Опубликовано: 16.12.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

      Среди женщин-государынь, законных держательниц власти в средневековом мусульманском мире, второй по времени (после Разийи) была жена айюбидского египетского султана Малика Салиха Шаджар (или Шаджарат) ад-Дурр («Жемчужное древо»). 

       И поскольку Шаджарат ад-Дурр, занявшая египетский престол, не происходила из султанского рода, интересно проследить, каким образом она смогла стать султаном могущественного государства в самом центре мусульманского мира, где считалось, что место женщины в гареме. 

      Для этого будет уместным рассмотреть, как завершилось владычество династии Айюбидов в Египте, ибо Шаджарат ад-Дурр была посредницей при переходе власти от Айюбидов к мамлюкским султанам.

 

На фото: Шаджарат ад-Дурр (неизвестный художник)

 

Конец султаната Айюбидов в Египте

 

     Малик Салих Наджм ад-Дин Айюб был старшим сыном пятого айюбидского султана — Малика ал-Камила. Когда поход последнего против крестоносцев слишком затянулся, он назначил Малика Салиха наследником престола и своим наместником в Египте. В 1229 г. после заключения с императором Фридрихом II (1220—1250) договора об оставлении Иерусалима на 10 лет за крестоносцами султан возвратился в Египет. Здесь вследствие интриг матери другого его сына, Малика Адила, взаимоотношения ал-Камила с наследником престола Маликом Салихом приняли весьма обостренный характер. Мать Адила, стараясь возвести на престол сына, настраивала султана против Малика Салиха, который, по ее словам, окружил себя более чем тысячью мамлюков с целью свергнуть отца с престола.

 

     В 1232 г., когда монголы и преследуемые ими хорезмийцы начали бесчинствовать на границах государства Айюбидов, ал-Камил назначил Малика Салиха командующим войсками в Сирии для противодействия наступающим врагам и таким образом удалил его из Египта. В 1236 г. султан наделил сына в качестве икта округами Хисн-Кайфа, Урфа и захваченным у крестоносцев Харраном. Однако из-за угрозы, с одной стороны, татар, а с другой — хорезмийцев положение Салиха в этих пограничных областях нельзя было считать спокойным. Но Салих сумел договориться с хорезмийцами и с разрешения отца в 1238 г. принял их к себе на службу. После этого он захватил Санджар и Нусайбин и превратился во владыку, которого больше никто не смел тревожить. Однако в том же году умер Малик ал-Камил, и положение изменилось. Малик Адил был признан в Каире наследником престола.

 

     О смерти отца Салих узнал в момент осады Раки. Снятие осады не понравилось хорезмийцам, надеявшимся заполучить большие трофеи. Они воспротивились этому решению Салиха и даже попытались его арестовать, но ему удалось бежать. Воспользовался тяжелым положением Салиха и сельджукский султан Кейхосров II, также сделавший попытку пленить его и захватить его владения. С этой целью он осадил Диярбакыр, но сирийские и месопотамские эмиры оказались проворнее и поделили города Салиха между собой. Владетель Мосула Лулу также использовал удобный момент и осадил Санджар, где пытался укрыться Салих.

 

     С помощью одной верной ему ловкой женщины Салиху удалось все же преодолеть все трудности. Он разгромил Лулу, нанес сокрушительное поражение войскам сельджукского султана, осаждавшим Диярбакыр, а затем захватил и Месопотамию. Через год (в 1239 г.), заключив несколько соглашений, Салих отправился в Сирию, а в 1240 г. во главе пятитысячного отряда начал поход на Египет. Из Сирии Салих выступил в Наблус. И тут Исмаилу, приходившемуся Салиху дядей, под предлогом оказания помощи удалось обмануть племянника. В результате родственных интриг оставшийся без войска Салих попал в плен к своему двоюродному брату — владетелю Карака Насиру Давуду1.

 

      К этому времени истек срок договора, заключенного императором Фридрихом II с Маликом Камилом относительно Иерусалима, однако христиане и не думали покидать город. Насир Давуд после осады, длившейся 21 день, отобрал город у христиан и разрушил все его укрепления (1239 г.).

