Опубликовано: 06.06.2009 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад       

Курды, как правило, war (вар — стоянка для палаток, лагерь) подбирают ближе к источникам воды, на возвышенностях  у подножья гор, холмов, оврагов, чтобы защититься  от холодных ветров и в то же время обезопасить себя от внезапно образующихся после дождя больших потоков воды (водных лавин и сел). При размещении стараются также  кон (палатки)  развернуть таким образом, чтобы образовалась естественная изгородь в виде подковы, внутри  которой и размещались кошары овец, защищенные от волков, воров, а также от  неконтролируемого ухода ночью изголодавшихся отар. 

      Около 7 часов вечера 24 июля 1897 года…         
     
     В горах ночь наступает быстро и если нет лунного света, то невозможно даже видеть свою вытянутую руку. Поэтому все дойки, прием пищи и немудреные дела кочевой жизни курды племени мазрыкан также старались завершать до наступления темноты. После, собравшись в отдельные кучки, старики, мужчины и женщины мирно беседуют у костра, молодежь тасуется в хороводе песен и танцев, дети, спустив ноги в еще теплый тандур, судачат о своем, тайком прислушиваясь к  взрослым разговорам или же затаив дыхание слушают рассказы… Часть  уставших за день  людей рано ложатся спать в палатках, чтобы спозаранку встать  по своим неотложным делам… Молодые женщины в сторонке подкармливают грудных детей
    Согласно армянским источникам, 24 июля 1897 года после принесения торжественной клятвы группа из 253 фидаинов[1], в большинстве своем из числа армян Закавказья, перешла ирано-турецкую границу и направилась в Ханасорскую долину, где располагалось курдское племя мазрыкан.    

    Идейным вдохновителем и одним из организаторов Ханасорского похода 1897 г. по истреблению курдского племени мазрыкан был Тер-Ованесян Никогайос (Никол Думан), уроженец  с. Гшлаг и житель селения Хачен из Северного Азербайджана. Командиром был назначен Саркис Мегребян (Вардан), его заместителем Аргутян, а Думан и Христофор Оганян приняли участие в походе как командиры отрядов (Оганян одновременно был и врачом группы). Духовным руководителем крестового похода был священник отец Тер-Григор (Григор Тер-Авагян) из села Артабуйнк  из Зангезура[2]

     Абсолютное большинство участников армянского отряда были армяне из Закавказья – Ахалкалаки, Ахалцихи, Эриванской и Елизаветопольской губерний.
     «Армяне напали на  курдов неожиданно…»[3].

     Окружив стан с внешней стороны «подковы» с трех сторон, армяне начали стрелять по всем движущимся целям… В кромешной тьме невозможно определить ночью, кто подросток, кто старик, кто мужчина, кто женщина, тем более многие курдянки одеты в «derpi» (своеобразные шаровары) и «Женщины их в одежде, не многим отличаются от мужчин, и в боях не редко следуют за ними; а бывает, и предводительствуют отрядами»[4]. Армяне стреляли сначала по силуэтам сидящих у костра людей, сигаретным огонькам, а после начавшейся паники по всем мечущимся по лагерю целям и наугад по направлениям голос и кириков. …
                                                                      Армянские боевики – участники кровавого похода

     Армянские участники Армяне были вооружены новейшими видами скорострельного оружия, хорошо экипированы боеприпасами. Хотя курды смогли ответить сразу же, но вооруженные пистолетами и небольшим количеством старого образца ружьями, стрелявшими на близкое расстояние и с малым количеством патронов не могли долго сопротивляться. «Этот бой продолжался 12 часов, и к утру 25 июля курды были  полностью уничтожены[5]»…

     В горах звук слышен далеко и когда другие племена подоспели, уже было поздно. Некого было спасти…      Этого племени больше нет в списках курдских племен. Об этом пишет и Этем Хамгин, который утверждает, что фактически никто не  уцелел из племени[6].        

