Опубликовано: 26.12.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

Лятиф Маммад

 

      Ассирийские источники Фарс упоминают как Парсуа в связи именно с мидийцами (курдами). Парсуа от мидийско-курдского слова par («часть) применительно к территории означает «край», «окраина». В более поздних надписях ассирийского царя Салманасара III в 836 г. до н. э. впервые отмечена страна Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия.

      Надпись Ассрийского царя Тиглатпаласара III (745 — 727 гг. до н. э.) повествует как он в 744 г. до н. э. совершил поход на восток — в страну «далеких мидян». Поднявшись вверх по долине реки Диялы, ассирийцы вступили на территорию Парсуа, и подвергли разгрому ряд мидийских государств, которые в анналах указаны, по-видимому, по имени основателей династий — Бит-Затти, Бит-Капси, Бит-Санги (или Бит-Сакки) и Бит-Таззакки[1], однако, при этом нет упоминая о пребывании персов на этих землях.

       К этим родо-племенным мидийским названиям, особенно «Бит-Сакки» («Дом Саки») восходят названия таких курдских племен, как — саки[2], сакентли[3] в конфедерации курдского племени лур, саки[4], сагванд (рода сагванде-Рахимхан, Сагванде-Алихан, Сагванде-Азизоллах)[5], сакари в конфедерации бильбасы-рузаки[6], шаккаки[7], шеккаки[8], джалалы-саканлы[9] о которых ученые сообщают довольно подробно.

       В обращении Саргона II (722-705 г. до н.э.) к Богу Ашшуру, датированному 714 г. до н.э., «Парсуаша» выступает как вассальная от Ассирии «страна», где правит его доверенное лицо — «областоначальник Парсуаша»[10]. А в 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан упоминаются уже как союзники Ассирии против Элама.

     Современные ученые на основе изученного материала находят оседлое население Парсуаша родственным протокурдам — маннеям, луллубеям, кутиям, касситам и эламита но только не персам[11].

       Согласно «Хроники Карка де Бет Селох» (соврем. Курдский город Киркук), царь Дарий[12] привел пять родов из области Истахра и поселил их  в городе, имена которых записаны в архивах царства Персии[13]. В другой части Хроники[14] указывается, что после Дария к власти пришел Селевк[15]и среди им приведенных из «земли Истахра» родов был род Мара Шапурбараза — епископа Карки, который «тот самый, что называется домом Арташира, сына Шапурбараза»[16]. Видимо, здесь речь идет о роде Арташира, основателя династии Сасанидов, поскольку в «Карнамаге» в родословной Арташира, в соответствии с курдской традицией, перчислены представители рода до седьмого колена («царя  царей  Ардашира  сына  Папака,  царя  царей  Шапура   сына  Ардашира,  и  царя  царей  Ормазма  сына  Шапура) дважды по отцовской линии встречается имя Шапура  («Карнамаге», XVIII,2). А Имя Шапурбараз следует рассматривать как  Шапур из племени Бараз (Барзанги).

     Как видно из содержания хроники, в VI в. несколько представителей этого рода проживающих в Киркуке (чей иранокурдский характер происхождения не вызывает сомнений) приняли христианство несторианского толка.

     Один из последних полководцев Дария, оказавший сопротивление Александру Великому был Ариобарзан (Арое Барзан — Аро, из племени Барзан, или сын Барзана) с характерным курдским именем, кторый собрал 40 000 человек на границах своей сатрапии Парса (Фарса) и воевал с эллинами.

       В аршакидский период бывший Элам — Парс (поздний Фарс) стала лишь одной из областей империи Аршакидов, большей частью заселенной курдскими племенами и такое соотношение не изменилось и при Сасанидах. Основными насельниками Фарса в эпоху правления курдской династии Сасанидов, в ходе арабским завоеванием и до ее селджугского завоевании также были курды.

     О курдских племенах Фарса довольно подробно сообщают средневековые арабские и курдские источники X века (Масуди, Ибн Хордадбех, Истахри, Ибн Хаукал, Мукаддаси и др.).

     Согласно курдского средневекового историка Ибн Хордадбеха[17], области Фарса, их всего 5: Истахр, Сабур, Ардашир Хурра, Дарабаджирд, Аррадджан и Фаса[18].

 

      В Фарсе — четыре зуммы[19]курдов.

 

      Из них Зумм ал-Хасан бен Джилуйа — его называют ал-Базанджан[20] (в 14 ф.[21] от Шираза). Ибн ал-Факих (V, 203) именует его раиса Хусайном ибн Джилавайхом. По ал-Истахри (113) и ал-Мукалдаси (447), этот зумм в их время был известен как «зумм Шахрийара». По своему местоположению совпадает с совр. Бадинджаном южнее Шираза.

