Опубликовано: 23.08.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

  Европейская комиссия по борьбе с расизмом и рассовой нетерпимостью при Евросовете опубликовала, 13 февраля, второй по счету отчет об Армении, в котором сказано, что после первого отчета от 8 июля 2003 года, в ряде областей страны есть продвижение. В частности, Арменией был подписан акт номер 12 Европейской Конвенции о защите прав человека, сделаны изменения в Конституции, принято Уголовное Законодательство, осуждающее акции мести на почве ненависти, создано Управление по делам нацменьшинств и религии, которое, наряду с другими задачами, берет на себя полномочие по поддержке языков и культур нацменьшинств. 

 В документе сказано также, что положительно оценены изменения, внесенные в закон "О беженцах" с целью оказания им временной защиты, утверждение закона "Об альтернативной службе", создание должности омбудсмена. Однако в нем отмечено и то, что фигурирующие в первом отчете европейской комиссии по борьбе с расизмом и рассовой нетерпимостью ряд поручений не были выполнены или были выполнены частично.

 

"Хотя контуры законопроекта о нацменьшинствах уже очерчены, однако, он не получил одобрения со стороны некоторых представителей нацменьшинств и неправительственных организаций, посчитавших, что законопроект не вносит ощутимых изменений в существующую ситуацию. Нет ни одного удовлетворительного документа с гражданскими или административными положениями о вопросах дискриминации. Езиды, являющиеся нацменьшинством, до сих пор, имеют проблему земли, воды и пастбищ, некоторые представители общины еще не получили своих документов, подтверждающих собственность на землю", – говорится в отчете.

 

Начальник управления по вопросам нацменьшинств и религии при аппарате Правительства Армении Грануш Харатян оценивает названный отчет, в общих чертах, как документ положительный, но с некоторыми оговорками. В частности, по вопросу езидов относительно аренды пастбищ, Г. Харатян не исключает, что "езиды злоупотребляют проблемой" и приводит пример, что на организованном тендере из общины езидов никто не явился, хотя их заведомо оповещали об этом. "Мы перенесли срок торгов, чтобы обеспечить их присутствие, но они не явились вновь, и аукцион состоялся без них".

 

Правозащитник Аветик Ишханян отмечает, что частый проигрыш езидов на тендерах создает напряжение между традиционно занимающимися животноводством езидами и армянскими бизнесменами, фермерами, которые используют эти пастбища. Ишханян напомнил о недавнем трагическом случае, когда 6 ноября 2006 года на земельном участке "Кашарнер" Гегаркуникского марза (области) был убит житель села Зовуни Котайкского марза, 42-летний езид Кярам Авдалян. 7 декабря, матерью Авдаляна и 4 мальчиками была произведена попытка самосожжения перед резиденцией президента РА в Ереване. Родственники убитого Авдаляна утверждали, что арестованный за убийство пастух не виновен, а истинные преступники находятся на свободе. В отчете европейской комиссии по борьбе против расизма и рассовой нетерпимости при Евросовете, проблема езидов освещена в "Специальном разделе". В частности, упоминаются проблемы "в проявленном со стороны полиции и армии отношении к членам езидской общины", "существует некоторая опасность в вопросе пастбищ: в раздаче земли езиды несут потери в силу проявления недоброжелательного к ним отношения со стороны местных властей".

 

А. Ишханян отмечает, что проблемы, связанные с приватизацией земли, возникают в таких смешанных, населенных езидами и армянами, общинах, каковая существует в Зовуни.

 

"Во время приватизации езидам земля не досталась не по той причине, что они езиды, причина в том, что в селе искусственно скрещены две общины, одна из которых не имела земельных территорий. Однако, это не может оправдать того, что езиды обделены землей, т.е. не имеют приватизированной земли. Для всех жителей общины необходимо найти правильную форму участия в земельной приватизации, тем более, что эти люди – представители нацменьшинств", – говорит А. Ишханян.

 

По данным переписи населения Армении 2003г., нацменьшинства составляют 3 процента населения страны. Самое большое количество составляют езиды – более 40 тысяч человек, затем русские – 15 тысяч, ассирийцы – приблизительно 3,5 тысячи, больше чем 1,5 тысячи – это украинцы и курды, греков – почти 1200 человек. Евреев меньше тысячи, остальные населяющие Армению национальности составляют, в общем, почти 5 тысяч человек.

 

В отчете отмечено, что в стране не разработана система, предоставляющая большие возможности нацменьшинствам для участия в политической и общественной жизни страны.

 

Правозащитник А. Ишханян отмечает, что хотя нацменьшинства составляют в Армении два-три процента, тем не менее, необходимо найти определенную форму для их участия в общественной жизни, системе управления страны.

 

" Я против предоставления квот на депутатство в Парламенте: будет спор в среде этих двух-трех процентов, из какой общины и сколько человек выдвигать. Решение вопроса можно найти в другом месте: в тех марзах (областях) и общинах, где нацменьшинства составляют ощутимое количество, где они в порядке закона или другого законодательства смогут быть включены в деятельность марзпетаранов (областных мэрий) на тех или иных должностях, или же в марзах, где нацменьшинства живут общинами, и областные телеканалы станут готовить передачи о культуре нацменьшинств", – говорит Ишханян.

 

Начальник управления по вопросам нацменьшинств и религии при аппарате Правительства Армении Грануш Харатян утверждает, что нацменьшинства имеют такие же права, что и любой гражданин Армении.

 

"В пределах финансовых возможностей, страна, в общем, выполняет взятые на себя обязательства. В Армении нет дефицита политической и доброй воли для поддержки культур нацменьшинств. Существующие проблемы – не есть результат отсутствия этой воли, скорее это объясняется отсутствием возможностей", – говорит Г. Харатян.

 

Каждый год Министерство культуры и по вопросам молодежи организует фестивали с участием этнических общин, каждый год из бюджета выделяются 10 миллионов драм для образовательно-культурной и общественной деятельности нацменьшинств. В школах, где есть достаточное количество учеников других национальностей (7-8 учеников), открываются классы для изучения родного языка.

….

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и рассовой нетерпимостью при Евросовете предлагает также внести изменения в законе "Об альтернативном обслуживании": "создать действительно альтернативную гражданскую службу для тех, кто противопоставляется по причине совести". Этот пункт А. Ишханян считает обоснованным требованием.

 

"В сущности, альтернативная служба в Армении не действует, потому что закон не совершенен, и эта служба не является полноценно гражданской: в названии закона даже нет словосочетания "гражданская служба", он называется "Альтернативной трудовой службой". Во-первых, на альтернативную службу выделено 42 месяца, а это довольно долгий срок. Кроме этого, альтернативная служба контролируется со стороны военных структур: военной полиции и прокуратуры и, пользующиеся альтернативной службой, в случае болезни, получают лечение в военных госпиталях. Получается, что эта служба не является по своей сути полноценно гражданской", – говорит он.

 

Татул Акопян

 

http://archive.hetq.am/rus/society/0702-yezidi.html

0

Оставить комментарий