Опубликовано: 10.02.2008 Автор: Admin Комментарии: 1
Лятиф Маммад 
 
Армянский просветитель XIX века Хачатур Абовян писал, что "каждая курдянка в душе поэт". Действительно фольклор курдского народа своим богатством красок и разнообразием, в первую очередь, обязана именно курдской женщине, которая находила нужное время и нужные слова, чтобы в песнях выразить свою горе и радость, любовь и печаль, но при этом в них вкладывала сколько чувств и душевной щедрости, что каждая произнесенная ею слова, как жемчуг, украшающее лебединое девичье шею, или же узоры на ковре, превращались в подлинное искусство.       Эти скромные народные творцы, по большинству своем неграмотные, из поколения в поколение, тысячелетиями, передавали из уст в уста сочиненные ими и полюбившееся им другие песни. Из людской памяти стирались большинства их имена, но их переживания, материализованные в песни, становились достоянием широких масс и невидимыми нитями объединяли свой народ.

     Но, среди них попадались и грамотные, которые в письменной форме оставляли после себя плоды своего творчество, например, известный курдский историк XIX в. Мах Шараф-ханум Курдистани.

     Кроме нее и другие курдские женщины оставляли после себя богатое творческое наследие. Большинство из этих письменных рукописей или терялись, или уничтожались, или же переписывались на чужие имена. А там, где это было не возможно, в большинстве случаев их принадлежность к курдскому народу бралось под сомнения, и их выдавали за представителей, соседними с курдами, народов. Среди них такие яркие имена, как двоюродная сестра Низами Гянджави Масхати-ханум Гянджави (XII в.), дочь Мехдикули хана, внучка Карабахского хана Ибрагимхалил хана Хуршидбану Натаван (1832 – 1897 гг.) и Хейран-ханум Думбули (ок. 1758-1838гг.).

     В результате проводимых исследовательских работ, как пишет Е. Васильева, "имена курдских авторов, историографов и поэтов одно за другим возвращались из забвения"(1-5). 
     В общем списке курдских поэтесс, по праву, должна занимать свое достойное место и одна из талантливых дочерей курдского народа Хейран-ханум Думбули. 
     Первая письменная короткая информация о Хейран-ханум содержится в книге "Данишмандани – Азербайджан" Иранского литературоведа Мухаммеда Тербиати, которая вышла в свет накануне Второй мировой войны.

     Хейран-ханум родилась ок. 1758г., предположительно в г. Нахичеване в Северном Азербайджане, долго жила там. Еще в начале русско-иранской войны (1826-1827 гг.), когда иранская армия отступала, Хейран-ханум Думбули переселилась в Тебриз, где она в одном из своих стихотворений упоминает о страшной чуме 1827 г. в г. Тебризе. В настоящее время известны ее три рукописи, которые хранятся в Баку, Тегеране и Тбилиси. Свой поэтический дар испытывала в жанре газель, мухаммас и рубаи (любовная лирика). Ее творчество находилось под сильным влиянием курдского поэта Мухаммеда Физули. Она воспевала чистую, нежную и безответную любовь и оставила после себя "Диван" (рукопись поэтических собраний), состоящая из 4500 бейтов-двустиший. По богатому лексикону можно судить о степени ее грамотности и высокой образованности.
     Косвенно становиться ясным, что она имела какое-то отношение к семье видного государственного и военного деятеля Ирана Аббаса Мирзы (1789-1833), сына Иранского Шаха Фатали шаха Гаджара (1766-1834). Предполагается, что она вышла замуж за кого-то из ближайших соратников Аббаса Мирзы, которого она очень любила. И эта любовь какое-то время была взаимной. Но, потом ее муж, из-за меркантильных соображений, берет в жены другую и покидает ее. Потом ее, против воли, выдали замуж за другого, которого она так и до конца жизни не смогла любить, в ностальгическом горе тоскуя и оплакивая прежнюю свою любовь.

     Хейран-ханум умерла в 1838 г. и похоронена в г. Тебризе. Она прожила почти 80 лет, сумев до конца жизни сохранить свой поэтический дар.

     В 1961 г. в Республике Азербайджан был издан Диван ее стихотворений, в переводе с персидского языка. Естественно, в Азербайджане считают ее своей народной поэтессой, а ее этническую принадлежность указывают как азербайджанка (турчанка). В Азербайджанской Советской Энциклопедии, посвященной Хейран-ханум Думбули статье сказано, что "Азербайджанская поэтесса, родилась в конце XVIII века в семье Кенгерлинских ханов"(2). Общеизвестно, что кенгерли известное азербайджано-тюркское племя, которое осело в Нахичевани.

     В действительности, она была дочерью Керим-хана Думбули(3-40). В курдском языке ее имя "Heyran" означает "Очарование".

