Опубликовано: 18.07.2013 Автор: Admin Комментарии: 0

     Истоки курдского патриотизма Гажара Аскерова (Hêjarê Şamil), который не зная ни единого слова на курдском и к своим 25 годам выучил ее в совершенстве, который во имя Курдистана оставив семью, родных и близких, стал активным участником курдского движения, надо искать в его семье.

      Гажар родился 16 июня 1966 г. в Кельбаджар (одноименный город и район в бывшем Курдистанском уезде в Азербайджане, ныне оккупирован Арменией) в семье всемирно известного курдского ученого и просветителя Шамиля Аскерова. 

      Его отца Шамиля Аскерова в народе любовно называли «Мамоста Шамиль» («мамоста» на курдском значит «учитель»), который был «живой энциклопедией», поэтом, курдологом, филологом, лингвистом, переводчиком, журналистом, историком, этнографом, прекрасным знатоком фольклора, и исследовав природу создал этнографический и природоведческий музей в Кельбаджаре… 

     Даже недоброжелатели уважали его за благородие и трудолюбие. 

    Шамиль Салимович не стал священником или политиком, его не выбрали главой государства. Шамиль Аскеров получил специальность математика, однако душу его переполняли чувства, которые не могли не вылиться в замечательные лирические стихотворения: сотни его стихов люди знают наизусть.

    Мамоста Шамиль просто был душевным и благородным человеком. На каждого, кто встречался с ним, производили глубокое впечатление его мудрость и доброта; в любом обществе он естественно и легко становился лидером. Он был влюблен в Курдистан. Его дом напоминал Курдистан в миниатюре: фотографии, книги, народные мелодии… Библиотека, превысившая в 80-е годы 20 тысяч томов, где было собрано более трех тысяч книг на курдском языке, изданных в разные годы в разных станах мира.

   Курдистан был для Шамиля Салимовича не мечтой, а образом жизни. Он жил в маленьком городке Кельбаджар, в тысяче километрах от Курдистана, но он жил в Курдистане, с его именем, и наверно, был единственным патриотом своего народа в Кельбаджаре, так неустанно боровшимся за национальные права курдов — одиноким воином, который сражался за Красный Курдистан.

    Патриотизм для Шамиля Салимовича начинался с восторга перед цветущей яблоней в собственном саду, любви к соседу, счастья шагать по пыльным дорогам родной деревни, со знания своей малой родины и с блаженства говорить на родном языке. Он отлично знал место каждого камня, запах каждого цветка в маленьком Кельбаджаре.

    Шамиль Аскеров искренне любил свой народ и предан идее курдского национализма, был любящим все человечество гуманистом, истинным демократом, верил в братство и дружбу между народами. 

     Крайне жаль тех, которые считают будто эти качества несовместимы на примере  одной личности и они не имели чести познакомиться с великим сыном курдского народа в лице Шамиля Аскерова. Приходилось ли вам встречать главного редактора газеты, который поздно вечером, когда все ушли домой, делает уборку в редакции? Встречали ли вы директора школы, который после уроков строил бы новое здание? Слышали ли о директоре музея, который ищет в притоках рек камешки или собирает листья в лесу? Знали ли председателя горисполкома, который вместе с рабочими грузил бы камень? Те, кто знали Шамиля Аскерова, много раз становились свидетелями этих сцен!

     Шамиль Салимович Аскеров родился в 1928 году в Красном Курдистане, в селении Агджакенд, Кельбаджарского района. С 12 лет начал работать пастухом. В юности, не зная о существовании Курдистана, занимался изучением курдской истории и литературы.

     После окончания школы Шамиль Аскеров поступил в Азербайджанский государственный педагогический институт. Затем он с отличием закончил Высшую партийную школу в Баку и Азербайджанский педагогический университет.

    Работал редактором районной газеты, первым секретарем Кельбаджарского горкома комсомола, директором школы, заведующим РОНО и директором исторического музея. В годы, когда Шамиль Аскеров был секретарем горкома комсомола, Кельбаджарская комсомольская организация занимала первое место в соцсоревновании по всему СССР.

