Опубликовано: 03.05.2013 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад

 

     Среди курдских племенных конфедераций Реванды (Ревенды, Раввадиды) общеизвестны из древнейших времен, из среды которой вышли большинства курдских правящих царских династий. Среди них самый древний  — Оронтиды  дрвенегреческих, Ервандиды древнеармянских источников.

     Значение слова Ревенд (Ревендкан) можно изъяснить исключительно на ирано-курдском материале.  Именно в раннепарфянский период был установлены три величайших священных огня зороастризма, а именно Адур-Бурзэн-Михр, Адур-Фарнбаг и Адур-Гушнасп. Считалось, что все три эти огня созданы самим Ахурамаздой «для защиты мира» (Большой Бундахишн, XVIII,8). При парфянском владычестве огонь Адур-Бурзан-Михр занимал, очевидно, особое положение, потому что это был их собственный огонь. По мнению Мери Бойс, этот династийный священный огонь был устроен на горе Реванд «на одном из отрогов Нишапурских гор в Хорасане, т.е. в самой Парфии»[1]. Вис и Рамин в одноименной поэме «Вис и Рамин», по романтической легенде, выступающих как «парфянский» царь и царица, похоронены в царской гробнице в горах Ревенд над огнем Адур-Бурзэн-Михр. Огонь был помещен в храм, как гласит легенда, самим Виштаспой. Парфяне заявляли, что их любимый огонь сыграл в истории обращения царя Виштаспа в веру роль, ранее отводившуюся божеству огня – Атар (Динкард. VII,4,75-8).

       Название божества огня Атар наводить на мысль, что священный огонь Адур-Бурзан-Михр имеет непосредственное отношение к Ардини (Мусасир) урартских и ассрийских источников и поэтому следует ее искать не в предположительных отрогах Нишапурских гор Хорасана, а на территории  Курдистана. Название Ардини (Атар от общеиранского слова ar, atr – огонь), видимо, следует соотнести к Храму Огня в области Мусасир. Возможно, и название Атропатены имеет к этому непосредственное отношение. 

       На территории Курдистана есть несколько географических названий с этнонимом Ревенд. В районе горы Арарарт/Агри Агри  есть курдское село Тахте-Раван,  в области Барадость (ныне – Somaibaradost или Somai) провинции  Урмия в Восточном (иранской)  части Курдистана — деревня Ревенд[2]. Барадость свой этноним получил от названия мощного курдского племенного союза Барадость. В средние века существовала и  курдское феодальное княжества Барадость. Шараф-хан Бидлиси в своей книге отвел специальную главу об Эмирах Барадость и Сомаи.

       Этноним Ревенд содержиться и в названии области Р(а)евандуз с ее центральным городом Р(а)евандуз (ду(и)з –  на курдском языке — крепость: «Крепость Реван») на территории нынешнего Южного Курдистана, расположенная непосредственной близости от Барадость.

      Общеизвестно, что для Урартских царей Мусасир (Ардини, Муцацир, урартск. URUar-di-ni) в VII в. до н.э. являлся главным священным городом, своего рода Меккой для племен гор Загроса, бассейн озера Урмия-Ван-Севан. Мусасир (Ардини, Муцацир, урартск. URUar-di-ni) был расположен в верховьях реки Большой Заб, к юго-востоку от озера Ван и находился в 80 км к северу от г.Эрбиль в районе Равандуза на территории нынешнего Южного (иракской части) Курдистана. Армянская средневековая литература,  называла этот регион «Марац амур ашхар», то есть «Земля маров». Армяне вплоть до середины XIX века курдов-мидийцев, на древнеперсидский лад знали не иначе, как мурк, марац (мары). Ардини (Мусасир) был расположен на «царской дороге», пролегающей вблизи этого пункта по ущелью, которое является лучшим проходом с востока на запад. Вероятнее всего этот фактор также сыграл свою роль в том что, в Мусасире  располагался святилище — центр культа бога Haldia (Haldi) Халди, который почитался в Урарту и Адиабене — нынешннем Южном (иракской части) Курдистана. Супругой Халди, верховной богиней урартцев была Arubа(i)ni (вариант Uarubani). В Мусасире она выступает под иранским названием «Багмашту»[3]. Древние иранцы под теонимом Бага подразумевали «Бога», а под «Багин»ом — храма. На курдском языке «meşta» («мешта» или «мехта») означает «баранта», т.е. большое стадо овец[4]. Действительно, это исконно курдское слово до сих пор употребляется в Юго-Восточном Курдистане[5]. Тем самым Багмашту буквально означает «Богиня паствы».

