Опубликовано: 12.09.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
С. М. БРОНЕВСКИЙ
 
                ИСТОРИЧЕСКИЯ ВЫПИСКИ

о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне

1779
     Со времени заключения мирнаго трактата с шахом Надыром отношения России с Персиею соделались весьма малозначущими. Внутреннее неустройство, насилие, война, /л. 197/ грабежи, с безначалием сопряженныя, свирепствовали во всей силе и по всему пространству Персии, не взирая на преимущественную власть приобретенную оружием ширвазскаго Керим-хана, получившаго от других владельцов название векеля или наместника (Кроме разделения на ханства и белгарства Персия разделяется еще на четыре наместничества, коих начальники назваются вали или векили.
 
Керим Хан Зенд, курд – Шах Персии 

 
А именно по порядку старшинства:
 
1, вали арабистанской, власть его простирается на ширазскую провинцию и города, около Персидскаго залива лежащие.
2, вали гурджистанской, при шахе Ленг Темурхе владение его простиралось от Чернаго моря до Каспийскаго, то есть от Абахазетии до Дербента и от Кавказских гор до Аракса.
3, вали лористанский, в пределах его заключались земли, граничащия с богатством, и города Фейл-и Шушутар, Досафуль, Кухгилря.
4, вали курдистанский, ему подчинены были народ называемой курды и владения с Тигром сопредельныя, которыя составляли часть древней Мозопотамии. Город Баязет и теперь населен курдами, тогда принадлежал он Персии. 
 
     Без согласия сих четырех начальников шах не может короноватся. Каждый из них имел при коронации особливую должность.
 
Арабистанской держал жилу или перо от короны;
гурджистанской /л. 197 об./ держал меч;
лористанской балабуш или порфиру;
курдистанской – украшение, состоящее в двух перевезях аламазами украшенных.
 
Право их состояло в том, что когда нет шаха, то старший их них мог раздавать ханское достоинство.
 
     Опасаясь чрезмерной власти сих вали или векилей, шахи не держали их никогда при себе всех вместе и призывали только на случай коронования. После векеля Керим хана неизвестно мне назывался ли кто из владельцов персидских векилем. Я не знаю также почему Баба хана называют сердарем, а не векилем, ибо шахской титул дают ему только его придворные и льстецы, а в Персии вообще известен под именем сердарь Баба хан, что значит гораздо меньше векиля). /л. 197 об./ Торговля [125] астраханская чувствительно уменьшилась от частых обид самоуправством ханов гилянских и астрабатских купечеству российскому причиняемых.                                                                                                    Курдские князья
      Молодой и честолюбивый Гедает хан гилянский по власти и богатству своему 69 /л. 198/ почитался в Персии вторым владельцом, сверх 300 тысяч рублей дани, платимой векилю Керим хану, он получал дохода до 400 тысяч рублей. В 1773 году Гедает хан просил чрез консула Боголюбова письменно о принятии гилянской провинции под российское покровительство, и чтобы по первому известию о смерти Керим хана, который был тогда в глубокой старости, прислано было к нему до трех тысяч российскаго войска для охранения его владений. За что он обязывается не токмо заплатить все издержки, на отправление /л. 198 об./ войска употребленные, но ежегодно платить России дань, состоящую в 200 тысячах рублях деньгами (Рубли должно здесь полагать не российские, а называемые в Персии ханские рубли, которых на российской рубль серебреною монетою щитается три, а каждый в 30 копеек с небольшим) и 2 000 батманов или 700 пуд шелку сырцом. На сие в ответе велено было консулу Яблонскому объявить ему, что принятием его в Российское покровительство, были бы нарушены трактаты, с Персиею заключенные, что небольшое вспомогательное войско будет не токмо для него безполезно, но и может подвергнутся опасности по своевольству /л. 199/ тамошних ханов и по отдалению мест 70.
     По смерти Керим хана, Ага Магомет хан, вышедший из заточения объявил войну брату своему Муртазе кули хану, бывшему тогда владетелем астрабатской и мизандранской областей. При сем случае в 1775 году при астрабатских берегах взяты были и разграблены два купеческия российския судна. Консул Яблонский, зная что и гилянские подданные Гедает хана в сем грабеже учавствовали, требовал от него удовлетворения, но, не получив онаго и видя недоброжелательство Гедает хана к России, принужден /л. 199 об./ был выехать в Астрахань.
    Вскоре потом усилившаяся власть в Персии из ничтожества вышедшаго Али Магомет хана, изгнание брата его Муртазы кули хана из астрабатскаго и мазандранскаго владения, завоевание Испагани и Шираза, покорение гилянской провинции обратили на себя внимание российскаго двора, которое ограничивалось до времени надзиранием за его поступками.


Текст воспроизведен по изданию: С. М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими со времен Ивана Васильевича доныне. РАН. Институт востоковедения СПб. 1996. 

0

Оставить комментарий