Опубликовано: 02.01.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

     (ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ОЧЕРК)

 

     Этот очерк написан на основе документов, имеющиxся  в архиве нашей семьи, выписок из следственного дела №7623 (из архива КГБ Армении, с которым мы познакомились после смерти отца), дневников Аджие Джнди и воспоминаний моей матери — Зейнаб.

 

     Аджие Джнди родился 18 марта 1908 г. в селении Яманчайир Карской области. В селе Яманчайире родились и провели свое детство также Джардое Генджо (1904-1945) и Амине Авдал (1906-1964), три детских и до конца жизни своей верных друга. Все три яманчайирца без устали трудились во благо процветания науки и культуры курдского народа, были беспредельно преданы своему родному народу.   В 1918 г. во время первой мировой  войны, они,  разделив судьбу тысяч детей армянского и курдского народов, лишились родителей и провели детство в сиротских приютах: Аджие Джнди в приютах Амеркома – вначале в Карсе, потом  в Александрополе (ныне-Гюмри). В 1929 г. отец окончил  Александропольский  педагогический техникум и был направлен на работу в Апаранский район. Он преподавал курдский язык в школе Кондахсаз (ныне — Рйа таза), а  в соседнем селе Алагяз проводил  уроки курдского языка с молодыми колхозниками.

 

      Аджие Джнди в 1930-1933 г.г. – студент филологического факультета Ереванского гос. университета. Далее поступает в аспирантуру. Его научным руководителем назначают проф. Асатура Хачатряна.

 

     В 1930-ые годы имя и деятельность Аджие Джнди присуствует во всех областях, связанных с курдской культурой и курдоведением. Так, в начале 30-х годов он одновременно преподавал  в курдском техникуме, заведовал  отделом в курдской газете “Рйа таза”, вместе со своей супругой Зейнаба Иво работали в редакции курдских радиовещаний в Ереване, являлся членом правления Союз Писателей Армении и председателем  секции курдских писателей, издавал учебники для курдских школ, участвовал в научных экспедициях в районы Армении для сбора народного творчества, являлся корректором в издательстве.

 

В 1933 году именем Аджие Джнди была названа  школа села Беррож (Дюзкенд)

В 1934 г.  Делегат 1 съезда Союза Писателей СССР

В 1934 г. Аджие Джнди был избран депутатом Ергорсовета (вторично — в 1975 году). В 1934-ом году был членом орг. комитета  первой Всесоюзной курдоведческой конференции[1], на которой выступил с докладом.

 

                                 Pirsê konfêransê ev bûne[2]:

 

1. Îngilaba (şorişa) Oktyabirê û çêkirina kûltûra (çanda) miletyê nav xebatçyê kurmancada (gotarvan – L. Arîsyan).

2. Derheqa xebata sêksîya kurmanca, ya Enstîtûta dîroka çandê (gotarvan – Hecîyê Cindî).

3. Rewşa sosîalîyê nava kurmancada heta şorişa Oktyabirê (gotarvan – A. Şamîlov).

4. Pirsê efrandina zimanê kurmancî, yê edebyetê (gotarvan -G. Sêvak, prof. A. Xaçatryan).

5. Pirsa rastnivîsara zimanê kurmancî û guhastina hinek herfa (gotarvan – Emînê Evdal).

6. Riknê gramera zimanê kurmancî (gotarvan – Î. Sûkêrman û Qanatê Kurdo).

7. Derheqa çêkirina têrmînada (gotarvan – Vardan Pêtoyan)

 

Выпускники  Закавказкого курдского техникума -1937 года.  Сидят справа Вазире Надири, Аджие Джнди,  Вардан Петоян…  В 3-ем ряду справа – Амине Авдал…

     В 1936 году издается труд Аджие Джнди – Курдский фольклор ( из 650 страниц 570 стр. написал Аджие Джнди, и  80 стр. – Амине Авдал. Ф.А.), и в том же году выходит книга А. Джнди – Курдские народные песни, звукозапись композитора Каро Закаряна.

 

Рассказ матери

 

Аджи очень много работал, в день по 17-19 часов…  Работал с любовью и большим энтузиазмом… Он высоко ценил время, и планировал  его по часам, дням, неделям…

 

В 1934 году  отец награждается Грамотой Центрального исполнительного комитета Арм ССР.

