Среди курдов очень мноного мужских собственных имен типа Рошан (Ровшан), Рошен, Рошер, Рошиван, Ружан, Рушан, Рушер, Решен, Решан, Решер, Рашин, Расин, Распер, Расти, Растин, Расун, Расто (Росто), Рустерк; и женских имен – Растэ, Расти, Растин, Растинэ, Растру, Рашин, Решан, Рашэ, Решеван, Руша, Русев, Рушан, Рушин. Настоящее имя курдского народного героя Кер-огли был Ровшан (Роушан). И это далеко не все имена. Многие из этих имен ласкательно, в соответствии с фонетикой курдского языка, видеоизменяется путем сокращения и произносится как Решо, Рашо, Русо и т.д. В корне этих слов такие курдские слова, как ро, рож — “день”, “солнце”, “день”; ре- “дорога”, “путь”; раш – “черный”; ру – “лицо” и т.п., которые и образовали собственных имен курдских. И все эти имена переводятся и понятны каждому курду.
Таким образом, в основе названия рода Рыштуни, племен Рошкан, Этуинского царя Рашу страны Руишиани лежит именно курдская этимология и с курдского она переводится как: ro– “солнце, день”, ru– “лицо” и sha(шабун) — “счастье, счастливый, быть счастливым” и означает “Солнцеподобный”, “Счастливец” (“Избранник”), “Святослав”.
По признанию самого академик Г.Капанцяна — “имя племени “рос” напоминает мне внешне “Русь”, но историчнее было бы связать его с курдским племенем “рош-ка” и с именем Этуинского царя Ращу страны Руишиани в одной надписи урартского царя Сардури II[9]. Академик О.Вильчевский таже называет среди курдских племен обитавших по верхнему и среднему течению реки Большой Заб, то есть в районе, “который является одним из исконных курдских районов” и племя Рашки[10]. В надписях Сардури II — сына Аргишти, упоминается страна Руишиани царя Рашуни[11]. Среди 23-х “стран”, захваченных царем Урарту Руса I (730-714гг.до н.э.) сына Сардури, в районе озера Севан также упоминается страна Ришуани. Эта последная надпись высечена на скале у юго-западного берега Севанского озера, около села с бывшим характерным курдским названиен “Келагран”, ныне переименованное в армянское Цовинар. Из курдского названия села (“Великая крепость”, «Цитадель») видна, что здесь когда-то был мощный крепость, о чем свидетельствует остатки крепости, видимо того самого, названного в надписи “Город бога Тейшеба”[12]. Характерно, что армянское название крепости отсутствует, что также указывает на позднее прибытие на этот регион армянских поселенцев. В своем походе на Урарту в 714 г . до н.э. ассирийский царь Саргон II сообщает о поселении “рода Урсы” (буквально “дома отца”) в Арбе в области Армариали (восточнее озера Ван)[13]. Здесь речь уже идет о племени Рошкан.Существует различные мнения о дате основания города Битлиса и ее первых насельниках. Стратегическое значение города, расположенный на дорогах, объединяющих бассейн озера Ван с Месопотамией, – между горными областями на севере и равниной на юге, проходящий через Битлис соединяющих их дорог указывает на древнюю историю этого города. По мнению некоторых исследователей, г.Битлис, как шипионский центр на границе с Урарту, был основан Саргоном II (721 – 705 гг. до н. э.) в 714 г . до н.э. под названием Uaiais на месте нынешнего Битлиса. Позже Uaiais стала произноситься как Wajajes, потом как – Balales[14]. А другие, согласно существующей легенд, основание крепости Битлис связывают с именем Bedlis — полководца Александра Македонского, по приказу которого и основавший этот город. В действительности, к основанию города Uaiais Саргон II не имеет никакое отношение. Согласно надписи Саргона II, во время своего похода на Урарту в 714 г . до н.