Опубликовано: 11.04.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

Аза АВДАЛИ 

      Поводом для написания этой статьи стал сюжет « Евроньюс» о том, что в Парижском городском театре состоялся концерт корифеев традиционной персидской музыки, величайших музыкантов современности Хоссейна Ализаде, Шахрама Назери и Маджида Халаджи.

 

    Хоссейн Ализаде по праву считается одной из ведущих фигур в иранской музыкальной культуре. Виртуозный музыкант, импровизатор, исследователь музыки, преподаватель, блистательный композитор – вот неполный перечень его званий и деятельности. Он работал с Бахманом Гобади и написал изумительную музыку к его фильмам «Черепахи умеют летать» и «Полумесяц».   

 

     

 

  Не могу не упомянуть о том, что он был приглашён Морисом Бежаром[1] для работы в его оркестре в постановке балета «Гулистан». Великий Бежар знал, кого приглашать. Уникальный дар, талант Хоссейна Ализаде как исполнителя на таре и сетаре как нельзя более соответствовали специфике и природе этого спектакля, воплощению идеи великого Маэстро. Кстати, Бежар по-курдски означает «избранный». Он, и в правду, был избранный. О Хоссейне Ализаде можно рассказывать долго. Почувствовать и понять его музыку – огромная радость и неповторимые ощущения.

 

  Маджид Халаджи необыкновенно элегантен и изыскан. В нём та рафинированность, которая так характерна для персидской музыки, для иранских исполнителей.

 

     Но моё сердце отдано Шахраму Назери. Не только потому, что он курд, но и потому тоже.

 

     Должна признаться, я открыла, познала и полюбила чарующий мир музыки и песни Восточного Курдистана, этот удивительный симбиоз, сплав курдской и персидской песенно-музыкальной культуры и традиций относительно недавно. Это завораживает, удивляет и возносит в совершенно другие дали.

 

Краткие биографические данные Шахрама Назери

 

  Родился в 1949 году в Керманшахе, в Восточном Курдистане. Уже в самом раннем возрасте проявился его певческий дар. Родители, будучи людьми весьма просвещёнными и образованными, способствовали развитию музыкальных способностей сына. Уже в 9 лет Шахрам выступает на радио и на сцене. И это был всегда успех и признание его таланта. В 17 лет он приезжает в Тегеран, чтобы учиться игре на струнных инструментах и пению у известных мастеров. Хочу заметить, что и у Назери и у Ализаде были одни и те же учителя. Он становится фантастически востребованным и не сходит с экранов телевизоров. Записывает альбомы, которые мгновенно раскупаются. В числе известных его альбомов «Огонь в камышовых зарослях», «Столистный цветок», «Очарование сердца», «Религия доброты», «Румийская симфония». Очень важно понять, в чём секрет, особенность, я бы даже сказала, тайна и величие его гения. Конечно, это и природные способности, это и некая избранность / а как иначе, в случае с гениями – только так/, но это и колоссальная работа над душой, над сердцем своим, над мировоззрением, над потребностью познать и постичь то, о чём взыскует и вопрошает твоя природа и твоя сущность. 

 

      Творчество Шахрама Назери можно охарактеризовать как некое сотрудничество, связь с творчеством великого Руми или, как его ещё называют, Мевлеви. И об этом я хочу рассказать чуть подробнее, иначе невозможно понять значение и величие как одного, так и другого.

 

     Джалал ад-Дин Мухаммад Руми родился в городе Балх в Афганистане в 1207 году. А умер в 1273 году в городе Конья на юге Турции. Эти 66 лет его жизни вместили столько и дали столько потомкам и последователям его учений, его убеждений, его открытий и озарений, что и по сей день многие ищут и находят смысл жизни и любовь к этому бесценному дару в его афоризмах и прекрасных наставлениях, в его газелях и рубаи. В мировой литературе Руми признан как величайший поэт.