 

Из дневника  Аджие Джнди

 

      С 1931-го года я бывал во многих селах Армении. С жадностью, без устали и с большой ответственностью (чтобы не пропускать ни одного слова сказателя Ф.А.) собирал курдские песни, сказки, сказы… Почувствовавший горечь потери родителей, я не мог допустить потерю народного устного творчества…

 

Наши шейхи и пиры много знали, лучше рассказывали, поэтому я часто бывал у них…

 

Весной 1936г мое заявление о принятии в ряды ком. партии отклонили…, увы, пошли слухи о моей неблагонадежности…

 

В конце 1936 г. моя диссертация на тему – “Народный эпос  Кар и Кулуке Слеване  Сливи” была готова к защите. Но мне не давали защитить ее…

 

     В сентябре 1937г. в республиканской газете “Коммунист“ была опубликована статья “Изгнать шпионов из Союза писателей“. Последствия  публикации не преминули сказаться. В октябре меня лишили преподавания в техникуме за националистические взгляды; за то, что  приютил у себя дома и трудоустроил Халеда Джалал Заде[3]; за то, что в курдских учебниках отвел место  “контрреволюционеру Арабу Шамилову”.

 

Потом меня уволили со  всех других  моих работ.

 

Но после протестов, ”упорных боев” в январе 1938г. меня  восстановили на работах.

 

…Но, увы,  сейчас я себе места не нахожу… Люди меня сторонятся, теряю друзей… я очень одинок…

 

 

Из доноса А. на Аджие Джнди

 

(следственное дело №7623),1936г.

 

“Аджие Джнди особенно близко связан с социально чуждыми элементами из числа курдов, как то:  бывшие кулаки, пиры, шейхи. Часто бывал в обществе  вышеуказанной прослойки, используя для этой цели свои научные  командировки… В бытность мою секретарем парткома Курдского педагогического техникума ходатайство Аджие Джнди о переводе его из комсомола в ряды ВКП(б) парторганизацией было отклонено…В грамматике, составленной проф. Хачатряном при содействии А. Джнди и под его же редакцией, были допущены явно антисоветские трактовки в вопросах культурного роста курдского населения.

 

     Бесспорно доказано, что профессор А. Хачатрян всячески отводит от себя ассистентов-коммунистов, однако А. Джнди вот уже долгое время очень близок с профессором, несмотря на то, что состоит в рядах ВЛКСМ“…

 

 

АРЕСТ

 

Из дневника Аджие Джнди

 

     17 марта 1938г. в актовом зале  педагогического техникума был вечер, посвященный дню Парижской коммуны. Выступления наших студентов готовил я… В тот день почему-то у меня не было настроения…

 

Рассказ матери

 

     Мы тогда жили на улице Свердлова в доме 101, на четвертом этаже. Две комнаты в трехкомнатной квартире занимали мы, в одной жила соседка Вардуш с детьми. Ее муж был политзаключенным.

 

17 марта Аджи вернулся домой поздно вечером, не в настроении. Без ужина лег спать. Ночью постучали в дверь…

 

— Поди открой,- сказал он,- неужели приехали за мной?

 

В комнату вошли двое. Один из них сказал:

 

— Ты арестован, собирайся…

 

     Был обыск… Его увели… Зашла Вардуш, мы обе заплакали… Когда стучали- ей показалось, что приехали за ней.

 

     Через неделю у нас отняли одну комнату.

 

Постановление (из дела №7623)

 

Я,………… приняв во внимание, что гр. Аджие Джнди достаточно изобличается в том, что  является членом центра контрреволюционной дашнакской повстанческой организации среди курдов и связан с англо агентом проф. Хачатряном и отпрыском главы всех курдов — членом дашнако-курдского комитета Хойбун Бадирханом (Сирия), постановил — гр. Аджие Джнди привлечь в качестве обвиняемого по ст. 67, 68 УК Арм. ССР, мерой пресечения избрать арест с содержанием во внутренней тюрьме НКВД Арм.ССР.

 

Киракозов

 

 

 

Из дневника Аджие Джнди

 

…Спустили с машины. Во дворе я увидел своего научного руководителя аспирантурой проф. Асатура Хачатряна… Старика за что?