     Не только цари Урарту, но и окрестных стран короновались именно в храме Ардини (Мусасира), так как из «древле скиптер и тиара не были носимы подобающие пастырству»[6][83], если они не будут освящены в главном храме Бога Халди. Кроме того, Храм был и своего рода казнохранилищем для окрестных «царей». Согласно церемонии, «князь, пастырь людей Урарту…приносят ему, и того из его сыновей, кто приемлет его престол» со всей своей казной («с сокровищем дворца его в Мусасир перед Халдию») и приподносят в Храм дары серебром, золотом, драгоценностями, совершают многочисленные жертвоприношения мелким и крупным рогатым скотом, «для всего его города устраивают пир перед Халдией». Только после этого «его венчают тиарой владычества, дают ему носит скиптер царства Урарту, а люди провозглашают его имя»[7].

      Из письма царя Мусасира Урзаны государственному глашатаю[8]. Ассирии становиться  известной что, Саргон II также посещал главный Храм в Мусасире и царь Мусасира Урзана откупился выплачиванием дани. Но, Саргон II требовал, чтобы без его разрешения в Храме никто не посмел совершать обряды и короноваться. На это Уразан ответил отказом, что стало поводом похода Саргона на Мусасир, привлекаемый несметными богатствами ее Храма. 

      Письмо Урзаны, царя Мусасира: «Письмо Урзаны государственному глашатаю. Да будет мир тебе! О том, что ты писал мне: «Придет ли тебе царь урартский? Где он находиться?» — областеначальник города Уаси и областеначальник уккийской округа приходили и совершали обряд в храме. Он говорит: царь придет, находиться в городе Уаси. Областеначальники встретили его и придут суда, в Мусасире будуть совершать обряд.

     О том, что ты писал мне: Без разрешения ассирийского царя никто пусть не приступает к обряду», — когда приходил сюда царь Ассирии, разве я мешал ему? Что я делал прежде, то сделал и теперь, и отчета на это нет»[9].

      В Храме хранились статуи и изображения коронованных некогда здесь царей Урарту – из бронзы статуя Сардури, сына Ишпиуни, из меди изображения Аргишти и Урсы, — которые  перчисляются  среди захваченной добычи Саргоном II.

      Мусасир находился в труднодоступном горном районе близ озера Урмия в стране Гутиум[10]. Известный ассириолог Француа Тюро-Данжен полагал, что Мусасир был расположен на западных склонах Курдских гор, этому же мнению следовал и Пиотровский[11]. В настоящее время существует консенсус ученых о том, что Мусасир располагался у курдского села Mudjesir в 18 км к северу от Ревандуза [Barnett R.D. Urartu // Edwards I.E.S., Gadd C.J., Hammond N.G.L., Boardman J. Cambridge Ancient history. — London: Cambridge University Press, 1982. — Т. 3, part 1. — С. 314—371. — ISBN 0-521-22496-9].

 

     Курдское название села Mudjesir (Муджасир) однозначно восходить к ее древнему названию «Мусасир».

 

      Ардини (Мусасир) урартских и ассрийских источников поддается локализации на месте населенный исключительно курдами области Р(а)евандуз в на территории исторической Манны.

 

      В надписи (призмы «А») ассирийского царя Асархаддона (680-669 гг. до н.э.) сообщается, как он рассеял «людей Страны Маннеев, неусмиреных кутиев»[12]. А в текстах «Призмы В» и «Призмы S» этого же царя сообщается, что  «Я рассеял людей Страны Маннеев, непокорного кутия, — а также войска его»[13]. Общеизвестно, что кутии сыграли значительную роль в этногенезе современных курдов.

 

        Южнее Урмийского озера и с востока непосредственно к стране Манна примыкала область Баршуа с населением URU a-bur-zа-ni-ni[14]. Близость этих стран подтверждается ассирийскими и урартскими источниками, которые под обширной страной кутиев Гутиум подразумевали древнее название области и племен в восточных горах и применяли по отношению к Урарту, Стране Маннеев и мидянам[15]. Таким образом, этническая близость населения Манна – Мусасир – Баршуа не вызывает сомнения. Это, несомненно, указывает на иранский характер населения Мусасира, что подтверждается урартскими, ассирийскими и древнесирийскими источниками.