 

     Длительные переговоры о сферах влияния между султаном Египта Маликом Адилом и айюбидскими принцами (владетелями Сирии, Палестины, Ливана и Иордании) ни к каким результатам не привели. В рамадане 637 г. х.  (апрель 1240 г.) освобожденный из плена Салих и Насир Давуд подписали в Иерусалиме соглашение, по которому Египет получал Малик Салих, а Сирия и восточные округа оставались за Насиром Давудом. Когда египетский султан Малик Адил понял, что это соглашение направлено против него, и хотел было начать поход против Насира Давуда и Салиха, мамлюки свергли его с престола, заточили в Каирскую цитадель и после некоторых колебаний возвели на престол султаната Малика Салиха.

 

    6 июня 1240 г. Малик Салих занял престол. Собрав все утраченные братом владения, он усиленно занялся строительством. Была построена крепость Равда, а затем посланные в Йемен войска овладели Меккой2.

 

     Согласно договоренности с Насиром Давудом Салих не должен был вмешиваться в дела Сирии и восточных областей. Однако он не сдержал обещания и в 1244 г. захватил Иерусалим, а спустя немного времени прибрал к рукам всю Сирию. В итоге в руках Малика Салиха оказались все земли, некогда подвластные Салах ад-Дину Айюби, за исключением Халеба и Северной Месопотамии. И все эти успехи были достигнуты им благодаря хорезмийским тюркским воинам, бежавшим от монголов и перешедшим к нему на службу.

 

     Будучи султаном Египта, Малик Салих покупал много рабов3. Когда их стало достаточно много, он приказал построить для них специальные казармы — вдоль восточного берега Нила, на северной окраине острова Равда. Лагеря мамлюков были укреплены, а с двух сторон к тому же ограничены берегами Нила. Реку Нил в Египте называют «Море» (Бахр), и поэтому Малик Салих стал именовать рабов — обитателей этих огромных казарм «мамлюками моря» (бахри)4. Каждый отряд многочисленных подразделений мамлюков имел свои отличительные знаки — вышитые на одежде или же       помеченные золотом на оружии. Таким знаком мог быть цветок или птица. По примеру крестоносцев мамлюки использовали как знаки различия всевозможные цветные шелковые банты. Армия, состоявшая из рабов и возглавлявшаяся командирами, выбранными из их числа, встречала враждебное отношение воинов-арабов и жителей Сирии. Ярким свидетельством такого отношения являются следующие стихи поэта, жившего в то время:

 

Неблагоразумный владыка!

Ты призываешь старцев в гнездовища орлов!

Потомки великого Салах ад-Дина накупили столько рабов,

что теперь продают им самих себя5.

 

      Поэт прав. Количество купленных рабов на самом деле было огромным, и вооружены они были отменно. Мамлюки сознавали свою силу и всегда были готовы злоупотребить ею, даже против своего благодетеля Малика Салиха!

 

     Когда в 1248 г. султан прибыл в Сирию, намереваясь идти походом против владетеля Халеба Насира, он узнал, что французский король Людовик IX (1226—1270) высадился в Дамиетте и проник в глубь страны от Ашмуна и Танны. В это время Малик Салих был сильно болен, и слухи о его недуге расшатывали дисциплину в войсках. 12 ноября 1249 г. Малик Салих Наджм ад-Дин Айюб умер в Мансуре, куда к этому времени добрались и французские крестоносцы. Он правил Египтом более 9 лет и отличился не только в ратных делах, но и многими усилиями и стараниями в области науки, строительного дела и религии. По его приказу была восстановлена каирская мечеть    Соликипе, где читали свои проповеди маликиты, шафииты, ханифиты и ханбалиты6.

 

      Туран-шах. У Малика Салиха был один сын — Туран-шах. Однако отец не назначил его, как было положено, своим наследником. Одним преданием это связывалось с тем, что отец собирался отправить Туран-шаха в Хисн Кайфу, а тот отказывался. Но как бы то ни было, хотя Туран-шах и был неприятным человеком и постоянно пьянствовал7, наследников у Малика Салиха, кроме Туран-Шаха, не было, и придворные, скрыв от французов и от народа смерть Малика Салиха, решили как можно скорее доставить Туран-шаха из Хисн-Кайфы.