 

Потом меня увели и толкнули в четвертую камеру.

 

– Кто ты?- спросили из темноты.

 

– Аджи, Аджие Джнди.

 

– Вай, хехч тха (бедный мальчик), тебя тоже привели?

 

Это был Ншан Макинц – главный редактор издательства политической литературы.

 

Я ходил взад и вперед по камере, а Макинц меня успокаивал:

 

-Сядь,- говорил,- успокойся…

 

А я кричал, стучал, хотел, чтобы сейчас же меня вызвали, выслушали объяснения о моей преданности государству, своему любимому делу… Я был  убежден, что произошло недоразумение…

 

Из соседней комнаты услышал кашель- так кашлял Джардо, Джардое Генщо- значит, его тоже посадили?…Ужас какой…

 

Утром я опять начал стучать в дверь…

 

– Не спеши, зачем такая спешка? Придут за тобой,- говорил Ншан.

 

И пришли за мной…

 

– Ну,- сказал следователь,- рассказывай… говори о своей  связи с контрреволюционными элементами, о своих друзьях, об агенте Хачатряне, о своих командировках…

 

Я был ошеломлен, но не успел сказать:  ”Как вы смеете? ” – как получил пощечину, потом вторую, третью… Осыпая ругательствами, меня начали избивать…

 

Отправили назад в камеру. От обиды, стыда мне было дурно… Макинц молчал… ” Неужели и он не виновен? ” – впервые подумал я…

 

– Мне подавно тяжелее, Аджи,- сказал Ншан,- ведь из-за меня  жена моя пострадала…На собрании вступилась за меня, и… ее арестовали.

 

… Потом меня вызывали еще и еще. Повторяли вопросы :  членом какой организации я являюсь, с кем встречался, от кого получал задания, кто мои друзья, почему часто бывал у шейхов и пиров, чьи задания выполнял? …

 

Я все отрицал… Насчет шейхов и пиров говорил, что это правда, я бывал у них, но только с одной целью — собирать, записывать у них фольклор…

 

…В начале мая меня повели в комнату следователей. Сидел следователь Хайлунц. Задавал вопросы, я все отвергал… Велели стоять у стены… Через определенные часы следователи  менялись : задавали вопросы, кричали, ругали, издевались…Я изнывал,  протестовал… Говорили : “Сладкого чаю дадим, ты только признавайся, что ты член контрреволюционной организации, назови своих друзей”… Мой ответ был один: ” Все это клевета, я ни в чем не виновен”…

 

Я считал дни – ногтем на стене делал отметки…

 

На двенадцатый день  ”Пойдем со мной” – сказал дежурный, но, увидев, что не могу идти, взял меня под руки. В коридоре уборщица увидев мой вид, крикнула: ”Аствас им!…(Боже мой!) ”- и мигом скрылась. Зашли в другую комнату. Здесь опять начали  задавать вопросы… Ничего не ответив, я упал на пол и из носа пошла кровь. Их ярости не было предела – как я смел запачкать пол кабинета?…

 

Из протокола допроса (14 мая, 1938)

 

Вопрос: Вы арестованы за участие в контрреволюционной работе, проводимой среди курдов, населяющих Арм.ССР. Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.

 

Ответ: Никакой к/р работы я не проводил…

 

Вопрос: Вы отрицаете проводимую  вами к/р[4] работу вот уже на протяжении более полутора месяцев, упорно отрицая как свою, так и роль ваших единомышленников в к/р националистической работе среди курдов. Следствие еще раз предлагает прекратить запирательство и дать показания о вашей к/р деятельности.

 

Ответ: Повторяю, что я к/р  работу среди курдов не вел!…

 

Вопрос: Показаниями ряда свидетелей вы обвиняетесь в том, что  в селе Ако проводили антисоветскую, антиколхозную подрывную деятельность..

 

Ответ: Да, действительно, в 1937 г.  обо мне распространяли слухи, что я в селе Ако проводил антисоветскую, антиколхозную подрывную работу. Повторяю еще раз – все это неправда….

 

………………………………………………………………………………………………………………..

