Опубликовано: 18.12.2012 Автор: Лятиф Комментарии: 0

Владимир Сандлер 

 

Цитат из Энциклопедии Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 – 1916гг.). «Ашкелон – один из пяти филистимлянских главных городов в Палестине, между Газою и Ашдодом, на берегу Средиземного моря, в местности, богатой виноградом, маслинами, орехами и гранатами. Он нередко упоминается в Ветхом Завете. Ионафан, из рода Маккавеев, дважды овладевал городом. Ирод выстроил там бани, дворцы и вырыл колодцы. Ашкелон был центром культа Деркеты, т. е. Афродиты Урании сирийцев и палестинцев. Здесь у нее был храм и пруд с посвященными ей рыбами. Ашкелонцы во все времена враждовали с иудеями и перенесли эту ненависть и на христиан, имевших здесь епископство от IV до VI века. При калифе Омаре Ашкелон принадлежал к числу наиболее укрепленных городов Палестины. Им овладели мусульмане (638), и он оставался под их властью до 19 авг. 1153 г., когда взят был Балдуином III, королем иерусалимским».

 

Битва за Ашкелон

 

       С точки зрения истории Ашкелона интерес представляют также события 1148 года, когда войска крестоносцев под началом совершившего к этому времени в Палестине массу подвигов французского короля Людовика Седьмого и греческого императора Конрада, пытались овладеть Дамаском. «Только что они раскинули тут палатки, как в Дамаск прибыло до 20.000 ратников — курдов и туркменов, которым было поручено его защищать. Латиняне сделали несколько неудачных нападений, и вскоре, узнав о приближении новых неприятельских подкреплений под предводительством султанов Алеппского и Мосульского, они отказались от своего предприятия. Перенесение лагеря решило участь экспедиции. Христианские князья перессорились из-за обладания городом, который они считали уже завоеванным, и с самого начала потеряли время в роковых препирательствах. Перемещение лагеря было последствием соперничества из-за честолюбивых целей. Пошли слухи о коварстве и измене. Христиане европейские и христиане сирийские разъединились под стенами Дамаска и не захотели соединить свою храбрость и рвение в единодушном усилии, и таким образом подверглись плачевным неудачам вместо победы, которая предоставила бы в их Обладание роскошную область и много хороших городов Антиливанских.

________ Одним из любопытнейших обстоятельств этой осады было то, что войсками в Дамаске командовал тогда Аюб, глава династии Аюбидов, и при нем находился его сын, молодой Саладин, которому суждено было в будущем нанести такие ужасные удары королевству Иерусалимскому (и в частности – Ашкелону – В.С.).

_______ Несчастный исход осады Дамаска произвел общее раздражение и уныние; на совете вождей предложена была осада Ашкелона, но решение о начале новой войны так и не приняли. Император Конрад возвратился в Европу. Людовик VII также решился на обратный путь во Францию после еще одного года пребывания в Палестине — уже в качество только "благочестивого паломника".

 

 

Ашкелон входил в Королевство крестоносцев с 1153 по 1187 год.

 

        Тем временем на востоке возникла и укреплялась слава человека, ставшего впоследствии легендарным не только среди мусульман но и для всего цивилизованного мира. Имя этого человека – Саладин.

      Вот что пишет о нем Свободная Энциклопедия – «Википедия»: «Саладин, Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб; собственное имя — Юсуф, сын Айюба, а Салах-ад-дин — почётное прозвище, означающее «Правота веры» (1137, Тикрит—1193, Дамаск) — мусульманский полководец, основатель династии Айюбидов в Египте и Сирии. По происхождению курд. Главный оппонент крестоносцев, пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Саладина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, давали различные льготы подданным друг друга, но лично так и не увиделись. Саладин — персонаж Божественной комедии Данте, где показан как праведник-нехристианин, находящийся в Лимбе, самом «мягком» кругу Ада. Саладин был кумиром Саддама Хусейна, который, как и он, родился в Тикрите, на реке Тигр; при Саддаме в Ираке был культ Саладина». 

                         

    {mosimage}     Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры. Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 – 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 – 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 – 1192).

