

Религиозную общину "ахли-хакк", или "али-илахи" ("люди истины", или Али), В. Ф. Минорский называл преимущественно курдской [132]. Он считал, что эта религиозная секта была распространена главным образом в Западном Иране. Однако сегодня известно, что последователи этого о вероучения живут не только в Иране, но и в Турции, Афганистане и Ираке.
Преследования, которым подвергались "люди истины" со стороны мусульманских властей и духовенства в странах Ближнего и Среднего Востока, придали их организации тайный, замкнутый характер. По той же причине сектанты вели пропаганду своего учения тайно, в весьма ограниченных масштабах. Правящие круги Османской империи и Ирана, считая ахли-хакк еретиками, скрывали их, запрещали иностранцам путешествовать по территории, населенной "людьми истины". Поэтому вероучение ахли-хакк по сравнению с другими мало известно и сведения о численности его приверженцев, нравах и обычаях очень скудны и разноречивы. Первые упоминания об ахли-хакк в Западной Персии мы встречаем в "Географических записках о Персидской империи" (1813) Дж. Макдональда Киннейра и в "Рассказах о себе во время путешествия из Индии в Англию" (1817) Дж. Каппела [126]. Некоторые сведения о "людях истины" сообщает Роулинсон в своих "Записках о переходе из Зохаба в Хузестан" [126].
Роулинсон значительное время командовал полком персидской армии, набранной в основном из племени горан, принадлежащих этой общине. Однако, несмотря на всю его заинтересованность и большие возможности, Роулинсону так и не удалось добраться до существа вероучения.
Подробнее всех об этой тайной секте рассказывает французский ученый А. Гобино в книге "Три года в Азии", изданной в Париже в 1859 г.
По словам В. Ф. Минорского [132], книга эта занимает особенное положение среди литературы XIX в. об али-илахи. Она сохранила свое значение до наших дней. Упоминания о секте али-илахи встречаются и в трудах многих последующих путешественников и ученых. Из них наибольший интерес вызывают статьи В. А. Жуковского ("Секта людей истины" и В. Ф.. Минорского, в частности две статьи последнего, опубликованные в "Энциклопедии ислама" – "Ахли-Хакк" и "Султан Исхак") [126]. Кроме того, нужно отметить исследование С. Эдмондса "Какаи", составляющее отдельную главу в его книге "Курды, турки и арабы", и работу француза Гренара [84].
Данные Минорского, как и почти все данные, до сих пор опубликованные в Европе, были собраны в Иране. Что касается сведений С. Эдмондса, то они получены в основном об иракских али-илахи и лишь немногие – о жителях приграничных персидских деревень. Материалы и выводы Эдмондса во многом подтверждают высказывания Минорского и проливают свет на многие вопросы, которые до сих пор оставались неясными.
Выводы В. Ф. Минорского [132] основываются на анализе священной книги ахли-хакк "Саранджам" (книга "исполнения", "совершения"), а также личных бесед и наблюдений. Ученый рассматривает географическое распространение вероучения, содержание теологии и нравственного учения этой секты.
Как указывает Минорский, речь идет не о простом обожествлении четвертого халифа Али.
По мнению али-илахи, из семи воплощений бога одним был Али. Всякий раз божество сопровождали четыре ангела, каждый из которых представляет одно из качеств бога. Таким ангелом был и пророк Мухаммед в эпоху Али. Полное "раскрытие тайны" произошло, однако, не во времена Али, а при позднейших воплощениях – при Баба Хошине и султане Исхаке. Божество само поставило себя в подчиненное положение по отношению к главнейшему из своих спутников. "Люди истины" верят в метапсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мистических договоров, иногда даже между представителями разного пола.
По мнению Минорского [132], изучение исторических и географических условий формирования секты позволяет сделать ряд важных выводов, в частности, что учение "ахли-хакк" отражает истинную историю религиозной жизни этой общины. Так, при "третьем воплощении" ряд событий происходил в Лурестане, и несколько географических пунктов удалось идентифицировать.
Факты и выводы С. Эдмондса основываются, в частности, на небольшом памфлете (тазкере), записанном специально для него на турецком языке одним образованным членом секты какай, бывшим чиновником гражданской администрации Османской империи. На основании частных бесед и встреч со знатоками этой религии в дневниках Эдмондса сделано много записей, например, изложено несколько поэм на горанском диалекте.
Как сообщает С. Эдмондс, ахли-хакк в Иракском Курдистане известны как какай, под этим названием секта вошла в большинство работ, написанных европейскими путешественниками.
Об истории создания секты какай лучше всего сказано в упомянутом тазкере. Основателем ее является сайид Ишак (впоследствии его стали именовать султан Ишак-Зохаб), который превратил Пирд-и-Вар в свою резиденцию. Султан Ишак объединил три группы (по семи в каждой): Хафт тан, Хафтавана и Хафт Халифа, а затем и другие группы, из которых заслуживает упоминания Хафтад-у-Пир.
