Опубликовано: 13.02.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

Т. Ф. АРИСТОВА

      C.20. Литературные источники содержат некоторые сведения о появлении курдов в Закавказье. Известно, например, о правлении в Закавказье отдельных курдских династии в X—XII вв. Так, В. Ф. Минорский отме­чает большую историческую роль курдской династии Шеддадидов, правившей в этот период на огромной территории от р. Куры до р. Аракса с резиденциями в Гяндже и Двине[1].

[1] V. Minorsky, Studies in Caucasien History, London, 1953.

     Г. Ф. Чурсин высказал пред­положение, что в Западном Азербайджане (в бывшем Курдистанском уезде) курды могли появиться в период турецко-персидской войны 1589 г., когда они находились в составе турецких войск и «как победи­тели остались на занимаемых ныне местах»[1]. Известно, что во второй половине XIX в. курды жили на территории Азербайджана в следую­щих уездах бывшей Елизаветпольской губернии: Арешском Джебра-ильском, Джеванширском и главным образом Зангезурском[2]. Во вто­рой половине XIX в. немало курдских родовых и племенных объедине­ний пребывало в Армении, в бывшей Эрнванской губернии, в которой курды проживали в Сурмалинском, Шаруро-Даралагезском, Эчмиадзин-ском, Александропольском, Эриванском, Нахичеванском и Новобаязетском уездах[3].

      Отдельные курдские семьи и родоплеменные группы оказались на территории Закавказья после двух русско-персидских войн 1804—1813 и 1826—1828 гг. Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского и Туркманчайского договоров, отошли к России, либо переселенцы, бежавшие в Азербайджан, частично в Ар­мению, от притеснений иранских властей или же уходившие туда в поисках лучших пастбищ. По статье XV Туркманчайского договора жи­телям (независимо от национальности) предоставлялось право свобод­ного перехода со своими семьями из Ирана в Россию без всякого препятствия со стороны обоих правительств и местных властей[4]. Мно­гие семьи, не имевшие в Закавказье родственников, став подданными России, расселялись   в  Азербайджане   и   Армении  по собственному

 

C.21.

усмотрению (правда, не без ведома правительства), что допускалось статьей XIV Туркманчайского договора [5].

      Вопрос о том, каким образом и по какой причине происходило в дальнейшем заселение курдами закавказской территории, не получил освещения в литературе. Именно поэтому курдские селения Закавказья изучались мною на полевом материале. Материал по этой теме соби­рался в течение экспедиций 1951, 1957, 1959 гг.; по мере возможности производились записи рассказов, устных легенд старожилов о каждом отдельном посещенном мною курдском селении в Армении и Азербайд­жане[6]. В качестве метода работы широко применялся перекрестный опрос: сведения о том или ином селении проверялись в соседних селе­ниях и районных центрах.

       Исследовательская работа протекала в чисто курдских или в сме­шанных в национальном отношении (армяно-курдских, азербайджано-курдских, русско-курдских) селениях Апаранского, Аштаракского, Басаргечарского, быв. Дилижанского, Талинского, Октемберянского, Шаумянского, Эчмиадзинского районов Армянской ССР и Кельбаджар-ского, Лачинского, Кубатлинского районов Азербайджанской ССР[7].

      Как выяснилось в течение экспедиционных работ, почти все курды — старожилы Закавказья знают историю возникновения своего села. Эта история, как правило, либо отражает переселение курдов из Передней Азии в Закавказье, либо пересказывает народное предание об основа­нии селения [8].

     В плоскостной части Азербайджана курдские селения до 1828 г. принадлежали Ирану. После подписания Туркманчайского договора, оформившего включение в состав России этой части азербайджанской территории, курдские селения отошли к России.

       В высокогорные и предгорные районы Азербайджана основная мас­са курдского населения переселялась из Ирана с начала XIX в. вплоть до установления Советской власти в Закавказье.

     Курды, переселившиеся из Ирана в Азербайджан главным образом в поисках удобных пастбищ для ведения отгонного скотоводства в 1813, 1828 и в 1914 гг., заселили в основном Зангезурский уезд бывшей Елизаветпольской губернии. В 1923 г. в Азербайджане был образован Курдистанский уезд с центром в Лачине.