э. он отправился из Айаду (южный берег Ванского озера), перешел реки Аллуриа, Калланиа и Иннайа и прибыл в Уайаис, опорную область царя Урарту, конец пределов Урарту, что рядом с На'ири. Уайаис, его укрепленный город, большая крепость, сильнейшая из всех его крепостей, красивая строением, – поселены были в ней его храбрые боевые воины, лазутчики, посылаемые, чтобы проникнуть в замыслы окружающих стран. Туда же он поставил своих областеначальников с их полками, крепкой стеною окружил бойцов[15].В надписи Саргона, кроме области,города и крепости Уайаис, есть упиминание и о поселении Старый Уайаис на южном берегу озера Ван, в области Айаду с 30 укрепленными городами (крепостями), расставленными “по берегу волнующегося моря”, на остриах больших гор. Сильными крепостьями были Аргиштиуна и Калланиа, которые были построены “наверху гор Арциду и Махунниа”, которые были высоте 120 локтей”. Крепости защищали “прящники и копьеносцы, надежда его страны”[16].У Ксенофонта есть упоминание о многих найденных в домах кардухов свинцовых слитках для изготовления ядра для прящей и о вооруженных копьями (дротиками) кардухах. Название реки Каллания и одноименной крепости Каллания указывает на то. что Старый Уайаис в Айаду и Уайаис были расположены в соседстве и отдалены друг от друга рекой Калланиа. А река Инная, возможно, носящая имя богины Инанны – Иштар. И есть нынешняя река Битлис. Судья по надписи Саргона, Уайаис был имя существительное, то есть собственное мужское имя. Только так следует понимать рассказ Саргона 2 о том, что “Страны Уайаис вместе с 30 поселениями страны Уайаис я завоевал и сжег в огне”[17]. Видимо, Уайаис – город-крепость было основано некто Уайаис или его родом.
В “Истории” Иоанна Эфесского есть напоминание о персидском марзбане Адармахун, который с большим войском перешел в ромейские области и достиг области Теллы и Решайны, которых “разрушил и сжег"(VI,17), а в “Хронике” Захария Ритора упоминается некто монах Иоханан из Рейшайна, находившегося в монастыре БЕТ-АЙСХАКУНИ, у Амида (XII,7). Таким образом, мы видим, что в разное историческое время в разных местах существовали и ныне существую местности, отражающие название курдского племени Рошкан, и без сомнения, в основе топонимии этих местностей лежит название одной и той же этнической группы. Ш.Х. Бидлиси утверждает, что Бидлис принадлежал его предкам в течении 760 лет. Из 18 известных Шараф – хану правителей Бидлиса за 500 лет вплоть до конца ХVвека лишь дважды на короткое время теряли свою власть: при сельджуах с 1139/40 по 1180/81 гг. и при султанах Ак – коюнлу с 1466/67 по 1194/95 гг. Принимая во внимание, что Ш.Х. Бидлиси свое всемирно известный труд “Шараф – наме” завершил в 1597 г ., то можно предположить, что его род Битлисом правил, как минимум, с 837 года. Если принимать во внимание и то, что предки Ш.Х. Бидлиси дважды теряли контрол над Битлисом (на 40 лет при селджуках и 28 лет при Ак-коюнлу, общей продолжительностью 68 лет: 837 – 68 = 769 лет), то началом правления Битлисом предками Ш.Х. Битлиси мржно взять 769 год, то есть со второй половины 8 века. О том, что когда курды появились в Битлисе, сообщения в источниках отсутствуют. Армянский историк Чамчян утверждает, что в 1375 г . Эрджис, Малазгирт, Хелат, Битлис, Сиирт, Джезире, Амед (Диярбакыр) в 931-1096 гг. были объединены в составе курдского государства династии Мерванидов. Хорошо известно, что ставленника селджуков – Сукмана, бывшего раба, резиденцией который был Хелат (Ахлат), правившей и Битлисом (1139/40 – 1180/81гг.) в 1180/81 гг. отстранил от власти правитель Сирии и Египта султан Салахаддин (1171 – 1193гг.) из династии эйюбидов и отдал в правление своему племяннику Малик ал–Ашрафу. Эюбиды Битлисом правили до 1245 года. Таким образом, курдское правление и соответственно, присутствие курдов в Битлисе разниться почти на 130 лет с указанным Чамчяном сроком.