      Из билинговой надписи урартского царя Русы I (735 — 714 гг. до н.э.) на стеле, находящейся на расстоянии 1,5 км от сел. Топузава, по дороге в сел. Сидикан (в горах к юго-западу от оз. Урмия, на перевале дороги, ведущей из города Равандуза в Ушне), становиться известной, что царь Ардини (Мусасира) с характерным ирано-курдским именем Бурзан, видимо, имеющее непосредственное отноешение к населению области Баршуа URU a-bur-zа-ni-ni, был его союзником против Ассирии. Царь Бурзан встретив Русы I, оказал ему царские почести: «В том же году я, Руса, сын Сардури, пришел в город Ардини (Мусасир). Урзана на высокий трон своих предков — царей посадил меня… Урзана перед богами в храме богов передо мной совершал жертвоприношения. В то время богу Халди, владыке, храм, жилище его божества, в воротах я построил»[16]. Здесь речь идет не о строительстве храма, ибо царь Урзана уже в храме богов совершал жертвоприношение (по до сих пор существующим курдским обычаям, на пороге дома перед почетными гостями приносять жертвоприношение – режут мелкий или крупный рогатый скот) в честь Русы I. На наличие древности храма и наследственность царственного трона Ардини (Мусасира) намекает и выражение Русы I — «на высокий трон своих предков — царей посадил меня…». Именно у входа на этот Храм Руса I и построил часовную («богу Халди, владыке, храм, жилище его божества, в воротах я построил»)[17].

 

      Из так называемой «торжественной надписи» ассирийского царя Саргона II (722/1 – 705 гг. до н. э.)[18] и его надписи, воздвигнутой на острове Кипр[19], мы узнаем о том, что Саргон II в 714 г, до нашей эры, разгромив Мусасир, захватил царя Мусасира Урзана, «жену его, сыновей его, дочерей его, всякое имущество с 20170 людьми с их скотом, богов его Халди,  Багмашту с их многочисленным богатством».

 

     О дальнейшей судьбе плененных Саргоном II 20170 человек мы узнаем из древнесирийской хроники города Карка де бет Солох (нынешний город Киркук в Иракском Курдистане)[20].

 

      В древних письменных  источниках область Аррапха упоминается как Бит-Гармай, т. е. «3емля (или царство) Гармай», а город — не иначе как Карка де Бет Селох — о чем свидетельствует древняя сирийская «Хроника Карки де Бет Селох». В «Хронике» сообщается история основания современного города Киркук Ассириским царем Сардана[21] (? Синаххериб, 705-680 гг.до н.э.). Согласно Хроники, в 15-й год его царствования (690 г. до н.э.) Мидийский царь Арбак[22] восстал против царства ассирийцев, которому был подчинен. Усилившись, Арбак начал захватывать царства, подчиненные царю Ассирии, отобрал у них области, а затем пришел в землю Бет-Гармай[23]. «Государство Гармай, область, в которой он воцарился, простиралось от реки Заб и до реки Деклат (Тигра), от Деклата до реки Атракон, также называемой Тормара, и до земли Ладаб и горы Шеран и до Малого Заба». Столицей области Гармай была одноименная крепость Гармай на горе Урук.

 

    Область Гармай в указанных границах совпадает с Хурритской Аррапхой[24], а «хурритские племена в целом играли известную роль в качестве субстрата при сложении курдского этноса»[25]. «Царек» Гармая, теснимый царством Арбака, вынужден был искать союзнические отношения с Ассирией. 

 

      У кочевых курдов существуют понятия «теплый район зимовки» — «гярмсир» и «холодный район кочевий» — «сардисир». И в настоящее время район зимовок ряда курдских племен в долине между хребтами Загроса и хребтом Хамрин носит название Гярмиан. Судя по курдскому названию Гармай, можно судить и о курдском характере ее населения.

 

      Далее в «Хронике» сообщается, что Саргон (Саргон II) построил там город «и по своему имени назвал город, который построил, и освободил его (букв, «и сделал его сыном свободных»), и дал ему всю область, в которой он был посажен в качестве рабов. Он построил в городе, который он посадил, дворец, переселил в город знатных царства. Один знатный, по имени Бурзан, построил городу маленькую крепость, основав ее в долине, и стену маленькую устроил ему. Вместе со своим родом и большой семьей он собрал и поселил там около тысячи человек из Асура, часть за стеной и часть вне стены[26]».

