Опубликовано: 26.01.2014 Автор: Admin Комментарии: 0

Ешев М.А., социолог лаборатории комплекс­ных проблем, кандидат социологических наук

 

Работа посвящена выявлению особенностей патриотических настроений и чувств курдской общности, проживающей на территории Республики Ады­гея. На основе полученных эмпирических данных определяется понимание патриотизма, формы и способы его проявления. Проводится сравнитель­ный анализ представлений курдов о патриотических чувствах по возраст­ному критерию.

 

B последнее время в научной мысли и в политической среде повышен­ное внимание уделяется вопросам национальной политики и консолидации поликультурного российского общества. Ведутся активные поиски путей и механизмов эффективного и безотлагательного решения указанных вопро­сов. Так, Президент РФ В.В. Путин поручил до 1 декабря 2012 года дорабо­тать «Стратегию государственной национальной политики до 2025 года». Одним из основных моментов и новшеств данного документа является вве­дение понятия «российская гражданская нация», призванного стабилизиро­вать межнациональные отношения и укрепить единство многонационально­го народа Российской Федерации1. 


На наш взгляд, вводимое понятие предполагает формирование россий­ской идентичности, основанной на чувстве общенационального патриотиз­ма. В данном аспекте актуальным остается вопрос о сохранении этнической исключительности народов, населяющих поликультурную Россию, в том числе вопросы этнической идентичности и патриотизма как этноинтегри-рующего компонента.

Актуальность указанных вопросов возрастает в таких поликультурных регионах, как Северный Кавказ. Одной из полиэтничных республик Север­ного Кавказа является Адыгея, на территории которой проживают более ста этносов. Проживание в едином социокультурном пространстве этнических большинства и меньшинств, а также титульного этноса оказывает значи­тельное влияние на формирование и развитие ценностей всего общества, в том числе патриотизма и идентичности. Учитывая важность для развития гражданской идентичности формирования чувства общегражданского пат­риотизма, актуальность анализа патриотизма этнических меньшинств по­вышается.

Одним из этнических меньшинств Республики Адыгея выступают пред­ставители курдской общности, постоянно проживающие на территории Адыгеи около четверти века. При этом курды являются самым многочис­ленным народом, не имеющим своего государства. В связи с этим научный интерес представляет анализ патриотизма как базисной ценности этниче­ского меньшинства Адыгеи, в частности курдской общности.

Цель нашего исследования заключается в выявлении специфики патрио­тичности курдского народа, проживающего в Республике Адыгея.

Работа основывается на анализе эмпирических данных, полученных в ходе нескольких научных экспедиций в Красногвардейский район – терри­торию наиболее компактного проживания представителей курдской общно­сти. Социологические исследования проводились в 2011 – 2012 годах в со­ставе исследовательской группы под руководством профессора А.Н Соко­ловой. В 2011 году было проведено анкетирование и интервьюирование курдов среднего возраста, а также опрос экспертов, посвященные выявле­нию степени политико-правовой адаптации курдской общности в целом. В 2012 году в рамках выявления проблем дошкольного и школьного обучения детей-курдов проводилось анкетирование курдских школьников с целью определения их ценностной системы и места патриотизма в ней2.

 

1.В России появится «российская гражданская нация» // http://news.mail.ru

2Проблемы школьного и дошкольного образования и воспитания детей курдов-переселенцев». Материалы Круглого стола, 29 октября, 2012. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012.

 

К тому же был проведен вторичный анализ результатов доступных со­циологических исследований и опросов общественного мнения. Принимая во внимание различия в методиках исследований и формирования выбороч­ной совокупности, представляется возможным сравнительный анализ ре­зультатов авторского исследования с данными, полученными в ходе иссле­дований Фонда общественного мнения (ФОМ), Всероссийского центра изу­чения общественного мнения (ВЦИОМ), Института социологии РАН и др. Данная методика позволит определить общие закономерности и выявить новые тенденции.

Для начала необходимо определиться с понятием «патриотизм», что обусловлено неоднозначным отношением к данной категории после распада СССР. Характерной чертой перестроечного времени становится крушение различных догм и постулатов. В частности, предполагается, что патриотизм – отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов. В начале XXI века В.В. Гонеева отмеча­ет, что «…в последнее десятилетие стало непристойным говорить о патрио­тизме. Патриотов клеймили как «национал-патриотов», «краснокоричне-вых». Дух патриотизма был изгнан из пропаганды, СМИ, из системы воспи­тательной работы, из духовной жизни общества»1. Однако в середине пер­вого десятилетия нового века патриотизм начинает восприниматься как социокультурная ценность и интеграционная основа российского общества.

