Опубликовано: 14.09.2012 Автор: Admin Комментарии: 0
     Средневековый курдский историк Баха ад-Дин Махасин Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад ( курд. Baxa-ad-din abul Mehasin Yusuf ibn Rafi ibn-Şeddad, арабский : بهاء الدين ابن شداد ,») из рода Шеддадидов – курдских правителей в Арране (Азербайджан) и Армении (около 951—1199), – родился 7 марта 1145 и занимал заметное место (почетное звание "Баха аль-Дина", означающий "блеск веры») среди плеяд величайших ученых и мусульманских законодателей XII века. Наблюдательный историк на основе исторически достоверных фактов написал биографии величайшего курдского политического деятеля и талантливого полководца Салах-ад-Дина – основателя курдской империи Айюбидов (1171 — 1250), которого он лично знал и дружил с ним. 

     Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад родился в Мосуле 7 марта 1145 г. (10 Рамадана 539 года хиджры), где он изучал Коран, хадисы и мусульманское право, прежде чем перейти в медресе Низамийа к кузнице плеяд величайших ученых и богословов в Багдаде, где он в качестве преподавателя за короткий срок достиг звания  mu'id («доцент»).  

      В 1173 г. он вернулся в Мосул как Мударрис («Профессор»). В 1188 совершил паломничество в Мекку, посетил Иерусалим, а на обратном пути побывал в Дамаске. Здесь, Салах-ад-Дина Айюби, который не только был наслышан ученостью Юсуфа ибн Рафи ибн Шаддада, но и читал и был впечатлен его сочинениями, пригласил его к себе и назначил на должность кади аль-'Аскар («Судья армии») в Иерусалиме. В этом качеств Юсуфа ибн Рафи ибн Шаддадад был очевидцем осады Акко (1187) и битвы Арсуф (1191).

 

Во время Третьего крестового похода султан Салах-ад-Дина назначает его на несколько высокие административные и судебные должности. Ибн Шаддад пользовался полным доверием Саладина, составил для него трактат о добродетельности священной войны с крестоносцами. Ибн Шаддад и Салах-ад-Дина стали близкими друзьями. Ученый становиться одним из его главных советников на всю оставшуюся жизнь султана и за редким исключением, всегда находиться при нем.  После смерти Салах-ад-Дина, его сын Аль-Малик аз-Захир в 1193 г. Ибн Шаддада назначает на должность кади («судьи») в Алеппо. Был также личным советником государя, а затем и его наследника Аль-Малике аль-Азиза – вплоть до отречения последнего. 

      Отойдя от дел и не имея детей и близких родственников, он отдал свое значительное состояние на основание и поддержку образовательных учреждений Алеппо. Ибн Шаддаду, сведущему во многих отраслях исламской науки, принадлежит ряд сочинений по юриспруденции и на другие темы, но наиболее известна составленная им Жизнь Саладина, важнейший источник по истории крестовых походов.

 

      Ибн Шаддад также написал несколько работ по практическому применению исламского закона, Убежище судей из неоднозначность суждений, доказательство судебных решений и воплощение, а также монография Достоинства джихада. Большая часть информации, известной ибн Шаддаду происходит от Ибн Халликан, его современника и автора труда «Словарь биографический» ( Wafāyāt аль-a'yān, буквально «некрологи выдающихся людей").

       Баха ад-Дин Ибн Шаддад (539/1145 – 632/1234) подобно Аль-Айни прожил долгую жизнь, но она пришлась на более ранний период и частично совпала с правлением Салах ад-Дина, учителем, советником и другом которого Ибн Шаддад был, начиная с 584/1188 года, т.е. после битвы при Гаттине и после освобождения Иерусалима войсками Салах-ад-дина. Ибн Шаддад на один год пережил Аль-Асира и оставил потомкам, помимо прочих произведений, сочинение под заглавием «Ан-навадиру ас-султания ва-ль-махасин аль-юсуфия» (النوادر السلطانية والمحاسن اليوسفية) – «Случаи и рассказы о жизни и достоинствах султана Юсуфа (Саладина)», которое было полностью опубликовано в RHC (t. III, pp. 3-370) под французским названием «Anecdotes et beaux traits de la vie du sultan Youssof (Salah Ed-Din)».

      Ибн Шаддад был современником Салах-ад-дина и его труд является особенно ценным по истории из-за подробного фактического материала. 

      Эта книга является одним из основных источников наших знаний о биографии Салах ад-Дина и содержит немало ценных сведений о третьем крестовом походе, поскольку автор в это время находился в окружении султана. Хотя исследователи и находят в этом сочинении ряд неточностей и ошибок, особенно, что касается времени до начала личного знакомства Баха ад-Дина с султаном, все они признают особую уникальность биографии, совершенно чуждой преувеличенного восхваления достоинств и свершений монарха, что было свойственно для ранней мусульманской историографии. О высоком авторитете Баха ад-Дина в тогдашнем мусульманском обществе свидетельствует целый ряд арабских и курдских историков, среди которых особое место занимает курдский историк Ибн Халликан. Хорошо известно, что Ибн Шаддад на протяжении многих лет после смерти Салах ад-Дина оставался человеком, к мнению которого прислушивались потомки великого султана, и что он сделал многое для преодоления их распрей. При всём этом автор комментария к сочинению Ибн Шаддада в RHC выражает крайнее недоумение по поводу того, что столь образованный и высокопоставленный человек «писал самым плоским и неправильным языком» и «употреблял все дурные обороты речи, которые были в ходу в его время среди простых людей Месопотамии и Сирии»1, но при этом упуская из виду этническую принадлежность Баха ад-Дин Ибн Шаддада к курдам. 

      Особая историографическая ценность этого источника имела следствием многочисленные публикации его оригинального текста и его переводов помимо RHC. На сайте электронной библиотеки «Internet Archive» можно ознакомиться, к примеру, со вторым каирским изданием книги 1993 года в формате PDF –http://www.archive.org/details/tar01 (006.PDF, начало текста с 33 страницы), а на сайте «Аль-мактаба-ль-исламия» («Исламская библиотека») с её электронным текстом – http://www.al-eman.com/IslamLib/viewtoc.asp?BID=215. Из различных переводов на европейские языки укажем самый последний2, осуществленный уже упомянутым профессором Дональдом Ричардсом, который выйдя на пенсию после 40-летнего преподавания в Оксфорде, решил, очевидно, существенно уменьшить число непереведённых на английский язык арабских источников по крестовым походам, а также улучшить качество имеющихся переводов. Хотя в отечественной историографии значение труда Баха ад-Дина не подвергается сомнению, его переводы на русский язык пока отсутствуют, да и само произведение часто упоминается под упрощенным названием «Жизнь Саладина». 

1 «… ecrit la langue la plus plate et la plus incorrect. … emploie toutes les mauvaises locutions qui avaient cours a son epoque parmi les gens du people dans la Mesopotamie et dans la Syrie» (RHC, t. III, p. 396).

2 The rare and excellent history of Saladin, or, al-Nawādir al-Sulṭāniyya wa'l-Maḥāsin al-Yūsufiyya, Ashgate, 2001.

 

Он умер в Алеппо 8 ноября 1234 г. (14 Сафара 632 г. х.), в возрасте 89 лет. 

 

 

По материалам из Википедии, свободной энциклопедии, подготовил

 

Лятиф Маммад,

www.kurdist.ru

0

Оставить комментарий