     Зумм Ардама бен Джуванаха — расположенный в 26 ф. от Шираза. У Ибн ал-факиха (V, 203) отсутствует название этого зумма. По ал-Истахри, зумм Джилувайха был известен как ар-Рамиджан. Эта область находилась между ал-Байдой, Исфаханом, Хузистаном и Сабуром.

     Зумм ал-Касима ибн Шахрабараза, называемый ал-Курийан. Этот [зумм] в 50 ф. от Шираза. У ал-Истахри и у ал-Мукаддаси — ал-Карийан; согласно им раисом этого зумма, расположенного на территории области Ардашир Хурра, был Ахмад б. ал-Хасан. По местоположению вероятна его тожественность с Курдийаном, расположенным между Найризом и Фасой.

     Зумм ал-Хасана ибн Салиха, называют его ас-Суран, он расположен в 7 ф. от Шираза, который территориально относился к Ардашир Хурра.

     Ас-Суран[22] — у ал-Истахри (114) и у ал-Мукаддаси (447) — ад-Диван; ал-Истахри (см. также: Ибн ал-Факих) раисом этой области называет Хусейна ибн Салиха, а ал-Мукаддаси — Ахмада б. Салиха. Последний же считает ад-Диван самым большим зуммом в Фарсе, пределы которого с одной стороны доходили до Ардашир Хурры, а с остальных — до Сабура.

      Пятый зумм, упомянутый ал-Истахри (114) и ал-Мукаддаси (447),— ал-Лавалиджан, раисом которого был Ахмад б. ал-Лайс; располагался он на территории области Ардашир Хурра и с одной стороны примыкал к Персидскому заливу.

       Область Ардашир Хурра в Фарсе названа в честь Ардашира, построившего здесь город, по преданию, названный им «Хурра».

       Соглсано Ат-Табари, в 642/43 г. Йездегерд III (632 – 651/52), внук Хосрова II,  последний царь из династии Сасанидов, находясь в Мерве, вступил в переписку с  жителями Фарса с Хурмузаном, которые расторгли мирный договор с арабами и вместе с жителми Джибаля подняли восстание, что  «дало Омару повод разрешить мусульманам поход. Жители Басры и Куфы разлились по стране, совершая избиения»[23]. В результате, как сообщает Ибн аль-Балхи, пять основных курдских племен Фарса были уничтожены во время арабского завоевания. А сам Йездегерд был предательски убит в Мерве в 651 году. Его сыновья продолжили борьбу с арабами, особенно на окраинах бывшей империи.

       В источниках есть упоминание об одном из предводителей хариджитского движения (антиарабское выступление в Хорасане и Систане в VIII в.). Мухаммад б.ал Васил б. Ибрахим ат-Тамими, согласно Табари (III, 1839), курд из Фарса[24].  В 256/870-871 гг. он вместе с курдом Ахмадом б.ал-Лайсом выступил против эмира Фарса Хариса б. Сима, убил его и завладел Фарсом. Во время похода на Фарс Йа’куба б.ал-Лайса — родственника Ахмада б.ал-Лайса, правителя Систана с 861 г. Мухаммад б.ал Васил б. Ибрахим ат-Тамими примкнул к нему, и Йа’куб назначил его наместником Фарса[25].

  Средневековый Фарс являлся ядром курдских государств Буидов, Музафферидов, Зендов, столицей которых был г. Шираз. 

  Только при Буидах (Бувейхидах), правивших в Северном, Западном и Южном Иране и Ираке курдская династия (932-1062 гг.), курдам удалось окончательно выдавить арабов и восстановить свое прежнее господствующее положение. Ветвь Буидов в Фарсе и Хузистане (древней Сузиане) правила с 934 по 1062 гг.:

  В 1062 г. власть в Фарсе захватил вождь могущественной курдской племенной конфедерации Шабанкара’и (Shabânkâra) Фадлуйа[26] — эмир Абу-л-'Аббас Фадлавайх ибн 'Алавайх (он же Фадлун, или Фадл ибн Хасан) — вали Истахра.

      Конфедерация Шабанкара объединяла 5 курдских племен — Рамани, Эсмаили, Карзуби, Масуди и Шахани. Кроме названия племени Рамани, остальные четыре названия совпадает с названиями курдских племени Фарса, упомянутых в ранних источниках (Истахри, стр. 114; Ибн Хаукаль, стр. 270; Мукаддаси, стр. 446).