В начале арабского нашествия в 640 г . Битлис был в руках племени Рошкан, а крепость Битлис — у Теодороса Рштуни.
Во время своего очередного похода в зону Битлиса, арабы зиму 851/52 г. проводили в Муше. Весной 852 г . жители горной области Койта внезапно напав, разгромили арабов. Основным питанием этого народа был ячменный хлеб. В снежную зиму они на ноги надевали плетенные доски и свободно, как по земле, продвигались на снегу. Вильгельм Кохлер считает, что смотря на то, как эти горцы упорно защищали свои места обитания, мы можем сказать, что они и есть вышедшие спустя 500 лет на историческую арену племя рузаки[21]. Передвижение на лыжах (на курдском языке lekan– ликан[22]) курдами рузаки сообщает и Ш.Х. Бидлиси: В середине зимы 922(1516)года в Мушской области Шараф хан с отрядом численностью около полутара тысяч молодцов (племени) рузаки надели лыжи(ликан) и внезапно напали на другие курдское племя пазуки, где Руста м бек с двумья сыновьями и 400 отборными молодцами племени пазуки были убиты[23]. О спсобе передвижения на снегу, со своей кладью, лежа на шкурах и скользя по льду так же как это делается в атропатской Мидии и на горе Масий (Тур-Абдин в Джезире Ботан — Л. М.) сообщает Страбон, согласно которому, в отличие от албанов и иберийцев (кольхов), которые поднимались летом на покрытые снегом и льдом вершины гор с помощью подвязанных к ногам утыканные шипами широкие куски сыромятной бычьей кожи по форме литавров,(“подкладывают под подошвы сапог утыканные шипами деревянные колесики»)(Страбон ХI, V, 6). Подобная обувь до сих пор в быту среди курдов, шитый кустарным способом для передвижения по снегу. Разгром арабов в Мушской долине в 850 г . оуществлялся под командованием царя Армении Ашута[24] I (умер в 950 г .). Остатки арабских войск бежали в Битлис и попросили приюта у матери Ашута I Rhiph'e[25]. Сасун и Хойт были феодальными владениями Баграта (род который также ирано-курдского происхождения). Во время арабского нашествия сыновья Баграта Ашот и Давит[26] именно здесь сумели закрепится и вместе с “Йунан ибн Турник” (Йакуби. 2,89) из рода Баграта организовать сопротивление против арабов. Именно с помощью воинственных горцев Сасуна и Хойта (от этнонима одноименного курдского племени) им удалось на Мушской долине разбить на голову арабов. Йунан ибн Турник – курдское искаженное мужское имя : Yımana, Yımano[27] и Taro, Taronı, Tirok[28]. Армянские источники пишут, что “по грубым нравам и наречию, Хойт отличалься от Тарона и других частей Армении, и составляли самостоятельный округ[29]. Другой армянский источник сообщает, что “у армян Сасуна “xort” или “xorth ” значит “герой”, а у армян города Муша и окрестностей это же слова значит “отрок, молодчик”. Если исходить из первичности значения “герой”, то это южно–армянское xort(h) легко может связаться с хурритским huradi(id) и аккадским hurati(id)[30]. Тонкое замечание армянского академика больше, чем справедливое. Только вот смущает эти говорящие на курдском языке “армяне” Сасуна и Хойта. Дело в том, что согласно Армянско – Русскому словарю (издательство АН Арм.ССР, Ереван, 1985 г .) на армянском языке слово “хорт” означает “отчим, мачеха”. И наоборот, на всех диалектах курдского языка, в том числе и “сасунско – хойтского”, xort (xorth) точь в точь дает смысль «перевода с армянского»Г.Капанцяна и кроме того означает “юноша”. Также на курдском языке xurtозначает «сильный, мощный; крепкий; xurtı – «сила, мощь»[31].А перевод названия г. Битлиса в армянских источниках Багеш – “Осел сдох” вообще не выдерживает никакой критики. По данным источника в 1890 году в Битлисе в 8300 домах жил 38.886 человек. Из них 20.000 были мусульманские курды, 16.086 григорянских армян, 200 протестант армян, 1800 якобиты. В городе были 15 джами, 25 мечет, 4 текке и 4 церкви, принадлежащие григорянским армянам[36]. И за всю историю данного региона, армяне на этих территориях никогда не составляли большинство населения, а ведущим по численности этносом были курды. В «Истории Армении М. Хоренского (Ш ,15) есть сведения о “… Зоре, родоначальнике Рштуни, назначенного на место Маничахра[37], главнокомандующим южной армянской армией”. Далее сообщается, что «Зора был схвачен армянским царем, который истребляет его и весь его род и завладевает его крепостью Ахтамаром».
