Опубликовано: 03.01.2015 Автор: Admin Комментарии: 0

Станислав Иванов, "Восток", № 6, 2014 год

 

В статье рассматривается судьба курдов, проживавших в СССР и ныне живущих в Российской Федерации. Российские власти смогли узаконить проживание в Краснодарском, Ставропольском краях, Тамбовской области и других районах страны курдов-беженцев из Армении, Азербайджана и Средней Азии и создать нормальные условия для их жизни и деятельности.

Сегодня российские курды являются одной из наиболее активных в социально-политическом отношении диаспор, имеют свои общественные организации, СМИ, в том числе на курдском языке, поддерживают связи и контакты с соплеменниками за рубежом (1).

     Появление первых курдских племен в России относится к ХIII–XIV вв[1](ссылка редакции сайта www.kurdist.ru). Известный советский этнограф Т.Ф. Аристова в историко-этнографическом очерке "Курды Закавказья” приводит интересные свидетельства различных источников [Аристова, 1966, с. 37](2). Так, в конце 1807 г. Махмед Сефи-султан перешел русско-иранскую границу с 600 курдскими семействами и обосновался в Карабахском ханстве [Аверьянов, 1900, с. 24]. Родоначальник челабиасских курдов, живших в Карадаге, обратился к российским властям с просьбой разрешить расселение на территории Закавказья примерно тысяче курдских семейств [там же, с. 31]. В 1855 г. несколько курдских племен перешли русско-турецкую границу и приняли русское подданство [Махмудов, 1959, с. 214]. Немало курдских семей переселилось из Ирана в Нахичеванский и Сурмалинский уезды [Халфин, 1963, с. 114]. С присоединением к Российской империи Грузии (1801)
и населенных преимущественно курдами Ганджинского, Карабахского и Шекинского ханств "Россия стала иметь в числе своих народов и курдов” [Аверьянов, 1900, с. 24]. Отдельные курдские семьи и родоплеменные группы оказались на территории Закавказья во время двух русско-персидских войн (1804–1813 и 1826–1828 гг.). Они бежали от притеснений персидских властей или мигрировали в поисках лучших пастбищ [Аристова, 1966, с. 37]. После заключения между Россией и Персией сначала Гюлистанского (1813), затем Туркманчайского (1828), а между Россией и Османской империей – Адрианопольского договоров (1829) к России отошли новые территории, населенные курдами: иранские Салмас, Хой, Урмия и другие и турецкие Ван, Эрзурум, Карс и другие. В 1869–1885 гг. в состав России вошла Туркмения (Закаспийская область), где также исторически проживали курды. Миграционные процессы на этом не прекратились, курды продолжали перемещаться из Персии и Турции в Россию в течение длительного времени. В соответствии со статьями ХIV и XV Туркманчайского договора жителям приграничных районов Ирана (независимо от их национальности) предоставлялось право свободного перехода со своими семьями через российскую границу без всякого препятствия со стороны правительств обоих государств и местных властей. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 г., курдов-мусульман и езидов насчитывалось 99.9 тыс. человек [Аристова, 1990, с. 64].

Курды проявляли лояльность к российским властям, поскольку видели в русских своих освободителей от турецкого и персидского гнета. Не случайно многие курды поступали на российскую военную службу и проявляли отвагу в многочисленных сражениях в ходе русско-персидских и русско-турецких войн. Значительное число курдов-езидов (3) бежало в Армению и Грузию в период Первой мировой войны, спасаясь от религиозно-этнических чисток и политических преследований со стороны турецких властей. В Закавказье курды проживали в ряде уездов Эриванской, Тифлисской и Елисаветпольской губерний Российской империи, в Туркмении – в приграничных с Ираном районах.

После событий 1917 г. советские республики унаследовали от Российской империи вместе с другими народами и курдов с их богатой культурой, языком, нравами, обычаями и традициями. Несмотря на ожесточенную гражданскую войну и новый передел государственных границ, большая часть оставшихся в Закавказье и Туркмении курдов смогла адаптироваться к новым социально-политическим условиям. Курды получили возможность мирно жить и развиваться на своей исторической родине, в 1921 г. голодающим курдам Закавказья Советской Россией была оказана материальная помощь. Постепенно налаживался их быт, и курдские племена переходили от кочевого к оседлому образу жизни; ими преодолевались вековая отсталость и неграмотность; открывались школы, техникумы, фельдшерские пункты, больницы, на курдском языке издавались учебники, книги, газеты ("Советский Курдистан”), велись радиопередачи, создавались культурные и просветительские учреждения. Уделялось внимание работе с национальными кадрами, выделялись стипендии для обучения курдов в вузах Москвы, Ленинграда, других советских городов, из числа их выпускников впоследствии формировались местные органы власти и интеллигенция.