        Со второй половины XIX — начала XX в. в Азербайджане курды расселялись в пределах Курдистанского уезда. Недалеко от одного селения, обычно на свободной территории, создавалось второе, третье селение и т. д. В 1929 г. в связи с новым районированием из Курдистан­ского уезда образовали три самостоятельных района с курдским и от­части азербайджанским населением: Лачинский, Кельбаджарский и Кубатлинский.

 

      В настоящее время, по данным экспедиции 1957 г., в Лачинском районе насчитывается всего двенадцать селений как курдских, так и

 

С.22.

смешанных азербайджано-курдских; в Кельбаджарском — восемь курд­ских селений: в Кубатлинском — всего восемнадцать селений курд­ских и азербайджано-курдских; в Зангеланском — шесть смешанных азербайджано-курдских селений.

 

      Объектом моего исследования в Лачинском районе были современные селения: Минкенд, Нижние Зерты, Верхние Зерты, Калача, Бозлу, Камаллы и Каракишиш; в Кельбаджарском районе селения Зейлик, Нижний Шуртан[9], Агджакенд, Оруджлу; в Кубатлинском районе — селения Верхнее Моллу и Зиланлы.

 Рнс. ]  (карта). Курдские поселения, обследованные экспедицией в 1951, 1957, 1959 гг.: 1 — территория, населенная курдами; 2 —поселения курдов. Поселения со смешанным этническим составом: а — курды и армяне, б—курды и азербайджанцы, в — курды и русские (молокане)

      Как отмечалось выше, в поисках лучших пастбищ и земельных участков для ведения хозяйства курды со стадами передвигались из одних районов Азербайджана в другие, главным образом — в горные. Так, новые селения Кельбаджарского района Азербайджанской ССР образовали курды, переселившиеся из Лачинского района. Селения Оруджлу и Агджакенд Кельбаджарского района основали курды из селений Агджакенд и Минкенд Лачинского района. Предание говорит, что селение Оруджлу названо по имени курда — основателя этого се­ления, а селение Агджакенд — по имени курдской девушки — краса­вицы Агджа, первой приехавшей сюда со своими родственниками. Не­

 

С.23.

смотря на то, что основателями современных селений Оруджлу и Агджа­кенд Кельбаджарского района Азербайджанской ССР были чисто­кровные курды, их имена азербайджанского происхождения: курды Азербайджана давно дают своим детям азербайджанские имена в отли­чие от курдов Армении, у которых армянские и русские имена — срав­нительно новое явление. Селение Нижний Шуртан Кельбаджарского района основали курды, пришедшие из селения Мирик (Лачинского района), в котором они обитали в конце XIX в.[10]. Предание повествует о том, что в селение Шуртан первоначально пришли два брата Хют и Нагы со своими семьями и близкими родственниками и обосновались там. В 1920-х годах часть жителей этих селений ушла в поисках луч­ших пастбищ в другие плоскостные районы Азербайджана (в районы Евлаха, Мирбашира), но компактного курдского населения там так и не образовала.

       В 1920-х годах отдельные группы курдов-мусульман из Азербайд­жана переселились в Армению, главным образом в те районы, в кото­рых имелось азербайджанское население: Басаргечарский, быв. Занги-басарский и некоторые другие. Этим, по-видимому, отчасти объясняется преобладание в настоящее время курдов-мусульман в указанных районах Армении. Наряду с этим весьма незначительное число курдов отдель­ными семьями переезжали из Армении в Азербайджан. Например, се­ление Каракишиш Лачинского района основали задолго до Октябрь­ской революции курды — переселенцы из Шаруро-Даралагезского уезда Эриванской губернии. Первоначально в конце XIX в. они обосно­вались в селении Кара-Кишлаг, или (в местном названии) Кишлах[11]. Приблизительно в 1920-х годах небольшая часть курдов из этого се­ления во главе с двумя братьями, по имени Ходо и Аббас, ушла на поиски лучших земель и основала в 15—20 км от Кара-Кишлага новое селение, дав ему название Каракишиш.

      Приблизительно во второй половине XIX в. из Шаруро-Даралагез­ского уезда переехала в Азербайджан курдская семья Шахсуваровых. Эта семья осела на месте нынешнего селения Минкенд Лачинского района. Вскоре после Шахсуваровых в Минкенд приехало еще несколь­ко курдских семей. Селение разбилось на родственные кварталы, со строгим учетом родственных связей. Когда приехали в Минкенд Шахсуваровы, как рассказывают старожилы, никаких построек здесь не су­ществовало, за исключением армянской церкви, относящейся, судя по сохранившейся надписи, к 1673 г. По-видимому, прежде здесь или где-нибудь поблизости от Минкенда жили армяне. Старожил этого селения Ахундов Мусеиб Гусейнгули высказал предположение, что якобы эта церковь была переделана из старой мечети. Из литературы узнаем, что селение Минкенд в конце XIX в. входило в Шахсуварлинское сельское общество. По статистическим данным в 1888 г. в селении насчитыва­лось 23 двора курдских и 47— армянских [12].