Судья по имени «родоначальника» Зоры – оно по происхождению иранской этимологии.
Вспомним только имя пророка Зороастра, где Зоро – “сын”, и “астр – “небо”, то есть “Сын Неба” или “Сын Поднебесья”, причем, точный перевод имени зороастрийского пророка возможен среди других иранских языков только с курдского. Рыштуни – от корня слов существительного “Рышо, Рашо, Решо” и среднеперсидского (которую некоторые ученые не без основания называют еще и "мидийским”) thauma –“дом”, то есть, “Дом Решо (Рышо)” и отсюда очевидность того, что она ни как не можеть обозначать имя собственное. Это говорить о том, что составители “Истории Армении” недостаточно, а если сказать по правде, вообще не знали род (племя) Рыштуни, иначе они назвали бы имена отдельных представителей этого рода, а не ее название. Предыдущий до Зоры командующий исторически не существующей “южной армянской армии” Маничахр, судя по имени, также был “иранцем”, но никак армянином.Не соответствует действительности и полное истребление рода Рыштуни «армянским царем».
Вот как выглядит диалог героя романа “Искра” Раффи Мурада с знатным курдским дворянином:
«Мурад: — ты какого племени, криво?
из племени Врышик, — ответил курд с гордостью. Врышик? — повторил Мурад, словно сделав важное открытие. — А ты знаешь, криво, что твои предки были армяне?
Я этого не знаю, — ответил курд обиженно, — а знаю, что мои предки были владетелями этой крепости.
Как раз владетелями этой крепости и были армяне. Курд опять не поверил, он указал на находившиеся вдали роскошные надгробные памятники и промолвил:
Вот гробница моих предков.
Твои предки — армяне жили задолго до этих гробниц, — настаивал на своем Мурад, — они назывались Рштуни, а этот край — страной Рштуни. От нахараров Рштуни произошла курдское племя Врышик, точно так же, как от Мамгунян нахараров — племя Мамыкани. Есть и другие курдские племена армянского происхождения» (Раффи. Искра, 534).
Вызывает и удивление, если эти «окурдевшие армяне» в действительности раньше были армянами, то почему и их материальная «армянская» культура также сменилось «курдской»? Тот же Раффи пишет, что «ныне, после былого величия Востана, после многотысячных его обитателей — армян, остались лишь несколько курдских землянок. Из дымовых отверстий подымался дым, на лай собак стали выползать через узкие двери дети, женщины, девушки и с земляных кровель глазеть на нас»[39]. Как раз знатный курд, собеседник Мурада был обитателем одной из этих землянок. «Абсорбированные» курдами армяне почему должны были переселиться из «армянских хромов» в жалкие «курдские землянки»?. Всем известно, что курды и армяне различаются даже по своему физическому типу.
