Опубликовано: 05.08.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

     В Швеции обнаружена редкая грампластинка с записями курдского макама в исполнении знаменитой курдской певицы Мариам Хан (Meryem Xan), в сопровождении ансамбля Тахт и игры на скрипке и лютне музыканта Кануна.

      Мариам Хан родилась в 1904 г. в курдском селе Dêrgol провинции Шырнах (одноименный город Ширнак с курдского  «Город Ноя») в Северной (Турецкой)  части Курдистана в богатой курдской семье.

      Ее отца звали Мухаммад Ахмаде Боти (Mihemed Ehmedê Botî). Боти указывает на курдскую племенную принадлежность. В начале первой мировой войны (1914-18 гг.) ее родители, вынужденные под натиском наступающих русских войск и из-за бесчинства армянских вооруженных формирований бежать в Юго-Западный (Сирийский) Курдистан. Мариам Хан там выходить замуж за одного из члена знаменитой курдской аристократической семьи из рода правителей Джезире Ботан. После замужества ее муж не хочеть, чтобы  Мариам Хан занималась музыкой и исполнением песен. Мариам Хан, ради творчества в 1924 г. расстается с мужем и уезжает в курдский город Захо в Южном (иракской части) Курдистана, где проживает 12 лет.  В 1936 г. она уезжает в г. Мосул, а потом в Багдад и останавливается у Альмас Хане (Elmas Xanê), своей двоюродной сестры по отцу.  Аристократический дом Альмас Хане был своего рода курдским культурным центром и эта возможность расширяет ее творческие горизонты. В доме сестры Мариам Хан знакомиться с такими выдающимися курдскими певцами, как Мухаммаед Ариф Джезири (Mihemed Arif Cizrawî), Несрин Шерван (Nesrîn Şêrwan), Саид Ахае Джезири (Seîd Axayê Cizîrî), Хасан Джезирави (Hesen Cizrawî), Али Мардан (Elî Merdan) и др. Впервые и в  Багдаде записывают песни в ее исполнении.  После открытия курдского радио в Багдаде в 1939 г. ее лирический голос, как постоянного сотрудника радио, ежедневно звучит из ее студий. Но, у нее начинается проблемы со здоровьем и из-за болезни почек она в 1949 г. умирает в Багдаде.

         Мариам Хан в Курдистане стала одной из выдающихся курдских исполнителей своей эпохи и после себя оставила богатое музыкальное наследие. Мариам Хан – первая курдская певица, чье исполнение было записано и сохранилось.

       Найденная пластинка – свидетельство ее выдающегося таланта, как одной из величайших курдских певиц.

       В конце осени 2011 года, будет организовано прослушивание пластинки на вечере курдской музыки в шведском доме ABF. Прослушивание организовано Фондом курдских библиотек и музеев Швеции.

       В последнее время появляются разные информации о принадлежности Мариам Хан армянам. Оказывается, женское имя Мариам для армян достаточно, чтобы ее считать армянкой. Мариам – ирано-курдский вариант имени Богоматери св. Марии.  Эта имя широко распространены в курдской среде и по сей день тысяча курдянок носять это имя. Кстати, армяне могут поднять свой архив ЗАГСА в Армении до даты изгнания курдов-мусульман из Армении и сами могут убедиться, сколько курдянок в свидетельствах о рождении, заключении  брака, паспортных бланках и аттестатах об образовании записаны этим именем.

      Причем, армянские круги стараются подобное инфо сначала «подкинут» к курдским СМИ, а потом как свершившийся факт дают ссылку на эти же курдские СМИ, таким образом, «узаконивая» это присвоение. Метод, относительно знаменитых курдских личностей, схематично одно и то же: «Во время геноцида армянин (армянка) оказался(ась) в курдской семье, которые и их вырастили». Такая инфо относительно Мариам Хан уже появилась в сети. Недавно такое армянское инфо прошло и по отношению проживающего в Турции всемирно известного курдского писателя  Яшаря Камаля без предоставления какого либо документа или свидетельств. Оказывается для некто Саркис Хатспанян проявленный гуманизм Яшар Камаля, выступающего против сноса церкви в одноименном острове Ахтамар достаточно, чтобы «признать его армянином». Забавно, что С. Хатспанян решил написать открытое письмо Яшар Камалю с требованием, чтобы тот публично признался  в своих «армянских корнях» и это несмотря на то, что и турецкие архивы и близкие Яшар Камаля свидетельсвуют о его принадлежности курдам, и он  сам не стыдиться, что он курд, даже публично неоднократно заявлял об этом. Если в курдской среде есть певцы из числа армян, к примеру, Арам Тигран, об этом пишут открыто. Но, нельзя же попытаться «обогатить» свою культуру за счет других народов. Мы уже писали об армянской откровенной экспансии и стремление присваивать курдскую культуру, которые обречены на провал и только чернят армянский народ, так как мощное курдское СМИ уже стала надежным заслоном на пути подобных инсинуаций и кроме ухудшения армяно-курдских отношений ни к чему хорошему не смогут привести. 

 

 

Лятиф Маммад,

www.kurdist.ru                                                                                               

 

 

 

0

Оставить комментарий