_______ Саладин обладал ярким характером. Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Враг христиан, прославивший себя как завоеватель, Саладин соединил вместе с обширными владениями и грозными военными силами энергию, ум и глубокое понимание политических обстоятельств. Взоры всего мусульманского мира обратились на него; на нем покоились надежды мусульман, как на человека, который мог восстановить утерянное мусульманами политическое преобладание и возвратить отнятые христианами владения. Земли, завоеванные христианами, были одинаково священны как для египетских, так и для азиатских мусульман. Религиозная идея была столько же глубока и реальна на Востоке, сколько и на Западе. С другой стороны, и Саладин глубоко понимал, что возвращение этих земель мусульманам и восстановление сил мусульманства Малой Азии возвысит его авторитет в глазах всего мусульманского мира и даст прочное основание его династии в Египте.

_______ Для христиан настал весьма важный момент, в который им приходилось разрешить весьма серьезные задачи. Но христианские князья были далеко ниже своей роли и своих задач. В то время, когда со всех сторон они были окружены враждебным элементом, они находились в самых неблагоприятных условиях для того, чтобы оказать сопротивление своим врагам: между отдельными княжествами не только не было солидарности, но они находились в крайней деморализации; нигде не было такого простора для интриг, честолюбия, убийств, как в восточных княжествах. Примером безнравственности может служить Иерусалимский патриарх Ираклий, который не только напоминал собой самых дурных римских пап, но во многом превосходил их: он открыто жил со своими любовницами и расточал на них все свои средства и доходы; но он был не хуже других; не лучше были князья, бароны, рыцари и духовные лица. Полная распущенность нравов господствовала среди тех людей, на которых лежали весьма серьезные задачи в виду наступавшего грозного неприятеля. Бароны и рыцари, преследовавшие свои личные эгоистические интересы, не считали нисколько зазорным в самые важные моменты, во время битвы, оставлять ряды христианских войск и переходить на сторону мусульман. Это абсолютное непонимание событий было на руку такому дальновидному и умному политику, как Саладин, который вполне понял положение и оценил всю их важность.

_______ Именно Саладин, вознесенный мусульманами в ранг святых, разгромив 4 июля 1187 года армию крестоносцев в знаменитой битве у Хаттина, расположенного на побережье Кинерета, захватил среди прочих городов королевства и Ашкелон. А 2 октября, в пятницу, Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином. После разгрома от Иерусалимского королевства почти ничего не осталось. Весь христианский мир, потрясенный разгромом государства крестоносцев на святой земле, начал готовится к новому крестовому походу.

 

      …о первой схватке между двумя великими полководцами – английским королем Ричардом I и египетским султаном Саладином – во время битвы за город Акко. Именно тогда – 20 августа 1191 года – Ричард велел вывести и заколоть перед воротами города более 2 тысяч мусульманских заложников, за что, собственно и получил прозвище "Львиное сердце". Через три дня после этой резни Ричард выступил из Акко во главе большого войска крестоносцев с целью овладеть Ашкелоном.

 

_______ Несмотря на военное соперничесво, необычно уважительные отношения между Ричардом и Саладином стали одним из наиболее известных средневековых романтических сюжетов. Саладин посылал Ричарду свежие фрукты и лед, а однажды, когда конь Ричарда был убит, даровал тому двух жеребцов. Ричард также отвечал подарками. Они даже поднимали вопрос свадьбы между сестрой Ричарда Джоан и братом Саладина – Аль-Адилем.

 

         Египетский султан Саладин (Салах ад-Дин), противник Ричарда – Львиное Сердце в Третьем Крестовом походе

 

_______ Ричард был полон решимости. Он сплотил многоязычные армии крестоносцев (общей численностью около 50 тысяч человек) в единое войско и выступил в поход, в котором проявил себя выдающимся тактиком, а также сумел, благодаря личной харизме, добиться подчинения от непокорных разноплеменных рыцарей и баронов. Сопровождаемый флотом, он медленно продвигался вдоль побережья короткими переходами, чтобы не утомлять войско. На флангах непрерывно происходили стычки с армией Саладина, целью которого было отсечь от основной колонны отстающих или разбить войско крестоносцев на несколько изолированных отрядов, как это было сделано при Хаттине. Но марш Ричарда на Ашкелон был четко спланирован и организован, а потому таких возможностей Саладину не представлялось. Ричард строжайше запретил рыцарям ввязываться в стычки и все попытки Саладина спровоцировать колонну крестоносцев нарушить строй на марше ни к чему ни приводили. Чтобы не давать конным лучникам Саладина приблизиться, Ричард расставил вдоль всей колонны арбалетчиков. Саладин попытался преградить дорогу. На побережье возле Арсуфа (Арзуфа) египетский султан устроил засаду, а затем организовал мощную атаку на тылы колонны Ричарда, чтобы вынудить арьергард крестоносцев вступить в бой. Сперва Ричард запретил оказывать сопротивление, и колонна упорно продолжала марш. Потом, когда мамлюки совсем осмелели, а давление на арьергард стало невыносимым, Ричард приказал трубить заранее обусловленный сигнал к атаке. Хорошо организованная контратака застала ни о чем не подозревавших мусульман врасплох. Битва кончилась буквально за несколько минут. Повинуясь приказам Ричарда, преодолели искушение броситься преследовать разгромленного противника. Эта блестящая победа христиан у Арзуфа (Арсуфа) произошла 7 сентября 1191 года, при которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек.

