Template Tools
You are here :  Главная
Todays is : Tuesday, 12 December 2017
Лахлухи - курдские евреи Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
Saturday, 29 November 2008
  Лахлу́хи (курдистанские, курдские или ассирийские евреи; самоназв. Hōzāyē, новоарам. Hūdāyē; ивр. יהודי כורדיסטאן‎Yehudei Kurdistan, также כורדים Kurdim; курд. Kurdên cû, курден-джу, Juhū) — этнолингвистическая группа Image Еврейско-арамейские языки до сер. 1950-х гг.
евреев, основными разговорными языкaми которых были еврейско-арамейские языки. До начала 1950-х гг. жили в основном в Курдистане и соседних районах (территория современных Ирака, Ирана и Турции). Потом почти все переселились в Израиль. Курдские евреи часто называют себя также anšei targum «народ Таргума».
   Лахлухи жили в Иракском Курдистане (более 20 тысяч; Заху, Акра, Эрбиль (3,2 тыс.), Киркук (4 тыс.), Сулеймания (2,3 тыс.), Ханакин (2,8 тыс.)), иранском Курдистане (около 12 тысяч, Сенендедж, Секкез, Керенд), соседних районах турецкого Курдистана (11 общин) и Сирии (в основном в районе города Эль-Камышлы). К лахлухам относят живших также вне Курдистана евреев Иранского Азербайджана (район озера Урмия и территории к северу от него), говорящих на арамейских языках. В то же время евреев Мосула (Ирак, Курдистан), известных под названием miṣlawim (10,3 тыс.), а также района Урфа (Турция), так называемых urfali, близких по укладу жизни к евреям других районов Курдистана, некоторые исследователи не причисляют к лахлухам, так как они в основном пользовались в обиходе арабским языком. Лахлухи города Миандоаб в Иранском Азербайджане, видимо, к началу XIX в. перешли на местный (миандоабский) еврейский говор азербайджанского языка.
  К моменту переселения в Израиль лишь около двадцать тысяч лахлухов оставались носителями новоарамейских языков. Остальные перешли на арабский или курдский языки.
    В Палестине (главным образом в Цфате) лахлухи стали селиться еще в XVI в. В начале XX в. в Иерусалиме (в районе нынешнего рынка Махане-Иехуда) обосновалась община лахлухов со своей синагогой (построена в 1908 г.). Они занимались в основном физическим трудом; и сейчас их немало среди грузчиков в Иерусалиме. К 1916 г. в Палестине их насчитывалось 8560 человек. В 1920-26 гг. в Палестину переселилось 1,9 тыс. лахлухов. В 1935 г. в страну прибыли 2,5 тыс. лахлухов. В 1950-51 гг. почти все евреи Иракского Курдистана репатриировались в ходе операции «Эзра и Нехемия» (поселились в основном в Иерусалиме и его округе).
  В те же годы из 12 тысяч лахлухов, живших в 15 общинах Ирана (наиболее крупные — в городах Сенендедж, четыре тысячи человек, и Секкез, 1,3 тыс. человек), 8 тысяч выехали в Израиль. После падения шахского режима в Иране в 1979 году в Израиль переселилось большинство из остававшихся там лахлухов.
     Некоторое количество лахлухов переселилось в начале ХХ в. в Закавказье, главным образом в Баку и Тбилиси. Часть выехала в середине 1930-х гг., когда советское правительство потребовало от жителей с иностранными паспортами либо принять советское гражданство, либо выехать из страны. В 1951 г. оставшиеся в Тбилиси лахлухи в числе «бывших иранских подданных» были депортированы в Сибирь и Восточный Казахстан. Начиная с 1956 г. некоторые из сосланных вернулись в Грузию. К середине 1980-х гг. в Тбилиси и Алма-Ате насчитывалось около 2 тысяч лахлухов. Большая часть затем выехала в Израиль. На сегодняшний день около 200 семей лахлухов продолжают жить в Тбилиси и Алма-Ате.
    Незначительное число лахлухов проживает поныне также в Турции и Сирии. В Израиле сейчас насчитывается около 100 тысяч лахлухов.

Литература

1. Asenath, Barzani, «Asenath’s Petition», First published in Hebrew by Jacob Mann, ed., in Texts and Studies in Jewish History and Literature, vol.1, Hebrew Union College Press, Cincinnati, 1931. Translation by Peter Cole.
2. Yona Sabar, The Folk Literature of the Kurdistani Jews (New Haven: Yale University Press, 1982.
3. Mahir Ünsal Eriş, Kürt Yahudileri — Din, Dil, Tarih. Kalan Publishing, Ankara, 2006 (тур.)
4. Hasan-Rokem, G. , Hess, T. and Kaufman, S., Defiant Muse: Hebrew Feminist Poems from Antiquity: A Bilingual Anthology, Publisher: Feminist Press, 1999, ISBN 1-55861-223-8. (see page 65, 16th century/Kurdistan and Asenath’s Petition).
5. Berkovic, S., Straight Talk: My Dilemma as an Orthodox Jewish Woman, Ktav Publishing House, 1999, ISBN 0-88125-661-7.
6. Rabbi Asenath Barzani in Jewish Storytelling Newsletter, Vol.15, No.3, Summer 2000
7. Kurdish Jewry (יהדות כורדיסתאן) An Israeli site on Kurdish Jewry. (иврит)
8. The Jews of Kurdistan Yale Israel Journal, No. 6 (Spr. 2005).
9. Hadassah Magazine, Nov. 2003.
10. Towards a Sephardic Jewish Renaissance.
11. Judaism in Encycopaedia Kurdistanica.
12. Schwartz, Howard. The Day the Rabbi Disappeared. Jewish Holiday Tales of Magic. Illustrated by Monique Passicot. Viking, 2000. ISBN 0-670-88733-1. 80 pp.
13. Kurdish Jews; who are they? (швед.).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лахлух






опубликовано
Добавить новыйПоискRSS
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joomlao.com

Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved.

Последнее обновление ( Saturday, 29 November 2008 )
 
< Пред.   След. >

Авторизация

Вход / Регистрация

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
пользователей - 1
  • Robert0Rewly

Последние комментарии

Другие Статьи

                                               

Всего пользователей

115268 зарегистрированных
39 сегодня
105 на этой неделе
603 в этом месяце
новенький: JamesGoand