Опубликовано: 29.12.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

Констанце Летц (Constanze Letsch),

Guardian.co.uk

      Mala Dengbêj — одно из тех немногих мест в Курдистане, где не взрывной  поп-музыки, не плоскими экранами телевизоров развлекают посетителей: в Доме Dengbêj собираются народные певцы —сказители эпос и народных песен. 

      Один из певцов, сложив руки за ухом, поет об истории любви без сопровождения музыкальных инструментов.

      «Я соловей Диярбакыра» — с юмором говорит о себе 80-летний Сeйдхан  Шимшек, который был Дангбежом (эпическим певцом) и пел песни с семи лет. По его словам, «Искусство Дангбежов  было начато женщинами и они начинали петь когда член семьи заболевал или был убит, а их переживания были невыносимы».

      Традиция Mala Dengbêj –Дома  народных певцов (Dengbêj) — эпических сказителей и курдских народных песен своими корнями   восходит к доисламским временам.

      Шимшек помнит  и говорит, что целые деревни собирались вокруг него, жадно слушая его песни. «Никто не спал… После обеда я начинал петь и не останавливался до рассвета».

       С появлением радио, телевидения и компьютеров, интерес к сказкам  дангбежей  уменьшилась. Установление уголовной ответственности за курдский язык после военного переворота 1980 года, наконец, вынудил замолчать дангбежей и многие песни были утеряны.

     «Ни одной кассеты не было сохранено от того фашистского периода Кенан Эврена (Kenan Evren, руководитель военного переворота)», говорит один из дангбежей. «Каждую запись, которую они находили, жгли, разбивали и хоронили, а людей, у которых их находили, были и арестовывали».

       Рамзи Mутлу, постоянный посетитель  Дома   Дангбежей, вспоминает: «Они нашли кассету в нашем доме, одну маленькую кассету. Она содержала две или три песни на курдском. Из-за этого, я был подвергнут пыткам в течение двух дней, а затем бросили меня в тюрьму сроком на четыре месяца».

       После прихода к власти в 1991 году Тургут Озала, он дал право использование курдских песен в записи и слушании и с этого времени снова начали появляться денгбежи. Муниципалитет Диярбакыра открыл Дом Денгбежей в 2007 году. По словам певцов, это единственный  Дом Дангбежей в Курдском регионе.

       Не каждый дангбеж верит, что они и сейчас свободны: «Нам разрешили петь, но только те песни, которых хочет услышать правительство», сообщает один певцов. Меж собой они иногда поют о курдской борьбе, но никогда на ТВ или со сцены. «Нам позволяют петь о любви, но только не о политике. Но суть искусства денгбежа  заключается в отражении горя и переживания курдского народа».

       Дангбежи не получают зарплату, но городской муниципалитет Диярбакыра предоставляет им бесплатный обед и билет на автобус до центра города, а местное телевидение Gyun (Гюн — «Солнце») платит им небольшую сумму за выступления.

        Уже сотни баллад и эпос собраны в цифровом архиве и курды всех движений начали проявлять все возрастающий активный интерес к творчеству певцов.  

        По мнению Шимшек, хорошо, что есть этот  Дом, где  дангбежи могут снова свободно собираться и петь и говорит, что политическое давление уменьшилось. снизилось.  Пока курдская  проблем  все еще не решена, применение насилия и арестов по политическим мотивам на подъеме, значит, есть и о чем петь.

 

http://www.guardian.co.uk/world/2011/dec/28/kurdishsingingstorytellersrisedengbej

 

Перевод c английского: www.kurdist.ru

 

0

Оставить комментарий