Опубликовано: 04.08.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

Авдоев Теймураз (Темьре Масо)

     С 29 июля по 2 августа адепты езидизма на священной земле  Лалыш и в диаспорах по всему миру отмечали «Чьле хавине», праздник, знаменующий собой окончание сорокадневного летнего поста.   

     Эту традицию заложил во второй половине XII столетия сам Шехади, основатель ордена «Адавийя» и покровитель езидской общины курдов.

     В народной памяти сохранились предания, как святой старец в год дважды, зимой и летом отстранялся от мирской суеты в гроте  (мьхар)   на территории Лалыша.

     Находясь в уединении, молчании, молитвенном сосредоточении, следуя суфийскому пути (тарика) внутреннего самоочищения Шейх Ади соблюдал сорокадневный душевный пост, в течение которого придерживался и телесного поста. 

     Своих последователей он  обучал сокровенным знаниям, поднимающим человека на более высокую ступень совершенства. «Все науки даны человечеству для того, чтобы познать творения Всевышнего, а моя, чтобы познать Самого Всевышнего, дойти до Истины» – наставлял шейх Ади. Тех, кто приходил к нему за получением этих знаний, именовали «мридами» (жаждущий, ищущий),  а последователей учения – «тариками» (путник), т.к. считалось, что только теперь они вступили на Путь к Творцу.  Со временем Тарикат превратился в своего рода путеводитель для духа, ищущего Бога. Поскольку был введен образ путника, то совершенно естественно вводился и образ стоянок на пути. Стоянки эти обозначаются термином «макам». Каждая стоянка – это духовное состояние адепта, которое он достигает на своем пути к Творцу.  У разных суфийских наставников разное число стоянок и это весьма понятно. Ведь стоянка – это психический феномен, который каждый человек описывает так, как он ему представляется в собственных ощущениях. Но сколько бы классификаций стоянок мы не приводили, суть их одна и та же: на своем пути к Богу душа должна достичь семь состояний – покаяния, осмотрительности, воздержанности, нищеты, терпения, упования на Бога, покорности.  Достижение этих состояний осуществлялось путем длительных изнутительных постов и практик поминаний имен бога, под руководством наставника шейха или пира, и  в большинстве орденах составляли сорок дней.

      Наивысшая ступень духовного восхождения – это Хакикат. На этой ступени человек поклоняется Богу так, как будто он видит Его, ведь если человек не видит Бога, то Он все равно видит человека. Эта форма поклонения именуется "ихсан" ("чистосердечие"). Внутреннее сосредоточение на Создателе, ощущение Его Взора и наблюдения представляют собой суть хакиката. На этой ступени человек имеет непосредственное ощущение Творца, становится «арифом» (мистиком), имеющим знание о том, кто такой Творец.

      Традиция соблюдения сорокадневных зимних и летних постов практикуется и сегодня частью духовенства и езидскими факирами.

 

     Администрация сайта www.kurdist.ru поздравляет всех исповедующих езидизм курдов с этим светлым праздником очищения духа. Будьте счастливы и здоровы!

 

                  Xudê dua u дuruê we gebulke, miraz ê we bîne sêri!

 

 

 

 

0

Оставить комментарий