      Судя по сообщениям сирийской «Хроники города Карка де Бет Селох», эти переселенц оставались огнепоклонниками, так как для них при Дария I (царь государства Ахеменидов в 522 486 до н. э.)  построен «в нем (городе) храм огня рядом с той кумирней (домом идолов), что поставил среди него Сардана, и поклонялся орлу и льву»[27].

        

      Это сообщение позволяет сделать выводы о том, что Ардини в Мусасире был Храмом Огня.

      Упомянутый на хронике орел был важным атрибутом династийного флага (на белом фоне – золотой орел) Айюбидов.

       Позже  «Орёл Саладина» найдет свое отражение и на принятой в 1984 г. государственном флаге Арабской Республики Египет (в центре флага на белой полосе и известен как  «Орёл Саладина». Для Египта — Золотой орёл — символ курдского полководца Саладина (Салах ад-Дин), египетского султана.

      Идентичность царя Урзана из Мусасира и «знатного по имени Бурзан» не вызывает сомнения. И «Хроника» прямо указывает на то, что Саргон, построив город, разместил там захваченных в Мусаире пленных. Можно с уверенностью утверждать, что населяющее территорию области в верховьях Большого Заба крупное курдское племя барзан своими корнями восходит именно к этим древним поселениям. На это прямо указывает и русский ученый 0. Вильчевский[28].      

 

       Поэтому, можно предположить что, и в дальнейшем Храм Огня в Ардини (Мусасире) не должна была терять свое духовное значение для ее обитателей и для династии Аршакидов стал главным династийным храмом огня — Адур-Бурзэн-Михр.

 

       Возможно, название рода (клана) Ревенд восходит и к собственной мужской имени Рев(а), который встречается в роду Аршакидов. Общеизвестно что, в истории Передней Азии и Закавказья были несколько царей с именем Рева. Царевич Рев I (Рев I — царь,189—216), был сыном Вологеза IV — царя Парфии из династии Аршакидов (правил с 147 по 191 гг. н. э.). Согласно «Картлис цховреба», со смертью царя Аспаруг I (265—284) прекратилась династия, имевшая аршакидское происхождение. Но Аспагур был также последним представителем Картлийской царской династии Фарнавазианов[29], что указывает на их «парфянское» происхождение. Поэтому картлийская знать попросила сасанидского шаха дать им в цари своего сына. Согласившись с этим, шах посадил на картлийский престол своего семилетного сына Михрана, по-грузински Мириана, женив его на дочери Аспаруг I (265—284). Под царством Михрана находились Эгриси, Армения, Рани (Арран, Нагорный Карабах), Мовакани и Эрети. Рев II (345-361), был сыном царя Картли Михрана III (284-361), основателя правившей в Закавказье ветви династии Сасанидов. Тот факт, что Нарсе, шахиншах Ирана и ан-Ирана (с 293 по 302 г.) из династии Сасанидов, также носил титулы шаха Армении с 274 по 293 гг., указывает на то, что Сасаниды правили окрестностями империи посредством отпрысков Сасанидского двора и придерживались сложившиеся у курдов строгой династической иерархии.

 

      И непосредственно в курдском материале, кроме географичсеких (города и области Ревендуз, деревни Ревенд), достаточно много слов в связи со словом «Ревенд». Rewa — распространенное в курдской среде собственное мужское имя[30].

 

      С центром в Тебризе Южным Азербайджаном с 770 по 865 гг. правили правители курдской династии Rewwed по имени родоначальника основателя династии Абдульазиза Реввада[31].

 

      Есть и курдское племя ревенди, входящие в племенной союз Ревандузи. Эта племя еще за долго до арабского завоевания обитала в окрестностях Двина[32]. И в X  веке племя Revan (Раван(д), Реван(д), Ревенд) обитало близ нынешнего Еревана и в окрестностях Двина и входила в могущественную    конфедерацию союза племен хазбани. Об этом пишет и Шараф Хан Бидлиси: «Шади б. Марван (дед Салахаддина Аююби — Л.М.) происходит из курдов [племени] раванд Двина[33] в Азербайджане. Ныне то место пребывает в запустении и известно как деревня Гарни [района] Чохур-Саад»[34]. Чохур-Саадом именовалась Кавказская Армения или Ереванская область и с арабского означает «Земля Шедаддидов» (чохур, чухр – земля, Саад — Шади б. Марван, дед Салахаддина Аююби).