По результатам всесоюзной переписи 1926 г., общая численность советских курдов достигала 69.1 тыс. человек, при этом в Закавказье было зарегистрировано 66.7 тыс., в Средней Азии – 2.4 тыс. человек [Аристова, 1990, с. 64]. Заметное сокращение численности курдского населения СССР по сравнению с числом курдов в 1897 г. объясняется возвращением советскими властями в состав Турции ряда населенных курдами районов Закавказья (Ван, Эрзурум, Карс), бегством в Турцию и Иран курдов, служивших при царском режиме в армии и органах власти, а также членов их семей, и курдов, не принявших новую власть и опасавшихся преследований со стороны большевиков. Некоторые курды уже в то время предпочли скрыть свою национальную принадлежность и по переписи проходили как армяне, грузины, азербайджанцы, туркмены и др.

В 1923 г. в составе Азербайджанской ССР на границе с Армянской ССР был создан Курдистанский уезд с административным центром в поселке Абдаляр (позже переименованный в Лачин). Уезд получил широкую известность как "Красный Курдистан” и способствовал подъему национально-освободительного движения курдов в Турции, Иране, на подмандатных территориях Франции (Сирия) и Великобритании (Ирак). Одной из причин создания курдской автономии в этом районе было стремление советских властей снизить остроту армяно-азербайджанского территориального противостояния, передав некоторые спорные районы "третьей” стороне и создав "буферную зону” между Арменией и Нагорно-Карабахским автономным округом Азербайджана.

Название Курдистан стало использоваться уже в 1921 г., т.е. за два года до официального создания Курдистанского уезда. В Курдистанском уезде компактно проживали в основном курды-мусульмане, первым председателем Курдистанского уездного исполкома стал Гуси Гусейнали оглы Гаджиев. В состав этого уезда вошли районы (дайры) Каракышлак, Кельбаджар, Котурлу, Кубатлы, Курд-Гаджи и Муратханлы. Население уезда насчитывало 51.2 тыс. человек, из которых курды – 37 470 тыс. (73.1%), тюрки – 13 520 (26.3%), армяне – 256 человек (0.5%). Во всех районах, за исключением тюркоязычного Кубатлинского, курды составляли большинство населения. По данным 1925 г., в Курдистанском уезде имелось 6 районов, 330 поселений, объединенных в 63 сельских совета. Социальная структура населения в значительной степени сохраняла племенной характер, часть курдов продолжала вести полукочевой образ жизни, многие проживали в пещерах и шатрах [Бабаян, 2005].

В этот период очаги курдской культуры и школы с обучением детей на диалектах курдского языка создавались и в других советских республиках, где были курдские общины: в Армении, Грузии, Туркмении. И если первые годы советской власти дали большой толчок развитию курдов как самобытного этноса, то к началу 1930-х гг. картина стала меняться.

Республиканские власти Закавказья начали проводить политику ассимиляции своих малых народов. В Азербайджанской ССР был взят курс на тюркизацию курдов (4). Аналогичные процессы с учетом местной специфики имели место и в других советских республиках, где проживали курдские общины. С этого времени многие фамилии курдов стали получать окончания "оглы”, "ев”, "ов”, "ян”, "швили”, "дзе” и т.п.

Соответственно и Курдистанский уезд просуществовал сравнительно недолго, будучи упраздненным по решению VI Всеазербайджанского съезда советов уже 8 апреля 1929 г. [там же]. Совнарком и ЦИК СССР утвердили это решение 23 июля 1930 г. Однако курдская автономия в СССР в 1923–1929 гг. вошла в анналы истории курдского национального движения и составила важный сегмент исторической памяти курдов.

В 1930-е годы советские курды разделили судьбу других репрессированных народов (5). Большая их часть, главным образом мусульмане, была выселена из мест постоянного проживания в 1930–1940-х гг. в малопригодные для жизни районы Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Сохранились лишь поселения курдов-езидов в Армении и Грузии и общины курдов в Туркмении.
В брошюре "Трагедия и надежда курдов в СССР 1930–1950 гг.” Ишхан Мироев размещает тексты документов, свидетельствующих о тяготах и лишениях курдов в период насильственных депортаций. Так, в докладе руководству внутренних дел СССР сообщается о том, что к октябрю 1945 г. численность спецпоселенцев – турок, хемшинов, курдов – составила 88.8 тыс. человек, за период с марта 1944 г. по январь 1946 г. родилось 599 человек, а умерло 6902 [Мироев, 2012, с. 15–16].

Из справки МВД СССР от 10 апреля 1953 г. следует, что всего за время их пребывания в спецпоселении умерло 14 895 представителей этих народов (14.6 %) [там же, с. 12, 16, 20]. В 1956 г., с началом "оттепели”, курды, как и ряд других репрессированных народов, были формально реабилитированы (вначале без права возвращения на родину и компенсации имущественных потерь), а позже значительная их часть была частично восстановлена в правах. К сожалению, советские власти не смогли организовать эффективной программы реабилитации курдов, более того, возникла социальная напряженность как в районах их бывших спецпоселений, так и в местах их исконного проживания, если они возвращались на свою малую родину. По переписи 1979 г., в Советском Союзе было официально зарегистрировано 115 858 курдов [Аристова, 1990, с. 66], однако, по моей оценке, их к тому времени должно было насчитываться от 200 тыс. до 300 тыс. человек.