Традиционно патриотизм понимается как чувство любви к своей Ро­дине. Подобное определение можно найти во многих словарях, например в словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующая трактовка: «Пат­риотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»2.

Подобная интерпретация патриотизма получает развитие и в обще­ственном сознании. В качестве примера можно привести следующие дан­ные. Так, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в период с 2000 по 2005 годы число тех, кто под патрио­тизмом понимает любовь к Родине только увеличивается с 59% в 2000 году до 67% в 20 053. Таким образом, можно утверждать, что в общественном сознании россиян сохраняется традиционное определение патриотизма как чувства любви к своей Родине.

Однако у опрашиваемых курдских школьников иное мнение. Так, на во­прос «Для вас термин «патриотизм» – это…» 46% отвечают «любовь к мно­гонациональному народу России», вдвое меньше – «любовь к своей семье, родному краю», 15% – «уважение курдской культуры», 12% – «любовь к своему народу» и 4% – «любовь к исторической родине Курдистану». При этом 65% курдских школьников считают себя патриотами, 20% – затрудни­лись с выбором ответа, 15% ответили отрицательно.

 

1.Гонеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 179.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд. М., 1990. С. 494.

3.Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 12-13 ноября 2005 г. // http://wciom.ru

 

Традиционное осмысление патриотизма в научной мысли характерно для классического подхода, современный неклассический позволяет утвер­ждать, что содержание патриотизма имеет сложную и многоуровневую структуру, отражает различные стороны, связанные с духовно-нравственным состоянием личности, с ее взаимоотношением с обществом и с государством. Разнообразные научные подходы к этому феномену, суще­ствующие в научно-исследовательской литературе, указывают на многова­риантность и многоплановость его трактовки. Во многом это объясняется сложной природой патриотизма, многообразием форм его проявления, мно-гоаспектностью содержания, что, в свою очередь, свидетельствует о меж­дисциплинарном характере рассматриваемого явления.

Кроме того, патриотизм носит полипарадигмальный и междисципли­нарный характер, являясь предметом рассмотрения многих научных дисци­плин: истории, философии, педагогики, политологии, социологии. Каждая из указанных дисциплин рассматривает определенный аспект исследуемого явления и интерпретирует дифференцированно.

Например, в Социологической энциклопедии патриотизм рассматрива­ется как «многозначный термин, означающий любовь к своей родине, наро­ду, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»1.

При такой интерпретации понятие «патриотизм» органично связано с понятием «Родина», его историческим прошлым, со свои этносом, общно­стью исторической судьбы и происхождения.

Следует отметить, что для курдского населения вопрос определения своей родины является в некоторой степени проблематичным. Историческая Родина курдов – Курдистан – разделена между 4 государствами (Турция, Иран, Ирак, Сирия), сами курды проживают в различных точках планеты. О сложности выбора своего Отечества свидетельствуют и ответы, полученные в школьников-курдов. Для 31% опрашиваемых Родина – это страна, в кото­рой родился. Такой же процент считает, что Родина – государство, в кото­ром живут. 19% респондентов выбрали ответ «Российская Федерация». Аналогичный показатель был получен и при ответе «Курдистан». Невоз­можность выделения наиболее и наименее предпочтительных ответов ли­ний раз подтверждает наличие проблемы определения своей Отчизны.

Однако на вопрос «Кем вы ощущаете себя в первую очередь?» практи­чески всегда респонденты старшего поколения дают один ответ: «я -курд!». Другими словами, для взрослых курдов Адыгеи на первом месте стоит этническая идентичность. Для них понятие курдской этнической идентичности имеет принципиальное значение, поскольку встает вопрос о выживании курдского народа, подвергающегося насильственным действи­ям, переселениям, гонениям, и осознается вместе с идеей формирования курдской автономии.

После этнической самоидентификации, большинство курдов отождеств­ляют себя с гражданами России. По полученным в ходе анкетирования дан­ным можно говорить о том, что подавляющее большинство (96%) респон­дентов являются гражданами РФ – такой процент опрошенных ответил по­ложительно на вопрос о наличии паспорта.