 

Постановление

 

Ранее предъявленное обвиняемому Аджие Джнди Джауари обвинение по ст. 67,68 УК  переквалифицировать на ст. 58-а УК Арм ССР

 

(подписи)

 

     Те же работники УГБ нашли, что  изъятые у обвиняемого вырезки из дашнакской газеты  ”Апага”, журнал  ”Авар”, издающиеся дашнакско-курдским комитетом в г. Алеппо – являются документами, изобличающими шпионские связи  обвиняемого. Нашли также, что в отдельных номерах архивных газет ” Рйа таза”, а также в учебниках по курдскому языку имеются ярко выраженные контрреволюционные националистические мысли, изобличающие  контр-националистическую деятельность Аджие Джнди, проводимую им среди курдов через курдскую литературу…

 

Протокол допроса

 

(февраль, 07. 1939г.)

 

Вопрос: Следствию известно, что вы находились в тесных связях с агентом английской разветки в Дамаске Бадирханом и систематически  доставляли ему сведения шпионского характера о СССР. Признаете себя виновным в том, что вы являетесь шпионом английской разведки?

 

Ответ: Я переписывался с редактором журнала ”Авар” Джаладет Бадирханом, отправил ему около десяти штук книг — учебники  по курдскому языку и несколько номеров  газеты ” Рйа таза”…

 

Я шпионом никогда не состоял…

 

…………………………………………………………………………………………………………………

 

Обвинительное заключение

 

… Аджие Джнди  обвиняется в том, что

 

а) являлся руководителем и идейным вдохновителем антисоветской курдско-повстанческой организации в Армении, разжигал  антагонизм среди курдов и армян, давал задания членам организации вести антисоветскую повстанческую и антиколхозную агитации;

 

б) работая на фронте курдской литературы, на страницах печати протаскивал явные контрреволюционные  националистические идеи;

 

в) с 1930 г. находился в связи  с представителем зарубежного дашнакско-курдского комитета    Хойбун”  Джаладет Бадирханом и английским агентом в Ереване- снабжал  их разными сведениями о курдах Армении.

 

15 марта 1939г. Военный трибунал Пограничных и Внутренних войск НКВД Арм.ССР в Ереване начал судебное разбирательство…

 

Рассказ матери

 

     Суд продлился три дня,  слушали Дело восьмерых курдов  (из числа исповедующих езидизм) и …свершилось Чудо…

 

     Судебное заседание Аджие Джнди, Джардое Генджо, Ахмаде Мирази, Теймурова Шамира, Алояна Мраза оправдало. Да, это было Чудо, ведь в годы Сталинских репрессий многих без  следствия и суда  уничтожали или отправляли в ссылку…

 

      Вернулся Аджи домой ровно через год и этот день – 18  марта – он записал своим днем рождения.

 

     В конце 30-ых годов все очаги курдской культуры были закрыты. Курдский-латинский алфавит был ликвидирован…

 

     После тюрьмы долгое время отцу не удавалось восстановиться на прежней должности в институте истории и литературы  АН.

 

     В сентябре 1939 года в Ереване торжественно отмечался 1000 летний юбилей эпоса  ”Давид Сасунский”. В Ереван прибывает секретарь СП СССР Александр Фадеев. Как делегату первого  съезда СП СССР,  Аджие Джнди посчастливилось увидеться с А. Фадеевым. При встрече А. Джнди рассказал о драматическом повороте своей судьбы, о том, что уже шесть месяцев после оправдания и освобождения из тюрьмы  его отказываются принимать на прежнюю работу…

 

Александр Фадеев обещал  помочь.

 

В октябре месяце из Москвы получили долгожданную телеграмму.

 

(Григор Арутюнян (Арутюнов)- был первым секретарем ЦК КП Армении.Ф.А.)

 

 

     И…через два  дня  отца приняли на работу и вернули отобранную нашу одну комнату.

 

И с новыми силами Аджие Джнди окунулся в научную и литературную деятельность.

 

В  январе 1940 г. Аджие Джнди блестяще защищает кандидатскую диссертацию по одному из шедевров курдского фольклора “Кар и Кулыке Силеване Сливи”.

 

     В 1941 г. издается  книга “Кар и Кулыке Силеване Сливи”. Текст на курдском языке, за неимением курдского алфавита, с разрешения  директора института литературы и истории,  набирается русским шрифтом  (с применением 6 латинских букв). Потом эти буквы с некоторыми изменениями для пользования приняла комиссия при Министерстве образования Арм ССР. В 1946 году вышла в свет книга “Алифба” («Букварь») Аджие Джнди и с этими буквами более 60 лет  издавались научные труды, книги курдских писателей, учебники, и с 1955г. – газета «Рйа таза».