     Отказавшись от предложенной должности декана Бакинского университета и отвергнув другие заманчивые предложения, до начала 90-х годов Шамиль Аскеров жил и работал в отдаленном Кельбаджаре, в своем маленьком Курдистане. В 1993 году после оккупации Красного Курдистана армянской армией, Мамоста Шамиль, как и все курды Азербайджана и не только Азербайджана, вынужденно стал беженцем…

     Помимо общественной деятельности Мамоста Шамиль был широко известен в СССР и за рубежом своими научными работами и литературной деятельностью. Он – автор свыше сорока книг: поэтических сборников и сборников прозы, этнографических и исторических исследований — на азербайджанском и курдском языках. Шамиль Аскеров защитил диссертацию о творчестве курдского классика Шехмуса Джигерхун, перевел на азербайджанский поэму бессмертного Ахмеде Хани «Мем и Зин» и сотни жемчужин курдской классики: стихотворения Факие Тайрана, Мелае Джизири, Абдуррахмана Гажара и Абдуллы Горана; стремясь сохранить и изучить язык курдов Азербайджана, составил курдско-азербайджанский и азербайджанско-курдский словари; стал автором рифмических словарей курдского и азербайджанского языков.

     Мамоста Шамиль посвятил свою жизнь просвещению курдов и укреплению братства народов. Несмотря на постоянное давление властей – как советских, так и нынешних — он ни на пядь не свернул со своего пути. В 1978 году его приговорили четырем годам тюрьмы «за национализм». В знак протеста против этой несправедливости Мамоста Шамиль написал в годы заточения поэму «Немая девушка», посвященную борьбе курдского народа.  

     20 мая 2005 г. в возрасте 77 лет ушел из жизни человек уникальных энциклопедических знаний, выдающийся патриот курдского народа и  великий гуманист  – Шамиль Аскеров.

 

 

 

      Мать Гажара – Аскерова (девичья фамилия Манафова) Назила Абдулхамидовна родилась 12 февраля 1931 г. в Кахском районе Азербайджанской ССР. С Шамилем Аскеровым они впервые встретились во время учебы в Партийной школе в г. Баку. Незаметно для них студенческое знакомство переросло в большую любовь, и они создали семью в 1959 году. Эта счастливая пара со своими укоренившими традициями вырастила и воспитала 5 замечательных детей.

     Назила Аскерова в Кельбаджаре выделялась своей активной жизненной позицией, неустанно участвовала в общественно-политической жизни района, в начале в качестве Первого секретаря Комсомола, далее третьего секретаря райкома КПСС, завуча и директора районной средней школы. Она по профессии была учителем истории. А своей почетной «профессией» считала быть преданным другом Шамиля Аскерова.

     На долю этой мужественной дочери лезгино-аварского народов, связавшей свою судьбу с курдом, ученным с мировым именем, выпали огромные тяготы. Ей было суждено не раз испытать удары судьбы: она пережила арест мужа по сфабрикованному властями делу; семья Аскеровых стать беженцами после того, как весной 1993 г. Кельбаджар был захвачен вооруженными силами Армении. Поселок был полностью разрушен, в том числе и их дом. Безвозвратно утеряна библиотека с ценнейшими материалами по курдоведению, где были собраны более 20 тысяч книг. Разграблен знаменитый Кельбаджарский районный музей, в создании которого она вместе с мужем принимала самое деятельное участие и где были собраны уникальные экспонаты не только по истории этого региона Азербайджана, но и ее древних насельников-курдов.

     Однако, самый тяжким ударом для Назилы Ханум была потеря любимого мужа 20 мая 2005 г., после 45 лет совместной жизни. Горе сломило ее дух и подорвало здоровье, она ослепла. Добавились еще переживание за родного сына Гажара, посвятившего свою жизнь, как и его отец, служению курдскому народу. Долгая разлука с ним, так и превратилась в вечную разлуку и окончательно подорвала ее здоровье.   

     20 января 2011 г. в столице Азербайджана городе Баку, после тяжелой продолжительной болезни, скончалась Аскерова Назила Абдулхамидовна.