     В одной из своих газелей она пишет:

 

Спросишь, какова рода несчастный Хейран ,

Она, передай всему миру, одна из слуг Али[1].

Хотя и выпала на ее долю город Нахичевань,

Но, если быть точным, ее племя – Думбули (4-56).

 

     Ее ближайшие родственники жили в Хое, Урмии, Мараге, Тебризе и Нахичевани. И это не удивительно, так как Хойское ханство охватывала области Хой, Салмас, Аваджык, Котур, Аланд, Чалдыран, Чорс, Каракоюнлу, Сокманабад, Даргах и др., граничила с ханствами Тебриз, Урмия, Маку, Нахичевань и Османской Турцией и была под контролем курдского племени Думбули. Город Хой был известен с VI века как г. Хувей. Средневековым арабским источникам племя думбули была известна, как "ад-дабибала" (5-79). С XVI века, при Иранских шахах из династии Сефевидов (1501-1736), основу Хойского ханства положили наследственные правители Хоя из племени Думбули. Известный курдский историк Шараф-хан Бидлиси в своем известном труде "Шараф-наме" посвятил целую главу этому курдскому племени.

     Как он сообщает, «ашират думбули следовали езидской вере, но впоследствии их эмиры и часть аширатов отказались от той ереси и обратились на путь людей сунны и общины" (6-362), то есть, приняли ислам. «Под сунной и общиной» Шараф-хан Бидлиси подразумевал соответственно «суннизм» и «шиизм» в исламе. А часть племени продолжали исповедовать езидизм.

     Султан Мухаммед передал пост эмира думбули Султан Али-беку и пожаловал ему округ Сулейман-сарай и половину округа Хой, соединив их воедино. Резиденцией он себе избрал Шарур. После его смерти предводителем племени стал его сын Назар-бек (6, 357-362).

     При Сефевидах, по сообщению Эвлия Челеби, уже существовавла Эмиратства Думбули (3-63).

     Турецкие султаны и Иранские шахи использовали любую малейшую повод, чтобы натравливать курдских эмиров друг на друга. Турецкий Султан наградил золотым мечом главу племени Махмуди Гасан-бека, убившего в 1552 г. Гаджи-бека Думбули(3-80). В годы правления Шаха Тахмасиба I (1513- 1576), из-за малейшего подозрения о том, что племя Думбули приближается с османами, были казнены свыше 400 человек из этого племени и 30 человек шахских царедворцев из этого жи племени (6-76, 313; 3-84).

     Наибольшего могущества Хойское ханство достигло при Ахмед-хане Думбули (1736-1786 гг.). Ахмед-хан, создав союз с Карабахским ханством, сумел подчинить себе Ереванское и Нахичеванское ханства. Прекратил свое существование во время правления сына Ахмед-хана Гусейнкули-хане (1786-1813 гг.).

     В это же время в Тебризе правил другой представитель этого племени Наджафкули-хан Думбули. Его сын Абд ур-Раззаг (1762/3,Хой-1828,Тебриз) был известным историком. Его перу принадлежат исторические труды "Меасир-и Султанийа" (Султанские памятники) и "История племени Думбули". Он также оставил после себя поэтический сборник, которых писал под псевдонимом "Мафтун".  

     Из этого рода вышли видные полководцы, государственные деятели и многие представители интеллигенции[2].

     В ХIX в. часть племени думбули жили в области Битлис (7-24) и находилось в подчинении эмиратства Бохтан (7-28). Петр Лерх пишет о племени думбули, живущих на юге Диарбакыра и на севере от Хоя в уезде Сокманабад (8-71,96). Среди курдских племен Ирана источник указывает и на племя думбули (9-631).

     Представители курдского племени думбули продолжают ныне жить и в восточной (иранской), и северной (турецкой) части Курдистана.

     Таким образом, мы сегодня можем говорить о курдском племени думбули, столетиями контролирующими Хойское ханство, в политческие границы которой входил и г. Нахичевань, где долго жила и писала курдянка Хейран-ханум, дочь Керим-хана Думбули. Выше сказанное дает веское основание, чтобы вновь восстановленные страницы курдской истории выписать имя одной из ее талантливейших дочерей – Хейран-ханум Керим-хан Думбули.

     

      Добро пожаловать в свой дом, Хейран-ханум!      
 



[1]Али — четвертый арабский халиф (656-661), зять и двоюродной брать Мухаммеда. Хейрна-ханум намекает на то, что она придерживается шиитского толка в исламе.