 
     Какой военно-политической целесообразностью было продиктовано уничтожение армянами почти 6 тысяч[8] курдов, включая  грудных детей и   стариков?         
 
     Армянские источники утверждают, что Ханасорский поход представлял собой карательную экспедицию по истреблению курдского племени Мерзик, так как: 

 

1. Шариф-бек проживал со своим племенем мазрыкан (составлявшим одновременно его полк хамидие) в Ханасорской долине близ турецко-персидской границы. Он активно мешал поставкам оружия из Персии в Турцию и в 1895 году уничтожил дашнакские боевые группы Аветисяна, Пето  и Мартика.[9]

 

2. Целью был удар по кочевому племени мазрыкан, которое под предводительством Шариф-Бека сыграло решающую роль в уничтожении армянских боевых групп, участвовавших в  ванском сопротивлении [10].

 

3. Отряды Шариф-бека регулярно вступали в бой с армянскими фидаинами, уничтожали мирное население[11].

 
4. Поход представлял собой операцию по наказанию курдского вождя Шариф-Бека, командира иррегулярной турецкой конницы «Хамидие», в 1895 г. со своим отрядом уничтожившего партизанские  группы дашнаков[12].          
 
     Ханасорская долина (около 225 км. от Вана и 60 км от Башкале) получила свое название от названия Xani u karwan (караван-сарай, постоялый двор), известна как Ханэ-с(о)ур (Ханасор) («Красное здание» от курдского xani — здание, дом; so(у)r — красный), которая была расположена  в долине на турецко-персидской границе вблизи горы  Билэ-ку, на северо-востоке Албака с его главным городом Баш-кале. В Персии курды и персы постоялых дворов (прототип гостиниц) называли «Xani u karwan» (сокращенно «Хан»ами), а тюрки — караван-сараями.     
    Ханасорская долина до второй половины XIX века относилась к Салмастскому округу Персии, находилась между участками Чехрик и Дейрик и была местом сардсир (летнего пастбища) курдского племени  леков[13].    
     В 1849-1850 годах Ханасор был отнят у Персии Османской империей. Абдуль-Хади, курдский предводитель (мюдир) Альбака, построил там четыре деревни и поселил в них из другого курдского племенного союза Шиккяков (Шеккаки), персидских подданных, в числе пяти  тысяч семейств[14].      
       Курдское племя мазрыкан (мезрикан) во главе с Омар-ага из рода Авдои (во главе союза племени Шиккяков (Шеккаки) — выходцы из этого рода) племени Шиккяков с разрешения турецких властей поселилось в Албаке после занятия ими Котурской долины Хойского округа приблизительно в 1840 г., лет за десять до этих событий[15]. Вплоть до конца XIX в.выходцы из этого рода «жили в  районе Башкале»[16]. Курдский историк Etem Xemgin в своей книге указывает, что племя мазрыкан довольно многочисленное и к моменту их массового уничтожения  армянами  жили в 800 палатках[17] (армянские источники на момент нападения указывают 250 палаток[18]).  Если в среднем взять по 7 человек в каждой палатке, количество курдов племени мазрыкан было не менее 5 600 человек…       
     Таким образом, курдское племя мазрыкан относилась к курдскому племенному  союзу Шеккяков, в основной массе обитающих в Иране, а часть – в османских пределах.  
       В настоящее время в числе родов  племени Шеккаки [7]— Авдои, Бадинан, Бутан, Гавок, Гоурек, Делан, Кардар, Кырги, Мамеди, Мандолек,  Нисан, Пачик, Фанак, Халуф, Хенаре и Шеран, — нет полностью уничтоженного армянами курдского племени мазрыкан.       
      Курдские племена Mikori, Takori, Şemsiki, Milan и Şikevft из курдской племенной конфедерации Шиккак (Шеккак), куда входила и истребленная армянами племя Мазрык, выставили по одному полку и не удивительно, что потом эти 5 полков жестоко мстили армянам за пролитую кровь своих соплеменников.
 
