Опубликовано: 28.03.2013 Автор: Admin Комментарии: 0

  Шовгенов Т.М., кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп.

 

      В статье рассмотрена миграция курдов на примере Российской Федерации и одного из ее субъектов – Республики Адыгея. От того, насколько успешно будет проходить не только социальная, но и экономическая адаптация переселенцев, будет зависеть их вклад в развитие экономики, в нормализацию межэтнических отношений, в подъем культуры и политической стабильности в регионе. Определена экономическая роль курдской диаспоры в республике, выявлены последствия переселения курдской этнической группы для экономики Адыгеи.

      Миграция населения – важный геополитический фактор, затрагивающий практически все страны мира. Неотъемлемую часть миграционных потоков составляют вынужденные мигранты, удельный вес которых в мировом миграционном потоке существенно возрос в конце XX в. Это особенно проявилось в бывшем Советском Союзе в связи с разрушением государственных структур.

     В данной статье мы рассмотрим вынужденную миграцию курдов на примере Российской Федерации и одного из ее субъектов – Республики Адыгея. От того, насколько успешно будет проходить не только социальная, но и экономическая адаптация вынужденных мигрантов, будет зависеть их вклад в развитие экономики, в нормализацию межэтнических отношений, в подъем культуры и политической стабильности в регионе.

     Проблемы адаптации населения исследовались в различных странах, по этим проблемам имеется большой объем накопленных знаний. Многие авторы определяют экономическую адаптацию населения как процесс приспособления населения к иным условиям жизни, в ходе которого вырабатываются новые, наиболее адекватные поведенческие стереотипы, формируется фактически новый образ жизни [1]. Основу любого определения составляет способ организации жизнеустройства, раскрываемый через понятие деятельности – трудовой, предпринимательской, экономической.

     Мы полагаем что экономическую адаптацию иноэтнических групп следует определять, как установление оптимальных отношений этнических групп с органами власти, с социальными институтами на территории проживания; как закрепление тенденции к партнерским отношениям с другими группами и доминирующим населением, осуществляемое на основе положительных показателей их экономического состояния. Данная дефиниция сформировалась у нас в процессе проведения исследований по адаптации курдов в Республике Адыгея.

    Республика Адыгея явилась регионом притяжения для курдских мигрантов по следующим причинам: выгодное экономико-географическое положение, стабильная политическая обстановка, отсутствие межнациональных конфликтов, удаленность от зон экологических катастроф.

    В процессе анализа миграционной статистики нами установлено, что основными «поставщиками» курдов явились бывшие республики СССР: Азербайджан, Армения, Казахстан. Привлекательностью региона для граждан указанных республик СНГ в основном является более широкая, чем в их странах, возможность для трудовой деятельности в благоприятных геоклиматических условиях при поддержке этнических диаспор.

    Анализ результатов социологического исследования позволил выявить причины, повлиявшие на переселение представителей курдской этнической группы в Республику Адыгея (табл.1).

 

Таблица 1

 

Основные причины переселения, указанные представителями курдов

 

Варианты ответов

Процент опрошенных

 

Вынужденные факторы (переехал вместе с родителями в детстве, родился в России)

59%

 

Экономические факторы (искал лучшие материальные условия)

 

22%

Политические факторы (война, межэтнические конфликты)

 

19%

     

       В качестве основных факторов, влияющих на адаптацию курдов в новых для них

социально-экономических условиях жизни являются: особенности комплиментарности, миграционная политика по отношению к мигрантам, отношение к мигрантам со стороны органов власти, возможности трудоустройства и самозанятости, жилищное обустройство, отношения мигрантов с местным населением. Для того, чтобы выявить фактическое влияние данных факторов на адаптацию курдов, нами проведен анализ трудоустройства, жилищного обустройства, взаимоотношения этнических групп с местным населением и с органами власти Республики Адыгея. В результате этого анализа было установлено, что основным фактором, влияющим на адаптацию курдов, является миграционная политика, проводимая в регионе, а также отношение к ним со стороны местных органов власти.

