал  в Закавказском курдском педагогическом техникуме, заведовал  отделом в курдской газете “Рйа таза”, работал редактором курдских радиопередач a так же, вместе со своей супругой Зейнаба Иво, был диктором. Он был автором  учебников для курдских школ,учился в университете, окончив его поступил в аспирантуру в институте истории матеряльной культуры (его научным руководителем был назначен профессор  Асатур Хачатрян), a так же участвовал в научных экспедициях в районы Армении для сбора народного творчества…

 

 

 

Рассказ матери

 

            Аджи очень много работал, в день по 14-16 часов, иногда и больше…  Работал  с чувством ответстенности,   большим энтузиазмом,  любовью к своему делу и народу … Он высоко ценил время, и зарание планировал  его.

 

            В 1930 году секретарем ЦККП(б) Армени был избран Ахаси Ханджян. Аджие Джнди в своих воспоминаниях очень тепло отзывается о нем  “ … Товарищ  Ханджян был другом нашего народа, был знаком с Джангиром Ага, высако  ценил заслуги этого самоотверженного героя Баш-Апаранской битвы против турков…Он приходил в наш  техникум, беседовал с преподавателями, студентами, оказывал им нужную помощь… Я и Амине Авдал  обращаясь к тов. Ханджяну, с глубоким уважением говорили ему – товарищ Кaнджян ( Qencyan – благодетель).

 

Ахаси Ханджян  в своем отчетном докладе на 9-ом съезде  ЦККП(б) Армении, который состоялся  с 10-го по 14-ое января 1934-го годa, говорил  и о том, что: “…Русский и Закавказкий курдский   техникумы в этом году дадут первых выпускников, а турецкий   ( азербайджанский) даст свой 4-ый выпуск…, – он также отметил,- сейчас у нас есть один  курдский научный  работник, окончивший наш университет…” (имел в виду Аджие Джнди. Ф.А.).

 

В 1933 году по решению секретариата К(б)ПА Аджие Джнди включают в состав оргкомитета Союза Писателей Армении (СПА).

Аджие Джнди с 1930г. по 1968г. являлся председателем секции курдских писателей  при федерации, (а с 1934-года Союза) писателей Армении.

 

В 1933 году именем Аджие Джнди была названа  школа села Барож (Дюзкенд).

В 1934 году на первом съезде СПА Аджие Джнди избирается членом Правления СПА, и на последующих съездах (до 1968-го  года) переизбирается на эту почетную должность, избирается так же делегатом  Первого исторического съезда писателей СССР.

 

“Большой честью явилось для меня то, что меня – наряду с такими выдающимися армянскими писателями как Чаренц, Бакунц, Ширванзаде,  Маари, Демирчян и другие, избрали делегатом 1-го съезда писателей СССР”,- вспоминал Аджие  Джнди.

 

В 1934 г. Аджие Джнди был избран депутатом Ергорсовета.

            В 1934 году  был награжден Грамотой Центрального исполнительного комитета Арм. ССР.

 

            8-го июня  1934 года  в Ереване открывается Первая курдоведческая всесоюзная конференция.

 

Аджие Джнди был одним из активных  ее организаторов.  Делегатами конференции были ученые  и писатели из Москвы, Ленинграда (Санкт -Петербурга),Тбилиси, учителя курдского языка и литературы  из Армении, Aзербайджана, Туркменистана.

 

На повестке дня  конференции были следующие вопросы:

 

            1.Октябрьская революция и создание курдской национальной культуры(докладчик – Л. Арисян).                                                

            2. О курдоведческой работе в курдской секции института истории материальной культуры Армении ( докладчик – Аджие Джнди).                                                        

            3. О социальном положении курдов до Октябрьской революции ( докладчик – Араб  Шамилов).

            4. О создании курдского литературного языка(докладчики –Гурген Севак и проф. А. Хачатрян).

            5.Об изменении некоторых букв в курдском алфавите и вопросы правописания(докладчик –Амине Авдал).                                                         

            6. Основы грамматики курдского языка (докладчики- И.И. Цукерман и Канате Курдо).                                                   

            7. О создании новых  терминов на курдском языке ( докладчик – Вардан Петоян).

                                                                      

 

Намечался и доклад Исаака Марогулова “ О  новом курдском алфавите с латинской транскрипцией”, но к сожалению, в 1933г. Марагулова  не стало.        