      Список Легкой кавалерии Хамидийе[19] 
 
№ п/п Племя Место обитания Конница Пехота Всего  
 
 1 Sipikan Dutak 400 250 650 
2 Sipikan Hosuna 400 175 575 
3 Sipikan Cemal Verdi 400 225 625 
4 Zilan Toprakkale 250 360 610 
5 Zilan Karakilise 450 250 700 
6 Karapapaklar ve Kurtler Eleşkirt ve Karakilise 400 150 650 
7 Terekemeler ve Kurtler Tulak – Kalakilise 300 200 500 
8 Keşvan Hasankale 200 175 475 
9 Şapikan ve Badayan Kızıldiz 250 325 575 
10 Taşkesen, Diyadin Kasatkanlı 198 350 548 
11 Mikaili Karakilise, Diyadin 175 325 500 
12 Hamdiki, Başımi, Hal Hesini Karakilise, Diyadin 225 350 525 
13 Haydaran Bergiri Muradiye 200 318 518 
14 Haydaran Bergiri Muradiye 175 350 525 
15 Şevli Van, Timar 200 350 550 
16 Kalıkan, Livi Erciş 255 270 525 
17 Mukuri Saray 215 315 530 
18 Takarı Zermaniz, Saray 300 380 680 
19 Milli, Şemsiki Saray 225 425 650 
20 Şkeftka Eblak 327 213 540 
21 Adaman, Zilan, Hecidıran Erciş 250 275 525 
22 Haydaran Erciş 175 350 525 
23 Haydaran Adilcevaz 200 350 550 
24 Heydaran Erciş 175 350 525 
25 Marhoran Adilcevaz 250 300 550 
26 Hasenan Hınıs (Kumdeban) 335 205 540 
27 Hasenan Malazgirt 340 200 540 
28 Hasenan Malazgirt (Diknuk, Dinbut) 304 230 534 
29 Hasenan Morankoyu 310 230 540 
30 Hasenan Bullanık 308 232 540 
31 Cibran Gumgum 308 232 540 
32 Cibran Hınıs 310 235 545 
33 Cibran Varto 315 330 545 
34 Zirkan Tekman 300 250 550 
35 Zirkan Soylemez 375 500 875 
36 Cibran Kiği 285 265 550 
37 Celali Bayezit (Ortulu kışlağı) 305 370 540 
38 Celali Bayezit (Şeyhlu kışlağı) 300 240 540 
39 Takori Mahmudiye (Saray) 305 301 606 
40 Kafkasya muhacirleri Sivas 275 500 775 
41 Milli Mardin 275 265 540 
42 Milli Siverek 255 375 630 
43 Milli Siverek 303 247 550 
44 Karakeзi Siverek 305 225 530 
45 Kikan Res ьl Eyn, Mardin 350 270 620 
46 Tay (Arap) Nusaybin 445 185 630 
47 Karakeзi Siverek 310 230 540 
48 Miran Cezire 335 205 540 
49 Miran Cezire 308 232 540 
50 Ertoşi Elbak 375 300 625 
51 Kays Urfa 450 200 650 
52 Kays Harran 400 150 550 
53 Berazı Urfa 250 300 550 
54 Berazı Urfa 300 300 600 
55 Berazı Urfa 275 300 575 
56 Gevdan Hakkari 200 300 500 
57 Şadili Hasankale 300 250 550 
58 Adaman Erciş 200 350 550 
59 Pinyan Hakkari 150 400 550 
60 Şidan Hakkari 350 300 650 
61 Kasıkan Söylemez 250 300 550 
62 Kiki Harran 250 350 600 
63 Milli Viranşehir 550 250 800 
64 Milli Viranşehir 600 225 825 
65 Belideyi Erciş, Patnos, Malazgirt 250 200 450 
 