Несколько иные показатели были получены при анкетировании курд­ских школьников. Так, на вопрос «Кем Вы себя чувствуете в большей сте­пени…?» 38% респондентов выбирают ответ «гражданин России и РА», 23% – «гражданин мира, России и курд», 16% – «гражданин России и курд». Такой же процент опрошенных школьников выбрали вариант ответа «курд», а 7% – «гражданин РФ».

 

1.Социологическая энциклопедия. В 2т. Т. 2. М., 2003. С. 164.

 

Сравнивая полученные данные по возрастному критерию, можно отме­тить, что для взрослого поколения курдов приоритетной остается этниче­ская идентичность. Тогда как молодая генерация курдов позиционирует себя, главным образом, с гражданами России и Адыгеи, что в некоторой степени может оказывать влияние на сохранении этнокультурной исключи­тельности группы. Выявленные противоположенные тенденции могут объ­ясняться тем фактом, что курдские школьники не имеют опыта проживания в разных странах. Они родились в Республики Адыгея, обучаются и социа­лизируются в местных образовательных учреждениях, что не может не вли­ять на их духовно-нравственное и культурное развитие. Другими словами, курдские школьники активнее участвуют в процессах ассимиляции и адап­тации.

Курдская общность являлась долгие годы закрытой, что очень усложня­ло позитивное развитие указанных процессов1. Несмотря на это, сами курды говорят о том, что по характеру они близки к русским и переняли в какой-то мере мировоззрение и менталитет русского человека. Полиэтничное обще­ство Адыгеи позволяет курдам органично воспринимать различные стороны социокультурного пространства, а также знакомиться и познавать богатую культуру соседствующих этносов без ущерба для ценностей своей соб­ственной. Сохраняя свою этническую исключительность, включая язык, культуру, мировоззрение, духовные ценности, обычаи и праздники, они довольно гармонично сочетают в себе и некоторые аспекты мировоззрения окружающих их народностей.

В качестве примера приведем следующие показатели. На вопрос «Как вы относитесь к государственной символике (гимн, флаг, герб) Российской Федерации?» 53% респондентов отвечают «испытываю чувство гордости, ощущаю себя гражданином России», 33% – «сложно однозначно опреде­лить те чувства, которые они вызывают» и только 14% относятся безраз­лично. В отношении государственной символики Республики Адыгея – 33% относятся к ней безразлично, 50% – с интересом и восхищением, 17% -затруднились ответить.

Задавая аналогичные вопросы курдским школьникам в процессе их ан­кетирования, были получены следующие показатели. На закрытый вопрос «Какие чувства вы испытываете, когда слышите государственный гимн России?» 100% респондентов выбрали из пяти предложенных вариантов ответ «испытываю чувство гордости, ощущаю себя гражданином России».

 

Жаде З.А., Шадже А.Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Ады­гея: социологический дискурс // Теория и практика общественного развития. Науч­ный журнал. №. 10.Краснодар, 2012. С. 31-35.

 

Для сравнения, согласно данным ВЦИОМ более половины россиян (56%) испытывают чувства восхищения и гордости при прослушивании гимна страны, эти же эмоции возникают у 52% респондентов при виде фла­га и у 49% при виде герба России. Симпатию же чаще вызывает флаг (29% опрошенных) и герб (28%), нежели гимн (25%). Безразличными наши со­граждане остаются при виде государственных символов лишь в 14-17% случаев. Раздражение и антипатию они вызывают только у 1-2% россиян. Примечательно, что на протяжении трех лет чувства респондентов к госу­дарственной символике практически не изменяются . Графически сравни­тельный анализ отмеченных показателей представлен на рис. 1

 

Рис. 1. Какие чувства вызывает у Вас государственный гимн России?

 

Патриотические настроения и патриотизм в целом зарождаются и разви­ваются под влиянием различных факторов и являются, с одной стороны, компонентом социальной идентичности человека, а с другой – результатом его социализации. И этим, на наш взгляд, объясняется сложность и проти­воречивость существования патриотических чувств, как в масштабе всего общества, так и на уровне отдельного индивида.

Заметим, что патриотизм представляет собой комплексный социокуль­турный и нравственный феномен, в котором можно выделить три основных аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Речь идет о знании истории и культуры своей страны, эмоционально заинтересованного чув­ства к нему и способности активно действовать на основе этих ценностей2. На наш взгляд, к указанным аспектам следует добавить и этнокультурный аспект патриотизма, выражающийся в проявлении положительного отно­шения к своему этносу, что особенно характерно для курдов.