Доклады читались, в основном, на армянском и русском языках. Свой доклад Аджие Джнди прочел на родном курдском языке.

            После докладов были интересные выступления  делегатов конференции.

 

 

 

Участники Первой всесоюзной  курдоведческой  конференции  1934-го года: Аджие Джнди  стоит взади- слева 4-ый, шестой –Джардое Генджо, в первом ряду  сидят:  справа- первый Амине Авдал , пятый – И. Цукерман, седьмой Асатур Хачатрян, справа- третий Канате Курдо

 

            Конференция приняла очень важные решения для развития и процветания курдоведения. После конференции были изданы  несколько известных работ.

Но, увы, большинство  решений  конференции остались на бумагах…

 

В годы  сталинских репрессий, в 1937-ом году в Ленинграде (С-Петербург)  Араба Шамилова   арестовали и выслали в Сибирь.

 

Начавшаяся в Советском Союзе, в конце 30-х годов, волна террора коснулась и Аджие Джнди…

           

1936-ом году Аджие Джнди не приняли в ряды Коммунистической партии, прикрепив  к нему ярлык «неблагонадежного»,  а  готовую диссертацию на тему – “Народный эпос  Кар и Кулуке Слеване  Сливи”    в 1937-ом году так и не дали защитить.

 

Аджие  Джнди защитил свою kандидатскую диссертацию в январе 1940 г.  и стал первым  kурдом-кандидатом наук, а в 1964 году –  первым доктором наук в Советском Союзе.

 

 

           В сентябре 1937г. в республиканской газете “Коммунист“ была опубликована статья “Изгнать шпионов из Союза писателей“. Последствия  публикации не преминули долго ждать. В октябре 1937г. Аджие Джнди  лишили преподавания в техникуме за “националистические взгляды”, за то, что он  трудоустроил Халеда Джалал Заде (Халед Джалал Заде был курд из Турции, спасаясь от преследований нашел убежище в Ар­мении), за то, что в курдских учебниках отвел место  “контрреволюционеру” Арабу Шамилову.

Потом  уволили и со  всех других  его работ.

 

 

Ему было очень больно, обидно и  одиноко…

 

             И только через два месяца, в начале января 1938 г, после множества заявлений, протестов, он был восстановлен в прежних работах… Ходил он на работы, но, увы,  прежнего энтузиазмa уже не было…Только по прежнему,  с любовью записывал фольклор из уст сказителей.

            По просьбе отца,  радиопередачи на курдском языке должны были возобновиться через  месяц, т.к. моя  мать  – Зейнаба Иво не могла выйти на работу из- за болезни детей…

 

Но… вскоре, 18 марта 1938 –го года, в один и тот же день,   Аджие Джнди, редактор газеты “Рйа таза”, писатель  Джардое Генджо и проф. Асатур Хачатрян   стали политзаключенными.Их объявили  «врагами народа» и поместили в тюрьму при КГБ Армении. 

Аджие Джнди обвиняли по  ст. 58-а УК Арм. ССР, которая предусматривала смертную казнь…

 

В том же 1938 году в  Армении закрылись газета “ Рйа таза”,  радиовещание на курдском языке, все курдские школы, Закавказский курдский техникум, секции курдских писателей и  институтa  истории материальной культуры Армении.

           

Фрида Аджи Джауари

 

 

P.S.

 

            В Ереване 15 марта 1939г. Военный трибунал Пограничных и Внутренних войск НКВД Арм.ССР начал судебное разбирательство…

            Слушали Дело восьмерых курдов – езидов… Суд продлился три дня…      

            Суд пятерых заключенных – Аджие Джнди, Джардое Генджо, Ахмаде Мирази, Теймурова Шамиля (Шамо), Алояна Мраза оправдал и реобелитировал….

 

Отец, Амине Авдал, Джардое Генджо, Джасме Джалил все они были детдомовцами и не знали когда родились. В детдомах медкомиссии, по каким-то показаниям, записывали их данные о рождения. Отец и сам точно не знал день своего рождения.

Я не знаю до ареста отца — у него в паспорте какой был записан день рождения, — но точно знаю, что  он свой день ареста, который совпал с днем его освобождения из тюрьмы, т.е. 18 марта  сам записал своим днем рождения и все ежегодно в этот день поздравляли его с днем  рождения.

 

Ф. А.

 

 

www.kurdist.ru

0

Оставить комментарий