      Именно из этого племени ревенд (у Никитина В. — равади) были и известные в истории Закавказья «династия Шеддадидов, которая была основана в 951 году (340 Хиджры) Мухаммедом Шеддад бен Карту, из племени, к которому принадлежал и Саладин»[35]. В данном случае родоначальник Шеддадидов Карту и есть Курд Арцруни армянских источников.

       Еще в XIX веке на севере от г. Ревандуз обитала курдское племя Ревендек[36]. Источник сообщают о могущественном курдском племени Ревандузи в одноименной области Ревандуз и относящие к племени Ревенди, в количестве 12 тыс. семей (2000 домов, 90 тыс. человек)[37].   

     В Восточной (Иранской части) Курдистана в Шахрестане Сенендедж есть полностью курдами заселенные одноименные бахш (район) и деревня Равансар[38].

     Название одной из родов могущественного племени кельхур (кельхор) — Раванд[39]. Среди живущих в Дерсиме курдов – носителей диалекта заза также есть племя с названием revanduhi (raveduk)[40].

 

      В Иранском мире первый день праздника весны Навроз называют «Новрузи-ревенде». 

 

     Совсем не случайно, что именно с названием этого племени связаны топонимы городов Revanduz (Ревандуз) в Южном Курдистане и Revan(Раван) — нынешний г. Ереван, столицы Армении и все эти топонимы восходят к названию курдской племенной конфедерации Ревенд. Из этого племени были царский род Аршакидов.  

 

       По сведениям Страбона (Страбон. IV,14,8), правитель Софены Артан, а по Стефану Византийскому – Арсак, был потомком Зариадра. Эти сведения древнегреческих источников подтверждается и археологическими находками. Найденые в районе озера Севан три межевых камня с надписями ’rthšsy MLK BR ZY zrytr rwndkn[41] современные ученые признают как арамейское письмо. Но, эти надписи поддаются осмысленному переводу исключительно с курдского языка, с помощью которой и устанавливается точные родственные отношения родоначальника династии Аршакидов с Зариадром, где подтверждается что, Арсак (Артаксий, Арташес) был племянником Зариадра:

 

 

’rthšsy — Аршак (Артаксий);

 

MLK — Мелик (арамейское, царь);

 

 

BR — с курдского bira – брат.

 

 

                                        Компонент «ZI»

 

ZY — и на современном курдское языке zi– «рожденный». Zi(Za) — вторая часть сложных слов со значением «дитя, потомок, рожденный, происходящий»[42].

 

    Курды племянников по отцовской линии называют bira zi(от брата), по матери — xar zi (от xal-дядя, брат матери);

 

Примечательно, что глаголь ZY (zi–зи) встречается и в титулатурах  протокурдов гутиев – древних племенах Месопотамии и Иранского нагорья. И. М. Дьяконов особо обращает внимание на такой любопытный факт, как широкое распространение применявшегося касситами этого же царского титула janzi[43]: janzi, где ja → ya, yan — междометие «О!», «Эй!» (в современном курдском языке Ya Xude! — «О Боже!»);  zi, ji — «рождение», «жизнь». Za — вторая часть сложных слов с значением «дитя, потомок, рожденный, происходящий»[44]. Отсюда и значение слова Ya zi (za)/Yanzi  — в обращении к царю «Богоподобный!», «Божественный!». 

 

     Он засвидетельствован не только у самих касситов,  на территориях Намары и соседней с ними области Бит-Хамбана, но и в области Аллабриа, которая находилась в верховьях Мал. Заба, у перевалов, ведущих на равнину к югу от озера Урмия, и в области Хубушкиа в долине реки Бохтан к югу от озера Ван.  Дело в том, что Аллабриа и Хубушкиа входили в сферу влияния кутиев. Общеизвестно, что область к югу и юго-западу от озера Урмия была кутийской или кутийско-луллубейской, а Хубушкиа собственно относилась к области распространения хурритов и урартов. В то же время есть данные о распространении на этой территории и кутиев: «По крайней мере во II тысячелетии до н.э., согласно надписи Салмансара I(середина XIII в. до н.э.)[45], кутии обитали на территории от Уруатри (племенной союз на Армянском нагорье, к западу от озера Ван и у этого озера) до Кутмухи (верхней части долины реки Тигра); таким образом., долина реки Бохтан входила тогда в их территорию»[46]. Очевидно, что этот термин для вождя или царя — «янзи» — был распространен среди не только касситов, но и кутиев, что говорит об их языковом и этническом  родстве, на что указывает и И. М. Дьяконов[47].  