     В этом списке племени Мазрык нет…
   В период Османо-русской и Османо-персидской войн за период с 1801 – 1900 гг. эти полки принимали участие в войнах, но к армянам  отношение  не имели и созданы были не против армян. Империя трещала по швам и ей нужны были воинские формирования. Курды не шли в регулярные войска, отказывались от рекрута, восставали и по этой причине турецкое правительство вынуждено было именно созданием полков Хамидие привлечь курдов для защиты своей территориальной целостности.      
     До кровавого похода у армян  в целом были вполне дружеские отношения с курдами, в том числе и с племенем Шеккяк. Согласно тем же армянским источникам «Известный армянский филолог Степан Малхасян пишет о том, что в начале 80-х гг. ряд армянских политических деятелей, перейдя из Закавказья в Турцию, повели тайные переговоры с курдом по имени Симко бей, который обещал поднять курдов на помощь армянам в борьбе против турок»[20]. А Симко был вождем союза племен Шеккяков и фактически был полновластным хозяином территорий на ирано-турецкой границе и вел себя как независимый правитель. Это свидетельствует в пользу того, что до трагических событий 1897 г. курдское племя Шеккяков включая и мазрыкан, не проявляли враждебных отношений к армянам.
     В пользу добрых армяно-курдских отношений (там, где благодаря армянским партиям и зарубежной армянской диаспоры не были разрушены армяно-курдские отношения) свидетельствуют и курдские источники. Вот несколько примеров:  «В 1894 г. Ягуб Рагиб Паша из Бесни — вождь курдского племени Ришван, взял под защиту проживающих в Малатье, Бесни и Адыйаман (Semsur) армян и для их защиты и обеспечения безопасности принял необходимые меры. Даже убил 16 человек из другого курдского племнени Хувейди, которые пытались напасть на подзащитных армян. Другой  вождь  курдского племени Дырежан (Direjan)   Шатыре Мустафа также предпринял много усилий для защиты армян от погромов. Несмотря на то, что от этих событий прошло три года и проводилась пропаганда о необходимости сближения армян и курдов, 25 июля 1897 г. в местности Ханасор армянскими силами, утверждавшим, что курдское племя Мазрык были повинны в гибели нескольких фидаин,  были уничтожены все члены этого проживающих в 800 палатках племени и не один курд не спасся от этой бойни»[21].        
 
     Истинные причины резни курдов племени мазрыкан в Ханасорской долине     
 
     В конце XIX в. активную деятельность развернула дашнакская партия (комитет в Тавризе) в Иране, где были созданы базы для переброски людей и оружия в армянонаселенные зоны Турции. В Иране на границе с Турцией были размещены группы по переправке оружия через Хой, Салмаст, Маку. В основном в состав групп входили армяне — выходцы из Закавказья,  некоторые из них в прошлом служили унтер-офицерами в российской кавалерии, были опытными профессионалами, сведущими в различных видах оружия. Уволившись со службы, они переселились в Иран и, действуя под прикрытием учителей, священников, врачей и пр., «взялись за насущно важную задачу снабжения  фидаинов оружием».[22] Позже такие перевалочные пункты были созданы в Карсе, Ереване и Сурмалу. С 1895 года армянские комитеты и группы действовали также на территории Османской империи и были сосредоточены в Трапезунде, Эрзруме, Ване, Муше, Битлисе, Хнусе и др. областях.     
     Группы создавались, оснащались, получали оружие и боеприпасы за счет средств армянских национальных партий. Их основная задача заключалась в доставке оружия и организации боевых групп для совершения вооруженных вылазок против курдов и турок, устраивали террористические акты. Часть активистов доставляли в Иран различные части и приспособления для изготовления оружия, которое делалось в оружейных мастерских.      Засылке групп с оружием и боеприпасами в Турцию с Закавказья и из Ирана препятствовали как турки, так и русские пограничные власти 23]. Кроме того, участившиеся вооруженные вылазки армян против курдов постепенно заменили вполне дружественные отношения между двумя народами на враждебные, и курды стали с подозрением относиться ко всякому вооруженному армянину. Вследствие этого предпринимавшиеся армянами экспедиции зачастую терпели неудачу.     
      Курды племени мазрыкан обитали на оружейном трафике армян и своим присутствием мешали поставкам оружия из Персии в Турцию. Именно по этой причине и стал вопрос уничтожения курдского племени мазрыкан, мешавшего переправки оружия. А самое главное — согласно Никол Думан, бывший тогда одним из трех членов дашнакского комитета в Тавризе, выдвинувшего идею наказания Шариф-бека и его племени, этот акт, по его мысли, должно было иметь двойное значение: отвадить курдских вождей от борьбы с армянами и послужить для пропаганды реформ в Армении (курсив мой — Л.М.)[24]. С другой стороны, армянскому движению был необходим «вдохновляющий пример», жертвой которого и стало курдское племя мазрыкан.
     Как впоследствии утверждают армянские источники, «моральное значение похода было огромно, продемонстрировав готовность и способность армян успешно защищать свои интересы. Ханасорский поход был воспет в песнях и стал до некоторой степени символом борьбы  армянских фидаинов»[25].    Согласно тем же армянским источникам, широкий резонанс получили некоторые операции фидаи, самой смелой из которых был Ханасорский поход – одна из славных страниц истории армянской национально-освободительной борьбы.

