
Всемирно известный средневековый курдский историк Ибн аль-Аси́р (араб. ابن الاثير), Абуль Хасан Али бен Мохаммед бен Абделькари́м эль-Джезери, родился 12 мая 1160 г. в «Джезират-ибн-Омар». Встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн аль-Атир и Ибн аль-Афир. Источниках он отмечается также как один из наиболее известных «мусульманских», «арабских» и «арабо-курдских»[1] средневековых историков.
Географическое название «эль-Джезире» в родословье Ибн аль-Аси́ра указывает на место его рождения. В арабских текстах «Джезире» («остров») — страна между разливами двух великих рек Тигра и Евфрата, то есть — Месопотамия («междуречье»). Арабы область проживания курдов — Кордуэна (Гордиена) древнегреческих, Beṯ Qardū сирийских, Кордук-Тморик (Кордуена-Таморитис) армянских источников называли не иначе, как Bakarda (Kardai).
Согласно арабского средневекового историка Йакута (IV, с. 56.) область Бакарда являясь частью Джезире (Ботан), охватывает 200 населенных пунктов (al-Тааманин, Джуди, Фируз-Шапур) и занимали район среднего течения р. Тигр, от области Бохтан у горы Джуди и далее через Безабду (по-арабски—Джезират-Ибн-Омар) к горам Загроса на востоке[1].
Кордуена- Beṯ Qardū- Кордук-Бакарда была известна и как область курдского эмиратства Бохтан. Бохтанская область (западнее Хаккариа) на севере распространялась от г. Джезире (Джезире Ботан) на Тигре до горы Джуди и области Мокс. Согласно армянским источникам, курдские племена, пришедшие в Армению под «предводительством Мидийских князей», а «именно, в Кордрик и Мокк, поселились в них и были названы курдами[2]». «Мокк» армянских источников и есть курдский Мокс (Мкус). То есть, курды как автохтоны, на этих землях жили с незапамятных времен.
Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире).
Месопотамия с ХVII в. по 1918 входила в состав Османской империи, охватывая территорию пашалыков Урфа, Биреджик, Мосул, Синджар, Джезире (Ботан) и Мардин.
Ученые лингвисты среди многочисленных курдских диалектов различают и «джезире (ботани)», относящиеся к северный курманджи.
Место рождения Ибн аль-Асира в Джезират-ибн-Омар указывает и на его принадлежность к племенной конфедерации Омери (Ömerî), область проживания которых и нынче охватывает Мардин, Савур, Мидят и Нусайбин и известен как «Область Омариа». В настоящее время область Омари (Омариа) относиться к провинции Мардин в Северной (турецкой части) Курдистана. Известный курдский певец Армандж из этого племени.
Вышесказанное дает основание, сделать выводы о принадлежности Ибн аль-Асира к курдской племенной конфедерации Омари, которые из древнейших времен живут здесь.
Ибн аль-Асир первичное образование получил в медресе (начальное мусульманское духовное учреждение), учился в Мосуле, Иерусалиме и Дамаске. Как прославленный воин, сражался с прославленным курдским полководцем Саладином Айюби (1169—1193) против крестоносцев и видимо не только за ученость, но и за боевые заслуги его еще величали и как «шейх Изз-ад-дин («мощь веры»)».
Саладдин Айюби, положил начало новой династии Айюбидов (1169-1250), правивших в Египте, Сирии и Месопотамии. Будучи суннитами, Айюбиды положили конец Фатимидскому Xалифату, столь ненавистному для Аббасидов, признав авторитет багдадского халифа, которые и в дальнейшем, как и при курдских Буидах (Бувейхидах), находились в полной зависимости от них. И в целях контроля внешнеполитических сношений Халифата Ибн аль-Асир исполнял различные дипломатические поручения у багдадских халифов.
Ибн аль-Асир был не только выдающимся воином, исламским теологом, государственным деятелем, но и известным просветителем своей эпохи. В доме его сходились лучшие ученые и литераторы того времени, но он больше всех дружил с другим известным курдским историком Ибн-Халликан Эрбили (1211 – 1282)[3].
Ибн-аль Асир прославился как известный историк. Среди его трудов
1. История курдского государства Мерванидов (981-1085), столицей которых был г. Meya Farqin (Сильван).
2. «История атабеков сирийских» («Ат-тари́кх аль-ба́хыр фи ад-да́улят аль-атабики́ййа».
3.«Полный свод всеобщей истории» («Аль-кя́миль фи т-тари́кх») — всеобщая история от создания мира до 1230, в ряде глав которой Ибн аль-Асир повествует, в частности, о таком народе, как русы (араб. روس).
4.«Кита́б оль-лоба́б».
5«Львы леса: знание о сподвижниках пророка Мухаммада» («Осд оль-га́бет фи маари́фат ис-саха́ба» — сведения о 7500 сподвижниках Мухаммада.
6.Им также написаны сочинения по истории правителей (атабеков) Мосула.
Главный его исторический труд «ал-Камил фи-т-та"рих» («Полный свод истории») в 12 томах посвящен истории исламского мира и охватывает период с доисламского времени до эпохи монгольских завоеваний. С научной точки зрения наибольший интерес представляет его часть, включающая описание событий, охватывающих период с IX в. до середины XIII в., в которой содержатся ценные сведения по истории Айюбидов, Мерванидов, Саманидов, Караханидов, Сельджукидов, Газневидов, Гуридов, Хорезмшахов и Хулагуидов.
Ибн аль-Асир умер в 1233/34 г. в Мосуле.
[1]Никитин В. Курды. С.8. Москва 1964.
[2]А. Худабашев. Обозрение Армении, в географическом, историческом и литературном отношении. С.68. Спб, 1859.
[3]Ибн Халликан – средневековый курдский историк. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=353
Город Эрбиль (Hewler (Erbil or Irbil)).
http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=335
Лятиф Маммад,