Опубликовано: 19.09.2009 Автор: Admin Комментарии: 0

     Шамиль Аскеров получил специальность математика, однако душу его переполняли чувства, которые не могли не вылиться, в замечательные лирические стихотворения: сотни его стихов люди знают наизусть.  

     Он был поэтом, курдологом, филологом, лингвистом, переводчиком, журналистом, историком, этнографом, прекрасным знатоком фольклора и исследовав природу создал музей… 

     «Мамоста Шамиль» — как его любовно называли в народе («мамоста» на курдском значит «учитель, мастер») был «живой энциклопедией».

     Даже недоброжелатели уважали его за благородие и трудолюбие. 

     Шамиль Салимович не стал священником или политиком, его не выбрали главой государства. Он просто был душевным и благородным человеком. На каждого, кто встречался с ним, производили глубокое впечатление его мудрость и доброта; в любом обществе он естественно и легко становился лидером. Он был влюблен в Курдистан. Его дом напоминал Курдистан в миниатюре: фотографии, книги, народные мелодии… Библиотека, превысившая в 80-е годы 20 тысяч томов, где было собрано более трех тысяч книг на курдском языке, изданных в разные годы в разных станах мира.

     Курдистан был для Шамиля Салимовича не мечтой, а образом жизни. Он жил в маленьком городке Кельбаджар, в тысяче километрах от Курдистана, но он жил в Курдистане, с его именем, и наверно, был единственным патриотом своего народа в Кельбаджаре, так неустанно боровшимся за национальные права курдов — одиноким воином, который сражался за Красный Курдистан.

     Патриотизм для Шамиля Салимовича начинался с восторга перед цветущей яблоней в собственном саду, любви к соседу, счастья шагать по пыльным дорогам родной деревни, со знания своей малой родины и с блаженства говорить на родном языке. Он отлично знал место каждого камня, запах каждого цветка в маленьком Кельбаджаре.

    Шамиль Аскеров искренне любил свой народ и предан идее курдского национализма, был любящим все человечество гуманистом, истинным демократом, верил в братство и дружбу между народами. 

     Крайне жаль тех, которые считают будто эти качества несовместимы на примере  одной личности и они не имели чести познакомиться с великим сыном курдского народа в лице Шамиля Аскерова. Приходилось ли вам встречать главного редактора газеты, который поздно вечером, когда все ушли домой, делает уборку в редакции? Встречали ли вы директора школы, который после уроков строил бы новое здание? Слышали ли о директоре музея, который ищет в притоках рек камешки или собирает листья в лесу? Знали ли председателя горисполкома, который вместе с рабочими грузил бы камень? Те, кто знали Шамиля Аскерова, много раз становились свидетелями этих сцен!

     Шамиль Салимович Аскеров родился в 1928 году в Красном Курдистане, в селении Агджакенд, Кельбаджарского района. С 12 лет начал работать пастухом. В юности, не зная о существовании Курдистана, занимался изучением курдской истории и литературы.

     После окончания школы Шамиль Аскеров поступил в Азербайджанский государственный педагогический институт. Затем он с отличием закончил Высшую партийную школу в Баку и Азербайджанский педагогический университет.

      Работал редактором районной газеты, первым секретарем Кельбаджарского горкома комсомола, директором школы, заведующим РОНО и директором исторического музея. В годы, когда Шамиль Аскеров был секретарем горкома комсомола, Кельбаджарская комсомольская организация занимала первое место в соцсоревновании по всему СССР.

    Отказавшись от предложенной должности декана Бакинского университета и отвергнув другие заманчивые предложения, до начала 90-х годов Шамиль Аскеров жил и работал в отдаленном Кельбаджаре, в своем маленьком Курдистане. В 1993 году после оккупации Красного Курдистана армянской армией, Мамоста Шамиль, как и все курды Азербайджана, вынужден был бежать.

     Помимо общественной деятельности Мамоста Шамиль был широко известен в СССР и за рубежом своими научными работами и литературной деятельностью. Он – автор свыше сорока книг: поэтических сборников и сборников прозы, этнографических и исторических исследований — на азербайджанском и курдском языках. Шамиль Аскеров защитил диссертацию о творчестве курдского классика Шехмуса Джигерхун, перевел на азербайджанский поэму бессмертного Ахмеде Хани «Мем и Зин» и сотни жемчужин курдской классики: стихотворения Факие Тайрана, Мелае Джизири, Абдуррахмана Гажара и Абдуллы Горана; стремясь сохранить и изучить язык курдов Азербайджана, составил курдско-азербайджанский и азербайджанско-курдский словари; стал автором рифмических словарей курдского и азербайджанского языков.

     Мамоста Шамиль посвятил свою жизнь просвещению курдов и укреплению братства народов. Несмотря на постоянное давление властей – как советских, так и нынешних — он ни на пядь не свернул со своего пути. В 1978 году его приговорили четырем годам тюрьмы «за национализм». В знак протеста против этой несправедливости Мамоста Шамиль написал в годы заточения поэму «Немая девушка», посвященную борьбе курдского народа.  

     20 мая 2005 г. в возрасте 77 лет ушел из жизни человек уникальных энциклопедических знаний, выдающийся патриот курдского народа и  великий гуманист  – Шамиль Аскеров.

 

   Камиз Джабраилов

 

 

 

 

0

Оставить комментарий