     Другие селения Лачинского района Азербайджанской ССР: Бозлу, Агджакенд, Мирик, Камаллы — в конце XIX в., как показывают устные сообщения жителей и статистические материалы, принадлежали курдам. В настоящее время их населяют курды и азербайджанцы.

      Предки курдов, живущих ныне в селении Зейлик Кельбаджарского района, бежали от притеснения иранских властей в Армению во вре­мя второй русско-персидской войны 1826—1828 гг. В начале XX в. они переселились в Кельбаджарский район. Согласно легенде, сюда при­шли три брата. Один из них остался в Кельбаджаре, а двое ушли даль-­

 

С.24

ше в горы и сначала обосновались в теперешнем азербайджанском се­лении Зар. Затем из-за отсутствия воды переселились еще дальше к горной речке Зейликчай, вдоль которой и основали нынешнее селение, назвав его 3ейлик.

      Помимо селений, созданных курдами-переселенцами, на террито­рии Азербайджана имеются и селения исконно курдские. Это прежде всего селения, расположенные вдоль советско-иранской границы, жи­тели которых до первой и второй русско-персидских войн были иран­скими подданными. Таковыми, например, были предки жителей совре­менных селений Зиланлы и Шоталанлы теперешнего Кубатлинского района Азербайджанской ССР. Некоторые из селений Зангеланского и отчасти Кубатлинского районов расширялись за счет курдов, бежав­ших из Ирана во второй половине XIX в. от притеснений иранских властей и находивших убежище у своих родственников.

 

*  * *

      Современные курдские селения в Армении основаны были курдами, бежавшими главным образом из Турции, частично из Ирана, а также курдами, переселившимися сюда из Азербайджана. Отдельные племен­ные группы курдов на территории Армении жили уже в XVIII — нача­ле XIX в.; переселение же основной массы народа из Передней Азии относится ко времени Крымской войны 1853—1856 гг. и русско-турец­кой войны 1877—1878 гг. Это были в основном езиды, подвергавшиеся в Турции жестоким гонениям как инаковерующие; в Турции езидов презрительно называли «поклонниками сатаны». Преследуемые турец­кими властями, курды бежали в горы Армении, так как на территории Турции с армянами их объединяла общая горькая судьба. Большими родовыми и племенными группами бежали езиды из Аинтаба, Карса и Вана, главным образом в 1914—1918 гг., заселяя преимущественно Сурмалннский уезд бывшей Эриванской губернии.

 

С.25.

      На территории Армении курды, как отмечалось, расселялись преиму­щественно в горных районах.

      В настоящее время в Армении, согласно полевым материалам, в Апаранском районе насчитывается десять курдских селений, девять из ко­торых чисто курдские и одно курдско-армянское; в Аштаракском районе — два курдских селения, в Талинском — одиннадцать, в Басар-гечарском — три курдско-азербайджанских селения; в Эчмиадзинском — одно курдское и одно армяно-курдское; в Шаумянском — два азербай­джано-курдских и в районе города Дилижана — два русско-курд­ских селения; в Октемберянском — четыре армяно-курдских.

      Большинство курдских селений в Армении возникало либо на раз­валинах полуразрушенных, покинутых армянских или азербайджан­ских деревень, а также селений, принадлежавших прежде курдам-му­сульманам, либо курды вливались в некурдскую среду: армянскую,— в основном в Араратской долине, или в среду русских (молокан)— в районе оз. Севан и города Дилижана.

      Так, селение Акко Талинского района, как рассказывают жители, основано было курдами-мусульманами, о чем свидетельствуют и лите­ратурные данные[13]. В 1917—1918 гг. курды-мусульмане, покинув это селение, перешли в Турцию. В 1920-х годах на их место пришли из Сурмалинского уезда курды-езиды.

