Опубликовано: 11.08.2009 Автор: Admin Комментарии: 0
      Представляем статью известного российского ученого-курдоведа, старшего научного сотрудника ИВ РАН Нодара Мосаки, опубликованную в одном из последних номеров газеты «Свободный Курдистан». Статья была подготовлена по итогам поездки автора в один из районов Турецкого Курдистана и содержит много ценных сведений о местных армянах, не публиковавшихся ни на русском, ни на европейских языках. К большому сожалению местных жителей, сейчас в Дерике проживает всего лишь одна армянская семья. Представляется, что ситуация в этом городке является типичной для многих уголков Турецкого Курдистана.

     В августе 2008 г. во время посещения Турецкого Курдистана я посетил городок Дерик (Dêrika Çiyayê Mazî, Мазидагский Дерик). Это небольшой город в провинции Мардин, игравший однако большую роль в истории курдов и Курдистана, особенно в курдском национально-освободительном движении после Второй мировой войны. Не случайно блестящий знаток северо-курдистанской действительности проф. М.А. Гасратян Дерик упоминал наряду с такими крупными центрами, где действовали влиятельные курдские организации, как Стамбул, Анкара, Измир, Диярбакыр и Ван (Курдское движение в новое и новейшее время. – М., 1987, с. 244). Дерик был одним из центров активности действовавших в 60-х – начале 80-х годах тогда в Турецком Курдистане Демократической партии Турецкого Курдистана (ДПТК), Революционных культурных очаги Востока (DDKO), Революционно-демократических культурных обществ (DDKD), Национальных освободителей Курдистана (KUK).
      Дерик традиционно считается одним из центров курдского национализма. Не случайно проучившийся 3 года в дерикском медресе выдающийся курдский поэт ХХ века Джегерхун отмечал, что научился курдскому патриотизму (kurdperwerî) в Дерике (всего он прожил в Дерике 6 лет).
     По некоторым данным, название этого древнего города, расположенного между горами Манджил, Эрге Баба и Турджел, происходит от курдского слова Dêr – церковь. Его население составляет около 20 тысяч человек, почти все из них – курды. Большая часть населения принадлежит к племенам Рута и Абаса, кроме которых в Дерике имеются ряд других племён.
     В середине ХХ в. в Дерике проживало много армян (более сотни). Значительная часть Дерика была отстроена именно армянами, которые играли здесь заметную роль в торговле, строительном секторе и ремеслах (кузнецы, портные, сапожники и т.д.). Однако после 70-х годов армяне в связи с ухудшением условий безопасности, вызванных усилением карательных мер турецких властей против курдского национально-освободительного движения, уехали в Мидъят и большей частью в Стамбул, а также в страны Европы. Отъезд армян негативно сказался на экономической активности в городе, что с большим сожалением отмечали местные старейшины. Автору показали закрытые сейчас торговые ряды, расположенные по центральной улице, ранее принадлежавшие преимущественно армянам. Во время нашей поездки в Дерике проживало уже лишь 2 армянские семьи. Глава одной из них, Кево Демирчян, хранитель единственной сохранившейся в Дерике армянской Красной церкви (Dêra Sor) (1), вскоре умер (2). Из-за того, что Кево являлся хранителем церкви, многие называли его «последним армянином Дерика».
     Проживавшие в Дерике армяне традиционно блестяще владели курдским языком, не хуже чем курды, и практически были неотличимы от курдов, в чём убедился автор, посетив мастерскую кузнеца Наифа. Многие дерикские армяне участвовали в курдском освободительном движении в составе курдских организаций. Примечательно, что в Дерике, по свидетельству местных старейшин, были случаи, когда курды записывались армянами, чтобы поехать учиться в Стамбул и продолжать после этого работать в армянских организациях. Местное население, особенно старейшины, хорошо помнившие проживавших в Дерике армян, отзывалось о них с большим уважением, то и дело отмечая, что отъезд армян негативно сказался на жизни города.
     Ещё одним фактором ухудшения экономического положения Дерика стало строительство в обход него автодороги, усилившей роль Кызылтепе.
     Ранее Дерик был крупным сельскохозяйственным центром. В частности, там выращивали оливки, инжир, виноград.
     Во время поездки в Дерик мы посетили известное семейство – Караханов. На окраине города можно наблюдать развалины их имения, а также фамильный склеп. Наиболее известным представителем Караханов, как известно, был Эдип Карахан – один из лидеров курдского движения в Турции в 50-х – начале 70-х годов. Его младший брат, проживающий в Швеции Энвер Карахан, является известным курдским писателем (3).
     Выходцем из Дерика был и известный курдский общественный деятель, поэт, писатель и переводчик Кадриджан (1911 – 1972). Одно из его произведений посвящено Дерику (Bihara Dêrikê – «Весна Дерика», Hawar, № 13, 1933).
     Другое известное семейство Дерика – Ёнены. Иззет Ёнен (Иззет-ага Дерики) был одним из лидеров курдского движения после 40-х годов и ДПТК, неоднократно находился в ссылке в турецких городах Койджегиз (провинция Мугла на Средиземном море), Адана и в Сирии, несколько лет жил у Мустафы Барзани в Южном Курдистане. Известный курдский интеллектуал Фуад Ёнен, будучи одним из первых курдских студентов в Измире, организовывал там в 60-х –70-х годах ячейки курдских организаций.
     Ещё одна известная семья Дерика – Тюрки. Ахмет Тюрк, ещё в 70-х годах дважды избранный в парламент Турции, как известно, является сопредседателем Партии демократического общества (ПДО). Роль А.Тюрка в ПДО не исчерпывается руководством партии. Он, по сути, олицетворяет в ПДО течение курдского национализма. Его дядя Хаджи-Абдул Халим Тюрк в 60-х годах был известным активистом (ДПТК).
     В Дерике родился (1959 г.) и современный курдский писатель и переводчик Фырат Джавари.
    До последнего времени в Дерике звучала лишь курдская речь, а использование турецкого языка считалось даже постыдным среди жителей города. Однако в последние годы молодёжь, подвергавшаяся сильному ассимиляционному давлению, активно использует и турецкий язык.
     Дерик в большинстве своём голосует за ПДО и руководителем местной администрации также является (и во время нашей поездки и по итогам выборов 29 марта 2009 г.) представитель этой партии. Однако, как нам показалось, исходя из недолгого общения с жителями города, в немалой степени голосование за ПДО является протестным, представляя собой нежелание голосовать за турецкие партии. 

_______________________
(1) Как пишет Э.Карахан, ранее в Дерике было 7 армянских церквей. Enwer Karahan. Kêvo. // www.nefel.com, 08.01.2007. (курд. яз.)

(2) См. по поводу смерти «литературный некролог» Энвера Карахана: Enwer Karahan. Ez ji Dêrikê xeyidîm, Kirîbo. // www.nefel.com, 10.09.2008. (курд. яз.). См. также «поэтический некролог» Аръена Ари: Arjen Arî. Kirîvê Kêvo (1). // http://www.diyarname.com/news.asp?Idx=1214. (курд. яз.)

(3) См., например, его ностальгические заметки о Дерике: Enwer Karahan. Çend dîhn û dîmenên Dêrikê -I-. // www.nefel.com, 27.12.2007. (курд. яз.).Enwer Karahan. Çend dîhn û dîmenên Dêrikê –II– (dawî). // www.nefel.com, 05.01.2008. (курд. яз.)

http://community.livejournal.com/eurazia_ru/56673.html

0

Оставить комментарий