Положение курдов усугублялось тем, что в последние годы существования СССР республиканские элиты пытались спекулировать на национальных различиях, искусственно разжигая этноконфессиональную вражду. В этот период заметно активизировались националистические и экстремистские группировки, которые провоцировали погромы по принципу национальной принадлежности и этнические чистки. Как оказалось, реабилитированным советским курдам возвращаться было некуда. Вначале азербайджанские республиканские власти всячески препятствовали их возвращению в Азербайджанскую ССР, в частности в районы Нахичевани и Лачина, откуда они ранее были выселены, а позже возник армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за статуса Нагорного Карабаха, и часть курдских земель оказалась уже под контролем вооруженных сил Армении.

Не приветствовали возвращение курдов-мусульман и грузинские власти. В этих условиях многие курды вынуждены были остаться в среднеазиатских республиках или рассеяться небольшими общинами на всем советском пространстве, в том числе в ряде краев и областей РСФСР. Согласно переписи 1989 г., курдов в СССР официально насчитывалось около 153 тыс. человек, однако с учетом насильственно ассимилированных курдов и курдов-езидов их число оценивалось в 300–500 тыс. человек [ГАРФ, ф. 9654, оп. 6, д. 313, л. 40].

Представители курдских общественных организаций и интеллигенции неоднократно обращались в высшие законодательные и исполнительные органы СССР и Азербайджанской ССР с просьбами восстановить курдскую автономию или хотя бы обеспечить возвращение курдов в места их исторического проживания. Бόльшая часть этих обращений оставалась без ответа, на некоторые письма следовали формальные отписки. Со второй половины 1980-х гг., с началом "перестройки”, у советских курдов появилась надежда добиться восстановления своих законных прав в Советском Союзе.

Остроту курдскому вопросу придавали притеснения и погромы курдов в республиках Средней Азии, угрозы насильственного выселения их из отдельных районов Армении, Грузии, Краснодарского края (Адыгея) и других мест, где местные власти отказывали им в прописке по новому месту жительства и трудоустройстве.

Из многочисленных обращений курдских представителей к руководству СССР
того времени хотелось бы выделить ряд наиболее типичных.

Так, в июне 1989 г. группа курдских общественных деятелей (М.С. Бабаев, А.А. Мамедов, Ф.К. Чатуев, З.А. Садыхов и др.) обратилась с заявлением к председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р.Н. Нишанову. В нем они изложили конкретные факты изгнания и притеснения курдов Армении, Узбекистана, Киргизии и Краснодарского края РСФСР. Курды просили разрешить им воссоздание своей автономии в Азербайджане, выражали готовность осваивать безлюдные и безводные земли на побережье Каспийского моря и на условиях хозрасчета и долгосрочной аренды наладить их орошение, производить продукты земледелия и животноводства, выплачивать государству налоги и арендную плату [там же, д. 114, л. 30].

4 июня 1991 г. Генеральный директор Центра курдской культуры Т.М. Броев обратился к президенту СССР М.С. Горбачеву и председателю Верховного Совета СССР А.И. Лукьянову с просьбой ускорить решение курдского вопроса, в частности восстановить курдскую автономию и паритетное представительство курдов в законодательных органах власти на всех уровнях [там же, д. 313, л. 14].

Обращения курдов находили понимание среди законодателей общественности. Так, известный советский поэт и публицист, депутат Верховного Совета СССР Б.И. Олейник в письме М.С. Горбачеву от 26 апреля 1990 г. выступил в поддержку советских курдов [там же, д. 203, л. 7–9].

23 октября 1990 г. было принято Постановление Верховного Совета СССР № 1738-I "Об образовании Комиссии по проблемам курдского народа” во главе с заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам В.П. Соболевым.

После серии встреч с представителями курдов и посещений мест их компактного проживания 4 июля 1991 г. члены Комиссии проинформировали Верховный Совет СССР о том, что положительных изменений в условиях жизни курдского населения не произошло, десятки тысяч курдов в результате межнациональных конфликтов оказались на положении беженцев, а основной вопрос – о восстановлении национально-территориального образования курдов – нуждается в более глубокой проработке. Помимо конкретных предложений по защите прав курдов в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, в Краснодарском крае и Адыгее Комиссия предложила рассмотреть возможности активизации научных исследований курдских проблем в СССР, организации обучения
курдов на родном языке, подготовки из их числа специалистов в сфере народного образования, науки и культуры, оказания содействия в разработке соответствующих учебников, учебных пособий и методических материалов [там же, д. 313, л. 30–31].