 

     Именно в это время выдающуюся роль в жизни не только Египта, но и соседних мусульманских стран стала играть Шаджарат ад-Дурр — любимая жена Малика Салиха.

 

     Шаджарат ад-Дурр была женщиной необыкновенной красоты8. Вскоре он убедился в том, что блестящая красота ее сочетается с прозорливым умом. А когда она родила ему сына, названного Халилом, Малик Салих официально женился на ней, сделав ее султаншей9. Малик Салих постоянно старался быть в обществе своей жены, восторгался ею и получал огромное удовольствие от бесед с ней. Когда он был в плену у своего двоюродного брата Насира Давуда, Шаджарат ад-Дурр была вместе с ним в заключении в Караке, не оставила его одного в эти трудные дни. Когда Малик Салих стал султаном, Шаджарат ад-Дурр последовала за ним в Египет, где через некоторое время умер их шестилетний сын Халил 10.

 

     Шаджарат ад-Дурр находилась рядом с мужем и в момент его смерти в 1249 г. Умная государыня прекрасно понимала, что объявление о смерти султана в момент, когда Дамиетта была оккупирована французами, породило бы панику в стране. Поэтому она сообщила о смерти Малика Салиха только двум самым влиятельным лицам государства: эмиру Фахр ад-Дину Юнису и главнокомандующему мамлюкскими полками Салихийя, Бахрийя и Халка, составлявшими личную гвардию султана, Таваши Джамал ад-Дину Мухсину, приказав им держать в тайне смерть султана. Полагавшаяся поминальная процедура была совершена в присутствии лишь нескольких государственных мужей, после чего останки Малика Салиха были доставлены в Каир и погребены в крепости Джазира. Затем Шаджарат ад-Дурр пригласила эмиров и объявила о назначении наследником престола сына Малика Салиха Туран-шаха, а эмира Фахр ад-Дина Юниса — главнокомандующим. Присутствовавшие при этом должны были призвать остальных эмиров к присяге согласно ее воле. Все подчинились приказу султанши и принесли присягу верности11, хотя сам Малик Салих при жизни, приказывал своему наместнику эмиру Хусам ад-Дину ибн Абу Али следующее: «После меня власть в государстве должна быть передана только аббасидскому халифу Мустасиму-биллаху» (1242—1258) 12.

 

        Пока  вызванный из Хисн-Кайфы  Туран-шах добирался до столицы, Шаджарат ад-Дурр объявила, что султан болен и к нему никого нельзя впускать. Затем, подделав подпись покойного, она издала указ, по которому приказывала эмирам присягнуть в верности эмиру Хусам ад-Дину ибн Абу Али и исполнять все его распоряжения. Эмир Фахр ад-Дин начал освобождать из тюрем заключенных, отменил некоторые налоги, уволил ряд эмиров в отставку, а в хутбе имя Туран-шаха стало упоминаться рядом с именем Малика Салиха. Эти чрезвычайные меры привели к тому, что народ узнал о смерти султана, но никто не осмеливался сказать об этом вслух 13.

 

     Изрядно намучившись в пути, Туран-шах кое-как добрался до Дамаска, а через месяц (18 февраля 1250 г.) и вместе с эмиром Джамал ад-Дином Ягмуром и кадием Шараф  ад-Дином  Фаизи  прибыл  в  Каир.  Шаджарат ад-Дурр сразу сообщила ему о смерти отца, а у ворот Каира нового султана встретил наместник султана Хусам  ад-Дин ибн Абу Али, облачил его в  султанские одежды и отвез в Мансуру, где Туран-шах воссел на трон под именем «величайшего владыки Гийас ад-Дина».

 

      Объединив войска Египта с мамлюками, прибывшыми с ним из Хисн-Кайфы, Туран-шах начал наступление на крестоносцев. В первом же сражении было убито три тысячи и взята в плен тысяча французов. Противник сразу запросил мира, пообещав возвратить египтянам все захваченные земли. Несмотря на это, мусульмане сожгли 32 вражеских корабля и лишили французов возможности бежать морем. В плену оказался и король Людовик IX 14.