      По мнению армян, «Ханасорский поход» был беспрецедентным явлением для армянского национального движения ХIХ века, выгодно отличавшимся меньшими потерями при крупномасштабности операции. Он оказал сдерживающее воздействие на кочевые племена, проживавшие в районе ирано-турецкой границы»[26].

     Но, как источники свидетельствуют, главная цель похода заключалось не в том, чтобы наказать повинной якобы в убийстве фидаин членов курдского племени, а в том, чтобы возобновить перевозку оружия в Турцию на персидско-турецкой границе. Об этом откровенно пишут со ссылкой и на армянские источники: А самое главное — «Успех Ханасорского похода привел к тому, что была возобновлена перевозка оружия в Западную Армению на  персидско-турецкой границе»[27].     
     Вот те причины, из-за которых за одну ночь были уничтожены около 6 тысяч невинных курдов,  ставших жертвой армянской бредовой идеи о мифической «Великой Армении от моря до моря». А воспетый "героизм" армянских боевиков – это массовое истребление безвинных людей, вина которых заключалась только в том, что они своим присутствием мешали переправке оружия армянами из Ирана в Турцию, направленной для этнической чистки тех  же самых курдов…

     Таким же образом в 1918 году были истреблены все жители курдского села Соркули(большая деревня – сотни домов). Ночью армянские фидаины вторглись туда и истребили всех – в том числе стариков, женщин и детей, а саму деревню сожгли дотла…
(http://kurdistan.ru/2012/09/12/articles-16846_Nado_smotret_pravde.html)

Даже апологет армян  госпожа Хомизури Г. П. (гражданка Армении, муж – армянин) и та вынуждена признать, что  «Я отнюдь не собираюсь идеализировать армян… Чалхушьян (1919, с. 72) писал: "Пережитые армянами ужасы многих из них выбили из колеи…при случае со своей стороны отвечали туркам также зверствами. Такие случаи были. Но они ничтожны". Да, такие случаи были. Но они были редки – они не были Системой и уж тем более  геноцидом турок»[28].   
     

      Порой из числа армянских интеллектуалов отваживаются признать об имеющихся  фактах армянских зверств, которые тут же  встречается в штыки в армянском обществе. Вот характерное письмо педагога Вазгена Казаряна, известному армянскому ученому — академику, бывшему председателю Комитета по радио-телевещанию  Арм.ССР, бывшему первому секретарю ЦК Компартии Армении Степану Погосяну: «Многоуважаемый Степан Погосян! …Из Вашей статьи следует, что Ханасорский поход не был таким (славным делом. – А.М.), каким он сохранился в памяти армянского народа? Что Вы хотите этим сказать?  …Вы хотите сказать: "Армяне, если вы до сих пор думали, что армянские фидаини (гайдуки) не стреляли в женщин и детей, то вы ошибались. Стреляли! И еще как стреляли!" Вы это хотите заявить? Хотите принизить в глазах народа светлый образ наших фидаин?..» (Газета "Հայ Արիներ" ("Армянские Арии", № 63, 64, октябрь, 2005г.)

