Опубликовано: 10.05.2013 Автор: Admin Комментарии: 0

Марк Аврутин, публицист, исполнительный директор общественного Движения «Международная поддержка Израиля».

2013-05-09

 

Статью Вадим Макаренко. Геополитика Большого Ближнего Востока и его перспективы: Великий Туран, Великая Армения, Великий Азербайджан, Большой Курдистан?

см. здесь: http://kurdistan.ru/2013/05/01/articles-18802_Geopolitika_Bolshogo.html

 

 

 

 

 

            Наиболее значительным итогом событий, связанных с  окончанием Холодной войны и распадом СССР, может стать появление мощного курдского государства. Этому способствует то, что страны, составляющие Ближний Восток (арабские суннитские страны, Иран, Турция, среднеазиатские страны), борются, в первую очередь, за господствующее положение в регионе.  Курды же  продолжают бороться за независимость в то время как другим странам она была предоставлена.

Сирийские курды уже де-факто живут автономно от центрального правительства в Дамаске и свободны от влияния вооруженной оппозиции. А Иракский Курдистан еще в 1992 года фактически отделился от арабской части Ирака и живет не просто автономно, но и почти независимо. Его окончательное отделение – это лишь вопрос времени.

Все это расшевелило соответствующие сепаратистские процессы и в самой крупной части Курдистана – турецкой. Поэтому все предпосылки для создания курдского государства уже созданы. И это государство вряд ли будет настроено дружественно по отношению к арабским странам, учитывая, каким гонениям и притеснениям подвергались курды на протяжении последних десятилетий с их стороны.

Сегодня, нам кажется, географические и демографические характеристики перестают играть первостепенную роль. На первый план выходит то, что отличает человека от животного, – интеллект, способность к созиданию. Другими словами, "подобие Творцу". С этой точки зрения,  мусульманский Ближний Восток следовало бы отнести к наиболее отсталым частям планеты. Если потенциальные интересы  всех уже существующих субъектов известны, и просто трудно учесть их взаимовлияние на возможные перспективы развития этого региона, то о Большом Курдистане, в случае его возникновения, этого сказать нельзя.

В         о-первых, курды менее восприимчивы к фундаменталистскому исламу. Поэтому, вполне вероятно, что они предпочтут путь обретения независимости посредством опережающего развития. В этом отношении опорой может стать только крошечный Израиль. Другие страны, в том числе США, Россия, Китай, Европа, заинтересованы в их использовании, а не в развитии. Это обусловлено тем, что появление независимого Курдистана, лишенного имперских амбиций, устремленного в будущее, а не к возрождению утраченного в прошлом могущества, укрепило бы и положение самого Израиля. К сожалению, пока что Курдистан начал с обретения нефтегазовой самостоятельности.

Принесет ли сотрудничество с США, Россией, Китаем, Европой возрождение ограбленному и обескровленному в социально-экономическом отношении Курдистану?

Что может дать Турция, которая обеспечивает себе присутствие в регионе, заполняя пустоту рынков, в основном в  Средней Азии и Азербайджане, своими убогими товарами.

И Россия сегодня уже ничего не способна предложить, кроме устаревших образцов оружия (ещё четверть века назад она обогатила мир интеллектом).

США и европейские страны в союзе с ваххабитскими режимами, в первую очередь, Саудовской Аравии и Катара, стремятся установить полное господство над мировыми энергетическими ресурсами.

Да, страны Ближнего Востока могла бы объединить в форме "рыхлой федерации" такая цель как уничтожение Израиля.  Примером могла бы служить рыхлая федерация европейских стран, возникшая, чтобы противостоять США.

Вряд ли и Большому Курдистану будет под силу заниматься объединением других этносов – справиться бы с собиранием своего 30-40 миллионного этноса.

Если говорить не о политическом проекте создания единого курдского государства, поскольку, действительно, было бы опасным ускорять его появление, то следовало бы уже сейчас делать то, что можно –  в рамках цивилизационно-культурного сотрудничества.

