Опубликовано: 06.05.2010 Автор: Admin Комментарии: 0
  Шейх Барзани с вице-консулом России в Урмии Н.М. Кирсановым 
 
 Архивные материалы

АВПР. Ф. „Персидский стол Б“ 1913 – 1917 г. д. 563. л. 87. Урмия. 05.09. 1914 г.

  Вчера курды Тамира Джанго напали в Сальмасе на известного Шейха Барзана и убили двух его слуг, самого же Барзана взяли в плен и отправили в Турцию.

 

   Л. 94. Хой. 06.09. 1914.
  Получено срочное сообщение от Симко о том, что Шейх Барзан захвачен людьми Теймура Джанго близ Генгечина. Двое слуг Шейха убиты. Сам Шейх схвачен и выдан турецким властьям. Дабы не дать убежать Теймуру Джанго безнаказанно и в виду соображении высказанных в моей телеграмме №208 на экстренном совещании с генералом Воропановым, последним было настоятельно предложено захватить Джанго, находящагося в селении Куни, военной силой……
  Сегодня отправился с отрядом в Куни.
  Кирсанов.
  Л. 99. Хой. 09.09. 1914г.
  Теймуру Джанго с несколькими защитниками из крепости удалось бежать ночью ( в Турцию)….. Нам помогал Симко.

____________________________

  ЦГИА ГРУЗИИ. Ф. 521 С. оп. 19. д. 157. 4 августа 1914 г.

  Телеграмма Вице-консула в Урмии
  Шейх Барзан прибыл в Урмию, направляясь через Ирвану в Сомай, Чехрик, Хой, полагаю для свидания и совещания. Приезд его в Урмийский район стал известен туркам….
  Введенский
  _________________
  Ф. 15. оп. 1. д. 366.
  Секретная телеграмма Голубинова от 25 апреля 1913г.
  Прибывшая в Урмию из Джуламерка депутация несториан заявила мне, что главари турецких курдов Шейх Барзан, Шейх Бахаэтдин и Шейх Мухаммед объединились с целью истребления городских христиан….
  Тот же Шейх Барзан формирует ополчения для вторжения в спорную полосу, откуда он намерен изгнать Шейха Тага….  
  ___________________
  8 августа 1914 г. Петербург. Огенквар.
  … Шейх Барзан из Турции и Шейх Тага из Персии горят желанием отомстить туркам…
  __________________________________________

  АВПР. ф. „Персидский стол Б“. 1913 – 1914г. д. 16. л. 77а.
   
  Клем в Тегеран. 31.05. 1914 г.
  … Если, бы, однако, Абдуррезаку и Шейху Барзану грозила серьёзная опасность выдачи, то следовало бы посоветовать им скорее перебраться на Кавказ…
  —————————–  
  л. 150б. Секретная телеграмма Клема Введенскому. 02.08. 1914 г.
  Принятие Вами меры против действии Шейха Барзана и Таги одобряются. Никаких выступлении не допускаете……
  ——————————–
  л. 149а. Секретная телеграмма Вице-консула в Урмиии. 31.07. 1914 г.
  Шейх Барзан 29 инкогнито появился в Решане и 30 выехал в Нахичеван. Шейх Тага сосредоточивает своих людей Режане. Туда же вызваны вооружённые люди Шейха Барзана, бывшие до толе в Мергевере. Нахожу такое сосредоточение преждевременным и опасным с точки зрения порядка. Принимаю меры.
  Введенский.
  ————————————
  АВПР. ф. „Персидский стол Б“. 1914г. л. 117. Тавриз. 14.04. 1914 г.
  Турецкий Генконсул потребовал от Шоджа-уд- Доувлэ удаления Шейха Барзана в Турцию, ссылаясь на приказания, якобы данное Тегераном Генерал Губернатору.
  Шуджа-уд-Доувлэ дал уклончивый устный ответ.
  ————————————-
  л. 192. Тавриз. 03.06. 1914 г.
  … По сведениям Шоджа-уд-Доуле Шейх Барзан благополучно перешёл на русскую территорию.
  ————————————–
   