Распад СССР в конце 1991 г. не позволил реализовать планы и намерения руководителей советского государства по восстановлению исторической справедливости в отношении курдского народа. Политическая нестабильность и региональные конфликты постсоветского периода вынуждали часть советских курдов мигрировать в Россию, однако значительное их число осталось в Закавказье и Средней Азии.

 

КУРДЫ В ЗАКАВКАЗЬЕ

В настоящее время, по самым приблизительным оценкам, свыше 15 тысяч курдов и курдов-езидов проживают в Грузии. Они не испытывают какого-либо давления и не подвергаются принудительной ассимиляции со стороны грузинских властей, но и активного участия в политической и общественной жизни не принимают. Переселение курдов из Грузии в Россию и другие постсоветские государства продолжается в основном по социально-экономическим причинам.

Гораздо больше, примерно 150–250 тыс., курдов проживает в Азербайджане.
Бόльшая их часть ассимилирована, считается азербайджанцами; существует даже точка зрения, что ассимилированные курды широко представлены в рядах азербайджанской политической элиты.

В Азербайджане курды проживают в нескольких селах около Гянджи, в Нахичеванской автономной республике и в Баку. Якобы отдельные группы курдов расселились в районах, примыкающих к Нагорному Карабаху с севера. В случае гипотетического разрешения нагорно-карабахского конфликта на азербайджанских условиях говорить о воссоздании курдской автономии в какой-либо форме не представляется возможным: согласно конституции, страна строится по унитарному принципу, и статусом ограни-
ченной автономии обладает лишь территориально отделенная Нахичевань.

1 марта 2013 г. на базе центра курдской культуры "Ронаи” состоялся очередной съезд курдов Азербайджана, на котором обсуждались насущные проблемы курдов, в том числе вопросы издания газеты "Данге курд” ("Голос курда”), создания курсов курдского языка в Баку и в районах компактного проживания курдов. Делегаты съезда отмечали, что "Ронаи” должен налаживать отношения с иракским Курдистаном, курдскими меньшинствами в Турции, Иране, Сирии и курдскими общинами и диаспорами в странах СНГ и Европы.

В Армении в основном проживают курды-езиды (30–40 тыс. человек). Вопрос о возможном возвращении реабилитированных курдов-мусульман в район "Лачинского коридора”, соединяющего Нагорный Карабах с Арменией, и на прилегающие к нему территории вряд ли будет рассматриваться до урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В свое время армянские ученые внесли определенный вклад в развитие собственно езидской идентичности [Аракелова, 2006; Genetic Affinity…]6, а несколько
позже – в формирование идентичности народа заза. Многими курдами это обстоятельство воспринимается болезненно: армянская сторона обвиняется в попытках воспрепятствовать формированию общекурдской идентичности.

 

КУРДЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Формирование курдских общин Средней (Центральной) Азии стало результатом трагических событий, связанных с депортациями и насильственными выселениями курдов с территории Южного Кавказа. Спецпоселения курдов и комендатуры были размещены более чем в сотне среднеазиатских районов, чтобы не создавать мест их компактного проживания. Неблагоприятные условия проживания не помешали курдам
сохранить свой язык, обрядность, традиции, религию. Безусловно, невозможность получить образование и совершенствовать свои знания существенно замедлили общее развитие курдов-спецпоселенцев.

В настоящее время в регионе проживают около 150 тыс. курдов, более половины из которых – в Казахстане (преимущественно на юге – в Алма-Атинской, Чимкентской и Джамбульской областях). В последние годы они получили возможность развития своей национальной культуры, создания общественных организаций, ассоциаций, СМИ, издательской деятельности. Так, в Казахстане издаются журнал "Курды” и газета "Курдистан”, действуют культурные центры, имеются художественные ансамбли, готовятся
национальные кадры. Курды принимают активное участие в работе Ассамблеи народов Казахстана. В 1993 г. курдские культурные центры объединились в Ассоциацию "Якбун” ("Единство”), в 1999 г. переименованную в "Барбанг”.

В 1993 г. под названием "Ныштыман” ("Отечество”) была создана "Ассоциация курдов Республики Кыргызстан”, позже переименованная в "Общественное объединение курдов Республики Кыргызстан”. Под эгидой организации осуществляется радиовещание на курдском языке.

В Узбекистане курды-спецпоселенцы были распределены по семи областям (Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Бухарской и др.) и 43 районам. В настоящее время число курдов в этой стране не так велико – возможно, всего несколько тысяч.

