Опубликовано: 11.08.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
В. Афанасьев
 
 
 
      В кипени садов и рощ, широким поясом охватывающих город, наполненный весенними ароматами трав и цветущих деревьев, Дамаск производит незабываемое впечатление. Изречение «Дамаск полон райских ароматов!» вошло в поговорку.
  В столице Сирийской Арабской Республики полно достопримечательностей и исторических памяников ушедших эпох. Туристов больше всего привлекает старый город, его узкие кривые азиккаты-переулки, где что ни шаг, то или памятник архитектуры, или какая-нибудь достопримечательность.

     Но есть здесь место, которое посещают все туристы, путешественники и те, кто интересуется историей страны, севернее всемирно известной мечети Омейядов, среди путаницы древних улочек прячется скромное строение — частично сохранившаяся Медресе аль-Азизийя. Таких старинных медресе в Дмаске много, но здесь, под красивым ребристым куполом в зале захоронений, саркофаге покоится прах легендарного Салах ад-Дина, сына курдского народа, успешно воевавшего крестоносцами. Медресе была построена его сыном аль-Азизом Османом в 529 г. хижры (1195 г. н.э.) и звана его именем.
  В сказках «Тысяча одна ночь» есть рассказ о аль-Малике ан-Насире, кторый «призвал в какой-то день трех вали — вали Каира, вали Булака и вали Старого Мисра и сказал им: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал мне о самом удивительном, что случилось с ним, пока с был вали».
     Аль-Малик ан-Насир — это ни кто иной, как Салах ад-Дин, прозванный европейцами Саладином, правивший в Египте с 1171 по 1193 год. Историкам он известей еще под именем аль-Малик ан-Насир I. Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, для арабов он был аль-Маликом ан-Насиром, то есть «королем-Победителем», и Фатих аль-Макдис, «Завоевателем Иерусалима». Имя его вошло легенды и предания, упоминается в сказках всех народов Ближнего и Среднего Востока.
  Салах ад-Дин стал основателем курдской династии Айюбидов, правившей с конца IX века и по конец XV века в Египте, Сирии, Дийарбакре и Йемене. Прародитель династии Айюб происходил из курдского племени хазбани. В 1138 г. начальник тюркского гарнизона в Мосуле и Халебе Занги ибн Ак-Сонкур, охотно пополнявший свою армию воинственными курдами, взял на службы некоего Айюба, позже на службу к сыну Занги, Hyp ад-Дину, поступил и брат Айюба, Асад ад-Дин Ширкух.
     То было трудное время. Под знаком борьбы христианства с исламом за «святые места» полчища ненасытных европейских завоевателей двинулись в Восточное Средиземноморье. Крестовые походы продолжались в течение почти двух столетий (1096 — 1270 гг. н.э.). В 1099г. после непродолжительной осады и ожесточенного штурма пал Иерусалим. Крестоносцы безжалостно истребляли мусульман — мужчин, женщин, детей, стариков, грабили их дома. Все их имущество стало добычей завоевателей.
     Закрепившись на восточном побережье Средиземного моря, крестоносцы пытались расширить свои владения на восток, север и юг, однако натолкнулись на все усиливающееся сопротивление мусульман.
     Отец и дядя Салаха ад-Дина были крупными военачальниками, участвовали в бесконечных военных походах, и Салах с малых лет учился сложному военному искусству. Будучи незаурядным человеком, он постепенно вы¬рос в талантливого и тонкого политика. Оказав немалые услуги фатимидскому халифу Адиду, он стал правителем Александрии, а позже и его визирем «людей меча».
     Врагов в Салаха ад-Дина при каирском дворе было предостаточно, но он действовал столь ловко и дипломатично, что сумел завоевать их доверие. Средневековый историк Ибн аль-Асир писал о нем: «И когда (Адид) наградил его (Салаха ад-Дина), то дал ему титул «Малик Насир». И ни один из тех эмиров, которые хотели власти для себя, не подчинились ему и не стали ему служить… И привлекал к себе Салах ад-Дин сердца людей и щедро раздавал деньги, и склонились к нему и полюбили его, а по¬ложение Адида улучшилось».
        В 1171 г. последний фатимидский халиф Адид умер и войска признали Салах ад-Дина его преемником. Историки считают Салах ад-Дина, родившегося в деревне Тикрит в 532 г.х. (1137 г.н.э.), фактическим основателем династии Айюбидов. Он продолжил завоевательную политику Hyp ад-Дина, скончавшегося в отвоеванном им Дамаске в 569 г.х. (1173 г. н.э.), сумев присоединить к своим владениям новые земли. Границы империи Салах ад-Дина простирались от Аравийского полуострова на севере до Адена на юге и до Туниса на западе.