 

       Главный труд всей его жизни – поэма «Месневи» /»Поэма о скрытом смысле»/. Это блистательная поэзия, полная сокровенных открытий о том, что годы и невзгоды не властны над человеком и его стремлением к счастью. Душа и Надежды всегда бессмертны. Господи, как это обнадёживает!

 

      Вот что писал о себе этот великий суфийский поэт-мистик: «Я человек, познавший себя и забывший о себе». И ещё: «После смерти моей ищите меня не в земле, а в сердцах просвещённых людей».

 

     Он основал суфийскую группу «Моулавийа», известную в мире как секта «вертящихся дервишей». Я, кстати, видела на курдских телеканалах представления последователей этой секты. Незабывемое зрелище! Это такое слияние с фантастическим ритмом, разлитым в мироздании, какое-то удивительное освобождение от плотской оболочки. Конечно, совсем не прост был этот удивительнейший человек. С одной стороны он обогнал свое время на 800 лет, что отделяют его от нас, но с другой стороны, какое счастье, что он родился тогда, когда он родился. Думаю, он мог быть отторгнут нашим «сегодня», жестоким, циничным и лживым. И какое счастье, что есть целая армия его последователей, благодаря коим дух Руми разлит и в пространстве и в наших душах, хотя многие об этом и не подозревают.

 

     Творчество Руми – это то, что вместило всю его жизнь, его странствия, его потрясения, его обретения. Это история его исканий, находок, обычных житейских забав, история любви и флирта, величия горести и страшных потерь, доброго юмора, нежности и счастья.

 

    800 лет назад этот человек прикоснулся к тому, что составляет смысл жизни, что вечно и что никогда не бывает преходящим. Это – Любовь!

 

      Вы только вслушайтесь и вдумайтесь в эти строки:

 

«Мала, ничтожна, тлена моя плоть.

Как только в ней Твоя Любовь вмещается, Господь?»

 

     Или вот эти пронзительные и поразительные строки:

 

«О, все, кто рождён!

Когда смерть постучит в вашу дверь, не пугайтесь!

Смерть – второе рождение для тех, кто влюблён.

Так рождайтесь, рождайтесь!»

 

      Как пишет биограф Руми Радий Фиш: «Руми воплотил в своей поэзии верования, чувства и предания народов огромного региона и выразивший в ней с незабываемой силой величие человеческого духа в его бесконечном стремлении к совершенству».

 

Всё переплелось и всё переплавилось

 

     Ещё одна притча:

 

«Огнепоклоннику сказал имам: «Почтенный, Вам пора принять ислам!»

А тот: «Приму, когда захочет Бог, чтоб истину уразуметь я мог».

«Святой Аллах, – имам прервал его, – желает избавленья твоего;

Но завладел душой твоей шайтан: ты духом тьмы и злобы обуян».

А тот ему: «По слабости моей, я следую за теми, кто сильней.

С сильнейшими сражаться не берусь, – без спора победителю сдаюсь.

Когда б Аллах спасти меня хотел, что же он душой моей не завладел?»

 

  Важнейшие и мучительнейшие вопросы бытия, те, которые на самом деле так и остаются неразгаданной тайной, тем не менее, помогают тем, кто стремится к очищению, к катарсису, прийти в ту сферу, где «царит сердце», где всегда есть возможность выбора, место для высоких устремлений и помыслов, для совершенствования. И это далеко не праздные мысли, не блажь и не прихоть. Вовсе нет!

 

    Да, многое преходяще. Но почему тогда новые и новые поколения людей идут и идут к Руми – человеку, познавшему себя и забывшему о себе? Может потому, что не всё преходяще?

 

      Почему я об этом пишу? Потому что один из тех, кто пришёл к Руми, кто искал ответы на многие вопросы, кто сформировал свой мир, своё творчество, а главное, свою душу – это Шахрам Назери.

 

    Соединение, сотворчество традиционной персидской музыкальной традиции и курдской традиции пения «от сердца к сердцу» и есть великий певец современности – Шахрам Назери.