 

В 1941-42 учебном году  Аджие Джнди  преподавал персидский язык на отделении аспирантуры Ереванского педагогического  института.

 

Аджие Джнди –

 

1949 -970г.г.  — является внештатным лектором курдского  языка и методики курдского языка института Усовершенствования Учителей Министерства Просвещения Арм. ССР

 

1955-1957г.г. — ответственный секретарь газеты “Рйа таза”.

 

1955-1959г.г. — преподает курдский язык  и литературу на курдском отделении Ереванского педагогического училища.

 

1959-1967г.г. — заведует отделом курдоведения Сектора ( в дальнейшем Института) востоковедения АН Армении.

 

1964 г. — без защиты докторской диссертации ему присваивают  ученую степень Доктора филологических наук, а в 1966г. получает звание  профессора.

 

1968-1974г.г. — преподает курдский язык, литературу и фольклор  на курдоведческом отделении факультета востоковедения  Ереванского университета.

 

1934- 1971г.г. — член правления Союза писателей Армении и  председатель секции курдских писателей  при СП Армении( 1930 – 1971).

 

1972г.  — член-корреспондент  Курдской (Ирак) Академии наук.

 

1974г.  — присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки Армении”.

 

1979г. — член-корреспондент  Иракской  Академии наук.

 

Награжден орденами “ Знак почета” и “Дружбы  народов”, восемью медалями, многими почетными  Грамотами.

 

     Его перу принадлежат  шеститомник Курдских народных сказок (шестой том издался после его смерти), Курдские пословицы и поговорки (800 стр.),  четыре сборника курдских народных песен, три сборника Курдского Фольклора, народные сказы  Мам и Зин, Усыв и Залиха и др…

 

     Он автор 400 статьей, 33 школьных учебников курдского языка и литературы  (изданных и переизданных). О нем написано  180 статьей.

 

     Ему принадлежат значительные заслуги в разработке проблем курдской грамматики, правописания и терминологии.

 

     Велики заслуги ученого в исследовании  актуальных проблем  курдской фольклористики:

 

     «Истоки курдского эпоса Дымдым», «Общности  сюжетов в некоторых произведениях Шекспира с курдской действительностью», «Курдские варианты  сказаний Ростаме Зала, Кер-Охли», «Теоретические основы возникновения курдских легенд и песен различного жанра», «Вопросы мастерства курдских сказителей», «Роль крупных ученых востоковедов Марра и Орбели в курдоведении», «Отображение дружбы армянского и курдского народов в фольклоре», «Патриотические и героические мотивы в курдском фольклоре» и др. представляют большую  ценность в курдоведении.

 

Его исторический роман  «Hewarî» переведен на армянский, русский и арабский языки.

 

Умер  Аджие Джнди 1-го мая 1990 г. в Ереване, похоронен в Армении в деревне Сипан.

 

 

 

 


[1]9 июля 1934 г. в г. Ереване.

[2]Конференция обсудила следующие вопросы:

 

1.Октябрьская революция и национально-культурное строительство среди трудящихся (доклад – Л. Арисян).

2. Работа курдской секции Института истории культуры (доклад – Аджие Джнди).

3. Социально-экономические формации среди курдов Октябрьской революции и их отражение в курдском языке (доклад – А.Шамилов).

4. Проблемы общекультурного курдского языка (доклад – Г.Севак, проф. А.Хачатурян).

5. О единой курдской орфографии в связи с реформой курдского-латинского алфавита (доклад – Амине Авдал).

6. Основы курдской грамматики доклад – И.Цукерман и Канате Курдо).

7. Принципы построения курдской терминологии (доклад – Вардан Петоян).

 

[3]Он был курдом из Турции, спасаясь от преследований, нашел убежище  в Армении (Ф.А.)

[4]Сокращенно от — «контрреволюционная работа».

 

 

ФРИДА ДЖАВАРИ

 

http://www.kurd.ge/2010/12/29/дело-7623-документальный-очерк/#comment-902

 

0

Оставить комментарий