 

     Вот уже больше полтора столетия армянская сторона обвиняет курдов в их непосредственном участии и пособничестве Турции в массовых уничтожениях армян, при этом преподнося армян как безвинных жертв… С другой стороны те же армянские источники в унисон жертв "Ханасорского похода" – полностью уничтожение курдского племени марзикан числом до 6 тысяч человек преподносят как одной из величайших героических сражений в истории армянского народа. В то же время до сих пор армянская сторона обходят молчанием, сколько же армянскому народу обошелся такой «героизм» в результате ответных действий курдов?     
 
     Напрашивается вопрос: А как же быть с причиной и следствием?          
 
    Отвечая на этот вопрос, Вице-консул России в Ване и Эрзеруме Маевский Владимир Феофилович в армяно-курдском противостоянии непосредственно винит именно армянскую сторону:  
 
     «Антиармянское движение курдов 1895 – 1896 годов, в течение коего последние выказали свои зверские наклонности, нельзя рассматривать только с одной, так сказать, наружной стороны. Нужно помнить, что если мусульманин считает себя обязанным платить мусульманину кровью за смерть своего убитого родственника, то какова же должна быть месть курдов и мусульман, вообще, за кровавые жертвы, которые вызывали у них мятущиеся христиане. И затем, мало того, что вырезали, но издевались над этими жертвами, обезображивая их трупы самым возмутительным образом. Неизбежным следствием такого поругания и назойливой деятельности армянских агитаторов явилось мщение сторицею. По описанию личных наблюдений я могу формулировать своё мнение об отношениях курдов к армянам в положении 1895 года – в некоторых районах Турции армяне и курды жили вполне дружно. В конце 1895 года положение резко изменилось. Труды армянских вожаков на поприще раздражения мусульман против армян имели в результате  антиармянское движение курдов, о котором я уже не раз упоминал на предыдущих страницах. Начиная с 1897 года, там где армяне курдов не распаляют, совместная жизнь обоих народностей исподволь вошла в свою обычную колею. Там же, где анархическая деятельность армянских вожаков продолжается, злобное настроение курдов не утихает, угрожая  новыми осложнениями. Наконец, в настоящее время можно обнаружить некоторые новые данные, указывающие не желание армянских деятелей привлечь на свою сторону хотя бы известную часть курдов, это совершенно новый способ их деятельности, ещё мало обрисовавшийся»[29].      
 
     Надо, чтобы не только курды, но и сами армяне знали и изучали эти нелицеприятные факты истории, тогда они по-другому будут оценивать и свою историю и армяно-курдские отношения на современном этапе.      
    Наша задача не заключается в том, чтобы показать, какие армяне  нехорошие… Нет. Армянам и курдам и дальше тесно соседствовать, а  значит,  надо находить общий язык. Но  для этого в первую очередь необходимо объективно оценить и сделать соответствующие выводы из наследия исторического прошлого…             


[1]Ханасорский поход. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханасорский_поход

[2]Армен Карапетян. С любовью к малому отечеству.

http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=30429&Itemid=54

[3]Национально-освободительная борьба. Сасунская самооборона. http://www.fedayi.ru/st_01_013.php.

[4]Переезд Русского отдела Международной Демаркационной Комиссии от Константинополя до Багдада.

(Из путевых заметок М. А. Гамазова). XLIV. Путевой журнал Е. И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению 1849-1852. // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического Общества. Книга 9. СПб. 1875. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/XIX/1840-1860/Cirikov/pred1.htm

[5]Национально-освободительная борьба. Сасунская самооборона. http://www.fedayi.ru/st_01_013.php.