В Туркменистане, население которого составляет около 5 млн человек, проживает примерно 4.5 тыс. курдов. Большинство их сосредоточено в южных, приграничных с Ираном районах и в столице Ашхабаде. По религиозной принадлежности большинство местных курдов (как и туркмены) – мусульмане-сунниты, но среди них есть представители других исламских течений (езиды, али-аллахи, шииты) и христиане. Туркменские власти проводят довольно жесткую политику ассимиляции национальных и религи-
озных меньшинств, в том числе курдов: закрываются школы, культурные центры и СМИ на курдском языке. В других государствах Центральной Азии, где курдские диаспоры появились уже при советской власти, курды пользуются бóльшими правами и свободами и сохраняют свою национальную самобытность, язык, культуру. "Только в Туркмении, где курды живут уже на протяжении четырех веков, власти до сих не признают нашего существования, – с горечью говорит пожилая курдянка. – Многие наши
родственники в поисках лучшей доли для себя и своей семьи перебираются на новые места обитания, но и там, по сути, оказываются чужаками” [Жизнь курдской…].

Напряженность в отношениях между курдами и коренным населением среднеазиатских республик в последнее время заметно снизилась, открытых конфликтов почти не наблюдается.

 

КУРДЫ В РОССИИ

Первые курдские общины на территории Российской Федерации образовались во второй половине XX в. Согласно переписи 1979 г., на территории РСФСР существовала как минимум одна компактная курдская группа – в станице Пшехской Белореченского района Краснодарского края. Всего в этом крае проживало 546 курдов: 446 мусульман и 100 езидов.

Первые семьи курдов-мусульман прибыли в Краснодарский край в 1968–1969 гг. из Узбекистана, Казахстана и Киргизии, куда ранее они были депортированы из Грузии. Причиной их переселения из Средней Азии именно на Кубань было наличие здесь условий для занятия сельским хозяйством. В свою очередь, курды-езиды переселились на Кубань из Армении, в которую они в течение длительного времени переходили из турецкого и иранского Курдистанов и Азербайджана [Курды в Краснодарском…, 2007].

Курды Адыгеи имеют свою общественную организацию "Агры”, главный офис
которой находится в селе Белом Красногвардейского района. Села Белое и Садовое, заселенные курдскими переселенцами, расположены вблизи трассы Р253 (Майкоп – Усть-Лабинск – Кореновск).

Другим местом компактного поселения курдов является Тамбовская область (более 5 тыс. человек), где обосновались переселенцы из Казахстана и Армении, занимающиеся сельским хозяйством, животноводством и строительством дорог. На территории одного из курдских поселков имеется уменьшенная копия езидского храма Лалеш (оригинал находится в северном Ираке). Большим влиянием и авторитетом пользуется курдский бизнесмен Джамал Шамоян, компании которого, объединенные в Союз мно-
гоотраслевых хозяйственных предприятий "Дижла”, неоднократно выигрывали тендеры на ремонт и строительство дорог.

Согласно переписи (РФ) 2010 г., число лиц, назвавшихся курдами, в тот период составляло 23 232 человека (0.002% населения России). Из них в городах проживали 4095, в сельской местности – 19 137 человек. Число езидов достигало 40 586 человек (0.003% населения России), из них горожан было 22 452 человека, сельских жителей – 18 134 человека. Курды и езиды оказались расселенными в основном в Астраханской, Ярославской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Новосибирской, Курской, Московской, Ленинградской и других областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Множество курдов проживают в Москве и Санкт-Петербурге [Всероссийская перепись населения…, 2010].

Неофициальные экспертные оценки общего числа курдов на территории РФ – около 200 тыс. человек [Курды Тамбовской…]. Некоторые характеристики курдской этнической общности таковы: по оценке автора, численно превалируют мужчины (58%), довольно низок уровень урбанизации (59% горожан), высок удельный вес владеющих родным языком (82.5%). Отсутствие смешанных браков позволяет курдам противостоять попыткам их ассимиляции.

Российские курды довольно активны в социально-политическом отношении: вы-
ступают с общественными инициативами, сотрудничают с российскими государственными и общественными организациями на федеральном, региональном и местном уровнях, создают собственные общественные структуры, объединенные в "Курдский дом” (Международный союз курдских общественных объединений). В Москве концентрируется значительная часть курдской интеллигенции, регулярно в Курдском доме, Президент-отеле, Дипломатической академии МИД РФ, Институте востоковедения РАН, РИА-Новости и на других площадках проводятся научные конференции, семинары, круглые столы по актуальным вопросам курдского сообщества с участием политиков, ученых, общественных деятелей, представителей СМИ России, Ирака, Турции, Сирии, гостей из стран СНГ и ЕС.

Органы власти РФ учитывают курдский фактор в своей социальной и национальной политике. В настоящее время достаточно остро стоит проблема "позитивной” узнаваемости курдов, создания соответствующих коммуникационных каналов, которыми в первую очередь являются СМИ. Издается двуязычная ежемесячная газета "Свободный Курдистан” (тираж – 2 тыс. экз.). Информационные ресурсы курдской диаспоры пред-
ставлены русскоязычными сайтами (новостными, информационно-аналитическими, развлекательными, знакомств и т.д.). Государственная радиокомпания "Голос России” вещает на нескольких диалектах курдского языка, но лишь на зарубежную аудиторию.