      И в наши дни в Фарсе с древнейших времен живут более тридцати малых курдских племен[27].

       Примечательно, что даже под теми же «парфами», то есть выходцами из области Фарса (Парс) армянские средневековые источники продолжали и продолжают однозначно подразумевать исключительно курдов. Средневековый армянский историк Вардан Великий, повествуя о родоначальниках курдских правителях  династии Шеддадидов, сообщает что, они с матерью приехали «из Парсии»[28] и сумели захватить власть в Армении – «началось господство парсов»[29]. И современные армянские историки «приход курдов в Армению» также связывают с областью Фарс («прародина курдов — северные районы области Фарс (Центральный Иран)»[30].


 

Примечания:


[1]Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту//Вестник древней истории. С.312. 1951. № 2. 

[2]Лерх П. В. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. С.119. Кн. 1. СПб., 1856.

[3]Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. С. 541, 971, 1127, 1130; СПб., 1852; Та’рих-и Систан. С.28. М., 1974.

[4]Бидлиси Ш.. Х. Шараф-наме. С. 101. Т. 1. М., 1967; Лерх П. В.,ук.соч, с.101,104. 

[5]Современный Иран. Справочник. С.635. М., 1984.  

[6]Бидлиси Ш.. Х., ук.соч., С.406.

[7]Бидлиси Ш.. Х., ук.соч.,С.201; Джалил Дж. XIX век. Курды в Османской империи. С.24. Анкара, 1992 (на тур. яз.); Жигалина О. И. Национальное движение курдов в Иране (1918-1947 гг.). С.8. М.,1988.

[8]Лерх П. В., ук.соч., С.82, 88; Торос Ахпарь. Путеводитель по Армении. Путевые очерки Архимандрита Гарягина Срвандзтянца. Очерки Васпураканской области. Продолжение//ИКОИРГО. С.21. Т. 10. № 1. Тифлис, 1889-1991; Современный Иран. Справочник. С.631. М., 1984.  

[9]Кавказский календарь. Тифлис, 1907.  

[10]Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту//Вестник древней истории. С.323. 1951. № 2. 

[11]Дьяконов И. М. , ук.соч., с. 334. 

[12]Царь Персии Дарий (Дараявауш) (522-486 гг. до н.э.).

[13]Арриан. 3, 18; Диодор Сицилийский. 17, 68.

[14]Пигулевская Н. В. Перевод следующей части «Хроники Карка де Бет Селох», отсутствующей в издании Мезингера, дается по тексту, изданному Беджаном.

[15]Селевк I Никатор (ок. 358 до н.э. — 281 до н.э.) — полководец Александра Македонского, диадох. После смерти Александра в результате войн с другими диадохами основал Государство Селевкидов.

[16]Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье. С. 46. М.-Л., 1956.

[17]Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. $28. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986.

[18]Ибн Хордадбех, ук.соч, с. 48.

[19]Зумма — «места [поселения] курдов».

[20]Базанджан, Базикан – название курдского племени.  

[21]Фарсах — мера, длинны равная 5760 м.

[22]Позже Соран как историческая область в Курдистане, охватывает современные районы Шахрезур, Гярмисир, Гярмиян (Киркук), Хавлер, (Эрбиль),  Сулеймания, Пешдер (Ранийа, Кала-Диз, Хаджи-Ава и др.), Диян (Диян,  Ревандуз, Хаджи-Имран, Сидикан, Гасре Ширин и др.), Даште Харир, Керманшах, Мукринский Курдистан (Мехабад, Миандуаб, Сердешт, Хакурке, Шаклава, Дукан, Шино и др.), Синэ, Сакккыз, Брадость и др. – эти названия этимологически связаны с  носителями курдского диалекта Соран(и).        

[23]Ат-Табари. История пророков и царей. Извлечения из «ТАРИХ АР-РУСУЛ ВА-Л-МУЛУК». Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1. М. Институт Востоковедения. 1939. С. 88.

[24]Та’рих-и Систан. С.193-194. М., 1974.

[25]Та’рих-и Систан, прим. 638, 439.  

[26]Босворт К. Э. Мусульманские династии. С.156. М., 1971.

[27]Mohammad Mardukh Kordestâni, Târikh-e Mardukh: Târikh-e Kord wa Kordestân, 2 vols. in one, Tehran, 1973. I, стр. 75-117.  

[28]Всеобщая история Вардана Великого. С. 480. М. 1861 г.

[29]Всеобщая история Вардана Великого. С. 504. М. 1861 г.

[30]Гарник Асатрян. Этюды по иранской этнологии. С.47. Ереван, 1998 г.

 

 

 

0

Оставить комментарий