[2]Среди близких друзей Низами Гянджави был Имад (Имадеддин или Имамеддовла) из Хоя, который жил в XII веке и был один из видных людей своего времени.       Правнука казненного Шахом Тахмасибом I Джафарбека – Фатали-хана Хойского, в 1803-1804 гг. захватившего Азербайджан во главе русской армии генерал Цицианов в своем рапорте в Петербург отмечал как Хана Хойского. Один из известных представителей племени думбули, Джафаркули-хан Хойский (Думбули) после поражения в войне с иранским шахом, Фатх-Али шахом Каджаром (1766-1834), со своим 20 тысячным войском укрылся в районе Учкилса (нынешний Эчмиадзин в Републике Армения). Джафаркулу-хан в период русско-иранских войн 1803-1806 гг., воевал на стороне России против Ирана и был награжден императором Александром I орденом Андрея Первозванного и  золотым пером, украшен­ный бриллиантами. В 1807 г. он был назначен на долж­ность правителя Шекинского ханства в северном Азер­байджане и удостоен звания генерал-лейтенанта. После его смерти в 1810г. Шекинским ханством правил его сын Исмаил-хан (1810 -1819 гг.). Со смертью Исмаил-хана Шекинское ханство было ликвидировано.        Дру­гим видным представите­лем этого рода был внук Джафаркулу-хана, сын гене­рал-лейтенанта Искандер-хана Фатх-Али-хан Хойский (25 ноября 1875г., Шеки — 19 июня 1920 г., Тбилиси). Фатх-Али-хан учился в клас­сической Гянджинской гим­назии и в 1897 г. окончил юридический факультет Московского университета. Был коллежским секрета­рем и старшим коллежским секретарем Елизаветопольской окружной прокуратуры (26.08.1897-16.07.1899 гг.). Потом был назначен в Ку­таисскую Окружную проку­ратуру, в Зугдиди, Сухуми, а с 22 апреля 1903 г. – в Екатеринодар (ныне г.Крас­нодар) на должность судебного следователя первого участка Екатеринодарского судебного округа. 11 сен­тября 1904 г. ему было при­своено звание коллежского ассесора, а 25 октября 1904 г. он был назначен на долж­ность заместителя прокуро­ра Екатеринодарского ок­ружного суда и выполнял свои обязанности вплоть до своего избрания депу­татом II-й Государствен­ной Думы 20 февраля 1907 г. После роспуска Государ­ственной думы 3 июня 1907 г. он возвратился в Елизаветополь (г. Гянджа в Республике Азербайджан) и восстановился в судеб­ных органах, затем переехал в г. Баку. После револю­ции 1917 г. Фатх-Али-хан был избран членом вновь созданного в Баку Времен­ного Исполнительного Ко­митета Национального Со­вета Мусульман. После объявления 28 апреля 1918 г. Азербайджанской Демок­ратической Республики бес­партийному Фатх-Али-хану Хойскому было поручено формирование первого не­зависимого правительства. Он занимал посты Председателя Совета Министров и Министра внутренних дел. Под его руководством, в со­ответствии с решением На­ционального Совета Азер­байджана от 17 июня 1918 г., был сформирован второй правительственный каби­нет. После правительствен­ного переворота 28 апреля 1920 г. он вместе с семьей переехал в г. Тифлис, где и был убит 19 июня того же года.       Фатх-Али-хан Хойс­кий, вместе с такими ярки­ми представителями курдс­кого народа, как Чингиз Илдырым, генерал Хосров-бек Султанов и др., сыграли важную роль не только в политической жизни Азер­байджана, но и всем Закав­казье.Мы рассказали только о представителях одной се­мьи из курдского племени думбули. Но, несмотря на то, что абсолютное боль­шинство курдских семей сумели сохранить до наших дней свое этническое само­сознание, еще немало вид­ных сынов и дочерей курд­ского народа считаются представителями иных на­родностей.  
 
 

Литература: 

 

1.      Васильева Е.И. Юго – Восточный Курдистан в XVII – начале XIX вв. Очерки истории эмиратов Арделан и Бабан. М., 1991.

2.      Энциклопедия Советского Азербайджан(АСЕ).Ф-Ш.Х том, Баку,1987 г.(на азербайджанском языке).

3.      Шамси М.И. Книга Шараф-хана Бидлиси “Шараф-наме” как источник изучения истории курдского народа. Баку, 1972 (на азербайджанском языке).

4.      Херан Ханум. Избранные произведения. Баку, 1961 (на азербайджанском языке).

5.      Поладян А. Курды в VII – X веках (по арабским источникам).Ереван, 1987 г.

6.      Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. “Шараф-наме”.1 том. М. 1967.

7.      Celile Celil. XIX yüzeıl Osmanlı imparatorlugunda kürtler. Ankara, 1992 (на турецком языке).

8.      Лерх П. В.. Исследования об Иранских курдах и их предках, северных халдеях. Книга 1. Спб., 1856.

9.      Современный Иран. Справочник. М., 1957.

 
Источник: Лятиф Маммад. Хейран-ханум Думбули. Журнал Голос Женщин/Denge Jinan. Москва. 2002. Апрель-июнь. С. 12-16.

 
 

  www.kurdist.ru

1 комментарий

Оставить комментарий