      В Республике Адыгея взаимодействие курдов с местными органами власти осуществляется посредством региональной общественной организации курдов Республики Адыгея «АГРЫ» [2]. Эта организация способствует тесному взаимодействию курдов как друг с другом, так и с другими этническими группами, что улучшает их адаптацию. Успешная адаптация и эффективная деятельность курдской общины невозможна без увеличения финансовой поддержки со стороны местных органов власти. Опрос респондентов показал, что основная часть прибывших в республику курдов имеет собственное жилье, гораздо реже арендует жилье либо живет у родственников или знакомых (табл.2).

 

 

Таблица 2

 

Жилищное обустройство курдов в Республике Адыгея

 

Варианты ответов

Процент опрошенных

 

Имею собственное жилье

 

85%

Снимаю жилье у частных лиц

 

4%

Живу у родственников, знакомых

 

11%

 

 

      По прибытии в Адыгею с 1988 г. курды приобретали домовладения по так называемым «ручным сделкам»: сделки купли-продажи заключались в простой письменной форме в присутствии свидетелей. Затем нотариусы не удостоверяли, а местные органы власти отказывались регистрировать эти сделки, ссылаясь на отсутствие у покупателей местной прописки. Позднее многие из курдов добились признания действительности сделок купли-продажи в отношении своих домовладений посредством решения суда. Но далеко не всегда это вело к признанию и оформлению права собственности. Суды длились иногда годами; выносилось положительное решение суда, но в большинстве случаев нет сведений о том, что указанное право регистрировалось в управлении юстиции или в федеральной регистрационной службе, как того требует закон. Для государственной регистрации права собственности требуется большое количество документов, которые курды собрать не могут по вышеуказанным причинам.

 

     Таким образом, у подавляющего большинства курдов, не имеющих регистрации по месту жительства, право собственности на недвижимое имущество не признается органами исполнительной власти. Соответственно, ограничиваются их права на владение, распоряжение и пользование домовладениями и земельными участками. Фактические владельцы не могут получать разрешения на строительство на своих участках и не могут легально продать свои домовладения. У многих домовладения были оформлены на родственников с местной пропиской, и это оказывается самым легким способом решения проблем, но только для тех, у кого есть такие родственники. Фактические владельцы платят налог на имущество (как правило, они имени прежних, формально признанных владельцев) и выплачивают все коммунальные платежи (чаще уже от своего имени).

     Опрос показал, что наиболее успешно адаптируются курды с достаточно высоким материальным достатком до переезда, установкой на приобретение в собственность недвижимого имущества, что приводит к твердому решению остаться на выбранном месте. При этом степень адаптации практически не зависит от типа населенного пункта прежнего проживания, времени проживания на новом месте, возраста и уровня образования. Таким образом, жилищное обустройство в Республике Адыгея для курдской этнической группы не является главным препятствием в их адаптации к новым условиям жизни.

     По своим социально-демографическим и профессиональным характеристикам курды способствуют улучшению ситуации с трудовыми ресурсами. Доля лиц трудоспособного возраста среди курдской этнической группы значительно выше, чем среди местного населения (это соотношение – 63,8 % и 58,5 %). Однако, более 40 % от общей численности иноэтнического населения работают не по специальности, в сельской местности, более чем у четверти мигрантов понизился профессиональный статус. Это вызвано отчасти относительной доступностью жилья в сельской местности. Большинство курдов не имеют официального трудоустройства. Тем не менее, данные опроса представителей этноса свидетельствуют о том, что курды имеют работу, безработных среди них меньше, чем занятых (табл.3).

 

Таблица 3

 

Характер занятости курдов

 

Варианты ответов

Процент опрошенных

 

Ведут домашнее хозяйство

85%

Ведут собственное дело

7%

Временная работа по найму

4%

Безработные

4%

 

     Представители данного этноса в большинстве ведут личные подсобные хозяйства, не платят никаких налогов (кроме налогов на транспортные средства), пользуются в полной мере установленными государством льготами. 42,1% всех детских пособий в Красногвардейском районе получают граждане курдской национальности.

 

     Проблемы возникают в организации оказания медицинской помощи мигрантам, которые проживают на территории района без регистрации и поэтому не имеют страховых медицинских полисов, но в соответствии с действующим законодательством экстренная медицинская помощь им должна быть оказана. Затраты на оказание такой помощи полностью ложатся на бюджет Красногвардейской районной больницы и составляют более 800 тыс. руб. в год.

