Опубликовано: 10.11.2013 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад

 

     Курды как один из древнейших насельников Месопотамии и Передней Азии — основатели Мидийской, Парфяно-Аршакидской, Сасанидской и Айюбидской империй и сотни феодальных государств и княжеств, — оставили яркий след не только в истории дальнейшего развития шумеро-хурритской и ирано-курдской культуры региона, но и внесли огромный вклад в общемировую культуру. Распад курдских империй, разрушение курдской государственности и ее потеря, захват и раздел Курдистана стала огромным препятствием в поступательном движении исторического и культурного развития курдского народа. Захватчики и колонизаторы Курдистана во все времена стремились во чтобы то ни стало, прибрать к рукам материально-духовное и культурное богатство курдского народа во всех ее сферах проявления, стереть курдский след региона, затереть из коллективного курдского сознания ее идентичность, сделать их чуждыми элементами к своему культурному, духовному и историческому наследию. В ассимиляционной политике главная роль особенно отводилась к исламу, который стал удобной почвой и мощной религиозной идеологией для распыления курдской пассионарности  в мусульманской умме.

     Таким образом, часть из элементов курдского исторического, духовного и культурного наследия было присвоено арабами, турками, персами армянами, грузинами, а та часть, что не сумели или не могли присвоить, сознательно затерялись под общим «мусульманским» и в лучшем случае «иранским» названием. При  этом колонизаторы и недоброжелатели курдского народа открыто отказываются признавать за курдами не только их историческую территорию проживания, но и право иметь историю, язык и культуру.  

 

      А чтобы потом курды им за украденное  и присвоенное счет не предъявили, соседи курдского народа из кожи вон лезли и лезут, чтобы доказать что, «курды были и есть воплощением всего некультурного»,  что  они «дикая народность,   лишенная каких бы то ни было мирных культурных качеств». При этом полностью отрицалось не только наличие письменной литературы у курдов,  но ставилось под сомнение их способность даже принимать какую бы то ни было литературу или культуру вообще[1]. Или же пишут,  что  «историческое прошлое курдов скрывается в тьме веков: у них нет ни истории,  ни литературы,  и что сохранилось в устных преда­ниях,  то этого слишком мало,  чтобы сказать что-нибудь положительное об их исторической судьбе»[2].

 

    Но, по мере того, как курды восстанавливают исторические портреты, события и факты, возрождая свое историческое прошлое, раскрывается величайшая палитра курдской действительности во всей красе своего исторической значимости и насыщенности культурных богатств.

 

    Курдистан богат полезными ископаемыми и в том числе мед, бронза, золота и серебро не составляют исключения. До сих пор весь мир восхищается датируемой XIIVIII вв. до н.э. бронзовыми художественными изделиями (оружие, украшения конской сбруи, одежды), известной под «Луристанская бронза», артефактами серебряных и бронзовых изделий VII в. до н. э. из Зивие в Курдистане, что является свидетельством того факта, что искусство изготовления изделий из меди, латуни  и серебра и техника чеканки в Курдистане является древнейшей профессией и в курдской среде мастера чеканки известны как «Zêrnişanciyan». В средневековом Курдистане центрами художественного изготовления предметов из металла были Амед (Диярбакыр), Ван, Джизире (Ботан и часть Западного (Сирийского Курдистана), Мосул, Керманшах и дургие города.

 

      На сегодня среди величайших культурных деятелей курдского народа мы по праву можем назвать и средневекового курдского художника по металлу (чеканщика) МАХМУДЕ КУРДИ (КУРД МАХМУДА), который благодаря своему мастерству чеканщика приобрел по средневековым масштабам общемировое значение. Примечательно, что он все свои произведения подписывал как «Махмуд ал-Курди», подчеркивая при этом свою именно этническую принадлежность, так как многие из числа виднейших курдов узнавались по названию местности, где они рлдились, или же по названию рода или племени. Нисба «КУРД» уже указывает на наличие уже в средневековье у значительной части представителей курдских племен этнического самосознания, которые себя четко относили к курдскому этносу. 

 

 

 

      О жизни и деятельности Махмуде Курди, известный в арабских источниках как Муаллим Махмуд ал-Курди (Mu'Allim Mahmud alKurdi; Mu'Allim Mahmud_ibn_al-Kurdi) и европейских источниках как  Mahmoud El Kurdi, Mahmud alKhurdy, Le Mahmud alKurde мало, что известно. Исследователи предполагают, что он родом из Египта или из соседней Сирии, где в отличие от первой курды живут с древнейших времен. 

 

 

       Курды в Египте оказались на волне сопротивления к крестовым походам — захватнических войн, которых в XI—XIII веках рыцари Западной Европы вели в Палестине.