 

     Именно с этим движением кутиев и связано появление мушков (восточных) в XIIв. на территории Пурулумзи, Алзи и Кутмухи и разгром ими Хеттской державы. К середине Vв. до н.э. в области Хубушкиа, которая по административному делению Персидской империи совпадала с сатрапиями Восточной и Западной (частично) Армении, уже жили курдские племена.

 

    На основе титула «янзи» — термина для вождя или царя — И. М. Дьяконов делает справедливый вывод о родстве касситского и кутийского языков которых следует читать протокурдскими. Компонент zi (za) встречается и на наиболее поздних монетах иранских царей, где изображены храмы огня, с титулом: prtrk’ zy’ihy’[48]. Из документов, найденных в развалинах г. Нисы становиться известной, что среди поместий в окрестностях города, названных по имени Аршакидских царей, был и Фрияпатакан – в честь царя Приапатия (Фрияпатия), правившего примерно с 181 по 176 г. до н.э. Видимо, Фряпатакан был одним из эпитетов бога Ахура-Мазды. Авестийское prtrk’ (fratarak) от древнеирано-курдского слова fra — «свет, огонь», ta — глаголь «дать» и zy’ihy’(zi/za) — «рожденный» и в титулатуре иранских царей  может означать «Рожденный Свето(Огне)творящим». В Авесте Фарн, Фарр (Хварно) — абстрактная божественная сущность, харизма, сакральная сила, связанная с Огнем и олицетворяет неземное высшее начало. Для богов Фарн, Фарр — символ их величия и могущества; для царей Парадата и Кавиев — знак богоизбранности, царственной принадлежности и власти.    

 

     Компонент zi(зи), курдская этимология которой не вызывает сомнений, отражено и в таком древнем слове как Ziaret(в Древнем Шумере — Зиккурат) и в современном курдском означает: zi— «рождение», ar— «огонь», что буквально сложиться в понятие «Храм Огня» и связана с древней зороастрийской религией курдов. Примечательно, что все курды, в независимости от вероисповедания (алавиты, иудеи, езиды, мусульмане, христиане) святые места паломничества называют одним словом: Ziaret.

 

Таким образом, компонент зи — zy(zi) имеет курдскую языковую основу.

 

 

 

zrytr — Зариадр;

 

 

rwndkn — можно прочитать как rewandkan (rawandkan, rewendkan). Судя по ирано-курдскому суффиксу принадлежности an, kan, речь идет о принадлежности к роду (клану, племени) Rewend.

 

      Таким образом, содержащийся в межевом камне надписе ’rthšsy MLK BR ZY zrytr rwndkn Артаксийа компонент rwndkn имеет непосредственное отношение к ирано-курдскому языку и нет оснований отнести ее арамейскому.

 

 

Поэтому можно предложить такой вариант чтения этой надписи:

 

 

Царь Аршак (Артаксий), племянник Зариадра из рода (клана, племени) Ревенд.

 

 

     По сообщению Страбона Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадра(Страбон, XI,XIV,5), которые были союзниками и полководцами  Антиоха III Великого (242-187 гг. до н.э.)[49]. 

      Из истории  хорошо известно, что в 595 гг. до н.э. территория Урарту уже была подконтрольна мидийцам-курдам, которые и задолго до этой даты были древними обитателями бассейна озера Ван, Урмии и Севана.

      Древнегреческая традиция всю топонимику Армении даже относительно к событиям XII-XI вв. до н.э. непосредственно приводит именно в связи с иранцами, которым относятся и курды. Древнегреческие источники по традиции, первого царя Армении называют курдским именем Барзон: «После этого он, царь Нин из Вавилонии, повел свои войска в Армению и привел в трепет местное население взятием нескольких городов. Барзон, их царь, понимая, что он не в состоянии сопротивляться, выступил навстречу врагу с подарками и выразил ему покорность. Нин поступил со своей стороны великодушно, он оставил ему его власть над Арменией, потребовав лишь присылки вспомогательных отрядов и продовольствия для своего войска»[50]. Нин (др.-греч. Νίνος или Νῖνος), царь Вавилонии в 1124—03 до н. э., персонаж древнегреческой мифологии[51]. Первый начал вести войны с соседями и покорил их. Основал город Нин[52] в Ассирии (Страбон. География XVI 1, 2).

 

     Об иранском имени Барзан, Барзон есть сведения и в ассирийских источниках, от которых видимо и их заимствовали древнегреческие[53].