Абсурдность этого «исторического» опуса очевиден. Все объясняется иначе. На данных территориях курды зафиксированы раньше армян, и это подтверждается многочисленными признаками материальной культуры курдов, топонимией местности. Эти территории (в составе Урарту) еще в 595 г . до н. вошли в состав Мидийской империи. Позже эти территории находились под властью курдских династий Аршакидов и Сасанидов. Армянские источники однозначно под этнонимом «мар», «мед» подразумевали курдов, а Мидией – поздний Курдистан (Чамчян, Гевонд и др.)[40]. Еще в V веке в период Сасанидского владычества территория обитания племени Рузаки (Erсish, Xelat, Mush, Bidlis, Malazgirt, Xinis) был известен как Welate Beranan (в средневековых арабских источниках — Darul Beran)[41] — за их непобедимость и храбрость. И по сей день под конфедерацией Rojikan курды имеют в виду обитающие в Малазгирте, Эрджише, Халате (Ахлат) и Хнысе курдские племена, а под Mamori— курдские племена Бидлиса, Хизан, Мотикан и Хезо, которые известны и как Mamikoyan (Мамыкан)[42]. Исторически в военно-политической жизни данного региона всегда ведущую роль играли Рошкан, Мамыкан и другие курдские племена. Поэтому, политическую активность армян в данном регионе можно «обнаружить», лишь выдавая курдских родов за армян, чем и занимаются армянские историки.
Наследственные владения этого рода были расположена на юге озера Ван между озером и областью Мокс и позже был назван Гявашем. В названный период (V в.) Рыштуния – родовое владение Рыштуниев охватывала, с резиденцией город Востан,- юго-восточное побережье Ванского озера. В VII веке этот род настолько усилился, что власть в подвластной Персии Армении был сконцентрирован в руках Теодороса Рштуни, который выбрал себе резиденцией находящийся в его владении расположенный в озере Ван остров Ахтамар. Этот род также владел Тоспом, с городом Ван. В 641 году власть Т. Рыштуни был официально признан и императором Византии Константином II. Позже Т.Рыштуни умер в арабском плену в Сирии и спустя годы, его тело была перевезена и похоронена в его родовом владении.
Интерес вызывает и тот факт, что церковь Ахтамар на одноименном острове на острове на озере Ван был построен только в 9 веке, а не в период принятия христианство в Армении армянами в 312 году. Чем это объяснить? Армянские историки утверждают, что Ванская область, по крайней мере, до IX в. была в сфере влияния армянских «царей и нахараров». Почему в таком случае на о. Ахтамар церковь «Святого Креста» была построена в 915-921 гг., почти 600 лет спустя после принятия христианства армянами. Если Рыштуни в 641 г . был официально признан императором Византии, то почему не построили церковь? Этому есть объяснение, так как Рыштуни продолжали придерживаться зороастриизма. Христанские курды из рода Баз (Арцруни) и построили эту церковь.
