2010-12-16 Юрий Набиев, Kurdistan.Ru
Фактически, курдская диаспора возникла на протяжении последнего полстолетия, т.е. на памяти ныне живущего поколения. Ее основу первоначально составляли экономические мигранты из Турецкого Курдистана, т.е. люди в целом из низшего класса, с традиционной культурой и невысокого уровня образования, маргинализованные в результате попадания в чуждую социокультурную среду – естественно, такой "человеческий материал" не был расположен к тому, чтобы быстро структурироваться и принять формы "диаспоральной" жизни, процветающие у "старых" диаспор. Силой, которая структурировала рассеянных по Европе курдов и превратила их в "полноценную" диаспору, явилась Рабочая Партия Курдистана. В этом ее несомненная и громадная историческая заслуга перед курдским народом.
После 1975 года, к экономической эмиграции прибавилось несколько волн политической эмиграции: Произошедшие почти синхронно военный переворот в Турции и поражение курдского восстания в революционном Иране "переместили" в Европу интеллектуальную элиту Турецкого и Иранского Курдистана. Саддамовские репрессии и, в особенности, Великий исход 1991 года привели на Запад волну беженцев из Иракского Курдистана. Последние имели свои формы политической организации, но также ориентированные более на вопросы борьбы в Курдистане, нежели на собственно диаспоральную деятельность. Однако мало-помалу в жизнь начало входить второе поколение диаспоры – дети эмигрантов, выросшие в странах пребывания и интегрированные в их общество. Вступив в возраст жизненной активности, они начинают все более и более заметно участвовать в общественной, экономической и политической жизни этих стран, и свидетельством роста их влияния являются последние выборы в Швеции, когда пять представителей вошли в парламент Швеции; вообще сегодня во многих парламентах европейских стран есть представители курдов, в том числе в Англии, в Голландии, а на региональных уровнях и в других странах. По всему видно, что эти тенденции будут нарастать и увеличиваться, а это означает, в числе прочего, появление на Западе массового "курдского лобби", по образцу лобби еврейского, армянского, турецкого и др.
Параллельно с усилением курдской диаспоры в странах Запада, наблюдался и ее количественный рост в арабских странах, в частности в ОАЭ, и особенно Ливане. Особняком стоит российская диаспора, о которой здесь необходимо сказать несколько слов.
История курдской диаспоры бывшего СССР – самая длинная, и с некоторой точки зрения ее можно считать старейшей из курдских диаспор. Правда, с более строгой точки зрения, Закавказский регион вплоть до появления "железного занавеса" являлся естественным продолжением региона Переднеазиатского, а это значит, что курды, оказавшиеся в начале XIX века на территории Российской империи, не являлись диаспорой в собственном смысле слова, а лишь естественным "продолжением" населения Курдистана. Курды проживали там компактно, ведя традиционное земледельческое и кочевое хозяйство – следовательно, никак не могут быть названы "диаспорой" в строгом смысле слова. Первая группа курдов, которая была поставлена в собственно диаспоральные условия, были езиды, бежавшие в Армению (а оттуда частично переместившиеся в Тбилиси) после геноцида 1918 года в Турции. Оторванные от традиционного образа жизни, помещенные в новую для них городскую среду, езиды для приспособления к ней были вынуждены вырабатывать типично "диаспоральные" навыки. Со временем в городскую жизнь стало входить все больше и больше получивших образование курдов-мусульман, однако в условиях тоталитарной системы была невозможна их самоорганизация (в отличие от езидов, организации которых способствовали религиозные институты) – и только в эпоху перестройки, курдская диаспора начала формироваться в институциональном смысле.