 

      Поэтому, можно предположить, что rewand (rewенд) — название древнего курдского рода (племени), который, возможно,  восходит к  имени Ревы — царя из правивших в Закавказье династии Аршакидов и Сасанидов, родоначальника этого одноименного курдского племени. И курдская династия Эюбидов из племени Ревенд, выходцы из района Гарни под Ереваном в Армении и династия Шеддадидов имеют непосредственное отношение к правившим в Закавказье царям династии Аршакидов и Сасанидов. И до арабского завоевания одним из духовных центров этих курдских династий был и АРДИНИ-МУСАСИР-РА(Е)ВНДУЗ.

 

{mosimage}       Город Равандуз (исторический Ардини, Мусасир) в курдской истории всегда сохранял  свое духовное, торгово-экономическое и политическое значение. В источниках, с эры Сассанидов, так же как и в ранний Исламский период, деревни в окрестности востока Мосула и Тигра упоминаются как Ба Сорен (Сирийский язык: Бейт Соран) буквально «Земля Соран». Соран — историческая область в Курдистане, охватывает области Брадост, Хакурке, Киркук, Сулеймания, часть Дианы, Шаклава, Дукан, Равандуз (Хавдиян и Балакан), Шино, Мехабад и др. Одноименный Эмират Соран — (курдский язык: سۆران), был курдским эмиратом, который объявил независимость в 1816. Находился в северо-восточной части иракского Курдистана больше шести десятилетий, пока это не был упразднен Оттоманскими войсками в 1835. Его столицей в течение большинства времени существования государства, был город Равандуз. До объявления независимости это был автономный эмират в пределах вилайета Шаразур (Киркук).

     И в начале 1916 г. город Равандуз был политическим центром Курдистана.  В настоящее время Равандуз — политико-административный центр одноименной области  в Южной (иракской части) Курдистана и является один из крупных центров по экспорту чернильных орешков.

 


[1]Бойс М. «Зороастрийцы. Верования и обычаи». С.108. М., 1987.  

[2]Дневник М. А. Гамазова, веденный при следовании, вместе с Персидскою комиссиею, от Хаммам-и-Али до Шейх-Ибрахима, в мае 1852. Путевой журнал Е. И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению, 1849-1852 гг. // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического Общества, Книга 9. 1875. С.573.

[3]Вестник древней истории.1978. № 2. С. 38-40. Надписи Саргона II.

[4]И.А. Орбели. Восток и Запад в XII -XIII веках – "Вопросы истории", 1965, № 6, стр. 110.

[5]Курдоев К.К., Юсупова З.А., Курдско-русский словарь (сорани). Москва, 1983, стр. 632.

[6]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №2. С.330.

[7]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №2. С.330-331. 

[8]Государственный глашатай (nagir, nagir maii) — чиновник, ведавший повинностями в Ассирии. К этой должности была прикреплена провинция, расположенная на Большом Забе, ниже области Мусасир.

[9]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №2. С.337.

[10]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №2. С.330.

[11]Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — 286 с.

[12]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №3. С.216.

[13]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №3. С.217. 

[14]Вестник древней истории.1978. № 2. С. 38-40. Надписи Саргона II (127 III, 37).

[15]Дьяконов И.М. Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту. Вестник Древней Истории. Москва. 1951 г. №2. С.335.

[16]Надписи Руса I, сына Сардури. № 264. Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. Вестник Древней Истории. Москва.. №4,1953 г. С. 215.

[17]Там же.

[18]Дьяконов И.М.. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту, № 81. – Вестник древней истории, 1951, № 3. С. 54(72)-40.

[19]Там же, с. 208.

[20]Пигулевская Н.В. Города Ирака в раннем Средневековье. С. 47-49. М.-Л., 1956.

[21]Сардана — Сарданапал, легендарное имя ассирийского царя Ассурбанипала. Отождествляется с Синаххерибом (705 — 680 годах до н. э.), сын Саргона II.

[22]Диодор Сицилийский в своей «Исторической библиотеке»  сообщает, что мидийский царь Арбак правил 28 лет. Арбак упомянут в 713 году до н. э. в анналах Саргона II (722/1 – 705 гг. до н. э). Некотрые источник годы правления Арбака указывают 819—791 гг. до н. э.