Существует ли у стран Большого Ближнего Востока цивилизационное единство, как, впрочем, и у всего мусульманского мира?  Тюрки, персы, арабы (разделенные ещё на суннитов и шиитов, не говоря о пр.), курды различаются, кажется, именно в цивилизационном плане.

Вообще-то, такие события, как, разрешение сирийского кризиса, исход суннитско-шиитского противостояния в Ираке разрешение кризиса вокруг ядерной программы Ирана, которые развиваются на наших глазах, вполне могут закончиться катастрофическими последствиями.

Иракские сунниты уже подняли восстание против правительства шиитского большинства в Багдаде, поддерживают сирийскую суннитскую оппозицию против правительства Б. Асада. Поэтому возможно слияние суннитских частей Ирака и Сирии в единое государство.  Тогда сильно усеченный шиитский Ирак сильнее тяготеть к Ирану.

В случае развала Сирии и Ирака шииты арабских стран могут попытаться создать свое государство. Но именно в шиитских районах находятся основные запасы углеводородов, поэтому легко представить реакцию ваххабитских и суннитских монархий Аравии.

Ливан обречен распасться на суннитское, шиитское и христианское квази-государства в случае падения режима Б. Асада в Сирии.

За перекройкой карты региона может последовать развал монархий Аравии.  Тогда  консервативные режимы образца  17-го века сменятся на квазидемократические. Выступления шиитов – угнетенного конфессионального меньшинства –  против ваххабитского режима Эр-Рияда уже неоднократно происходили в последние месяцы. Ведь саудовское королевство совершенно искусственно было создано всего 80 лет тому назад.

Вообще не понятно как созданный Катар, который должен был войти в состав ОАЭ, стал в 1971 году независимым государством. И здесь, как и в других странах  Персидского залива, нефть находится в районах, населенных преимущественно шиитами, а доходами от нее пользуются суннитские кланы, возведенные на престол британцами.

Поэтому, как только отпадет надобность в ваххабитских режимах – этих "революционеров" Ближнего Востока , их уберут союзники с Запада.

Наконец, в Иране 7 мая начинается регистрация кандидатов в президенты, а 14 июня – выборы. Наиболее вероятный сценарий развития событий в Иране после выборов будет направлен на резкое ухудшение отношений между Ираном и его соседями – иракским Курдистаном и Азербайджаном. Южный Курдистан проявляет все признаки готовности к конфликту с центральным правительством в Багдаде. Как ни странно этот конфликт может совпасть по срокам с выборами в Иране.

В конце апреля произошло неожиданное столкновение КСИР с боевиками иранской радикальной курдской группировки (PJAK). Это притом что в прошлом году между PJAK и иранскими властями была достигнута договоренность о стабилизации ситуации. Выступления курдов могут отвлечь крупные силы КСИР на успокоение обстановки в северо-западных провинциях страны.

Группировка МЕК перед выборами готовится к террористическим действиям на территориях, где проживают этнические азербайджанцы. Резня азербайджанцев может спровоцировать под давлением националистических кругов на президента Алиева вмешательство Азербайджана. Националисты являются предметом повышенного внимания Израиля, присутствие которого в Азербайджане не скрывается.

Иранские генералы заявили, что перед лицом агрессии Запада и арабских государств в Сирию  необходимо в соответствии с пактом о совместной обороне между Сирией и Ираном послать в Сирию сотни тысяч иранских солдат. В войне, которая идет на территории Сирии, поддержкой ей служит, наряду с Ираном и Хизбаллой, позиция России. Для переброски войск в Сирию Ирану необходимо договориться с Ираком. Интересно, как отнесется Курдистан к переброске войск?

Складывающаяся  ситуация, в которой Иран окажется максимально дестабилизированным изнутри и одновременно вовлечён в серьёзный конфликт с соседями, даст возможность США применить международные санкции, чтобы обрушить существующий режим в Иране.

 

http://kurdistan.ru/2013/05/09/articles-18853_Kommentariy_na_staty.html

 

0

Оставить комментарий