      Историки свидетельствуют, что Салах ад-Дин проводил последовательную суннитскую политику в религии и образовании. С победой Айюбидов в бывших владениях Фатимидов завершился возврат к ортодоксальному суннизму.
     Аль-Малик ан-Насир, воспользовавшись подъемом религиозных чувств всех мусульман, сумел сплотить в борьбе за общее дело армии тюрок, курдов, арабов. В результате победы при Хаттине в 538 г.х. (1187 г. н.э.) город Иерусалим по прошествии 88 лет вновь стал мусульманским, франки были оттеснены на короткую и узкую прибрежную полосу между Тиром и Туртусом. В 1229 г. по договору между Маликом аль-Камилем и Фридрихом II крестоносцы вернули себе Иерусалим, однако в 1244 г. он был вновь и окончательно отво¬еван мусульманами.
      Но Фатих Бейт аль-Макдис был не только талантливым полководцем. По его приказу строились крепости, мечети, акведуки, медресе. Многие из крепостей считаются шедеврами фортификационного искусства. Одна из них — хорошо сохранившийся «замок Саладина» на острове Фараон в Акабском заливе. Во время правления Салах ад-Дина и его преемников Каир и Дамаск переживали подлинный культурный подъем и «строительный бум». Поощрялись ремесла, науки, ученые. Арабские хроники и летописи сохранили нам многие имена выдающихся женщин, создававших в Дамаске медресе, где способные юноши постигали науки. Некоторые из этих зданий сохранились до наших дней и поражают воображение мастерством каменной кладки, великолепием отделки стен, фризов, дверей, простотой решения сложных технических задач. Но это уже тема другого рассказа…
      Салах ад-Дин умер в цитадели Дамаска в 1193 г., его прах покоился там, пока не был перенесен туда, где он находится и сегодня, в Медресе аль-Азизийя, возведенной в 1195 г. Его останки лежат в саркофаге, выработанном из орехового дерева, украшенном резными надписями (стихом о троне из Ко¬рана), выполненными прекрасной каллиграфией в куфическом стиле. В 1627 г. стены его гробницы кое-где были покрыты чудесными цветными глазурованными плитками.
     Могила Саладина всегда была окружена внима¬нием и заботой. И не было, наверное, христианина или мусульманина, который, приехав в Дамаск, не посетил бы Медресе аль-Азизийя и не отдал бы дань уважения памяти великого полководца. Кайзер Германии Вильгельм II, когда путешествовал по Востоку, подарил своим турецким друзьям резной мраморный гроб, по его мнению, более достойный такого легендарного человека. Это было во время правления султана Абд аль-Хами-да в 1878 г.
       Распространено мнение, что прах Салах ад-Дина Гроб Салах ад-Дина был перенесен в новый саркофаг. Об этом пишут многие авторы, в частности, Ханс Майбаум в своей книге «Сирия — перекресток путей народов». Но это не так, говорили мне сирийцы. Потомки из уважения не стали еще раз тревожить его покой. Так и стоят рядом два саркофага — простой, деревянный, с прахом Салах ад-Дина, и роскошный, белоснежного мрамора, но пустой. И предка почтили, и дарителя уважили! Могила Салах ад-Дина очень скромна по сравнению, например, с мавзолеями некоторых мамлюков, которые я видел в Каире. Деяния и заслуги их несравненно малы с подвигом тикритца, разгромившего полчища жадных чужеземцев и положившего начало их бесславному изгнанию со всех земель Палестины, Сирии, Ливана. Кто знает, как писалась бы теперь история мусульманских народов, не останови Салах ад-Дин экспансию католиков на Восток. Разве завистливые и невежественные конкистадоры христиан Кортеса, Писарро и предводителей других шаек не истребляли беспощадно и бессмысленно индейцев Америки, не уничтожали их великие культуры?
     И все же, почему курд Салах ад-Дин так почитаем арабами? Вот что писал по этому поводу сириец Абд аль-Кадир ар-Рихауи в своем труде «Город Дамаск»: "Hyp ад-Дин, потом Салах ад-Дин и халифы Айюбиды были независимыми королями, хотя формально они оставались вассалами Аббасидского халифата в Багдаде и пользовались поддержкой нации и ее любовью. Сегодня народ смотрит на них не как на пришельцев и чужеземцев или своих врагов. Несмотря на то, что Hyp ад-Дин был тюрком, а Салах ад-Дин и его семья курдами … они все же были арабами-мусульманами, если учесть веру, которой они придерживались, общество, в котором они жили, единство целей и принципов, которые плавили их в тигле арабской нации. Они арабизировались, а некоторые из них даже оставили после себя сборники стихов и исследований на арабском языке».
     Поистине если какой-либо исторической личности удалось уловить чаяния и устремления народных масс, стать во главе их и претворить в жизнь их надежды, национальное» этой личности уже не имеет решающей роли.

Дружба (Dostani). №2. 1997. Москва. СС. 21-22.

0

Оставить комментарий