Опубликовано: 05.01.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

Нуре Сардарян

 

     Как одна из представительниц молодого поколения езидов Армении, я горжусь, что наша езидская община так хорошо сохранила свой язык и национальные обычаи. И не случайно, что практически каждый из побывавших здесь зарубежных курдов удивляется тому, как мы в таких непростых условиях сумели сберечь свою национальную самобытность.

     Да, действительно, наши предыдущие и нынешнее старшее поколение сделали это, и теперь это уже наш долг – не растерять духовное наследство, оставленное нам нашими предками. Однако, к сожалению, в последнее время в нашей езидской общине – как в Армении, так и в Грузии – происходят тревожные процессы, особенно в религиозном плане, и чем дальше, тем больше эта болезнь принимает угрожающие масштабы. Речь идет о смене веры: с езидской на христианскую, и сразу отметим тот печальный факт, что такие люди без малейшего внутреннего колебания называют себя «xwedenas», что, фактически, подразумевает то, что остальные их соотечественники являются в их понимании безбожниками. Известно, что наша езидская община во имя сохранения своей религии всегда и везде подвергалась гонениям и испытала на себе все мыслимые и немыслимые тяготы и лишения. Это был и геноцид (так, за последние 200-300 лет мусульмане более 80 раз устраивали настоящую резню в отношении езидов), и многочисленные жертвы, и вынужденное бегство из одных краев и переселение. Именно поэтому часть нашей общины очутилась в Хазалие, Айнтабе, Карсе и Ване и в итоге оказалась на территории, входящей в состав Российской Империи – Армении и Грузии. К счастью, на том этапе притеснения езидов по религиозной принадлежности закончились, и они смогли спокойно и мирно жить рядом со своими соседями – армянами и грузинами. Я отношусь с большим уважением ко всем религиям. Но хотелось бы отметить, что езидизм в духовной, религиозной истории курдов явление уникальное. И его уникальность заключается в том, что он не встречается ни у каких других народов мира, кроме как у курдов. Главное наше божество – это Солнце (Шамс), и, на мой взгляд, в этом заключен очень важный критерий, включающий в том числе и астрологический аспект: действительно, что может быть выше и главнее солнца? И не случайно, что те востоковеды, ученые или путешественники, которые писали о езидах, были поражены сутью и содержанием нашей веры и ее глубоким философским подходом к жизни. В частности, великий русский поэт А. С. Пушкин в своей большой статье о езидах, написанной на французском языке, с восхищением пишет о нашей религии. Тепло отзывался о наших единоверцах также основатель новой армянской литературы Х. Абовян, уделивший в своих нескольких статьях значительное место описанию религии езидов, их обычаев, отношения к женщине и старикам. Кроме того, известный английский антрополог Drower E. S. в своей книге «Peacock Angel» («Павлин-ангел», Лондон, 1941) очень подробно описала различные стороны отправления религиозного культа езидов. К большому сожалению, в конце ХХ – начале ХХI века?, как уже было сказано, в религиозной жизни нашей общины зародились и развились негативные процессы. Как это ни печально, но вероисповедание наших соседей-христиан стало казаться части наших езидов более привлекательным, чем свое собственное, и остается только ломать голову над возможными мотивами этого вероотступничества: то ли приглянулось изобразительное воплощение образов христианских святых в конкретной материальной форме (имеются в виду, в частности, иконы), то ли роль сыграло элементарное стадное чувство быть такими же, как окружающее большинство, и не выделяться из общей массы…

     В наше время, когда среди прочих свобод есть также свобода вероисповедания, остается только удивляться тому, что абсолютно безо всякого принуждения идет добровольная смена религиозных воззрений и отказ от всего того, за что тысячи наших предков когда-то сложили свои головы и были вынуждены искать приюта на чужбине. Избирая этот путь, мы, таким образом, не уважаем их память и не чтим пролитую кровь за сохранение езидской идентичности. И что самое главное – такие люди не имеют права заявлять о том, что они езиды, и, более того, считать себя езидами, потому что езидов без езидской религии не существует! Если человек отошел от езидской веры и стал приверженцем другой религии, он раз и навсегда перестал быть езидом. Причем конкретные проявления смены вероисповедания у части представителей нашей общины, к сожалению, не ограничиваются только ношением на себе религиозных символов (в частности, крестов и пр.), посещением церквей и отведению в своем жилище отдельного места с зажженными свечами перед иконами и образами христианских святых. Как это ни печально, но дело доходит даже до того, что во время похорон езидов их родные, которые отказались от езидизма, не допускают к усопшим наших религиозных духовников (шейхов и пиров). Приведу конкретный пример. Мой двоюродный брат Мразе Раджо, который живет в селе Верин Хатунарх Эчмиадзинского района Армении, рассказал мне, как однажды поздней ночью кто-то постучал ему в дверь, и он открыл. На пороге стоял незнакомец, который спросил у него: «Ты езид?». Он ответил, что да. «Тогда позволь мне переночевать в твоем доме». Конечно, он пустил его в дом, и потом выяснилось, что случайный гость – это шейх, который узнал, что в соседней деревне умер его знакомый езид, и он хотел присутствовать на похоронах. Но не тут-то было: родные умершего и минуты не захотели терпеть его присутствия в доме и без всяких церемоний просто выгнали его со словами «Мы вас не признаём и не принимаем, уходи!». В связи с этим возникает естественный вопрос: как реагирует на это наше духовенство и что оно делает для сохранения чистоты нашей религии? Что делает «президент езидов всего мира», проживающий в Армении, и его окружение? Что предпринимают «радиопередачи для езидов», транслируемые из Еревана, и наша пресса? Абсолютно ничего! Ничего кроме того, что, оставив главные задачи в стороне, они заняты очернением тех представителей нашей общины, интеллект которых позволяет понимать разницу между вероисповеданием и национальностью. Они лишь вопят, что «мы не курды, мы езиды!», фактически не замечая того позорного фарса, что среди нас все больше становится езидов без езидской религии. Обратите внимание: как ожесточенно борются с разными сектами наши ближайшие соседи, стремясь к сохранению чистоты своей веры. Неужели это не должно стать для нас примером? Мы все обязаны беречь свою религию как зеницу ока, и это касается и старших, и молодых. Это – исконно наше, оно как наша душа, уникальная и самобытная, делающая нас неповторимыми перед всем миром. Помните, что без езидской веры нет езидов. Помните и берегите ее! Хотя бы во имя пролитой крови наших предков!

 

 

Ереван. 5 января 2011 г.

 

 

http://www.kurd.ge/2011/01/05/bez-ezidskoy-veryi-net-ezidov/

 

0

Оставить комментарий