     Как свидетельствует мировая практика, при допущении образования замкнутых национальных общин республика может потерять контроль над значительной частью экономических, социальных и политических процессов на собственной территории. В этой связи необходимо отметить, что лица курдской национальности в Красногвардейском районе уже сформировались в замкнутую общину.

     В современных условиях приток в республику мигрантов придает дополнительную остроту проблеме занятости населения. Рост трудоспособного населения, который в год составляет более 1% с позиции формирования рынка труда, нежелателен. Это повлияет на увеличение уровня безработицы, конкуренции на рынке труда, приведет к противоречиям между мигрантами и местным населением.

     Отличительной чертой курдов является высокая предпринимательская активность. Данные Управления Федеральной миграционной службой и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея подтверждают, что большая часть курдов занята в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Структура занятости курдов по отраслям экономики

 

Отрасль экономики

Процент занятости

 

Сельское хозяйство

75%

Торговля

15%

Сфера услуг

6%

Прочие

4%

 

    Консолидация выступает важнейшим фактором выживания и последующей экономической адаптации курдов на новом месте жительства. Пожалуй, можно говорить об этнической сплоченности как о своеобразном внутриобщинном иммунитете, возникающем в условиях, когда этническая группа оказывается в результате миграции меньшинством. Этническая сплоченность среди курдов проявляется в ведении совместного быта, постоянном общении на родном языке, часто в совместных поисках работы или открытии дела. Выжить в новой экономической среде, в рамках которой распределены рыночные ниши, возможно только благодаря совместным усилиям. Кроме того, важно иметь более солидный капитал, чем тот, которым обладает отдельный человек или даже семья (табл.5).

 

Таблица 5

 

Оценка курдами своего материального состояния

 

 

Варианты ответов

Процент опрошенных

 

Хорошее: доходов хватает для удовлетворения основных потребностей

 

 

33%

Удовлетворительное: доходов хватает на удовлетворение потребностей в питании, оплате различных услуг

 

33%

Плохое: доходов не хватает даже на удовлетворение потребностей в питании, оплате различных услуг

 

33%

 

     Данные социологических опросов, проводимых среди курдов Адыгеи, свидетельствуют о создании достаточно прочных общин – кланов, представляющих собой изолированную среду, которая оказывает поддержку вновь прибывшему, обучает и передает опыт и квалификацию, необходимую для осуществления предпринимательской деятельности. Подобное предпринимательство, на наш взгляд, следует определять как "адаптационное".

     Немаловажный аспект экономической адаптации курдской общины – заполнение слабозащищенных и неустойчивых рынков, а также занятость в непрестижных сферах экономики, оставляемых коренными жителями достаточно охотно. В данном случае -специализация на выращивании растениеводческой продукции, что является достаточно трудоемким делом. Обычно курды заключают договоры об аренде земли в ближайшем хозяйстве и трудятся всей семьей, расплачиваясь частью урожая или выручкой. Продажа овощеводческой продукции, в основном кабачков, осуществляется вдоль крупных трасс различным оптовикам, даже развита сеть торговли по стране. Выгодно всем: курдам, получающим средства к существованию; руководству хозяйств, получающему наличные деньги за неиспользуемые ранее земли; коренному населению – потребительский рынок оказался насыщенным овощами.

      В процессе наших исследований выявлен ряд проблем, негативно влияющих на экономическую адаптацию курдов в Республике Адыгея, основной из которых является негативное отношение местного населения к иным этносам. В связи с изложенными обстоятельствами необходимо выработать механизм регулирования функционирования иноэтнических групп, а также предложения по регулированию их функционирования. Очевидно, что эффективное регулирование миграционных потоков и функционирования иноэтнических групп в субъектах РФ – составная часть стратегии экономического, социального и общественно-политического развития государства. В реализации государственных концепций социально-экономического развития, государственной безопасности, национальной политики, демографического развития и межэтнических отношений экономическая адаптация мигрантов должна играть важную роль и быть одним из государственных приоритетов в достижении благоприятного общественного развития.

    

       Таким образом, исследование хозяйственного быта и способов экономической адаптации курдов в Республике Адыгее показало, что вдали от родины курдам пришлось заново строить свою жизнь, преодолевая многие трудности. Возрождение и развитие традиционных форм хозяйствования, профессиональное образование и любовь к созидательному труду сыграли немалую роль в улучшении материального благосостояния курдов (табл.6).