      После серии побед над крестоносцами талантливый курдский военначальник Асад ад-Дин Ширкух I ибн Шади был назначен Великим везирем (с 18 января 1169 по 23 марта 1169) Халифа ал-Адид лидиниллах Абу Мухаммад АбдАллах ибн Йусуфа (1160—1171г.).

Со смертью Ширкуха пост Великого визиря Халифата занял его племянник Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, выдающийся полководец и политик (с 23 марта 1169 по 4 марта 1193 г.). 

 

 

      Салахаддин Айюби (в русской и западной традиции Салади́н, 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) в 1174 году после упразднения Халифата Фатимидов и учреждения Султаната Айюбидов стал первым курдским султаном Египта, где его потомки правили до 1252 года. В 1252 году мамлюкский атабек Айбек низложил малолетнего султана Аль-Ашрафа Мусу (р. 1242) и выслал его в Византию. Но, с прекращением курдского правления, несмотря на то, что отдельные курдские племена вернулись в Курдистан (к примеру один из этих племен по возвращению на историческую родину в конфедерации из 6 племен Джалали до сих пор кличать не иначе, как «Мысыркан» (курдское название Египта – Мыср)), исход курдов из Египта не случилось и курды по прежнему оставались  значительной военно-политической силой страны. Иначе, без опоры на обширные курдские массы, курдская династия Айюбидов так долго не могли бы править Египтом.

     И в наши дни в Египте живут значительное количество курдов. По данным самих же египетских источников — Генерального консула Египта в Эрбиле  Сулейман Османа «сегодня от 4 до 5 миллионов египтян являются курдами по происхождению»[3].

     Курды как прямые потомки хурритов с древнейших времен зафиксированы на территории современной Сирии, которая входила в состав Митанни (Ханигальбат) — древнее государство (XVI—XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей.

     Столицей хурритского государства Митанни была Вашшукканни (Васугани, Усукани, Хошкани, Сикани), которая располагалась на источнике реки Хабур. Столица     Митанни поддается четкой и уверенной локализации на месте современного курдского города Сарекани (курд. Serê Kaniyê — «У истока») в провинции Хасаке на сирийской части[4].  Фактически город Сарекани расположен на нулевой отметке сирийско-турецкой границы и разделен между Сирией и Турцией по Багдадской железной дороге.[5]

 

     В Сирии потомки Саладдина Айюби правили в Баальбеке (1138-1239), Дамашге (1174-1260), Халебе (Алеппо, 1183-1260), Хаме (1178-1342), Хомсе (Химса) и  Пальмиры (1154-1263).

      В настоящее время весь север Сирии заселен курдами, во всех крупных городах есть курдские диаспоры численностью в несколько сот тысяч человек. Только окрестностях Халеба (Алеппо) имеется свыше 44 курдских населенных пунктов, самом городе есть полностью заселенный курдами курдские кварталы и общее количество курдов Сирии доходит до 3-х миллионов.  

      В средневековье курды Египта и Сирии жили в тесном взаимодействии и об разделяющих их границах не могло быть и речи.

 

 

      Поэтому сложно сказать, где родился Махмуд Курди — в Сирии или Египте. Только известна точная дата его смерти —  он умер в 1395/6 г. В Египте и там же похоронен.

      По отрывочным сведениям, он был бедным студентом, который дослужился до ustadar («главного мастера») Египетского султана мамлюка Баркук аз-Захир (1382—1389, 1390—1399). Другие источники сообщают, что он был «эмиром» или «мажордомом» («управляющим» египетского султанского двора). Также имеется сведения, что один из султанских вельмож Саад аль-Дин б. Гураб из-за чувства зависти к славе знаменитого мастера чеканки наговорил на султана, за что Махмуд Курди был арестован, а его имущество конфискован.

 

 

 

      А некоторые источники периода творчества Махмуда Курди соотносят к XV веку, утверждая при этом, что якобы он был на службе у Узун Гасана. (1423 — 6 января 1478)  — правителя государства Ак-Коюнлу (с 1453 по 1478 год)[6]. Но, точная дата смерти (1395/6) Махмуда Курди отвергает эту версию, которая видимо, возникла не на пустом месте. Для упрочения своей власти Узун Гасан поддерживал дипломатические отношения с соседними странами, а также с государствами Западной Европы. В борьбе с османами из-за Трабзонской проблемы Узун Хасан опираясь на помощь венецианских правителей, ждал поддержки, а именно огнестрельного оружия. Само собой разумеется, что Узун Хасан с Венецией обменивался дипломатическими представительствами. А Диярбакыр — область между городами Амед и Мосул также входил в состав государства Ак-Коюнлу и поздние источники могли в качестве «дипломата» в Венеции предположить и Махмуда Курди. Только этим можно объяснить отрывочные сведения из источников XVIIXVIII  веков о том, что Махмуд Курди переселился в Венецию и открыл там мастерскую,  А это в свою очередь дает слабую надежду локализовать место рождения Махмуда Курди город Амед или город Мосул.