 

1.Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 июня 2009 г. // http://www.wciom.ru

2.Колябина Т.С. Социальная идентичность как основополагающий элемент патриотизма и гражданственности // Теория и практика общественного развития. 2005. № 3. С. 35

 

Проявления патриотизма в общественной жизнедеятельности могут быть многообразными. Патриотизм как ценностный ориентир может иметь своим результатом социальную активность личности, но при определенных условиях может обернуться и депрессивной пассивностью, страхом за бу­дущее государства, и, следовательно, свое собственное. Патриотизм как элемент общественного сознания может реализоваться в бесконечных ре­чах, порывах и лозунгах, которые, однако, не всегда стимулируют людей к деятельности на благо своей Родины. Патриотизм как деятельность являет­ся наиболее желательным и выступает системообразующей силой в деле консолидации общества в кризисных ситуациях. Именно в таком аспекте чаще всего проявляется патриотизм курдов, проживающих в Адыгее.

На проявления патриотических настроений курдами существенное зна­чение оказывают этнокультурные традиции и обычаи. Как правило, прове­дение различных обрядов объединяет людей, выступая интегративным фак­тором в условиях функционирования этнического меньшинства.

Одним из проявлений патриотизма выступает тот факт, что практически у каждого курда на мобильном телефоне в качестве рингтона установлена этническая мелодия, на заставках – картографические описания Курдистана либо фотографии лидера курдского народа, символа свободы, выразителя борьбы за общечеловеческие ценности и демократию. Абдуллы Оджалана. Причем изображения Абдуллы Оджалана находятся практически в каждом доме, а ежегодно в день его ареста турецкими властями сплоченные одной идей курды проводят протесты и митинги.

В данном аспекте интересны следующие полученные данные. На вопрос «Есть ли в вашем мобильном телефоне национальная музыка?» положи­тельно отвечают 73% опрошенных курдских школьников, 27% дают отри­цательный ответ. Изображение флага Курдистана в сотовом телефоне при­сутствует у 88% респондентов. Между тем, всего у 35% анкетируемых в мобильном есть портреты политических лидеров, соответственно, у 65% такие портреты отсутствуют. Самым популярным изображением политиче­ских лидеров, из числа ответивших положительно, является портрет Абдул-лы Оджалана.

Таким образом, проявления патриотических настроений курдами, про­живающими на территории Республики Адыгея многообразны. Основой патриотизма курдов старшего поколения Адыгеи выступает позитивная этническая идентичность, предполагающая толерантное отношение к окру­жающим этносам. Патриотизм курдских школьников, фундированный на позиционировании себя как граждан России и Адыгеи, предполагает и озна­чает проявление позитивного чувства к многонациональному народу Рос­сии. При этом патриотизм всего курдского населения не носит лозунговый характер, а, как правило, проявляется в активных действиях во благо своему этносу. Значительное влияние на специфику и проявление патриотичности оказывают родной язык (курманджи), родная культура и специфическая система ценностей.

 

 

Библиографический список:

 

1.В России появится «российская гражданская нация»//http://news.mail.ru

2.Проблемы школьного и дошкольного образования и воспитания детей
курдов-переселенцев». Материалы Круглого стола, 29 октября, 2012 / Ред.-сост. А.Н. Соколова, ред. Жаде З.А., Шадже А.Ю. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012.

3.Гонеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-
гуманитарные знания. 2002. № 3.

4.Ожегов С. И. Словарь русского языка. 22-е изд. М., 1990.

5.Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 12-13 ноября 2005 г. Опро­шено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и респуб­ликах России // http://wciom.ru

6.         Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г.Ю. Семегина.

М., 2003.

7.Жаде З.А., Шадже А.Ю. Социокультурная адаптация курдов в Рес­публике Адыгея: социологический дискурс // Теория и практика обще­ственного развития. Научный журнал. №. 10. Краснодар, 2012.

8.Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 июня 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России // http://www.wciom.ru

9.Колябина Т.С. Социальная идентичность как основополагающий эле­мент патриотизма и гражданственности // Теория и практика общественного развития. 2005. № 3.

 

 

Журнал «EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL = ЕВРОПЕЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК». 2012, № 11-1.С. 262 – 269.

 

 

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции сайта.

 

 

0

Оставить комментарий