Опубликовано: 18.12.2008 Автор: Admin Комментарии: 0
  В середине 1930-х годов в процессе депортации людей происходил заметный переход от социально-классового принципа выселения к национальному. Особенно ярко проявился этнический принцип при продолжавшихся до 1952 г. массовых депортациях из погранзон практически по всему периметру сухопутной границы СССР … 

     Обычно выселялись лица тех национальностей, соотечественники которых составляли основное население сопредельных стран, но, случалось, что жертвами подобных акций становились отдельные аборигенные народности, в отношении которых либо были серьезные подозрения, что они имеют слишком большую духовную или иную связь с живущими за кордоном и являются питательной средой для внедрения вражеской агентуры (например, турки–месхетинцы), либо же это делалось на основе огульного обвинения в пособничестве фашистским захватчикам во время войны (последнее касалось в первую очередь крымских татар).
  Спрашивается, была ли альтернатива всем этим «зачисткам»? Конечно, строить альтернативы – дело неблагодарное, история не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее изучение альтернатив полезно хотя бы потому, чтобы лучше понять, почему процессы шли именно так, а не иначе. По нашему мнению, существовала альтернатива, прямо противоположная «пограничным зачисткам», а именно: образование «буферных» национальных автономий в ряде приграничных районов СССР, скажем, польской автономии на Украине, турецкой – в Грузии, курдской – в Азербайджане, корейской – на Дальнем Востоке и т.д. Такой путь с любой точки зрения (политической, социальной, гуманитарной и др.), несомненно, принес бы государству больше пользы, нежели «зачистки» с их болезненными последствиями, дающими о себе знать по сей день.
  Однако высшее политическое руководство в условиях враждебного окружения и роста самоизоляции и закрытости страны («железный занавес»), когда понятие «государственная граница» почти отождествлялось с понятием «линия фронта», по–видимому, полностью поддавалось психологии «чрезвычайщины» и, чем дальше, тем больше действовало в том русле, как если бы речь шла об удалении из прифронтовой полосы всех подозреваемых в подрывной или шпионской деятельности. Причем позднее, в 1940-х годах, насильственные выселения по этническому признаку вышли за рамки «зачисток в погранзонах» и распространились на регионы, которые не являлись пограничными (Северный Кавказ, Калмыкия и др.).
    В 1937 г. из Армении и Азербайджана (и в меньших масштабах – из Туркмении, Узбекистана и Таджикистана) была осуществлена депортация курдов. Вопрос о масштабах этой депортации является одним из самых запутанных и неясных в историографии, чему в немалой степени послужила очевидно неверная информация, содержащаяся в ряде документов НКВД–МВД–МГБ. Так, 17 июля 1937 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление № 103/1127-267 об организации специальных запретных полос (пограничных зон), в соответствии с которым из пограничной полосы Армении и Азербайджана было выселено 1325 человек, из них 812 – в Киргизию и 513 – в Казахстан (такой информацией располагало в начале 1950-х годов 4-е управление МГБ СССР)10. Но в данном случае 4-е управление МГБ СССР оперировало данными по какой-то одной операции по выселению курдов, а таковых в течение 1937 г. было несколько. Естественно поэтому, что действительная картина этой трагедии оказалась сильно преуменьшенной.
     Первая операция по выселению курдов была осуществлена на основании постановления СНК СССР № 2123-420сс от 17 декабря 1936 г. В нем речь шла о выселении из пограничной зоны Азербайджана контрреволюционного и бандитского элемента11. На основании этого постановления было выселено большинство курдов, проживавших в пограничной зоне Азербайджанской ССР. Депортированные были расселены в Алма-Атинской области среди местных колхозников, вне зон действия комендатур НКВД, и не считались трудпоселенцами. Их устройством и трудоиспользованием занималось Алта-Атинское областное земельное управление12.