_______ После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой. Ричард находился в самой гуще сражения и содействовал успеху своим копьем. Через несколько дней крестоносцы прибыли в разрушенный Яффо и остановились здесь на отдых. Саладин воспользовался их задержкой для того, чтобы совершенно разрушить Ашкелон, который он теперь не имел надежды удержать. Известие об этом расстроило все планы крестоносцев. Часть из них стала восстанавливать Яффо, другие заняли развалины Рамле и Лода. Сам Ричард участвовал во многих стычках и часто без всякой нужды рисковал жизнью.

_______ Одновременно между ним и Саладином завязались оживленные переговоры, которые, однако, не привели ни к каким результатам. Зимой 1192 года король Ричард I Английский объявил поход на Иерусалим. Однако крестоносцы дошли только до Бейтнуба. Они должны были повернуть назад из-за слухов о сильных укреплениях вокруг Святого Города. В конце концов, вернулись к первоначальной цели и в сильную непогоду – сквозь бурю и дождь – двинулись к Ашкелону.

_______ Этот, еще совсем недавно цветущий и богатый город, предстал перед глазами крестоносцев в виде пустынной кучи камней. Крестоносцы ревностно приступили к его восстановлению. Ричард поощрял рабочих денежными подарками и, чтобы показать всем хороший пример, сам таскал на своих плечах камни. Из страшного мусора с необычайной быстротой были воздвигнуты валы, башни и дома.

_______ В мае Ричард взял приступом Даруму – сильную крепость к югу от Ашкелона. После этого решено было вновь двигаться на Иерусалим. Но, как и в прошлый раз, крестоносцы добрались только до Бейтнуба. Здесь армия остановилась на несколько недель. Между вождями похода завязались жаркие споры о том, целесообразно или нет приступать сейчас к осаде такой мощной крепости, или лучше двинуться на Дамаск или в Египет. Из-за разногласий поход пришлось отложить. Крестоносцы стали покидать Палестину.

_______ В августе пришло известие о нападении Саладина на Яффо. С быстротой молнии Ричард собрал оставшиеся еще под рукой военные силы, поплыл в Яффо. В гавани, опережая своих людей, он спрыгнул с корабля в воду, чтобы без замедления достигнуть берега. Этим была не только спасена цитадель, но и вновь отбит у противника город. Спустя несколько дней Саладин попробовал еще раз с превосходящими силами захватить и смять небольшой отряд короля. Под Яффо и в самом городе произошел бой, исход которого долго колебался то в ту, то в другую сторону. Ричард показал себя не только смелым, сильным и стойким, но и разумным полководцем, так что не только удержал позиции, но и нанес врагам большие потери.

_______ Одержанная победа позволила начать переговоры. Из Англии приходили дурные вести о самовластных поступках младшего брата короля Джона (Иоанна Безземельного). Ричард с беспокойной поспешностью стремился домой, и это побуждало его к уступкам. По договору, заключенному в сентябре, Иерусалим остался во власти мусульман, Святой крест не был выдан; пленные христиане были предоставлены своей горькой участи в руках Саладина, Ашкелон должен был быть срыт рабочими с обеих сторон. Такой исход сводил на нет все успехи Ричарда, но делать было нечего.