 

     За пять дней до смерти она общалась с Гажаром по телефону. Последними ее словами с Гажаром, ставшими прощальными были: «Ты не свернул с избранного пути… И правильно сделал… Только мои глаза остались во след за тобою…». Речь ее оборвалась…

     Как говорят ее родные эти были последние произнесенные слова в ее жизни… Последние и  прощальные… До своей кончины она больше не проронила ни единого слова…

      Понимая, что мать уже уходит в вечность, Гажар Аскер сразу же купил билет до Баку,  в надежде застать ее еще живой.

 

      Но, власти Азербайджана воспрепятствовали его приезду… 

 

 

 

 

 

     Бабушка Гажара, мать Шамиля Аскерова с ее характерным и ярким курдским именем Gulgez, также была кладовая курдской устной народной поэзии. Курдский журналист Бруки Лятиф Маммад когда с уст этой измученной болезнью и уже на долгие годы прикованной к постели, но сохраняющая бодрость духа умудренной жизнью женщины услышал на чистом курдском языке  десятка проникнутых носталгией и любовью по родным местам и малой родине баяти (bey hati, gerandin – четверостишие,  форма курдской народной устной поэзии), его изумлению не было предела. 

 

 

     Вот в такой славной проникнутой духом курдского патриотизма семье и родился Гажар.

 

     Гажар с детских лет увлекался поэзией и журналистикой.  С  6-го класса его стихотворения и статьи начались опубликоваться в местной и центральной печати Азербайджана. В годы учебы в Азербайджанском Педагогическом Институте начал заниматься профессиональной журналистикой.

     В начале 90-х годов прошлого века Г.Аскеров начал активно изучать и заниматься курдской проблемой, будучи корреспондентом парламентской газеты «Хаят»,  вместе с несколькими курдскими патриотами стал один из учредителей и корреспондентом газеты «Данге Курд»(1992). Также активно участвовал в создании Азербайджанского курдского культурного центре «Ронахи» (1992) и Азербайджанского отдела Всесоюзного курдского общественного объединения «Якбун», содействовал работе курдистанских партий в Азербайджане и других республиках Закавказья.

     Гажар Аскеров после 1993 года своим пером начал более активно служить  курдскому освободительному движению.     

     Гажар, считавшийся один из перспективных молодых поэтов Азербайджана, еще будучи студентом АПИ, из-за незнания своего родного курдского языка отказался писать в дальнейшем стихотворения, как он сам публично выразился – «в чужих языках».

      Его общественная деятельность и особенно его статьи раздражали националистических кругов Азербайджана, которые в те времена были не мало и в государственных структурах республики. Неоднократно получив угрозы и несколько попыток покушения на свою жизнь, Г.Аскеров был вынужден покинуть пределы Азербайджана и продолжать свою деятельность в дали от родных и близких.  

      В настоящее время Гажар является главным редактором одной из самой популярной курдской Интернет-газеты http://kurdistan-post.eu издавшимся в трех языках (курдский, русский и турецкий) и редактором несколько других сайтов.  Его имя  более 2000 статьями хорошо известен курдоязычным и туркоязычным читателям.

     Именно с именем Гажара связана открытия и деятельность курдского издательского дома «Зангазур» в Средней Азии. За короткий срок своей деятельности издательством уже опубликованы десятки книг на курдском языке и о курдах. После 2004 года редактировал более 20 книг издавшимся в Северном Курдистане, Турции и в СНГ.  Перевел 5 книг по курдской тематике.

     Гажар Аскеров сам автор несколько популярных книг один из них «Курдская диаспора в станах СНГ», используется как учебником в курдском отделе Мардинском Артуклийском университете (Mardin Artuklu Üniversitesi). 

 

    

     Редколлегия сайта www.kurdist.ru сердечно поздравляет Гажара Шамиля с Днем Рождения, желает ему крепкого здоровья, творческого долголетия, благополучия, удачи и успеха.

 

      Будьте счастливы, дорогой Гажар Шамил !!!

 

 

 

www.kurdist.ru

 

 

 

 

 

0

Оставить комментарий