Рассматривается вопрос об оказании российским курдам и курдским общественным организациям государственной поддержки, а также помощи по линии неправительственных и общественных организаций РФ. В то же время не существует каких-либо препятствий к адаптации курдов в России: они в полной мере могут пользоваться правами, предоставляемыми законом "О национально-культурных автономиях”. В целом позиция российских властей сводится к тому, что курдская диаспора в нашей стране имеет право на сохранение и развитие своих культурных особенностей при условии строгого следования законам Российской Федерации.

 

(1) Статья написана в рамках Программы фундаментальных исследований секции истории ОИФН РАН "Нации и государство в мировой истории”.
(2) Т.Ф. Аристова отмечает встречающиеся в исторической литературе упоминания о появлении курдов в

Закавказье еще в ХIII–XIV вв. и раньше (см.: [Гагенмейстер, 1847; Минорский, 1963] и др.).

(3) Езиды (йезиды) представляют собой особую конфессиональную общину в рамках курдской этнической группы. Их верования сочетают в себе отдельные элементы ислама, иудаизма, христианства, зороастризма
и язычества. Советские езиды проживали в основном в Армении и Грузии и насчитывали к 1989 г. свыше

30 тыс. человек.

(4) Некоторые из курдов, обосновавшихся на территории Кельбаджарского и Лачинского районов Закавказья в период заселения этих земель, были тюркоязычными.
(5) Репрессированные народы, по определению Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов” от 26 апреля 1991 г., – народы, в отношении которых проводилась государственная политика репрессий
и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и
насилия в местах спецпоселения. Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаны неконституционными и утратили силу.
(6) Интересно, что среди курдов, например в России и Грузии, наблюдается определенный интерес к христианству и православию (см., напр.: [Маамди]).

 

С П И С О К  Л И Т Е Р А Т У Р Ы:


Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение ХIХ века. Тифлис, 1900.

Аракелова В. К истории формирования езидской общины // Иран-намэ: Армянский востоковедческий журнал. Ереван. 2006. № 40.

Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. М., 1966.

Аристова Т.Ф. Материальная культура курдов XIX – первой половины XX в. М., 1990.
Бабаян Д. Красный Курдистан: геополитические аспекты создания и упразднения // http://www. noravank.am/?l=2&d=19&f=245.

Всероссийская перепись населения 2010 г. //

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-19.pdf.
Гагенмейстер Н.А. Хозяйственный очерк Закавказского края // Кавказ. 1847. № 7.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9654. Оп. 6.
Жизнь курдской общины в Туркменистане // RCA Issue 413, 2005, Nov 05. http://iwpr.net/ru/report-news/.
Курды в Краснодарском крае. Исследования // Сборник информационно-методических материалов.

Краснодар: ЮРРЦ. 2007.

Курды тамбовской земли // http://www.youtube.com/watch?v=Meab-EEmxkU.
Махмудов Н.Х. Курдский народ. Ереван, 1959 (на армянском языке).
Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.
Мироев И. Трагедия и надежда курдов в СССР 1930–1950 гг. М., 2012.
Маамди С. Почему курды принимают православие – http://www.pravmir.ru/serafim-maamdi-pochemukurdy-
prinimayut-pravoslavie/.
Халфин Н.А. Борьба за Курдистан (курдский вопрос в международных отношениях XIX в.). М
., 1963.

Genetic Affinity between the Armenian Yezidis and the Iraqi Kurds // http://www.rau.am/downloads/publ.
kafedr/episkoposyan_medbiolog/Yepiskoposyan_2010_Iran%20&%20Caucasus.pdf.

 

 

 

 

Приложения:


1.Копия заявления представителей курдов Р.Н. Нишанову
2.Копия письма Т.М. Броева руководству СССР
3.Копия письма Б.И. Олейника Президенту СССР М.С. Горбачеву
62 С. М. ИВАНОВ

 

Приложение № 1


Председателю Палаты Совета национальностей Верховного Совета СССР

тов. Нишанову Р.Н. от представителей курдского народа

 

3 А Я В Л Е Н И Е


Мы 31 мая, 3 июня, 10 июня, 15 июня с.г. обращались к тов. Горбачеву М.С., также после Вашего избрания на пост Председателя Палаты Совета национальностей к Вам, с просьбой о принятии нас, представителей курдского народа, разбросанного по 9 союзным республикам Союза (прилагается копия писем на 6 страницах). Однако до сих пор более месяца мы ждем, никто нас не принимает. Правда, часть наших товарищей уехали.

Ввиду того, что прилагаем копии писем и еще у Вас имеется наше письмо на 14 страницах с подписями 9005 человек, поэтому мы это письмо излагаем в кратком содержании.