       Жители селения Сорик Талинского района, расположенного по со­седству с селением Акко, помнят длинную историю периодических пе­реселений с одного места на другое. Старики рассказывают, что их предки раньше жили в Аинтабе, откуда они переехали в селение Синак бывшего Сурмалинского уезда; в 1900-х годах, покинув селе­ние Синак, они перешли в селение Кулибеглу бывшего Эчмиадзинского уезда, а оттуда уже в 1920-х годах перебрались в Сорик. До прихо­да езидов в Сорике жили курды-мусульмане, часть которых в 1917— 1918 гг. ушла в Турцию, другая часть несколько позже переехала и Азербайджан.

      Езиды — жители селения Диан Талинского района — переселились сюда в начале XX в. из Сурмалинского уезда в поисках земельных уго­дий. До прихода в селение Диан езидов здесь жили азербай­джанцы.

      Наряду с переселением курдов из Сурмалинского уезда в рассмат­риваемое время шел процесс заселения деревень курдами — выходца­ми непосредственно из Турции. Например, в Талинском районе селе­ния Гялто, Кялашбек, Сабунчи и некоторые другие, принадлежавшие прежде курдам-мусульманам, ушедшим в Турцию, заселили в 1918— 1920-х годах езиды, прибывшие сюда из района оз. Ван. Селение Тилик того же района образовали в 1918 г. езиды, бежавшие во время рез­ни из Карса и живущие здесь поныне. Во второй половине XIX в. это селение принадлежало курдам-мусульманам, имевшим здесь 19 дво­ров[14]. О курдских селениях Байсаз и Сичанлу известно, что они — самого раннего образования в Талинском районе Армении. Старожи­лы рассказывают, что, насколько они помнят, эти селения «всегда при­надлежали езидам».

     В статистических сведениях, касающихся населенных мест Эриванской губернии на вторую половину XIX в., мы находим подтвержде­ние нашим полевым материалам: селение Диан, состоявшее из 32 дво­ров, населяли азербайджанцы; курды-мусульмане жили в селениях Гялто (Гиялто, Юялто) — 13 дворов, Сабунчи— 11 дворов, Кялашбек — 6 дво­ров. По этим же сведениям на 1873 г. современные езидские селения

 

 

С.26.

 

Рис. 3. Село Джарджарис Апаранского района Армянской ССР

 

Байсаз (Башсиз) —27 дворов и Сичанлу— 14 дворов населяли езиды[15].

       В Басаргечарском районе Армянской ССР, как рассказывают мест­ные жители, к 1918 г. существовало одно курдское селение Кэр, рас­положенное между Басаргечаром и азербайджанским селением Даш-кенд. Во время армяно-мусульманской резни 1918 г. курды-мусульма­не из этого селения выехали в Азербайджан, частично — в другие районы Армении. В 1924 г. в Басаргечарском районе курды-мусульма­не образовали современные селения Кошабулах и Гейсу на месте азер­байджанских деревень. В бывшее азербайджанское селение Каябаш Басаргечарского района я том же году пришли курды-мусульмане из Красносельского района Армении, частично из Азербайджана. О том. что селения Каябаш и Кошабулах прежде принадлежали азербай­джанцам, известно не только по полевому материалу, но и по стати­стическим данным[16].

     В селениях Чобанмаз, Курубогаз Апаранского района Армянской ССР до прихода курдов-езидов в первой четверти XX в. жили мусуль­мане. Старожилы не могут точно сказать, кто были эти мусульмане: курды или азербайджанцы. О селениях Малое Джамушли и Джар­джарис того же района рассказывают, что первое селение было основа­но азербайджанцами, а второе — армянами. В настоящее время селе­ние Малое Джамушли — езидское, а в селении Джарджарис живут курды-езиды, армяне (с 1922 г.) и одна семья азербайджанцев (с 1952 г.)

        В бывшем Дилижанском районе Армянской ССР курды-мусульмане живут в селениях Семеновка и Головино[17]. Эти селения были ос­нованы русскими-молоканами, выселенными из России при Екатерине I. В списках населенных мест Эриванской губернии находим упоминание только о Семеновке, о русских, населявших это селение: молоканах — 27 дворов и субботниках—15 дворов[18]. Очевидно, селение Головино возникло позже. Из устных рассказов узнаем, что во второй половине

 

С.27.

       XIX в. в этих селениях появились курды-мусульмане, ранее населявшие с. Давалу в Араратской долине[19].

       Обоснование курдов в плоскостных селениях Армении происходило несколько позже и несколько иначе, чем в высокогорных и предгорных районах.