Примечательно, что Феофан Теодороса Рыштуни именуя патрицием Армении, не упоминает его имени и называет его «Пасагнатесом», а Михаил Сириец именуя его «Апраситганом», вместе его имени пишет «Шапур” (мидийско-курдское имя, что означает «сын шаха», или же «шахский сын», «принц»[44] (Сравни с курдским с. м.и. Sapir, Saper[45]). И название Ахтамар в армянских источниках уже имеет своей художественной обработка якобы в связи с «древнеармянской легендой»[46], суть которой заключается в следующем: красивая девушка по имени Тамар влюбляется в юношу (у других – молодому рыбаку[47]) и они всегда встречаются ночью, на острове, и ориентиром для юноши/рыбака служит костер разводимая красавицей – возлюбленной бедного парня. Завистники, узнав об этом, в одной из этих ночей тушат костер и юноша, не нашедший берег, со словами «Ах, Тамар!» погибает, и людская мольва, разумеется армянская, называет остров «Ахтамар». Действительно, трогательная легенда и в Армении каждый с умилением расскажет вам эту легенду и даже покажет на эту тему снимки-фотографии разной вариации[48]. Они не будут прислушиваться вашему доводу о том, Ван – это озеро, вытянутая почти в длину на 350 км . и что, его ширина не превышает 10км. И, что названный остров Ахтамар расположен на одной из узких месть озера и с двух сторон восточной стороны до несколько сот метров и западной стороны до пару километров до берега и в таких условиях, в любую погоду можно всегда определить направление к берегу, до которой доплыть — пустяк для рыбака. Но, легенда есть легенда и то правда, что такая легенда может зарождаться только у живущих на морском берегу, народов. И действительно такая легенда существует у эллинов о котором еще в VI веке писал историк VI века Агафий Миринейский. Вот эта легенда: «Юноша из Абида в Троаде. Существует легенда, что он полюбил Геро, жрицу Афродиты в Сесте, и переплывал к ней каждую ночь, руководимый светом маяка на башне в Сесте; но в одну бурную ночь свет погас, и он погиб в волнах. Когда Геро на другой день увидела его труп, она сама кинулась в море. Эта легенда была воспета в небольшом эпическом произведении Мусея»[49]. Агяфий умер в 582 году. А Мусея (лат. Musaeus) — в греческой мифологии певец, поэт и герой, почитавшийся афинянами. По одной из версий мифа, Мусея был сыном Селены, считался учеником Орфея и предшественником Гомера. Считался, что Мусея жил в VIII в. до н.э.[50] Есть и другой Мусей, представитель эпического жанра в позднегреческой литературе V-VI вв. Все это говорит о грубой компиляции этой древнегреческой легенды и все это ради того, чтобы более убедительно аргументировать историю армян. Слово «Ахтамар» – искаженное «аха мар» – что по-курдски означает: ах-«земля» и мар – «змея», то есть «Змеиная земля» («Остров Змей»). И действительно, на острове отсутствует пресная вода и она не обитаема. В древности, в случае опасности, люди из окрестных деревень укрывались на ней. Позже, в 9 веке там была построена церковь «Большая Кресть», позже получившей свое название от названия острова. И по сей день там существует полуразрушенная церковь и видны пару десятков низкорослых миндалевых деревьев, приносящих редкие, но крупные плоды. И на острове очень много ядовитых змей.
[1]Бидлиси Ш.. Х. Шараф-наме. Т. 1. С.210. М., 1967.
[2]Бидлиси Ш. Х. ., ук. соч., с.176.
[3]Лерх П. В. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. Кн. 1. С.86.СПб., 1856.
[4]Лерх П.., ук. соч., с.96.
[5]Лерх П.., ук. соч., с.104
[6]Торос Ахпарь. Путеводитель по Армении. Путевые очерки Архимандрита Гарягина Срвандзтянца. Очерки Васпураканской области. Продолжение//ИКОИРГО. Т. 10. № 1. С.21.Тифлис, 1889-1991.
[7]Экономический быть государственных крестьян в Шорагяле, Александропольского уезда, Эриванской губернии. Исследование С. П. Зелинского. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. т.1. С. 4, Тбилиси, 1882.
[8]Ягелло М.Д. Полный арабско – персидский – русский словарь. С.731. Ташкент, 1910; см. также Аббасова М. А., Бандалиев Н. С., Мамедов Х. Х. Топонимика Юго-Восточной части Большого Кавказа. С.92. Баку,
[9]Капанцян Г. Р. Историко-лингвистические работы (Хайаса — колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история). С.145, примечание 1. Ереван, 1956.
[10]Вильчевский О. Л. Введение в этническую историю курдского народа. С.103.М., 1961.
[11]Меликишвили Г. А. Урартские клинообразные надписи. Надписи Сардури II, сына Аргишти//Вестник древней истории. 1953. № 4. С. 134.