17–20 июня 200 курдских семей не по своей воле покинули территорию Узбекистана. С ноября 1988 г. по май 1989 г. 18 тысяч курдов-мусульман убежали из Армении в Краснодарский край, где большинство из них до сих пор находятся без работы, без прописки. Советские органы Краснодарского края их предупредили о высылке, несмотря на то, что они даже купили квартиры и живут там. В Чимкентской области Казахстана, а также в Киргиз-
ской ССР нашим курдам дали месячный срок, чтобы курды покинули эти территории, поэтому мы через день дали Вам телеграмму о нашем приеме.

Как известно, 7 июля 1923 г. была образована курдская автономия.
Отомстил нам Сталин – ликвидировал автономию. Нас выслали в 1937 г. в Средне-Азиатские республики и Казахстан. Азербайджанский народ интернациональный, доброжелательный, гуманный народ. По крайней мере, мы ни в какой исторической литературе не встретили, что когда-либо в течение нашей эры войны были между нами и азербайджанцами. Наоборот, наши сыновья голову отдали за азербайджанский народ, их сыновья за нас. Мы – неотделимая часть азербайджанского народа, азербайджанский народ – сердце нашего народа.

Учитывая изложенное, Азербайджан не будет против восстановления нашей автономии.

Если на территории бывшей курдской автономии проживают народы, мы не возражаем образовать нам автономную республику на безлюдных, безводных, свободных землях, таких как: земли, вышедшие из-под Каспийского моря. Тут надо очищать морскую воду, поливать земельные угодья или аналогичные земли, так называемые Джейран чел. По этой территории протекает река Кура, на которой можно построить насосную станцию, обеспечить земли поливной водой. Эти земли до сих пор не используются. На указанных землях можно производить много продуктов земледелия и животноводства как для жителей автономии, так и для населения всей республики.

С первых же дней образования автономной республики, мы перейдем на хозрасчет. Мы готовы земли взять от государства на долгосрочное время в аренду. Как-то за 1 га поливных земель платить 1000 рублей, условно-поливных земель – 500 рублей, богарных – 200 рублей. По данным наших специалистов-экономистов, автономная республика может работать постоянно с прибылью.

Учитывая изложенное: – ввиду того, что никакой народ не находится в таком тяжелом положении, как наш народ, и нас ждет трагедия, просим срочно решить наш вопрос и восстановить нашу автономную республику в пределах Азербайджана.

 

Список лиц, приехавших на прием:

1. Бабаев Мамед Сулейманович – кандидат наук, председатель оргкомитета по восстановлению автономии, из Азербайджана;

2. Мамедов Али Абдулрахманович – член союза писателей СССР, из Армении;
3. Чатуев Фарзанда Каримович – гл. зоотехник из Киргизской ССР;
4. Садыхов Захир Абдуллаевич – беженец из Армении в Казахской ССР; и другие.


Письмо зарегистрировано в Секретариате Президиума ВС СССР
29.06.89 за № 229919, имеется надпись от руки "тов. Нишанов Р.Н. ознакомлен”.
Документ хранится в Государственном архиве РФ: ф. 9654, оп. 6, д. 114, л. 30.


Приложение № 2

Центр курдской культуры 103104, СССР, г. Москва, Б. Бронная, 6
Исх. № 150 от 4 июня 1991 г.

Президенту СССР тов. Горбачеву М.С. Председателю Верховного Совета СССР тов. Лукьянову А.И. Председателю Совета Национальностей тов. Нишанову Р.Н. Председателю Комиссии по национальной политике
и межнациональным отношениям тов. Таразевичу Г.С.

Несмотря на наши неоднократные обращения в официальном и неофициальном порядке во всевозможные советские инстанции, курдская проблема, все более остро заявляющая о себе как за рубежом, так и в СССР (например, в Краснодарском Крае, Армении, Средней Азии), до сего
момента не только не получает какого-либо позитивного рассмотрения, но зачастую попросту игнорируется, что, бесспорно, сказывается на настроении и помыслах курдов, разбросанных историей по разным странам, и в первую очередь советских, вызывая у них боль и возмущение. События последних дней в Армянской Республике, конкретно в Эчмиадзинском и Октомберянском
районах, где, несмотря на встречу представителей курдской общественности с Председателем Совета Министров Армении Манукяном, начинается насильственная депортация и унижение курдов под прикрытием необходимости размещения беженцев-армян из Нагорного Карабаха,
вновь заставляет курдов решать: явочным ли порядком либо любыми иными способами переходить границу в Турцию или обращаться к Генеральному Секретарю ООН и мировому сообществу, так как наше государство не в состоянии обеспечить элементарные гражданские права курдов, либо же ответить насилием на насилие для обеспечения своего и своих детей выживания.

Курдская проблема, по нашему убеждению, требует немедленного, самого тщательного и заинтересованного рассмотрения на правительственном и законодательном уровне в Центре и республиках, вплоть до восстановления курдской автономии и паритетного представительства курдов в парламентах всех уровней, если Вы, так же как и мы, не хотите ее перерастания в еще
один практически неуправляемый длительный и кровопролитный конфликт.