        Первоначально, до 1930 г., курды со своими стадами кочевали на склонах Алагеза, на зиму спускаясь в Араратскую долину, проводили зимний сезон в местных армянских селениях. Некоторые курды, пре­имущественно езиды, нанимались к армянам в качестве пастухов. В 1930-х годах в связи с полным переходом курдов к оседлости зна­чительное число курдских семей осталось жить в этих же армянских деревнях. Так, в 30-х годах несколько семей курдов обосновалось в современных армянских селениях Октемберянского района: Мргашат. Айкаван, Айгешат, Советакан и некоторых других. Полевые материалы говорят о том, что предки здешних езидов пришли из Сурмалинского уезда: предки езидов Эчмиадзинского района Армянской ССР (с. Аярлу) пришли частично из Сурмалинского уезда, частично из Карса. Например, курдское селение Кюрокенд Эчмиадзинского района было основано до Октябрьской революции азербайджанцами, ушед­шими в 1918—1920 гг. в Азербайджан; в 1928—1930 гг. его заселили езиды, прибывшие в Армению из Карса в 1918—1920 гг.

      В современных селениях Верхнее Неджирлу и Нижнее Неджирлу, расположенных также в Араратской долине, живут курды-мусульма­не[20]. Старожилы рассказывают, что до прихода сюда в 1930-х годах курдов-мусульман селение принадлежало азербайджанцам. Из лите­ратурных источников узнаем, что во второй половине XIX в. в этих се­лениях жили только азербайджанцы. Так, в селении Верхнее Неджирлу (Неджилю) было 75 дворов азербайджанских, а в селении Нижнее Неджирлу — 125 дворов азербайджанских [21].

 

* * *

С.28.

       Курды Армении, в отличие от курдов Азербайджана, до сих пор прекрасно помнят о былом родоплеменном делении. Курды Азербай­джана, основывая селения, учитывали главным образом кровнородст­венные связи. В Армении курды селились не только с учетом близкого родства, но и родоплеменной принадлежности. Следует отметить, что полевые материалы дают названия племен курдов Армении, среди ко­торых встречаются и такие, как, например, сапка, брука, которые курд­ский ученый Амине Авдал называет либо родом, либо баром [22]. Не со­бираясь дискутировать с Амине Авдалом, занимавшимся специально этим вопросом, можем предположить, что иногда, видимо, название рода и племени у курдов совпадало. Ниже мы приводим таблицу рас­селения курдов в Армении в конце XIX в. по родоплеменному при­знаку.

 

Район

Селение

Племенное название

Район

Селение

Племенное название

Апаранский

Чобанмаз

бэла

Талинский

Сабунчи

зокори

»

Гондахсаз

»

»

Кялашбек

зокори, раши

»

Курубогаз

»

»

Акко

сипка

»

Курдский

сипка

»

Тилик

»

 

Памб

 

»

Капахтапа

»

»

Алагез

»

»

Диан

ортули, хасани

»

Малое Джа-

»

 

 

 

 

мушли

 

 

Зевестан

»

»

Корбулак

»

»

Канархач

ортули, хасани

»

Джарджарис

рожка

 

Байсаз

 

»

Сангяр

»

1

 

ортули, ха-

»

Мирак

махамдн

 

 

сани, сип-

Басаргечар-

Каябаш

карали, пир-

 

Бэрош

ка

ский

 

ки, ш а вли-

э

 

рожка

 

 

ки

I

Кармирпох

»

«

Кошабулах

пирки

быв. Дили-

Головино

джелали

«

Гейеу .

башки

жанский

 

 

Октемберян-

Айгешат

ромоши.шар-

Севанский

Семеновка

»

ский

 

ки

Шаумян-

Верхнее Нед-

брука

Талинский

Сорик

хасани

ский

жирлу

 

«

Сичанлу

»

»

Нижнее Нед-

»

«

Сайране

»

 

жирлу

 

«

Кшламара

»

Эчмнадзин

Кюрокенд

шарки. дэвэ-

«

Гялто

зокори

ский

 

н а

 

       Курды Азербайджана, как отмечалось, совсем не помнят родо-племенных названий. На вопрос, к какому роду или племени относи­лись их предки, старики отвечают: аджам. В двух селениях мне сооб­щили еще и другие названия: бабаялы, фарыхкянлы (или фарахкан-ли), шахсуварли. Вероятно, эти названия отражают не родоплеменную, а территориальную принадлежность. Например, термины фарыхкянли, шахсуварли — это названия сельских обществ, в которые входили курдские селения. Так, в Шахсуварлинское сельское общество бывшего Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии в конце XIX в. входили семь курдских селений: Шахсуварлу, Минкенд, Бозлу (Кямаллы), Аг-Керли (Бозналу), Алпаут, Варазгун, Минкенд-Гасанлу[23]. В Фарахканлинское сельское общество входили два курдских селения: Фарахканлы и Гасанлы [24].