   

 

 

    Но, общеизвестным фактом является то, что Махмуд Курди построил в Египте мастерскую, где также организовал медресе (мусульманское начальное духовное учебное заведение). Изделия из серебра, латуни и меди, которые выходили из мастерской Махмуда Курди, вскоре прославила его на весь мир, а «Мастер Махмуд ал-КУРДИ» стал общепризнанным брендом. Его имя и рукоделия не только на Ближнем Востоке и Передней Азии, но и странах западной Европы (Венеция, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция и др.) насколько стали популярными, что уже начались  подделки изделий с его именем.

 

 

      Произведения Махмуда Курди в «Венециано-сарацинском стиле» отличаются своим неповторимым изяществом и красотой.  К концу XV века шла интенсивная торговля через Средиземное море и искусствоведам сложно было разгадать различное влияние на художественные произведения из различных металлоконструкций. Эксперты когда-то думали что, богато украшенные так называемой «Венециано-сарацинском стиле» металлоконструкций изготавливали арабы, живущие в Венеции. В настоящее время известно, что она первоначально была произведена в Египте или Сирии и только потом скопированы в Италии.

 

 

 

       На сегодняшний день известны чуть более 13 подлинных изделий с его именемМастер Махмуд алКурди»), которые хранятся в самых знаменитых музеях мира (Musee du Louvre (Paris) (RMN), Saint Louis Art Museum, Cividale del friulli, Museo Archeologico Nazionale, Britsh Museum, Museo Stibert de Florence,Vases & Urns, Islamic Art, Islam, Museums of France, Other Subjects, Fine Art Collections, National Museums, Religion & Spirituality, Subjects, Museums of Europe, Collections, RMN by Location, Museum Tours, The French Collection – RMN, Fine Art Collections, Fine Art, Ermitage, Eglise Santa Maria Assunda).


        После смерти Махмуда Курди его мастерская-медресе и стал его мовзолеем (гробницей), который в год его смерти 1395/797-98 x. был реконструирован в мечеть и в настоящее время известен как  Мечеть-медресе-гробница Махмуд ал-Курди и в Египетской столице Каире расположен по адресу Bab Zuwayla, El Muiz Le Din Allah St, ElDarbel Ahmar (باب زويلة – شارع المعز – الدرب الاحمر).

 


[1]Орбели И. А. Фольклор и быт Мокса. Приложение,  написанное Руденко М. Б.  С. 136.  М., 1982. 

[2]Хачатуров К. «Курды, черты их характера и быта». Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание управления Кавказского ученого округа. Выпуск 20.  С. 64. Тбилиси, 1894. 

[3]http://www.kurdistan-post.eu/ru/medya/5-millionov-egiptyan-kurdy-po-proishozhdeniyu

[4]Об этом подробно см. «Историческая область Шахразур: на истоках курдской истории, философской мысли и суфизма». http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1185&Itemid=1

[5]К началу Первой мировой войны Багдадская железная дорога была построена только частично. На севере рельсы были проложены до Сарекани (Рас-эль-Айна), за время войны до Нусайбина, на юге — от Багдада до Самарры. После поражения Центральных держав и распада Османской империи строительство прекратилось. Только к лету 1940 года строительство всех отдельных участков турецкими подрядчиками было полностью завершено, и в июле 1940 года из Стамбула в Багдад отправился первый прямой и беспересадочный поезд.

[6]Туркменская династия, правившая в 1378—1508 гг. в  Южном Азербайджане, Карабахе, Армении, Курдистане, Ираке, Луристане, Фарс и Кирмане со столицей в Тебризе.

 

 

 

Источники:

 

1. Sylvia Auld. «Renaissance Venice, Islam and Mahmud the Kurd: A Metalworking Enigma».English. 2004. London: Altajir World Of Islam Trust.

2. Venice and the Islamic World, 828-1797. Stefano Carboni, ‎Institut du monde arabe (France), ‎Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.) – 2007 – ‎History.

3. The New International Encyclopaedia – Том 16 – Страница 78. Herbert Treadwell Wade. Dodd, Mead and company, 1930

4. http://collections.vam.ac.uk/item/O65755/boxandcovermahmudalkurdi/

5. Aso Zagrosî. 15.yüzyılda bir Kürd el sanatçısı: Mahmudê Kurdî.

http://www.newroz.com/tr/politics/353788/15y-zy-lda-bir-k-rd-el-sanat-s-mahmud-kurd

0

Оставить комментарий