     Вторая операция по депортации курдов была произведена в порядке выполнения указанного постановления ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1937 г., и, по-видимому, в начале 1950-х годов МГБ СССР оперировало данными только по этой операции, определяя общую численность выселенных в 1937 г. 1325 курдов. Но это была очевидная ошибка.
     В конце 1937 г. имела место еще одна операции по «очистке» пограничных районов от курдов. В «Меморандуме» НКВД СССР от 28 ноября 1937 г., подписанном зам. наркома НКВД СССР Л.Н. Бельским, отмечалось: «На основании решения Правительства из пограничных районов Армении в ближайшие дни выселяются 425 курдских хозяйств, что ориентировочно составит 2100 человек. Выселяемых расселить в Киргизской ССР»13.  
     Сколько же всего было выселено курдов в 1937 г.? По нашему мнению, близкая к истине информация содержится в докладной записке начальника ГУЛАГа И.И. Плинера от 8 апреля 1938 г., где он, говоря о новых поступлениях в места поселений в течение всего 1937 г., в частности, отмечал: «…прибыло вновь 4280 – армяне и курды из Закавказья»14. В документах 1940–1950-х годов обозначение «армяне» выпало, и речь шла только о курдах. И это правомерно, поскольку была депортация курдов, а армяне и представители других национальностей составляли в общем-то незначительную «примесь». Основная масса курдов была выселена из пограничных районов Армении и Азербайджана, но также не забыли произвести «зачистку» по периметру погранполосы Туркменской, Узбекской и Таджикской ССР
     В одной из публикаций Н.Ф. Бугая называется число выселенных в 1937 г. курдских семей – 112115. По-видимому, данное количество семей адекватно той численности выселенных курдов (4280), которую указал в своей докладной записке начальник ГУЛАГа И.И. Плинер.
     Часть курдов, выселенных в начале 1937 г. из Азербайджана и в конце того же года из Армении и попавших на поселение вне зон действия комендатур НКВД, избежала включения в состав трудпоселенцев, но утешение от этого было слабым в связи с категорическим запретом возвращаться в Азербайджан и Армению. Какую-то часть депортированных курдов районные и поселковые комендатуры НКВД все же взяли на учет как трудпоселенцев, и эти курды «растворились» в контингенте «бывшие кулаки». Что касается выселенных в середине 1937 г. по всему периметру пограничной зоны от Армении до Таджикистана, то они попали в одну категорию с политическими ссыльными и высланными (подчеркиваем: они присутствовали в списках именно политических ссыльных и высланных, а в списках уголовных ссыльных и высланных их не было) вкупе с членами семей «троцкистов», «диверсантов» и т.д.16 На положение спецпоселенцев эта часть депортированных курдов была переведена лишь в конце 1952 г. (для них это был перевод в более льготную категорию) под названием «не внушающие доверия, высланные с иранской и афганской границ в 1937 г.» (иногда вместо «не внушающие доверия» использовался термин «сомнительный элемент»). Эти лица были освобождены из спецпоселения по указанию 4-го спецотдела МВД СССР № 44/4-19827 от 19 августа 1955 г.17 Что касается тех курдов, которые в 1937–1938 гг. были включены в состав трудпоселенцев – бывших кулаков, то они были освобождены еще раньше, в 1947 г., в ходе упразднения «кулацкой ссылки» в Казахстане и Киргизии.
     Следует отметить, что в 1937 г. была осуществлена не тотальная, а частичная депортация курдов. Тогда, в 1937 г., значительная их часть еще не была депортирована. Так, более 9 тыс. курдов продолжали проживать в Грузии (их выселили в 1944 г.), а в Азербайджане еще в 1949 г. производились «зачистки» от остатков курдского населения18.
     При выселении курдов преобладал этнический признак, а понятие «иранцы» имело собирательный характер, включавшее в себя лиц различных национальностей (включая азербайджанцев), которые происходили из Ирана. Кроме курдов и иранцев, в погранполосе СССР от Армении до Таджикистана больше не оказалось относительно значительных «инородных этнических элементов», так как практически все прочие этносы, включая малые народности Памира, являлись коренными народами СССР. В крайне незначительном количестве здесь проживали арабы, афганцы и некоторые другие «инородные элементы», и их тоже «прихватили» в ходе «зачисток» в 1937–1938 гг., но в силу своей малой численности они попросту «затерялись» в депортированной курдской и иранской массе.
    По всем признакам, И.В. Сталина и его окружение раздражала национальная пестрота государства, которым они управляли. Депортация ряда малых народов явно служила цели ускорения ассимиляционных процессов в советском обществе. Это была целенаправленная политика ликвидации в перспективе малых народов за счет ассимиляции их в более крупных этнических массивах, а выселение их с исторической Родины должно было ускорить этот процесс.
    В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля 1944 г. из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки, курды, хемшилы10*, азербайджанцы11*. На спецпоселение поступило 94 955 человек61. Эта акция являлась логическим продолжением ставших с середины 1930-х годов традиционными «пограничных зачисток» от «инородных этнических элементов»12*.

