Опубликовано: 15.10.2008 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад 

     

  Согласно источникам, Абу 'Али ал-Хусайн ибн 'Абдаллах Ибн-Сина (980—1037), известный в Европе как Авиценна, родился в семье чиновника финансового ведомства в государстве Саманидов в небольшом укрепленном селении Афшана в пригороде Бухары, где прошла его молодость, где он сформировался как ученый и врач.

     Некоторые авторы отцом Абу 'Али ал-Хусайна указывают некоего Ахмада, другие — Абдаллаха из Балха, а мать – Сетард или Ситарбону [1] из Афшана. Иранский историк XII века Садр ад-дин ал-Хусайни Авиценну знал как «Шайх ал-хаким Абу Али Ибн-Сина»[2], то есть «Врач Абу 'Али (ал-Хусайн) Ибн-Сина. Все источники указывают, что Абу 'Али ал-Хусайн (Ибн-Сина) был «иранцем», под которым разные источники видят «перса» или же «таджика». Но, до сих пор остается открытым и вопрос, почему вся сознательная жизнь этого великого ученого Востока с мировой известностью прошла среди курдов и какое отношение он к ним имеет?

     Общеизвестно, что Саманиды — династия правителей Мавераннахра в Средней Азии 875-999. В период правления Аббасидов Исмаил ибн Ахмад ибн Саман образовал государство со столицей в Бухаре, который охватывал Среднюю Азию, Хорасан и Гурган. Многочисленные источники также свидетельствуют в пользу того, что Саманиды по происхождению были курдами — выходцами из Хорасана.  

    Абу Судж Бувейх, глава обитавшего в Дейлемских горах курдского племени Bercenkiaver, первоначально был на службе у Саманидов. Именно благодаря тесным родственным отношениям  Абу Судж Бувейха с Саманидами и другими древними курдскими родами и начинается его восхождение по царственной лестнице. Один из сыновей Абу Судж Бувейха — Абу аль-Хасан был крупным чиновником в финансовой ведомости Саманидской державы. Имеет ли Ибн-Сина какое-нибудь отношение к семье финансового чиновника Абу аль-Хасана Бувейха?

    Известно, что в 930 г. Абу Судж Бувейх из-за внутридинастийных разборок и своих личных амбиций покинул Саманидов и перешел на службу к своему другому родственнику, дейлемитскому эмиру Мардавидж Зиару, при помощи которого образовалось известное в курдской истории Государство Зияридов (928/931-1077, в некоторых источниках 927-1090).

    Чуть позже троим сыновьям Абу Судж Бувейх удалось основать одну из сильнейших феодальных государств средневекового Востока (Западный Иран и Ирак, 934-1055 гг.).

    В IX в. г. Бухара, благодаря усилиям Саманидов, была научным, культурным и духовным центром государства и в этот город отовсюду приглашались известные ученые того времени. Саманиды уделяли больше внимания в первую очередь возрождению иранской культуры. Поэтому, вполне естественно, что Ибн-Сина получал свое образование в Бухаре, где изучал математику, астрономию, философию и медицину и был придворным врачом Саманидских султанов.             

    Ибн-Сина вынужден был после падения государства Саманидов в итоге завоевания ее тюркскими племенами в 1002 (999) г. спастись бегством в столице Хорезмшахов в Гургандже (Ургенч). Через 10 лет, в 1012 г. Ибн-Сина переехал в Исфаган, где стал  придворным врачом и визиром (министром) при дворце правителя Тадж ад-Даула Бувейха. После смерти Тадж ад Даулы, Ибн-Сина  перешел на службу к Каквейхидам (Ибн Халликан, I, 442) и был визиром правителя Хамадана Малик 'Ала' ад-Даулы[3] до конца жизни. Каквейхиды — курдская династия, правившие в 1003-1141 в городах Исфаган, Езд и Хамадан. Они приходились дядей (по курдски kek (o) – «дядя», обращение к старшему брату») Бувейхидам, поэтому их называли Kekeweyhiyan[4].

    Ала' ад-Даула Абу Джа'фар Мухаммад ибн Каку (1008—1041) — курдский правитель Исфахана, Йезда, Нихавенда и Хамадана. В 1029 г. признал себя вассалом Газневидов. Восстал против них в 1034 г. и обрел независимость. 