Ожидаем Вашего скорейшего конструктивного вмешательства. Генеральный директор подпись Т.М. Броев Документ хранится в Государственном архиве РФ: ф. 9654, оп. 6, д. 313, л. 14.


Приложение № 3

Президенту СССР Генеральному секретарю ЦК КПСС товарищу Горбачеву Михаилу Сергеевичу


Многоуважаемый Михаил Сергеевич!

На днях я встречался с группой представителей курдского народа. В связи с этим хотел бы поделиться с Вами некоторыми соображениями относительно этой проблемы. Какое-то моральное право прикасаться к курдскому вопросу, думается, дает мне обстоятельство, что я неоднократно затрагивал эту острую тему и в своих выступлениях, и в публикациях.

Дело в том, что этот мужественный народ попал в особую, почти тупиковую ситуацию. Если гонимые, – по причине межнациональных распрей, – армяне, азербайджанцы, русскоязычные и другие беженцы, при всей трагичности обстоятельств, все-таки имеют свою прародину, то с курдами судьба обошлась поистине жестоко. После ликвидации автономии, их, по существу,
разбросали по девяти республикам, принуждая к ассимиляции. Они, по существу, теряют родной язык, традиции, почти приостановилось формирование национальной интеллигенции.

В последнее же время, когда обострились межнациональные конфликты, положение курдов еще более усугубилось. Они очутились в положении того третьего, на котором два враждующих народа сгоняют свою озлобленность. Так, в разгар ошских событий курдам перепало в одинаковой степени и от киргизов, и от узбеков. Даже толерантно настроенные к курдам представители местных властей рекомендуют им покинуть пределы г. Ош.

Подобная ситуация сложилась и в остальных республиках, где расселены курды. Так, на упомянутой встрече меня предупреждали, с фактами в руках, что возможны враждебные выпады по отношению к курдам, скажем, в Казахстане. Словом, началась цепная реакция выживания курдов.

Но куда им бежать, когда целый народ очутился между небом и землей? И протестовать-то они, как другие, не могут, поскольку любая акция может вызвать еле сдерживаемый взрыв негодования народа, на земле которого они живут.

"Живут” – это слишком условно. Они ежеминутно, запасаясь едой и водой, пребывают в тревожном ожидании очередного погрома. Разве это жизнь?

Но и в терпении есть последняя грань. Постоянные стрессы довели людей до предела, за которым можно ожидать любого, самого трагичного исхода.
Казалось бы, поскольку сами курды лишены, по указанным выше причинам, возможности протестовать, роль защитника братского народа должны были взять на себя хотя бы средства массовой информации. Однако пресса, радио и телевидение усердно замалчивают даже те, весьма корректные и сдержанные акции, которые пытаются провести курды. Так, по существу,
было умолчание о недавнем, санкционированном митинге в Москве, о научно-практической конференции "Курды СССР: история и современность” проинформировала лишь "Комсомольская правда”.

Этот вакуум молчания рождает в людях чувство одиночества, забытости, безысходности.

Какой же выход из этой тупиковой ситуации? В идеале – восстановление автономии. Осознаю, что нажимом сверху этот вопрос не решить. Тут нужна лишь добрая воля, и прежде всего – Азербайджана и Армении – на стыке которых когда-то существовал Курдистан. Насколько мне известно, проблески этой доброй воли просматриваются в политике нового руководства
Азербайджана.

Но пока будет решаться этот сложнейший вопрос, курдам уже сегодня надо дать хоть какую-то надежду. Многоуважаемый Михаил Сергеевич! И на встрече с депутацией, и на указанной конференции курды просили, чтобы я передал Вам настоятельную просьбу – хоть на несколько минут встретиться с их представителями. Эту просьбу, по их утверждению, они уже неоднократ-
но адресовывали Вам.

Осознавая всю Вашу неимоверную занятость, все же осмеливаюсь поддержать просьбу представителей мужественного, терпеливого народа. Уверен, что сам факт этой встречи в значительной мере снял бы напряжение, достигшее критической черты.

С глубоким уважением (подпись) Борис Олейник Отметка от руки: "отправлено 26 IV 90”

 

Документ хранится в Государственном архиве РФ: ф. 9654, оп. 6, д. 203, л. 7–9

 


[1] Вопреки утверждению автора курды на указанных территориях зафиксированы задолго до указанной даты. Источники фиксируют наличие курдов в Закавказье за пять столетий до нашей эры. Об этом подробно см.  

1.        Затерянные следы курдской истории Закавказья: от Двина до Двина . http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1190

2.        2. 2. Южное Закавказье и курды . http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3

3.         Древняя мифология и курды. Арарат или Джуди?  http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12

4.        . Курдское христианское государство в период династии Михранидов  http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=18

 

 

 http://kurdistan.ru/2015/01/03/news-23110_Sudba_sovetskih_kurd.html

 

0

Оставить комментарий