[12]Меликишвили Г. А. Урартские клинообразные надписи. Надписи Сардури II, сына Аргишти. Вестник древней истории. 1953. № 4. С. 218.
[13]Дьяконов И. М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории. М. 1951. № 2. С. 317; 329.
[14]Wilhelm Kohler, ук. соч., с. 25-26.
[15]Дьяконов И. М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории. М. 1951. № 2. С. 321.
[16]Дьяконов И. М., ук. соч., с. 329.
[17]Дьяконов И. М., ук. соч., с. 317.
[18]Дьяконов И. М., ук. соч., с. 329.
[19]Джалиле Джалил. X1X век. Курды в Османской империи. С.23. Анкара, 1992 (на тур. яз).
[20]Wilhelm Kohler, ук. соч., с. 34.
[21]Wilhelm Kohler, ук. соч., с. 34.
[22]Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). C. 494. М ., 1983.
[23]Бидлиси Ш. Х. ., ук. соч., с.471.
[24]Ашут – курдское имя, означающее «Лавина»; есть и еврейское имя «Ашот», означающий Лев(на арабском Асад).
[25]Wilhelm Kohler, ук. соч., с. 27. Собственное женское имя Ripêи по ныне распространенное среди курдов имя — См. Naven Kurd. Оsnabruck (Germany). S
[26]В его честь и сложена поэма Давида Сасунского.
[27]Naven Kurd. Оsnabruck (Germany). S. 394.1992 (на курд. и нем. яз.).
[28]Naven Kurd. S. 378; 381.
[29]Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. С. 312. Ереван, 1971.
[30]Капанцян Г. Р. Историко-лингвистические работы (Хайаса — колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история). С.222, примечание 1. Ереван, 1956.
[31]Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). С. 235. М ., 1983.
Shamil Esgerov. Ferheng kurdi–azerbaycani, azerbaycani–kurdi u misharen zimane kurdi. S. 313. Baku , 1999.
[32]Бидлиси Ш. Х. ., ук. соч., с.248; Ментешашвили А. М. Курды. Очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. С. 106. М ., 1984.
[33]Дьяконов И. М., ук. соч., с. 301.
[34]Бидлиси Ш. Х. ., ук. соч., с .248.
[35]Джалиле Джалил. X1X век. Курды в Османской империи. С.25. Анкара, 1992 (на тур. яз).
[36]Wilhelm Kohler. Die kurdensstadt Bitlis. S. 25. Munchen, 1928.
[37]Искаженное от иранского Манучехр
[38]Раффи (Акоп Мелик-Акопян). Искра. 534. Ереван, 1986.
[39]Раффи., ук. соч., с. 533.
[40]Wilhelm Kohler, ук. соч., с. 26.
[41]Ebdullah Meme Mehmed(Hoko). Varli. Diroka dugelen kurdan600-1500. T. 1. Istanbul . 1997. S. 266 (на курдском языке).
[42] Ebdullah Meme Mehmed(Hoko)., ук. соч., с. 266.
[43]Шаган Натали («Турки и мы». Глава IX
]Кавказ и Византия. Ереван. 1980. №2. С.44
[45]Naven Kurd. Оsnabruck (Germany). S. 371.1992 (на курд. и нем. яз.).
[46]Ованеса Туманян. Поэма «Ахтамар» в сборнике «Армянские легенды и предания». С.3-5. Ереван. 1988.
[47]Некоторые живущие в Армении современные курдские певцы склонные видеть в юноше–рыбаке курда-мусульманина, влюбившейся в христианке Тамар. И то, что название Ахтамар более древнее, и никак этимологически может быть связана с курдом-мусульманином, так как ислам возникший в 7 веке, среди курдов начал распространятся после 640 г . до н.э., очевидно.
[48]На эту тему спекулируют и туристические фирмы в г. Ване.
[49]Агафий. О царствовании Юстиниана. С. 210. М .-Л., 1953.
[50]Словарь Античности. С. 146; 366. М ., 1989.