Каждый какай должен быть членом рода сейидов (в качестве его пира) или рода далилов. У пиров и далилов имеются обязанности по отношению к последователям, а также и определенные права; они выполняют также и конкретные обрядовые функции. Однако это не обязательно знатоки теологии какай; задача проповедования и обучения доверена так называемым каламхванам, которые могут быть из любого (из трех)сословия.
Теоретически каждый какай (за исключением, может быть, рода сейидов) может свободно выбирать своего пира и далила, однако практически он зависит от своего отца, а в случае смерти пира или далила принимает любое условие по завещанию мюрида сыновьям. Браки между людьми, состоящими в родстве с пиром, далилом или мюридом, не разрешаются.
Из сообщения С. Эдмондса следует, что название "какай" правильно применять только в отношении сейидов, а не всей секты. В Ираке наиболее значительной династией сейидов какай является династия Ибрагимов. Как Минорский, так и Эдмондс не исключают, что ахли-хакк являлась если не официальной, то полуофициальной религией в государстве Кара-Коюнлу.
Секта какай, по существу, является дервишским братством. Она не имеет канонического единства, а, скорее, напоминает федерацию объединенных общин. Существует 12 основных ханаданс или силсилай – ее ответвлений, но есть и другие.
Одной из основных догм ахли-хакк является вера в семь воплощений бога, которые олицетворяются с одеяниями, надеваемыми божеством: "стать воплощением" означает "прийти в одеянии". В каждом случае бог является в сопровождении четырех (или пяти) ангелов, с которыми он образует тесную группу. В соответствии с "Саранджам" в предзагроб-ном мире (азал) божество было заключено в жемчужине. Первое его явление в мир было в лице Хавандагара – создателя мира, второе — Али. Начиная с третьего воплощения список их становится совершенно оригинальным, типичным для ахли-хакк. Первые четыре эпохи соответствуют стадиям религиозной науки: шариа, уарика, марифа и хакика. Представителем последней и наивысшей стадии является султан Зо-хак. Различие во мнениях существует относительно преемников султана Зохака.
Когда божественное существо вновь появляется в одном из семи "одеяний", ангелы являются воплощениями друг друга, поэтому их имена взаимозаменяемы. Ангелы являются посланниками божества и созданием Хавандагара.
Вера в перевоплощение находит свою параллель в общей вере в метапсихоз. "Люди! Не бойтесь наказания смерти! Смерть человека подобна прыжку утки в воду: она погружается в одном месте, чтобы вынырнуть в другом. Ахли-хакк верят в переселение душ. Согласно их учению, человеческие существа должны пройти цикл из 1001 воплощения, в течение которого они будут вознаграждены за свои действия" [124, с.61].
Обычаи ахли-хакк весьма оригинальны. На общих собраниях (джам-джам) "разрешаются все трудности". Собрания проходят через определенные промежутки времени и в связи с важными событиями. На них под аккомпанемент музыки читается молитва. В торжественных случаях (зикр) дервиши под звуки саза доходят до состояния экстаза, в котором проходят по горящим углям, берут их в руки и т. д.
На собраниях ахли-хакк обязательны жертвоприношения – надхр ванияз (животных мужского пола: рогатого скота, овец, петухов), а также пожертвование – хаир ва хизмат (приготовленной пищи, например, сахара, хлеба и т.д.). Ритуал жертвоприношения строго регламентирован. Мясо отделяется от костей, которые подлежат захоронению. Вареное мясо и другие пожертвования распределяются между присутствующими, при этом повторяются посвятительные формулы.
Каждый дервиш должен иметь духовника (муршида). В процессе обряда cap сипурдан персоны, символизирующие пять ангелов, окружают ребенка, а священник разбивает мускатный орех (джавзи-бува), который затем носится как амулет вместе с кусочком серебра (хавиза).
С целью достигнуть морального совершенства заключаются союзы между мужчиной (или несколькими мужчинами) и женщиной, которых называют брат и сестра (шарт и икрар). Зимой строго соблюдается пост, который продолжается всего три дня (как у езидов). Он сменяется праздником. Праздник барх боран (рассечение баранов) сопутствует посту. Навруз празднуется с большим воодушевлением.
По словам Гобино [130], приверженцы ахли-хакк верят, что человек за грехи возрождается к более тяжелой жизни. Души же праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породившее их. Гобино (как и Минорский) отрицает существование у ахли-хакк "пресловутых ночных оргий" (типа хлыстовских).
Религия ахли-хакк типично синкретическая. Она имеет общие черты с религией нусайритов (алавитов). Однако в отличие от секты алапи-тов у "людей истины" культ Али полностью заслоняется культом сутана Зохака. Другим характерным элементом ахли-хакк являются обряды дервишей суфи: выборы пиров, распределение пищи, братские союзы и т.д. Здесь же хочется заметить, что приверженцы ахли-хакк – представители главным образом низших классов: кочевники, сельские жители, городские бедняки, рядовые дервиши и т.д. Вероятно, происходит это от внушаемой ученикам надежды, что в день "страшного суда" султаны будут наказаны.
Существование секты "али-илахи" является одним из ярких примеров, характеризующих сложный процесс синкретизации духовного мира курдов, что само по себе знаменательно вообще для всех народов Ближнего и Среднего Востока.