 

С.29.

       Из сказанного следует, что возникновение курдских селений в пре­делах Азербайджана и Армении в начале XIX и до первой половины XX в. происходило неодинаково.

       В Азербайджане среди курдских селений существуют исконные (особенно вдоль советско-иранской границы) и вновь созданные селе­ния (высокогорные и предгорные районы). Они возникали, во-первых, в результате переселения курдов из Ирана, во-вторых, в результате их перемещения из одного района Азербайджана в другой и, в-третьих, в результате переселения (правда, незначительного) курдов-мусульман из Армении в Азербайджан. Новые селения курдов возникали в Азер­байджане в основном на свободной, никем не занятой территории, при­годной для отгонно-пастбищного скотоводства или для земледелия. В расселении и образовании селений не играла роли родоплеменная принадлежность, хотя селения создавались с учетом родственных свя­зей.

В Армении большинство курдских селений основывалось выходца­ми из Турции (Ван, Каре, Аинтаб), переселенцами из Сурмалинского уезда и курдами, пришедшими из Азербайджана.

      Курдские селения возникали либо на развалинах старых заброшен­ных армянских, азербайджанских селений или селений курдов-мусуль­ман, либо курды оседали в существовавших армянских, азербайджан­ских, русских (молоканских) селах. В расселении и основании селе­ния главную роль играло соблюдение родоплеменной и особенно ре­лигиозной принадлежности.

       Среди смешанных з национальном отношении селений преоблада­ют селения армян с курдами-езидами и азербайджанцев с курдами-мусульманами. Таким селением, например, в Армении является Джарджарис Апаранского района, в котором, по данным экспедиции 1059 г., 97 домов курдских, 20 домов армянских и 3 дома азербайджан­ских. В селениях Нижнее Неджирлу и Верхнее Неджирлу Шаумянско-го района, по данным того же года, 300 домов азербайджанских, 70 — армянских и 50 — курдских; в армяно-курдском селении Советакан Октемберянского района на 200 домов приходится 12 домов курдов-езидов, в селении Айгешат того же района 230 домов армянских и 10 курдских и т. д.

        В эпоху развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране важнейшей проблемой становится исследование про­цессов сближения и взаимовлияния национальных культур. Проявле­ние одной из форм такого сближения народов, при сохранении их луч­ших национальных традиций, можно наглядно проиллюстрировать на жизни современных курдских селений в Закавказье.

        Совместное расселение и дружная жизнь курдов с другими брат­скими народами Кавказа ярко иллюстрирует единственно правильную ленинскую национальную политику нашей Коммунистической партии.

        Совместное расселение курдов с армянами, азербайджанцами и русскими способствует процессу сближения курдов с этими нациями. Это сближение проявляется не только в производственной, но и в обще­ственной и семейной жизни колхозников. Курды вместе с азербайджанца­ми, армянами и русскими трудятся в смешанных в национальном отно­шении колхозах и совхозах, например, в колхозе Айгешат Октемберян­ского района, Люсабер Эчмиадзинского района, в совхозе им. Азизбекова Шаумянского района Армянской ССР, в колхозе им. Энгельса Кель­баджарского района Азербаджанской ССР и др.

       В Армении, в районах с преобладанием курдского населения, курд­ский язык в школе преподают наравне с другими дисциплинами. В сме­шанных армяно-курдских, азербайджано-курдских и других селениях, в которых курды составляют меньшинство, курдские дети по желанию родителей

 

С.30.

обучаются на языке преобладающей здесь национальности. Например, в селениях Мргашат, Советакан, Айгешат Октемберянского района преподавание ведется на армянском языке. В селении Головиио быв. Дилижанского района курдские дети учатся в местной русской школе. В селениях Верхнее Неджирлу и Нижнее Неджирлу Шаумянского района с преобладанием азербайджанцев обучение ведется на азер­байджанском языке.