Вообще, следует заметить, что советская эпоха оказалась для российских курдов очень неоднозначной. С одной стороны – мы видим насильственные депортации закавказских курдов в Сибирь и Среднюю Азию в эпоху Сталина. С другой – эта эпоха отличалась резким повышением образовательного уровня курдов (не просто при активной поддержке, но и преференциях со стороны власти), что привело к появлению широкого слоя советской курдской интеллигенции. Неоднозначной была и собственно национальная политика в отношении курдов. Следует напомнить, что в Советском Союзе, где общественная самодеятельность не допускалась, каждый этнос имел набор прав и привилегий в зависимости от своего административного положения в советской системе (титульная нация союзной республики, автономной республики, автономного края или округа); курды такого административного положения не имели. Этим, а также внешнеполитическими факторами, объясняются довольно разнообразные извивы политики советских властей в их отношении. В 20-е – первой половине 30-х гг. наблюдаются активные попытки "поднимать" и развивать курдов, как впрочем и другие национальные меньшинства – создается курдский алфавит на основе латиницы, курдские школы, книги, газеты и т.п., а в Азербайджане дело едва не доходит до появления курдской автономии. Примерно, с 1937 года начинается эпоха репрессий. После смерти Сталина, наступает "оттепель" и для курдов: центром курдской жизни становится Ереван, там возобновляется курское радио, курдская газета "Риа Таза" и т.п. Москва была тем более заинтересована в такого рода политике, что как раз в это время в Курдистане начинается подъем национального движения, вылившийся в Сентябрьское восстание; на волне интереса к курдам, фактически в административном порядке организуются курдские исследования, и ученым заказываются работы по истории курдского вопроса, ставшие классикой курдоведения (книги Халфина и в особенности Лазарева). Иным было положение в мусульманских республиках: в Средней Азии культурные потребности курдов игнорировались, в Азербайджане проводилась целенаправленная политика ассимиляции (в частности все курды были записаны в паспортах азербайджанцами).
Столь же неоднозначным, как советское время, явилась для курдов бывшего СССР и время постсоветское. С одной стороны, рухнул "железный занавес", и курды СССР обрели непосредственную связь со своими соотечественниками в Курдистане и остальной диаспоре. Стала возможной общественная самоорганизация курдов, появление курдских обществ, союзов, национально-культурных автономий и т.п. С другой стороны, курды оказались в числе жертв тех негативных экономических и политических явлений, которые сопровождали распад СССР. Самый крайний и трагический случай – это, конечно, изгнание курдов-мусульман из Армении в ходе армяно-азербайджанского конфликта, а затем и изгнание кельбаджарских курдов в результате Карабахской войны. Экономическая катастрофа, перед лицом которой оказались новые государства Закавказья и Средней Азии, заставила многих курдов и безо всякой войны мигрировать в Россию (а также за границу). Новыми центрами массового проживания курдов оказались Москва, Ярославль и Краснодарский край; также курды большими группами живут в Ставропольском крае, Тамбовской области, менее значительная диаспора – в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако на Юге России, как и в Киргизии и Казахстане, курды столкнулись с ксенофобией и погромами. В ходе этих процессов, изменилась и социальная структура курдского общества: его верхушку, наиболее влиятельную часть стала составлять уже не только интеллигенция (положение которой с потерей государственной поддержки было резко подорвано, а социальный статус понизился), но и бизнесмены. Из представителей современной курдской элиты России следует назвать известного дрессировщика Азиза Аскаряна, певицу Зару, бизнесмена и государственного деятеля Зелимхана Муцоева. Интересно отметить, что в организации курдской диаспоры большую роль играет РПК (и аффилированные с ней структуры). Другие курдистанские партии также проявляют активность, но гораздо меньшую, чем представители РПК. Эти партии, однако, определяют политическую жизнь курдской диаспоры, организуя митинги и демонстрации в основном в поддержку курдов Большого Курдистана.
Специфической внутренней проблемой курдской диаспоры в России, а равно Грузии и Армении, является езидский вопрос. В отличие от других диаспор, в этих диаспорах значительную (а в Армении исключительную) роль играют именно представители езидской религии, часть которых не принимает курдской идентичности и упорно считает езидов отдельным этносом. Безусловно, это имеет свои исторические корни, которые уводят в средневековую вражду между курдами-езидами и мусульманами (по-своему естественную для эпох, когда царила исключительно религиозные, а не национальные идентичности) вылившуюся в дикие зверства 1918 года. Воспоминания об этих событиях явились "родовой травмой" езидской диаспоры в России, которая остро переживалась на протяжении ХХ века и, разумеется, не способствовала взаимопониманию между курдами-езидами и мусульманами. С падением СССР, в курдской среде остро схлестнулись идеологии курдского национализма и езидской этнической идентичности. К этому следует добавить, что носительницей первой в начале 90-х годов выступала в основном РПК. "Езидистская" идеология отвечала интересам лидеров езидских сообществ, заинтересованных в том, чтобы безраздельно доминировать в своих группах. Наконец она поддерживается извне, особенно в Армении, власти которой, судя по всему, считают политически выгодным для себя "оторвать" успешно ассимилировавшихся с армянами армянских езидов от курдов и превратить их в лояльную группу в рамках армянской (а не курдской) нации. Распространение информации о ситуации в Большом Курдистане вырывает езидов бывшего СССР из замкнутого мирка, в который их хотели бы загнать некоторые их лидеры, и более тесная связь с езидами Курдистана и прежде всего езидским духовным руководством, которое как известно твердо считает езидов религиозной группой в рамках курдской нации, может со временем поставить точку в этом споре, обеспечив победу за сторонниками курдского национализма.