 

Он пример великолепного сочетания музыки и поэзии

 

    Он настолько глубоко окунулся в сюрреалистическую природу творчества Руми и в её невероятные глубины, так плавно и так красиво обрамил всю эту сферу волнующими, характерными особенностями курдского пения, что слушая его, чувствуешь не только сердцем, но и буквально кожей, что поёт он о вещах настолько глобальных, высоких, мучительных и прекрасных, что захватывает дыхание и переворачивает душу.

 

     Вот что говорит об этом сам Шахрам Назери: «Его поэзия обладает неким неповторимым величием, какой-то внутренней мелодией. Я начал работать со стихами Мевлеви 30 лет назад, ибо моё юношество, прошедшее в Курдистане, и присущий этому району образ мышления весьма приблизили меня к поэтической культуре Руми, которая пропитана эпическим духом и элементами мистицизма».

 

     В той информации на «Евроньюс», о которой я упоминала, он сказал: « В моём голосе, в каждой моей песне звучит душа курдов».

 

    Шахрам Назери выступает во многих странах, получая везде самые лестные отзывы. Он признанная икона курдско-персидской классической музыки. Он был удостоен Рыцарского ордена во Франции, у него Медаль лучшего певца Азии, приз за лучшую мистическую музыку мира. Ему присвоено звание «Живая легенда». А 25 февраля 2006 года в городе Сан-Диего было объявлено «Днём Шахрама Назери». Вскоре после этого он получил признание Конгресса США и приглашение выступить с лекциями во многих известных университетах Америки.

 

Он включён в список 500 наиболее влиятельных мусульман мира

 

    Англоязычный еженедельник «Уикли» написал о нём так: «Такие прозвища, как Соловей и Азиатский Паваротти, конечно, весьма лестны, однако не отражают в полной мере мастерство Шахрама Назери. Ибо секрет его мастерства кроется в его простом и в то же время мистически загадочном голосе. Тональность его пения притягательна даже для тех, кто не понимает персидского языка, поскольку уходит за пределы обычного музыкального опыта, в область эмоционального восприятия мистической музыки».

 

    В его репертуаре много и традиционных курдских песен. И поёт он их так, что буквально цепенеешь, застываешь. Ощущение абсолютной радости и возвышенности.

 

     Что меня очень огорчает, так это то, что курдские телевизионные каналы так редко показывают Шахрама Назери. Впрочем, не только его, но и других великих певцов и музыкантов. А их у нас так много, что одно только перечисление этих великих имён, этих властителей дум и сердец, потребовало бы изрядного времени. Много потрясающих исполнителей и среди молодых певцов. Они талантливы, современны, раскованы, поют уже в другой манере, у них другая стилистика, другие средства самовыражения. И это прекрасно! Это свидетельство того, что курдская музыкальная культура не стоит на месте, развивается в соответствии с новыми тенденциями, с новыми потребностями, с новыми реалиями, но и не теряет своей самобытности, неповторимой оригинальности и, если можно так сказать, высочайшей качественности. Она так многогранна, многообразна и многозначительна!

 

    Мы выжили и выстояли в своей очень непростой и трагичной истории благодаря своей культуре, своей духовности, привязанности к своим корням, неразрывной связи поколений, нестираемой памяти о нашем прошлом. Всё это в наших великих песнях, в этих хрониках нашей истории, нашей боли и слёз, наших потерь и обретений, наших надежд и устремлений.

 

    Сохранить, не растерять, возвысить и уберечь наше самое главное богатство – нашу музыку, наши песни, наши эпические баллады – дело особой важности. Ибо именно это и есть наши алмазные копи, то, что держит нас на плаву, что возвышает нас и вселяет уверенность, что Душа и Надежды всегда бессмертны.

 

     Культура и образование – вот что должно быть самым приоритетным в курдском обществе, в курдском сознании. Без этого не решаться ни политические, ни социальные, ни экономические, а самое главное, нравственно-духовные задачи.

 

 

 


[1]Подробно о Морис Бежар см. «Курд — на французском небосклоне».

http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=209

 

 

www.kurdist.ru

 

 

 

 

 

0

Оставить комментарий