Литература:
84. Карцев Ю. Заметки о курдах. Тифлис, 1896.
124. Марр Ю. Н. Радение секты «людей истины»: Статьи и сообщения. М.-Л., 1932. Т.2.
126. Махмудов Н.Х. Курдский народ. Ереван, 1959 (на арм. яз.).
130. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.
132. Минорский В. Ф. Материалы для изучения персидской секты «Люди истины» или али-илахи. // Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. М., 1911. Ч.1. Вып.33.
Эта секта, упомянутая Н. Я. Марром, широко распространена в Курдистане. Рассмотрим кратко ее учение, тщательно исследованное известным иранистом проф. Жуковским и в еще большей степени В. Минорским 2. См. Материалы для изучения персидской секты «Люди Истины», или Али-Иллахи», М., 1911, ч. 1—2.
Речь идет, как указывает Минорский, не о простом обожествлении четвертого халифа. Из семи воплощений бога одним был Али. Всякий раз четыре ангела, каждый из которых представляет одно из качеств бога, сопровождали божество. Как и у исмаилитов, божество подчинено главному из своих спутников. «Откровение тайны» тоже не относится к циклу Алия, оно имело место во времена Баба Хошин и Солтана Сохак.
Члены секты верят в метампсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мистического договора, причем стороны могут принадлежать к разному полу. Укажем также на один из обрядов — распределение хлеба и вареного мяса между участниками обряда. Этот обычай не следует рассматривать как пережиток евхаристии; поскольку эта секта не имеет ничего общего с христианством, зато он сближает али-иллахов с сектой тавси. Кизылбаши Дерсима входят в эту секту. Ахле-хакки имеют рукописную литературу, в частности на диалекте гуран (см. гл. VII). Минорскому удалось приобрести одну из их рукописей, озаглавленную «Серенджам».
доктрина ахле-хакков отражает истинную историю религиозной жизни этой общины. Так, например, при третьем воплощении целый ряд событий происходит в Луристане, и несколько географических пунктов удалось идентифицировать. Среди святых мы встречаем имя Баба Бозорга, чей мавзолей в Бавалине является местом паломничества, и поэта Баба Тахера, писавшего на местном диалекте (см. гл. XII). Баба Ядегар, не упомянутый, правда, среди четырех святых этого цикла, является воплощением имама Хосейна и очень популярен в ту же эпоху. Его могила находится в гуранском округе Зохаба.
Четвертое воплощение протекает на берегах Сирвана к северу от Зохаба. Пятое также связано с Курдистаном, однако шестое и седьмое переносятся в Азербайджан. Упоминание династии Кара Коиунлу XV века могло бы определить хронологически события двух последних воплощений.
Среди курдских племен, принадлежащих к этой секте, можно назвать мениши, относящихся к келхорам, сенджабов и основную часть гуранов. Но ни в окрестностях Бердивера, сыгравшего такую роль в ее истории, ни в Иранском Курдистане в Сенне или Мехабаде мы не находим следов ахле-хакков. Минорский объясняет их отсутствие засильем ортодоксального суннизма и влиянием шейхов накшбенди в Тавиле и Бейяре.
Среди обрядов можно указать на приношения, в том числе и денежные, духовному вождю. Роулинсон, описавший обряд раздачи вареного мяса, указывает: «Пир, руководящий обрядом жертвоприношения, держит в руках миртовые и ивовые ветки». То же мы наблюдаем у носейритов в Сирии.
истины». У секты шахов Сефеви существовал похожий обряд в начале XVII века.
Люди истины соблюдают пост и отмечают праздники. Один из них — барх боран (barkh boran —- «рассечение баранов») сопутствует посту. Навроз празднуется с большим воодушевлением.
Подобно-суфиям, люди истины собираются вместе для отправления обряда зикр (zikr), во время которого собравшиеся предаются беседам о боге и братской любви, раскачиваясь под музыку и стремясь достигнуть экстатического состояния.
Опустим описание одежды, свадьбы, погребения. Моральные нормы, предписываемые сектой, не совсем ясны. Ее представления о происхождении зла еще недостаточно изучены. Последователи ахле-хакков подменяют проблему воссоединения зла с богом идеей метампсихоза.
По словам Гебино1), согласно догме секты, человек за свои грехи возрождается к жизни в более тяжких условиях. Души праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породившее их.
Зенджан, Шехризур и Казвин считаются местами, куда снизойдет бог для страшного суда.
Что касается пресловутых ночных оргий, существование которых отрицал уже Гебино, то разве не обвиняют в них также и езпдов, кизылбашей и носейритов? Даже манихейцев, первых христиан, не миновала эта клевета. Минорский категорически утверждает, что россказни о них бездоказательны2.
В статье о книге Минорского3 Ф. Кюмон говорит, что у ахле-хакков, а также у носейритов и кизылбашей «сохранились очень древние языческие ритуалы». Богатство и разнообразие религиозной жизни курдов представляет обширное поле деятельности для исследователей. Приведем пример.
нейших халифах и последователей по отношению главнейшего из своих спутников1).
В.Ф. Минорский. КУРДЫ.
З а м е т к и и в п е ч а т л е н и я