____________

10* Их также называли хемшинами.
11* Ни в постановлении ГКО от 31 июля 1944 г., ни в переписке Л.П. Берия с И.В. Сталиным, где речь шла о переселении турок, курдов и хемшинов (хемшилов), азербайджанцы не упоминались. При проведении выселения органы НКВД Грузии совершенно не делали различия между азербайджанцами и турками и всех считали «турками», Вычленение азербайджанцев в составе выселенных в 1944 г. из Грузии произошло уже в местах спецпоселений в ходе проведенной работы по разбивке спецпереселенцев по этническому признаку. На спецпоселении грузинский контингент делился на четыре подконтингента – «турки», «курды», «хемшилы», «другие» (см. табл. 43), причем подконтингент «другие» состоял в основном из азербайджанцев.
12* Отнесение турок-месхетинцев и хемшилов к «инородным этническим элементам» в принципе неверно. Они не являются потомками переселенцев из Турции и сформировались как этносы на местной аборигенной базе: турки-месхетинцы – потомки отуреченных грузин, хемшилы – потомки отуреченных армян. Турция не является их исторической родиной. Тем не менее И.В Сталин, Л.П. Берия и иже с ними рассматривали их как питательную среду для внедрения вражеской (турецкой) агентуры.

     При осуществлении массовых выселений людей сплошь и рядом получалось так, что члены одной и той же семьи оказывались в местах высылки в разных районах, областях, краях, республиках. 
Первоочередное значение придавалось вербовке агентов и осведомителей из среды спецпереселенцев, и, надо сказать, «компетентные органы» весьма преуспевали в этом деле. 
    Многие тысячи спецпереселенцев были арестованы и осуждены. Только за период с сентября 1944 по 1 октября 1945 г. было привлечено к уголовной ответственности свыше 13 тыс. спецпереселенцев, из них 3394 – за побеги, 1575 – за антисоветскую агитацию, 818 – за измену родине и предательство, 566 – за бандитизм, 81 – за шпионаж, 49 – за террор, 19 – за вредительство, 12 – за диверсии и остальные – за прочие преступления67.
     Правовой статус спецпереселенцев был изложен в постановлении СНК СССР от 8 января 1945 г. «О правовом положении спецпереселенцев» (текст приводится полностью)

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 35

От 8 января 1945 г. Москва, Кремль

О правовом положение спецпереселенцев

Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Спецпереселенцы пользуются всеми правами граждан СССР, за исключением ограничений, предусмотренных настоящим Постановлением.

2. Все трудоспособные спецпереселенцы обязаны заниматься общественно полезным трудом.

В этих целях местные Советы депутатов трудящихся по согласованию с органами НКВД организуют трудовое устройство спецпереселенцев в сельском хозяйстве, в промышленных предприятиях, на стройках, хозяйственно-кооперативных организациях и учреждениях.

За нарушение трудовой дисциплины спецпереселенцы привлекаются к ответственности в соответствии с существующими законами.

3. Спецпереселенцы не имеют права без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД отлучаться за пределы района расселения, обслуживаемого данной спецкомендатурой.

Самовольная отлучка за пределы района расселения, обслуживаемого спецкомендатурой, рассматривается как побег и влечет за собой ответственность в уголовном порядке.

4. Спецпереселенцы – главы семей или лица, их заменяющие, обязаны в 3-дневный срок сообщать в спецкомендатуру НКВД о всех изменениях, происшедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи, побег и т.п.).

5. Спецпереселенцы обязаны строго соблюдать установленный для них режим и общественный порядок в местах поселения и подчиняться всем распоряжениям спецкомендатур НКВД.

За нарушение режима и общественного порядка в местах поселения спецпереселенцы подвергаются административному взысканию в виде штрафа до 100 рублей или ареста до 5 суток.

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров Союза ССР…………В. МОЛОТОВ

Управляющий Делами

Совета Народных Комиссаров Союза ССР………….Я. ЧАДАЕВ

 
     Таким образом, постановление СНК СССР от 8 января 1945 г. определило спецпереселенцев как полноправных граждан. Однако установленный этим же постановлением ряд ограничений в их правовом положении делал их «полноправие» весьма призрачным.

http://cuban.orthodoxy.ru/staniza2_/M2_.htm

Сокращениями

0

Оставить комментарий