    Хамадан  и есть древний Экбатан, столица Мидии. Даже после ее завоевания селджукскими тюрками во главе с Султан Меликом в 1055 г. этнический состав Хамадана и близлежащих к ней провинций не изменилось. Не случайно, при последнем правителе  из династии сельджукидов султан Санджаре (1086-1157), пять крупных вилайетов с курдским населением были объединены в провинцию Курдистан. Центром этой провинции считался великолепный город-крепость Бахар, расположенный  в 12 км к северо-западу от города Хамадана — древней столицы Мидии Экбатаны, что естественно не могло быть чисто случайным совпадением, а являлось логическим развитием курдской истории. Провинция состояла из пяти крупных вилайетов: Хамадан, Динавар, Керманшах, Шехризур и Санджар. В провинцию входили 16 округов: Алани с одноименным городом; Алиштер с культовым местом зороастрийцев Архуш или Ардехш; крепость Бахар; Хуфтиан — крепость, созданная на реке Заб; города: Дербенд-е Тадж Хатун; Дербенд-е Зенге; Султан Абд-е Джемджемал, расположенный у подножия горы Бехистун; Шехризур; Керманшах (или Кармисин); деревни: Керенд и Хошан; Кенгевер (или Каср Эль Лесус); область Махидешт, включавший 50 населенных пунктов; крепость Херсин и деревня Вестам). До XVIII в. в провинцию Курдистан входил также Луристан. Фактически это была территория исторической Мидии

    Именно в этом древнем курдском городе и прошли последние 25 лет жизни великого ученого Востока Авиценны. Ибн-Сина умер 18 июня 1037 г. и похоронен в г. Хамадане.

    Именно тесными родственными отношениями с курдскими правителями Исфагана и Хамадана можно объяснять переезд Ибн-Сины не куда-нибудь, а именно к своим родичам. Этим объясняется и его высокое положение Министра (Визиря) в курдских государствах Бувейхидов и Каквейхидов.   

    А должность визиря (первого после правителя сановника) при дворце и в государстве не исключает знание общепринятого в дворце языка, который был курдским. Иначе Ибн Сина как смог бы осуществлять свою деятельность без знания курдского языка?

    В источниках сохранился рассказ о превосходной способности Ибн-Сины слышать на большом расстоянии. Будто бы он, проживая в Исфахане, слышал, как медники стучат молотками в «Кашане». Кашан — город в Луристане. Есть и г. Кучан – курдский город в Хорасане, центр одноименного курдского феодального княжества в XIX в. Само по себе уже этот незначительный факт указывает на то, что подобные рассказы об Ибн Сине рождались в курдской среде, а потом перехватывались другими носителями языка.

    Примечательно и то, что именно во время правления курдской династии Бувейхидов и Какавейхидов и прославился Абу 'Али (ал-Хусайн) Ибн-Синавиценна) в качестве выдающегося философа, врача и музыканта. 

    Таким образом, вывод напрашивается само по себе и курдское происхождение Абу Али Хасана Ибн-Сины из Бувейхидов для объективных исследователей  не должно оставлять сомнений.

 

.

 

         .

 


[1]«Ster» (Sterk) — на курдском языке означает «Звезда» Курдская присказка «Staramdui, ewe!» — «Ты (он) — моя надежда, опора!» связана с древними курдскими верованиями и восходить к тэониму древней Богини плодородия Иштар (этим именем связана и шумерская легенда об Думмузи и Иштар, что послужило основой Праздника Навроз). Для нас курдов постельные принадлежности  сложенные в Ster — в своем сакральном значении  выступает в качестве символа того же  плодородия (своего рода земля, от которой восходят семена), чистоты семейных отношения, оберегом для спящих в них членов семьи и дорогих гостей, наконец – показателем зажиточности.  Есть и курдская  собственная женская имя Stare– «Звезда»).

[2]Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа (Сообщения о сельджукском государстве, сливки летописей, сообщавших о сельджукских эмирах и государях). С. 36. М. 1980. 
[3]Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа (Сообщения о сельджукском государстве, сливки летописей, сообщавших о сельджукских эмирах и государях). С. 37. М. 1980. 

[4]Ebdullah Meme Mehmed (Hoko) Varli. Diroka dugelen kurdan 600-1500. T. 1. S. 180.  Istanbul. 1997 (на курдском языке).   

   

0

Оставить комментарий