[23]В октябре-ноябре 615 г.до н.э. мидийские войска во главе с Киаксаром отвоевали Аррапху у Ассирии. В древних письменных  источниках область Аррапха упоминается как Бит-Гармай, т. е. «3емля (или царство) Гармай», а город — не иначе как Карка де Бет Селох — о чем свидетельствует древняя сирийская хроника «Карки де Бет Селох». У кочевых курдов существуют понятия «теплый район зимовки» — «гярмсир» и «холодный район кочевий» — «сардисир». И в настоящее время район зимовок ряда курдских племен в долине между хребтами Загроса и хребтом Хамрин носит название Гярмиан. 

[24]О. Вильчевский. Курды. Введение в этническую историю курдского народа. С.90. М., 1961.

[25]О. Вильчевский., ук. соч, с. 10-11. 

[26]Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье. С.48-49. М.-Л.,1956.

[27]Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье. С.48-49. М.-Л., 1956.

[28]Вильчевский 0. Курды. Введение в этническую историю курдского народа. С. 90-91; 98-99. М., 1961.

[29]Правившая в Картли ирано-курдская Династия Фарнавазидов (299-99 до н. э.); 30 г. до н.э.-1 г.н.э. 

[30]Naven Kurd, 357.

[31]Ebdullah Memê Mehmed (Hoko) Varli. Diroka dugelên kurdan (600-1500) С.129. Istanbul, 1997 (на курдскомя языке).

[32]Ebdullah Memê Mehmed (Hoko) Varli. Diroka dugelên kurdan (600-1500) С.203. Istanbul, 1997 (на курдскомя языке).  

[33]Довин (Двин, Дабиль) — город на Араксе, столица курдских правителей Армении. Ныне небольшое селение южнее Еревана.  

[34]Шараф Хан Бидлиси, ук.соч., с. 122.

[35]Никтин В. Курды. С.271.М., 1964.

[36]Лерх П., ук.соч., с.78.

[37]Лерх П., ук.соч., с.79.

[38]Соврменный Ирана. Справочник. С. 602. М, 1957.

[39]Соврменный Ирана. Справочник. С. 631. М, 1957.

[40]Celilê Celil. XIX yuzyil Osmanli imperatorlugunda kurtler. S.44.Ankara, 1992 (на турецком языке).

[41]Дьяконов И. М., Старкова К. Б. Надписи Артаксия (Арташеса I), царя Армении. Вестник древней истории. Москва, 1955. №2. С. 168; Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 254. М ., 2002.  

[42]Курдско-русский словарь/Сорани/. С.339. М., 1983.

[43]Дьяконов И. М. История Мидии. С.127- 128. М .–Л., 1956.

[44]Курдско-русский словарь/Сорани/. С.339. М., 1983.

[45]Дьяконов И. М.  Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту//Вестник древней истории.  М 1951.  №2. С. 266.

[46]Дьяконов И. М. История Мидии. С 128, прим. 5. М .–Л., 1956.

[47]Дьяконов И. М. История Мидии. С. 128. М .–Л., 1956.

[48]Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 281. М ., 2002.

[49]Об этом подробно см. статью «Древние курдские роды. Аршакиды». http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=24&Itemid=99999999&mosmsg=%D3%F1%EF%E5%F8%ED%EE+%F1%EE%F5%F0%E0%ED%B8%ED%21 

[50]Диодор Сицилийский. Историческая Библиотека. Книга I, гл. I (I). Вестник древней истории, 1986, № 2, стр. 65—82. Перевод В. М. Строгецкого.

[51]Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.455.

[52]Ниневия, (Nineveh, совр. Куюнджик), древний город, расположенный на противоположном (от Мосула) берегу р. Тигр. Был идентифицирован Ричем в 1820, хотя его исследования получили подтверждение только после расшифровки клинописных табличек. В результате многочисленных раскопок, начиная с 1842 (П. Ботта) и до наших дней, получена разнообразная информация о памятнике. Наиб. важными находками следует считать библиотеки глиняных табличек, найденных во дворцах Синахериба и Ашшурбанипала О. Лэйярдом и Рассамом в 1850-е. Поселения появляются очень рано, еще в хассунский период. Керамика слоя Н. представляет сравнительно отсталую культуру севера, относящуюся к раннединастическому периоду Шумера. Поселение играло второстепенную роль, пока не стало одной из столиц Ассирии (наряду с Ашшуром и Нимрудом) в нач. 1-го тыс. до н. э. К этому периоду принадлежат внушительные постройки, дворцы, резные рельефы и клинопись.

[53]Об этом подробно см. «Джеймс Рассел и его статья «Зороастрийский субстрат армянской культуры». http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1127&Itemid=1

 

www.kurdist.ru
0

Оставить комментарий