 

Таблица 6

 

Экономические последствия переселения курдов в Адыгею

 

Позитивные

Негативные

 

Содействие вертикальной мобильности местных работников

Осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы

Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

 

Увеличение расходов на содержание безработных курдов и их семей

Увеличение численности трудоспособного населения на региональном рынке труда

Обострение проблемы безработицы на соответствующем региональном рынке труда

Развитие сельскохозяйственной деятельности

Использование труда в теневой экономике

 

     Миграция курдов в Адыгею оказывает существенное влияние на социальноэкономическое развитие отдельных районов республики. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне региона, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета республики с учетом социально-экономических последствий миграции. Миграционные потоки курдов в различной степени влияют на экономическое положение региона, система управления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов.

 

Полученные результаты позволяют сделать несколько интересных, на наш взгляд, выводов.

 

Во-первых, исследование подтвердило предположение о том, что этническая миграция курдов происходит под опекой диаспоры и выражается в финансовой и моральной поддержке мигрантов. Основными источниками помощи мигрантам-курдам в обустройстве и развитии предпринимательства на новом месте жительства являются средства родственников и друзей. Этническая сплоченность и солидарность выступают в роли "цементирующих" факторов курдской диаспоры и "неиссякаемого" источника помощи для вновь прибывающих мигрантов. Норма поведения курдов – оказание любой помощи родственнику, попавшему в трудное материальное положение или пережившему переезд.

 

Во-вторых, более 40% опрошенных курдов желают иметь свой бизнес, а более 15% уже занимаются предпринимательской деятельностью. Данный факт служит свидетельством того, что многие предприниматели прочно "встали на ноги" и могут дать работу своим соотечественникам. Предпринимательство не только стало реальным путем успешной экономической адаптации курдов, но и приняло широкие масштабы, т.к. были найдены свободные рыночные ниши – выращивание сельскохозяйственных культур (кабачки, помидоры).

 

     Более того, курдское предпринимательство расширяет границы. В Красногвардейском районе Республики Адыгея курдами открыто несколько небольших магазинов, кафе, действуют станции технического обслуживания автотранспортных средств. В сельской местности получило развитие производство и торговля мясом. Часто мясо скупается у местного населения прямо на подворье и доставляется на рынки для реализации. Экономическая роль курдской диаспоры была и остается значительной в районе и имеет место тенденция к установлению контроля над местной властью и проникновению в региональные властные структуры.

 

В-третьих, бурное развитие предпринимательства усиливает дифференциацию в уровне доходов по этническому принципу. Представители курдской диаспоры гораздо богаче и сплоченнее представителей других этнических групп (адыги, русские). Многие межнациональные конфликты имеют в своей основе экономические причины – более высокий уровень жизни некоторых этнических групп по сравнению с другими. На наш взгляд, главной причиной конфликтов, в ходе которых "козлами отпущения" становятся курдские предприниматели, является не столько этническая принадлежность, сколько неготовность коренного населения воспринимать объективную тенденцию социального расслоения общества, ведь оно произошло за относительно небольшой период времени, в течение которого значительные капиталы сколачивались буквально на глазах нищавшего населения. При этом принадлежность больших состояний в регионе курдскому этносу удивительный симбиоз нашего времени, образовавшийся по стечению обстоятельств в результате особой системы коммуникации и деловой активности курдов [3].

 

Примечания:

 

1. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 176 с.

2. [Электронный ресурс]. URL: www.agrimaykop.ucoz.com

3. Чистобаев А.И., Кузьменко Н.И. Социально-экономическая адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Воронежской области // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 7. 2009. Вып. 2.

 

References:

 

1. Ovchinnikov VN, Kolesnikov Yu.S. Silhouettes of regional economic policy in the South of Russia. Rostov-on-Don: YUFU Publishing Hhouse, 2008. 176 p.

2. [An electronic resource]. URL: www.agrimaykop.ucoz.com

3. Chistobaev A.I., Kuzmenko N.I. Social and economic adaptation of the compelled immigrants and refugees in the Voronezh region // The Bulletin of the St.-Petersburg State University. Series 7. 2009. Issue 2.

 

Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика 2011 №4. 

 

www.kurdist.ru

 

0

Оставить комментарий