[6]Etem Xemgin. Osmanli-Safevi Doneminde Kurdistan tarihi. Cilt III. SS. 231-256. Istambul, 1997 (на турецком яз.). (Этем Хамгин. История Курдистана в эпоху Османо-Сефевидов. Том 3, с. 246. Стамбул, 1997). Армянский вопрос и Курдский народ. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=202&Itemid=1

[7]Современный Иран. Справочник.С. 631. М., 1957. 

[8]Такое зверское отношение армян к беззащитным людям  — в современной истории армяне проявили в Ходжалы (население до 6300 в 1991 г.) в ночь с 25 на 26 февраля 1992 г.

[9]Ханасорский поход. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханасорский_поход

[10]Штык и скальпель.Об одном из командиров Ханасорского отряда, вошедшего в Историю Армении. Виген Оганян, полковник в отставке. Газете «Ноев Ковчег». http://noev-kovcheg.1gb.ru/article.asp?n=81&a=032

[11]Арцахцы в освободительном движении Западной Армении 19-20 в. http://www.miacum.ru/gazeta/2008/01/23/artsakhcinery_azatargakan_payqarum 

[12]Вардан Ханасори. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вардан_Ханасори

[13]Путевой журнал Е. И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению 1849-1852. // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического Общества. Книга 9. С. 580. СПб. 1875.

[14]Путевой журнал Е. И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению 1849-1852. // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического Общества. Книга 9. ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРВОЕ. Дневник М. А. Гамазова, веденный при следовании, вместе с Персидскою комиссиею, от Хаммам-и-Али до Шейх-Ибрахима, в мае 1852. С. 583.СПб. 1875.

[15]Там же, с. 588.

[16]Ментешашвили А. М. Курды. Очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. С. 91. М., 1984.

[17]Etem Xemgin, ук.соч., с.246.  

[18]Штык и скальпель.Об одном из командиров Ханасорского отряда, вошедшего в Историю Армении. Виген Оганян, полковник в отставке. Газете «Ноев Ковчег». http://noev-kovcheg.1gb.ru/article.asp?n=81&a=032  

[19]Avyarov, Osmanlı – Rus ve İran Savaşlarnda Kürtler 1801 – 1900, SİPAN, Ankara, 1995, ISBN 975-59829-1-0. Hamidiye Hafif Süvari Alayları listesi http://tr.wikipedia.org/wiki/Hamidiye_Hafif_Süvari_Alayları_listesi. 

[20] Мирзоян А. Р. Из истории курдско-армянских отношений в начале ХХ века в Турции. Париж, 20 ноября 1919 г.  Журнал Дружба (DOSTANI). N. 4. С. 25 – 29. Москва, 1998. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=206&Itemid=1

[21]Etem Xemgin, ук. соч., с. 246.

[22]Ашот Мелконян. Джавахкцы в борьбе за Еркир. http://forum.haylife.ru/showthread.php?t=5277&page=2

[23]Армянское гайдукское движение. http://www.khabal.info/forum/index.php?fid=1&id=11755275289524&page=108

[24]http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханасорский_поход

[25]http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханасорский_поход

[26]Штык и скальпель.Об одном из командиров Ханасорского отряда, вошедшего в Историю Армении. Виген Оганян, полковник в отставке. Газете «Ноев Ковчег». http://noev-kovcheg.1gb.ru/article.asp?n=81&a=032 

[27]Хомизури Г.П. Социальные потрясения в судьбах народов (на примере Армении). С. 47. .М., 1997.

[28]Там же, с. 47.

[29]Записки генерального консула России в Эрзеруме и Ване генерала Маевского. Типография Штаба Кавказского Военного Округа. Г. Тифлис. 1912. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=130&Itemid=1
0

Оставить комментарий