  АВПР. ф. „Персидский стол Б“. 1912 – 1915 г. д. 142. л. 219. Урмия. 17.03.1914 г.
  … Существует предположение, что в случае неудачи Шейх Барзан перейдёт на персидскую территорию и найдёт убежище в имении Шейха Тага. Несколько человек из племени Шейха Барзана прибыли в Урмию и остановились в доме занимаемом Шейхом Тагой.
  _______________
  л. 272. 23.04.
  Шейх Барзан, разбитый турецкими войсками прибыл в Ушну и за сим отсюда направился дальше в Урмию. Его люди в количестве до 600 человек разместились по деревням в Ушну и Саид Таги.
  ________________
  АВПР. ф. „Персидский стол Б“. 1913-1914г. д. 559. ч. 2. л. 38. Урмия. 10.03.1914 г.
  Карательная экспедиция предпринатая турецким правительством против Шейха Барзана, на границе с Персией…. Создала тревожную атмосферу на персидской стороне, особенности в районе, населённом курдами…
  ___________________

 
Обнаружил еще несколько архивных ссылок, где хранятся документы о нем. Вот они: 1).АВПР. Фонд "Миссия в Персии". 1914 г. Д. №1,2,165. 
2). ЦГВИА, ф. №2000 С.,д.№966 (Сведения …о курдах. О Шейхе Барзани много материалов). 
3). АВПР, ф. Персидский стол Б, 1912-1915гг., д.№142, л.232. 
4).АВПР,ф. "Миссия в Персии",1913г., д.№72 (все дело о шейхе Салам Барзани). 
5). ЦГВИА, ф.№2000/С, д.№966 – фото, надпись: 
Вооруженные люди шейха Барзана, прибывшие с ним в Урмию. /Сняты 17 апреля 1914 г. в Урмии/:1. Сеид из Акры 2.Шериф 3.Саид, из числа нукеров ш. Барзана 4. Молла 5. Ахмед 6. Салех-Мехе 7. Махмуд 8.Исса 9.Салех-Зиаб 10.Зиаб 11.Азиз 12.Абдулла,сын Фак-Абдурахманна 13.Азо 14.Абдулла-Хафур. 

Kараме Анкоси

Справка www.kurdist.ru: Согласно легенде, род Барзани ведет свое начало от средневековых эмиров княжества Бахдинан (столица — г. Амадие), один из представителей рода которых, Масуд, будто бы поселился в деревне Хафнака. 
  Его внук Таджэддин в начале XIX века основал суфийскую такийе (обитель) в селении Барзан в Иракском Курдистане, под г. Амадие, на берегу р. Большой Заб — центр одноименного округа (каза Мерга-Сур, провинция Эрбиль) и стал первым ее шейхом. Внук этого Таджэддина, шейх Абдель-Салям I (ум. 1872), отличался выдающейся (по местным меркам) мусульманской ученостью и стал фактическим создателем племенного союза барзан. «Барзан» — это название группы курдских племен (основное — барожи, живет в самом Барзане; также мзури, ширвани и др.), объединившейся в XIX веке под духовной и светской властью шейхов суфийского ордена Накшбанди. Веротерпимость суфиев привела к тому, что в племя Барзан вступили несколько селений христиан-ассирийцев. Кроме мусульман и христиан, до начала 1950-х гг. в Барзане проживало также много евреев. 
  Шейх Мухаммед, сын Абдель-Салям I ничем не прославился, зато сыновья шейха Мухаммеда: лидер нескольких антитурецких восстаний шейх Абдель-Салям II, шейх Ахмед, которого почитают святым как мусульмане, так и христиане Барзана и особенно прославленный общенациональный лидер Мустафа Барзани — сыграли крупную историческую роль в национально-освободительном движении курдского народа.
  Внук последнего шейх Абдель-Салям II (старший брат Мустафа Барзани), провел в Барзане ряд реформ и в частности разделил общинные земли поровну между всеми членами племени, при этом себе шейх взял надел, полагавшийся рядовому общиннику. Введенная им система, основанная на принципах строгой справедливости, равенства и взаимопомощи сплотила барзанцев и превратило их в мощное племенное объединение. Соседние племена за исключительную храбрость в бою и преданность своему шейху прозвали барзанцев «диванна» — «безумными». 
  Абдель-Салям был связан с курдскими освободительными организациями (такими как «Лига Курдистана») и поднял несколько восстаний против Турции, после поражения последнего (1909-1914 гг.) бежал в Россию, затем вернулся в Иранский Курдистан, был там схвачен в результате измены, выдан туркам и повешен в Мосуле. 
  Именно они встали во главе череды восстаний за независимость Курдистана – против Турции, Великобритании, иранского шаха и арабских властей в Багдаде. История семьи Барзани является историей освободительного движения иракских курдов. 

0

Оставить комментарий