 

       Большую победу над французами, одержанную благодаря мамлюкам Салихийя и Бахрийя — подопечным покойного султана и Шаджарат ад-Дурр, Туран-шах приписал себе (будучи человеком со скверным характером). Это стало причиной раздора между мамлюками Салихийя и нового султана. Последние заявили ему: «Ты здесь только номинальный правитель. Настоящая власть находится в руках Шаджарат ад-Дурр. Настоящим владыкой ты можешь быть только в Хнсн-Кайфе. Без мамлюков, привязанных сердцем к Шаджарат ад-Дурр, ты не смог бы сражаться с французским королем Людовиком. Из-за них ты попал в такое положение. Лучше примирись с королем, ибо   твой настоящий враг — мамлюки Салихийя, а не он»15.

 

     Не пользовавшийся любовью своего отца Туран-шах быстро забыл, с какими трудностями столкнулась его мачеха Шаджарат ад-Дурр, стремясь сохранить для него султанский трон. Он потребовал у нее ключей от казны отца. Шаджарат ад-Дурр разъяснила ему, что до его прибытия она с помощью султанских сокровищ управляла государством и содержала войска, воевавшие против французов.

 

     Естественно, Шаджарат ад-Дурр была недовольна требованием Туран-шаха. Однако его неприглядные действия этим не ограничились. Очень скоро вместе со своими мамлюками он повел беспутную жизнь. Унижая друзей и эмиров покойного отца, Туран-шах называл их именами уличных бродяг. Он избивал мамлюков Бахрийя и Салихийя, наносил им увечья и в пьяном угаре кричал что уничтожит всех. Неприглядные действия Туран-шаха вызвали резкое недовольство авторитетных предводителей мамлюков, обманутых было его ложными посулами. Среди недовольных оказались такие эмиры, как Фарис Октай, Бейбарс, Айбек и Калаун, которые решили пойти на переговоры с Шаджарат ад-Дурр17.

     Вскоре во время очередного избиения мамлюков Бахрийя Туран-шах порезал себе саблей пальцы и, распалившись, приказал не отпускать ни одного мамлюка живым. По знаку одного из них («Чего же мы ждем?») все мамлюки набросились на Туран-шаха. Не ожидавший такого оборота событий, тот укрылся в построенной по его приказу деревянной башне. Окружившие башню мамлюки обстреляли ее и в конце концов подожгли. Туран-шах, видя, что может сгореть заживо, выпрыгнул из башни в Нил, но был пойман и убит (1250 г.).

 

На фото: Убийство мамлюками султана Туран-шаха рядом с башней, в которой находился пленный король-крестоносец Людовик IX Святой. Французская миниатюра XIV века.

     Средневековые авторы по-разному говорят о смерти Туран-шаха. Одни пишут, что он сгорел, другие — что погиб от стрелы, третьи — что утонул в реке. Туран-шах пробыл на султанском престоле всего 70 дней. С его смертью закончилось длившееся 81 год господство династии Айюбидов в Египте. Вместо них страной стали управлять мамлюки 18.

 

       Исмат ад-Дунйа ва-д-Дин Малика ал-муслимин Умм ал-Халил Шаджарат ад-Дурр (Защитница мира и религии, владычица мусульман мать Халила Шаджарат ад-Дурр) — первая правительница мамлюкского султаната в Египте

 

     После убийства Туран-шаха войска и эмиры столкнулись с немалыми трудностями, выбирая нового властелина. В конце концов эмиры мамлюков Салихиййя и Бахрийя вместе с вельможами и сановниками государства собрались в султанском дворце и приняли решение о возведении на престол Шаджарат ад-Дурр, которой они очень доверяли благодаря ее уму и энергии19. Мамлюки и эмиры помнили также, как успешно и мужественно Шаджарат ад-Дурр управляла огромным султанатом в период между смертью Малика Салиха и прибытием Туран-шаха. Таким образом, Шаджарат ад-Дурр была поставлена во главе государства путем избрания (ихтиярийя).

 

      Как и все другие государи Египта этого периода, Шаджарат ад-Дурр нуждалась в своем атабеке (главнокомандующем). Подходящим для этого был признан Изз ад-Дин Айбек, бывший в свое время рабом Малика Салиха, а затем возвысившийся до ранга  войскового эмира. Он и был назначен на должность атабека20.