 

_______Итак, уважаемые читатели, в 1192 году английский король Ричард I – Львиное Сердце во главе армиии крестоносцев овладел нашим городом – Ашкелоном. Однако фактически города, как такового, не оказалось, ибо Саладин его практически полностью разрушил. Вот как описывает эту ситуацию Жозеф-Франсуа Мишо (Joseph-Francois Michaud) в своей книге «ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ»: «В Ашкелоне глазам крестоносцев представились только груды каменьев. Они принялись перестраивать город. Ричард являлся повсюду, чтобы ободрять работников, и сам рыл землю и ворочал каменья. 1200 пленных христиан, освобожденных Ричардом на египетской дороге, присоединились к работникам-крестоносцам. Однако же построение Ашкелона сопровождалось ропотом. Леопольд Австрийский на обвинение в том, что он остается в праздности со своими германцами, отвечал Ричарду, что он не плотник и не каменщик. Многие рыцари громко высказывали, что они прибыли в Азию не для того, чтобы строить Ашкелон, а для освобождения Иерусалима. Герцог Бургундский внезапно покинул армию. Произошел также открытый разлад между королем Английским и маркизом Тирским; взаимные оскорбления и угрозы сделали примирение между ними невозможным. Армия отпраздновала Пасху в 1192 г. на равнине Ашкелонской; среди обрядов, приводящих на память страдания, смерть и славное Воскресение Иисуса Христа, не один пилигрим возроптал в душе на Ричарда за то, что он не продолжал вести войско в Иерусалим…». 

                         

 

_______ Мы уже упоминали, что согласно договору, заключенному между крестоносцами и мусульманами в сентябре 1192 года, Ашкелон должен был быть срыт рабочими с обеих сторон. Вот как эмоционально оценивает и описывает эти же события упомянутый выше историк Ж.-Ф. Мишо, поясняя несколько иначе их подоплеку: «Столько подвигов и славы должны были остаться бесплодными для Крестового похода! Герцог Бургундский, удалившийся в Тир, отказывался принимать какое-либо участие в войне. Германцы, под предводительством герцога Австрийского, покинули Палестину. Ричард, захворав, пожелал отправиться в Птолемаиду, а несправедливость его воинов упрекала его в желании покинуть их. Вынужденный доверять одному только своему мечу, он думал теперь лишь о том, как бы возобновить переговоры с Саладином. И христиане, и сарацины, казалось, были одинаково утомлены войной; Саладин, покинутый многими союзниками, опасался смут и восстания в своем государстве. Для султана, как и для английского короля, мир был желателен, и потому они заключили перемирие на три года и восемь месяцев. Доступ в Иерусалим был открыт для христианских паломников, и, сверх того, христианам предоставлялось владение морским берегом от Яффы до Тира. Крепость Ашкелон, на которую заявляли свои притязания и крестоносцы, и мусульмане, решено было разрушить. О древе Честного Креста, для востребования которого Ричард прежде отправлял к Саладину многих послов, теперь не упоминалось. Главные вожди обеих армий поклялись, одни Кораном, другие Евангелием, соблюдать условия договора. Султан и король Английский ограничились взаимным честным словом и пожатием руки посланников. Таков был этот Третий Крестовый поход, в котором германцы потеряли одного из величайших своих императоров и лучшую из своих армий, а Франция и Англия лишились множества людей, составлявших цвет их воинственного дворянства. Весь вооружившийся Запад не смог достигнуть большего успеха, как только взятия Птолемаиды и разрушения Ашкелона».

