Опубликовано: 31.10.2010 Автор: Admin Комментарии: 0

     Курдский фольклор жемчужина нашего народа, суть многовекового исторического народного опыта. Наши деды и прадеды бережно хранили его в течение тысячелетий, дополняли новыми красками, частично изменяя форму и содержание, обогащали его новыми достижениями устного народного творчества. Несмотря на то, что в последнее время к счастью появилось большое количество изданий о курдском фольклоре нужно признаться, что он ещё не хорошо изучен и у людей занимающихся изучением народного творчества, традиций, народных песен, танцев и пр. ещё много работы в этом направлении.

***

 

     Наверно о дна из наиболее интересных проблем в курдского фольклора и мифологии – вопрос о тех фантастических полиморфным существах, представления о которых сохранялись в народной памяти в течение столетий и тысячелетий постепенно изменялись, приводились в соответствие с современностью и претворялись в формы, более близкие к реально существующим в природе. Именно к таким созданиям относится и существо известное в курдских легендах как Teire Simir, в русской транскрипции «Сэнмурв» или «Симург». Сегодня я бы хотел коротко коснуться этой интересной темы.

 

     Существо, отдаленно напоминающее Симурга известно в мифологии шумеров и акадцев. Они называли его Анзуд или Имдугуд[1], представляя как добродушное существо. По своему внешнему виду Анзуд более напоминал Паскуджа (отличное от обычного изображение «Симурга»).

     Симург – это как бы мозаично составленный из разных элементов образ полуптицы, полузверя созданный богатой фантазией Курдистана. Он чаще всего изображался в виде существа с головой собаки с орлиными когтями и павлиньим хвостом. Иногда хвост принимал форму хвоста змеи – вечного врага Симурга. Можно отдаленно сравнить Сэнмурва с античным Грифоном или же персонажем арабского фольклора птицей Арка.

     Образ Сенмурва и связанные с ним мифы очевидно, должны были сложиться задолго до того, как впервые была зарегистрирована какая бы то ни была его характеристика, тем более характеристика, отражающая различные его черты – результат долгой жизни образа, наслоений новых черт, стремление связать его с условиями жизни каждой данной эпохи и среды, вступавшей на новый путь развития. Ранние упоминания Сенмурва или для того времени «Saena mereyo», в иранской среде, мы встречаем в Авесте, точнее в – Вендидаде и в Яштах.

     Согласно Авесте земля делилась на семь Каршваров (климатических поясов). Мировая гора Хара или Хакурья, помещалась в центре мира и считалась главной вершиной хребта – Хара Березайти. На вершине горы обитель Богов Гаронмана. У источника Ардвисуры произрастает мировое дерево «Хаома». Согласно мифу на этом дереве пребывают семена всех растений. На Древе всех семян (Dara Miraza – и поныне почитаемом курдами всех конфессий) есть обиталище царя птиц Сэнмурва. Сэнмурв рассыпает семена с дерева, ломая его тысячу сучьев.

      Как в Авесте, так и мифологии и сказаниях иранских и других народов Симург всегда служит добру.

     Приведем отрывок из одного курдского сказания, которое приводит известный исследователь курдского фольклора Егиазаров:

 

     «Озман, отдыхая под чинарой, услышал писк птенцов и проснувшись, увидел, что какой-то змей поднялся на дерево к гнезду птицы Симыр, чтобы съесть детёнышей птицы. Озман вытащил свой меч, убил змею, изрубил её, бросил детенышам, сам лёг под тенью дерева. В полдень птица Симыр вернулась на свое гнездо, увидела, что детёныши поели мясо змеи, насытились. Птица спросила детёнышей: «Кто убил эту змею, моего врага: каждый год она съедала моих детёнышей. Детёныши, всё, что произошло, рассказали: Этот человек, который спит, нас избавил от змеи. Птица Симыр подождала, пока Озман проснулся, и сказала: О, муж, ты это добро сделал мне, так скажи, что ты хочешь в награду за этот подвиг? Озман сказал: Я от тебя ничего не хочу, просто это было доброе дело, которое я совершил, вознаграждения за это я буду просить у Господа».

     Птица сказала: У меня нет богатства, чтобы я дала тебе, но вытащи три пера из моего крыла: когда ты будешь в затруднительном положении, положи их на огонь, я приду на помощь к тебе…» Впоследствии Озман вызывает этим способом Симыра, и тот переносит его в дальнюю страну.

     По сведениям сказителей, Симыр переносит героя из мира мрака, а кормит он своих детёнышей грудью, питая своим молоком и героя в течение времени, необходимого для приобретения девяти (или семи) кусков курдюка и девяти (или семи) мехов воды для поддержания сил Симыра во время перелёта.

 

     Великий Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» также рассказывает о Симуре, который помогает отцу легендарного героя Рустама Залю. Сэнмур под именем птицы Синам известен и в армянском фольклоре.

    На одном из рельефов грузинского храма в Атени, построенного в VII в., Сэнмурв, данный хотя и в технике грубого рельефа, тем не менее вполне даётся сопоставлению с другими известными образцами. Хотя в грузинской мифологии он более известен под именем Паскудж.

 

* * *

 

     Распространение образа Симурва в мифологии иранских народов курдов, персов и других, а также кавказских народов грузин, армян, представляется нам вполне естественно, но как объяснить то, что в мифологии народов, живущих далеко от иранского нагорья тоже известен Симург. В частности, в Приднепровье в наличии мифических представлений существовал образ собаки-птицы Симарьгла.

     Но самое поразительное то, что одним из главных божеств киевского пантеона был Симаргл (Сэмаргл)- Симург, и посвященный ему ритуал был связан с возжиганием огня.

 

Но это ещё не всё. Известная по многочисленным народным русским сказкам Жар-птица (птица, излучающая огонь) или, как Симург – сияющая птица (дословно с древнекурдского) и есть немого изменённая птица Симург. Наверное поэтому в одной из персидских поэм «Хагани». XII в. русских называли Симургами.

 

Виталий Набиев Анкоси

 

 

www.kurdist.ru

 


[1]Анзуд (Анзу, Зу, Имдугуд), в шумерской мифологии хтоническое божество, гигантский львиноголовый орел, олицетворение грозы.

0

Оставить комментарий