       Сближение курдов с окружающим их населением проявляется и во многих сторонах семейного быта, в частности в увеличении количества смешанных браков. Курды-мусульмане вступают в браки не только с азербайджанцами (также мусульманами по религии), но и с армяна­ми, русскими и даже курдами-езидами, что наглядно свидетельствует о происходящем разрушении религиозной нетерпимости и строгих обы­чаев эндогамии, прежде широко бытовавшей у курдов и наложившей определенный отпечаток на характер расселения курдов в Закавказье. Таким образом, при исследовании важнейших этнических процессов, происходящих у народов нашей многонациональной страны, должны быть также учтены причины и характер расселения изучаемого народа.

 


[1] Г. Ф. Чурсин, Азербайджанские курды, «Изв. кавказского нсторико-археологического института», Тифлис, 1925, стр. 2.

[2] «Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков населения Кав­каза. Елизаветпольская губерния», Тифлис, 1888.

[3] «Списки населенных мест Кавказского края. Эриванская губерния», Тифлис, 1879. '

4Т. Юзефовнч, «Договоры России с Востоком. Политические и торговые», Спб., 1869, стр. 222.

 

[5] «Договоры России с Востоком…», стр. 221.

[6] В этой статье я не касаюсь курдов Грузии, т-зк как в настоящее время они пре­имущественно составляют городское население.

[7] Считаю своим долгом поблагодарить следующих местных жителей за инфор­мацию и большую помощь в сборе полевых материалов: О. М. Бакоева, Б. Рзгояна, А. Ходояна, А. Ш. Мстояна, Т. Бимбашяна, Р. Озманяна, М. Бабаева, А. Амояна, Разгоева, Д. Ахмедова, Аскерова, Ш. Шахвердиева, М. Г. Ахундова, О. Кокеляна, М. Шабанова, Г. Байрамова. К. Ахмедова, А. Сулейманова, К. Ш. Садояна, Алахвердиева, А. Гулиева, Л. Броева, Ш. Ходояна, И. Сулейманова, С. Мамедова, Г. Д. Огурлиева, Б. Аббасова, Б. Асланова, Б. Тагиева, А. Сафаралиева, Л. А. Османова, Ф. И. Усубова и многих других.

[8] Следует отметить, что статья написана не только о тех селениях, в которых непосредственно проводилась работа; материал собирался также и о селениях, которые не вошли в экспедиционный маршрут, например: сел. Сабунчи, Сичанлу, Капахтапа Талинского района; сел. Кошабулах Басаргечарского района Армянской ССР; сел. Совухбулак Кельбаджарского района Азербайджанской ССР, и некоторых других.

[9] Существовавшее в 1920-х годах селение Шуртан со времен разрослось, обра­зовав три небольших выселка: Нижний, Средний и Верхний Шуртан.

[10] «Овод статистических данных…», стр. 141.

[11] На 1888 г. в селении Кара-Кишлаг насчитывалось 252 двора с чисто курдским -населением. См. «Свод статистических данных…», стр. 131.

[12] «Свод статистических данных…», стр. 141.

[13] «Списки населенных мест Кавказского края, Эриванская губерния» [б/стр.].

[14] «Списки населенных мест…» [б/стр.].

[15]Там же.

[16] «Списки населенных мест…» [б/стр.].

[17] Селение Головино — ныне улица Камо города Дилижана; Семеновка входит в Севанский район.

[18] «Списки населенных мест…» [б/стр.].

[19] В 1873 г. в селении Давалу было 217 дворов армян, 24 двора курдов-сунннтоз и 19 дворов азербайджанцев [там же, б/стр.].

[20] Селения Верхнее Неджирлу и Нижнее Неджирлу до 1953 г. входили в Зангибасарский район; с 1953 г. в Арташатский; ныне — в Шаумянскнй район Армянской ССР.

[21] «Списки населенных мест…» 1б/стр.].

[22] Амине Авдал. Патронимия у курдов Армении в XIX в., «Сов. этнография», 1959, № б, стр. 150.

[23] «Свод статистических данных…», стр. 140

[24] Там же, стр. 122.

 

 

 

Журнал “СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ” 1  9  6 2. №2. С.21-30.

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ СССР.

ИЗДАТЕЛЬСТВО   АКАДЕМИИ   НАУК СССР

 

 

Материал представлен Мгои Приск Бимбашевич

 

www.kurdist.ru

 

0

Оставить комментарий