Опубликовано: 17.12.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

     После падения курдского государства Бувейхидов некоторые представители этого рода стали правителями различных областей. После того как умерли владетель Рея, Хамадана и Исфахана Рукн ад-Даула, его преемник Кабус ибн Вушмагир и зять последнего — Фахр ад-Даула Абу-л-Хасан Али, в 997 г. оставался в живых лишь малолетний сын Абу-л-Хасана Али Маджд ад-Даула Абу Талиб Рустам. Регентом при нем была назначена его мать Саййида-хатун, происходившая из владетельного рода, и, пока мальчик не достиг совершеннолетия, она управляла государственными делами.

      Вероятно, Маджд ад-Даула вырос безвольным и слабым человеком, потому что и в течение десяти лет после его возведения на престол Саййида-хатун оставалась единовластной государыней. Еще дважды (в 1007 и 1016 гг.) Маджд ал-Даула вступал на престол, но оба раза проявлял свою непригодность к управлению. Его частые устранения от государственных дел были замечены соседними государями, которые неоднократно пытались захватить земли Рея. Историк этого периода Кей-Кавус ибн Искандер в книге «Кабус-наме» рассказывает, в частности, как Саййида-хатун благодаря своей находчивости сумела отразить опасность, которой верглись ее владения.

     Газневидский султан Махмуд ибн Сёбюк-Тегин (998—1030) решил воспользоваться тем, что владетель Рея Маджд ад-Даула еще ребенок, и подчинить область Рея себе. Для этого он направил к Саййиде-хатун посла, который потребовал у нее упоминания имени султана Махмуда в пятничной молитве (хутбе) и чеканки его на монетах. Он пригрозил, что если это требовг не будет удовлетворено, то газневидские войска захватят Рей и казнят Саййиду-хатун. Когда посол передал Саййиде-хатун этот    ультиматум, она ответила так: «Скажи султану Махмуду, что, пока был жив мой муж Фахр ад-Даула, он постоянно опасался нападения султана на Рей. А когда муж умер, то я перестала беспокоиться об этом. По моему убеждению, султан Махмуд — властелин  достаточно  умный,  он  понимает, что ему не подобает воевать с женщиной. Известно, что опасным бывает не только лев, но и львица. Если он все же решится напасть, то всевышний Господь знает, что я не побегу и буду сражаться. И произойдет одно из двух: или победа будет за мной, или же я буду побеждена.  Если  победа  окажется  на  моей  стороне, то я разошлю по всему миру послания о том, что я одолела султана Махмуда,  и  буду гордиться тем, что победила султана, у ног которого было более ста властителей. И как только он будет разбит мною, по всему миру разнесется слух, что султан Махмуд разгромлен женщиной, его имя исчезнет. И не будет для него большего стыда, как людские пересуды о разгроме султана Махмуда женщиной.  Если же победа достанется ему и он одолеет меня, то это не принесет ему ни славы ни гордости и никакие поэты его в своих стихах восхвалять не будут, ибо это победа над женщиной!»

 

       Ознакомившийся с посланием Саййиды-хатун, султан Махмуд ни разу при ее жизни никаких действий против Рея не предпринимал. Когда же ее не стало, то султан Махмуд тут же, в  1029 г., присоединил Рей к своим владениям[1].  

 

Саййида-хатун была регентом 39 лет.


[1]Кабус-наме. Тур. изд., с. 221; Цамбаур, с. 44; .Ст. Лэйн-Пул, с. 117; К. Э. Босворт, с. 138; H. Bowen. the Last Buwayhids.— JRAS, 1929. c. 229—245, C. E. Bosworth. The Early Ghaznavids, c. 176—177; W. Made1ung. The Minor Dynasties of Northern Iran, c. 217, 218; H. Busse. Iran under the Buyds, c. 253, 293, 294, 295.

 

 

Источник: Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманских государствах.

Издательство «Наука». Москва 1982.

Doc. Dr. Bahrue Ucok. ISLAM DEVLETLERINDE KADIN HUKUMDARLAR. Ankara, 1965.

Перевод с турецкого. 3. М. Буниятова

 

 

www.kurdist.ru

 

 

0

Оставить комментарий