Этот последний вопрос подводит нас к такому важному моменту, как единое общекурдское информационное пространство. Оно возникло на рубеже XX-XXI веков, с распространением интернет-, спутниковых и мобильных технологий, придав жизни курдского общества новое качество. Грани между курдами диаспоры, стран, разделивших Курдистан, и наконец полунезависимого Курдистанского региона стремительно стираются, что оказывает революционизирующее действие на сознание: курды диаспоры, даже родившиеся в ней, чувствуют свою непосредственную связь с Большим Курдистаном, жители забытых Богом областей где-нибудь в глубине Турецкого Курдистана теперь могут ежедневно общаться с соотечественниками из Берлина и Амстердама, читать например сайт Курдского института в Париже, и т.д., и т.п. Курдские интернет-cайты организуют общение и информирование, обмен идеями; сайты на других языках – англоязычные, для бывшего СССР русскоязычные – также служат для общения курдов диаспоры, одновременно знакомя с курдским вопросом всех интересующихся в этих странах. Я помню, как каких-то 20 лет курд, приехавший в Тбилиси из Турции, был поражен, услышав на улице курдскую речь: "но ведь это же запрещенный язык!". Теперь подобная реакция уже невозможна не только потому, что в самой Турции появилось курдское телевидение (отметим, во многом как ответ на спутниковый курдский телеканал Рож-ТВ в Европе, который, по мнению некоторых, является проектом РПК). Гораздо более важно, что курды Турции теперь ясно знают, как живут их соплеменники в других странах, и потому даже самые отсталые из них не могут воспринимать свое положение в Турции как нечто естественное.
И в заключение, хотелось бы кратко сказать о задачах, стоящих перед курдской диаспорой. Несомненно, первостепенной такой задачей является создание некоего общекурдского органа. Если взять пример других диспоральных народов, то у армян роль организатора диаспоры играет партийная структура – партия "Дашнакцутюн". Эту модель попыталась воспроизвести РПК, однако, поставленной цели до конца так и не достигла.
Партии иранских и иракских курдов сознательно также не ставили себе задачу объединить диаспору и стать выразителями общекурдских интересов. Более подходящим для курдов, возможно, является пример еврейской Сионистской федерации. Федерация, основанная Теодором Герцелем, объединяла самые разные еврейские группы и партии, начиная от социалистов и кончая религиозно настроенными правыми, при условии принятия ими основного постулата сионизма – о необходимости еврейского государства. Ради этой цели, были созданы Еврейское агентство и Еврейский банк и осуществлялась активная лоббистская деятельность, в конечном итоге принесшая результаты в виде Декларации Бальфура. На наш взгляд, по этому образцу, курдам также следует создать некую федерацию курдских организаций — Всемирный Курдский Конгресс, с собственными исполнительными органами и собственным бюджетом, которая бы осуществляла координацию организаций диаспоры, вела активную лоббистскую деятельность и находилась примерно таких же связях с Курдистанским регионом Ирака, в каких современные еврейские организации находятся с Государством Израиль. Естественно, для этого следует приложить усилия не только самой диаспоре, но и Эрбилю, который вообще не должен забывать, что ныне он – не просто центр иракских курдов, а фактически столица курдского национального государства, и потому политическим центром для всего Курдистана и всех курдов мира. В связи с этим, Региональному правительству Курдистана следовало бы создать особый директорат по делам соотечественников, по образцу всех государств, обладающих более или менее значимой диаспорой. В связи с этим следует отметить, например, что Курдистан нуждается в квалифицированных кадрах; согласно данным ЮНЕСКО для подготовки одного специалиста необходимо около 300 тысяч долларов, а в диаспоре, особенно постсоветской, большое количество курдских специалистов, которые хотели бы и могли бы работать в Курдистане, если их туда пригласят. Одним из направлений деятельности этого директората в отношении, особенно, России могла бы стать организация паломничества российских езидов в главную езидскую святыню – Лалеш, который каждый езид обязан посетить хотя бы раз в жизни. В целом следует подчеркнуть, что объединение курдской диаспоры под эгидой (внепартийной) курдской государственной власти в Эрбиле откроет перед курдами новые блестящие горизонты.
http://www.kurdistan.ru/index.php?m=read&a=8940