_______ Так что же получается, Ашкелон, такой красивый и богатый, оказавшийся в центре спора между дерущимися сторонами, дабы не доставаться ни одной из них, должен быть стерт с лица земли? Не правда ли, странная жертва, странное решение, напоминающее слова и действия героя пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». Было ли оно выполнено? История об этом умалчивает. Однако, судя по известному факту, что присутствие крестоносцев на Святой земле продолжалось, и лишь в 1247 году мусульмане под предводительством потомка Саладина, султана Айюба, наконец, овладели Ашкелоном, можно предположить, что крестоносцы не выполнили условие мирного договора от 1192 года. Но еще ранее, в 1244 году Ашкелону было суждено вновь оказаться в центре важных событий и военных действий. Дело в том, что султан Айюб нанял себе на службу отряд ховарезмийцев – племени, кочевавшего сначала у Аральского моря и в XIII в. достигшего большой военной славы своими дикими наездами и необузданной храбростью. Ховарезмийцы выставили отряд в 10 тысяч всадников, который неожиданно явился в Палестине, повергая в ужас население и не давая никому пощады. Когда враг приблизился к Иерусалиму, патриарх Роберт ничего другого не мог придумать, как оставить город и спастись в Яффу. Когда остававшиеся в Иерусалиме христиане в страхе бежали из города, между ними вдруг разнесся слух, что на воротах оставленного города развевается христианское знамя. Это была коварная хитрость ховарезмийцев, действительно обманувшая многих. Беглецы возвратились в покинутый ими Иерусалим и здесь были окружены неприятелем, который погубил в этот день до семи тысяч человек, частью в городе, частью в окрестностях его по дороге в Яффу. Завладев Иерусалимом, дикие хищники перерезали в нем всех христиан, разграбили церкви и не пощадили могилы иерусалимских королей. Это случилось в сентябре 1244 г., и с этих пор Иерусалим окончательно и навсегда был потерян для христиан. Когда палестинские христиане опомнились от страшного удара и начали думать о средствах к спасению, ужасная орда ховарезмийцев опустошила Бейт-Лехем (Вифлеем) и направилась к Газе, где соединилась с войсками египетского султана. Мусульманские союзники христиан, правда, прислали помощь, но рассчитывать на то, что мусульманские отряды будут ревностно сражаться с единоверцами, было бы слишком легкомысленно. Поэтому самым разумным решением в данных обстоятельствах было бы предоставить хищникам незащищенные места и держаться под защитой Ашкелонской крепости, пока неприятель перестанет находить добычу в опустошенной стране и не вынужден будет удалиться. Но на совете вождей одержало верх мнение иерусалимского патриарха Роберта, который требовал нападения на войско султана и его союзников. Битва под Газой 18 октября 1244 г., когда христиан покинули их союзники и когда они имели против себя несравненно превосходнейшие силы, обратилось в полное поражение и сопровождалось или избиением, или пленением всего христианского войска. После такой блестящей победы не могло быть сомнения, что сирийский союз, направленный против Египта, распадется. В 1245 г. султан Айюб взял Дамаск и таким образом вновь восстановил единство мусульманского государства, которое основал Саладин и поддерживали его наследники – Алькамиль и Аладиль.

 

_______ _______ _______ Заметим, что границы империи монголов доходили вплотную к Сирии и Палестине, где, впрочем как и в Египте в тот же период продолжались Крестовые войны между европейскими христианскими рыцарями с одной стороны и мусульманскими воинами из династии Айюбидов, основанной Саладином, – с другой. Как известно, именно последние египетские правители из династии Айюбидов стали покупать у монголов рабов-мамлюков «Мамлюки (также Мамелюки, араб. – белые рабы, невольники) — военная каста в средневековом исламском Египте, воины-рабы (преимущественно из тюрок, а также русских, грузин, черкесов и др. кавказских народов), проданные Египту монголами после завоевания ими Средней Азии и Кавказа и составлявшие гвардию последних египетских правителей из династии Айюбидов (1171—1250).

 

_______ Численность мамлюков колебалась от 9 до 12 тыс. чел. (по некоторым источникам до 24 тыс. чел.). Их отряды периодически пополнялись новыми невольниками. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы». В 1250 командная верхушка мамлюков свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте. В руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, основные ремесленные предприятия и государственные должности. Мамлюки сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при которой за несение военой службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу которой составляли отряды конницы мамлюков под командованием 24 беев из среды крупных феодалов. Во главе мамлюков находился султан, выбиравшийся гос. советом из наиболее влият. Военачальников.

_______ Представляет, на мой взгляд, интерес научная позиция заведующего отделом археологии и этнологии Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана Овеза Гундогдыева. В своей статье «Бесстрашный лев» султан Бейбарс» – он пишет: «В те времена землями Египта и Сирии правили султаны из туркменской династии Эйюбидов. Они принимали в своем государстве все туркменские отряды, ушедшие от монголов. Считается, что первыми мамлюками стали конеургенчские туркмены, которые после смерти Джелаледдина Туркмена с боями пробились в Египет. Эйюбиды выкупали также всех туркмен, которых монголы продавали через европейских купцов в арабских странах». На первый взгляд – это несколько оригинальный взгляд на историю Ближнего Востока. тем не менее, подобная точка зрения не лишена оснований, особенно учитывая разноликость исторических имен предков современных туркменов: половцы, они же кыпчаки, они же куманы и другие «степняки», говоря словами одного из авторитетнейших ученых-историков современности, академика Льва Николаевича Гумилева (1912-1992). Упомянул это имя – и сразу же в голове возникают образы его великих родителей – отца, поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921), растрелянного большевиками, и матери – поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (1889 – 1966). Именно Л.Н. Гумилев наиболее полно и интересно исследовал интересующие нас вопросы.

 

http://ashqelon.sitecity.ru/ltext_2106220817.phtml?p_ident=ltext_2106220817.p_2106220939

 

Публикуется сокращениями…

0

Оставить комментарий