 

      Один из западных востоковедов, М. Марсель, со ссылкой на ряд историков утверждает, что Шаджарат ад-Дурр еще при жизни своего мужа султана Малика Салиха находилась в недозволенной связи с Айбеком21. Однако подобное утверждение   встречается только у Джирджи Зайдана22. И если бы это действительно было так, эмиры Малика Салиха никогда не нарушили бы суровых мусульманских законов, считающих измену мужу самым тяжким преступлением, и не возвели бы женщину, изменявшую мужу, на престол. Более того, эмиры никогда не согласились бы на назначение соучастника преступления Айбека  на должность атабека и  командующего войсками. В восточных странах даже самая незначительная сплетня в отношении женщины-государыни влекла за собой не только потерю трона, но и лишение жизни. Это историческая правда! И примером тому может служить надуманная причина восстания против делийского султана Разийи.

 

      Когда Шаджарат ад-Дурр стала государыней, она перебралась из дворца Менил, расположенного на берегу Нила, в Кала Джабал. Сюда же из войсковых казарм прибыл Изз ад-Дин Айбек и приступил к ежедневному рассмотрению дел и принятию соответствующих решений. Он обо всем докладывал Шаджарат ад-Дурр, и она оставалась довольной его деятельностью. На всех указах, приказах и распоряжениях, исходивших из постоянной резиденции бывших айюбидских султанов Кала Джабал, стояла печать: «Валидат Халил» («Родительница Халила»). Шаджарат ад-Дурр на официальных бумагах ставила только эту краткую подпись.

 

       Как государыня (малика), занимавшая султанский престол, Шаджарат ад-Дурр не носила традиционных, предписанных государям почетных одежд23, но во всех мечетях Каира читалась хутба с упоминанием ее имени, а монетные дворы чеканили с этим именем монеты24. На этих, монетах выбито следующее: «ал-Мустасимййя ас-Салихийя Малика ал-муслимин валила ал-Малик ал-Мансур Халил халифа Амир ал-муминин» («[Государство халифа] ал-Мустасима и ас-Салиха, государыня мусульман, родительница победоносного владыки Халила, наместница Эмира верующих»)25.

 

       В хутбах после молитв во имя халифа оглашались следующие имена и унваны Шаджарат ад-Дурр как государыни: «И храни, Аллах, страну ас-Салиха, государыню мусульман, защитницу мира и религии, родительницу Халила Мустасимову, супругу султана Малика Са­лиха» («Ахфаза Аллахума  ал-джиха  ас-Салихийя малика ал-муслимин Исмат ад-дунйа ва-д-дин умм Халил ал-мустасимийя сахиба ас-султан ал-Малик ас-Салих»). Были и другие подобные хутбы, в которых, как правило, молились о здравии Шаджарат и о величии управляемой  ею страны26.  Ан-Нувайри  сообщает, что в указах, направляемых эмирам Сирии, ее унваны были следующие: «Правительница высочайшая, благодетельствующая, султанша знатная, [вдова]  Салихова, великолепная, защищающая, милосердная»  («Ал-амира ал-али ал-маулави, ас-султан ал-хатуни, ас-салихи, ал-исми, ал-джалали, ар-рахими»)27.

 

      После избрания государыней Шаджарат ад-Дурр договорилась с эмирами о порядке возвращения мусульманам крепости Дамиетта, находившейся в руках французов. Мамлюки Бахрийя кроме отнятой у французов крепости Дамиетта получили еще 40 тыс. динаров в возмещение нанесенных войной убытков. Получив выкуп, мусульмане освободили из плена короля Франции Людовика IX, королеву Маргариту, брата короля Альфонса и их воинов (12100 человек)  и разрешили им выезд из Египта28. Таким образом, 8 сафара 648 г.х. (12 мая 1250 г.) крестоносцы, в течение 11 месяцев и 9 дней оккупировавшие Дамиетту, в жалком состоянии ушли по дороге в Акку29. Это событие явилось причиной многодневных празднеств в мусульманском Египте. Поэты прославляли радостный день ухода французов в своих стихах и касыдах30.  10 сафара  (14 мая) войска, возвратившиеся из Дамиетты, принесли Шаджарат ад-Дурр присягу верности31. Она раздала многим вельможам и эмирам дорогие подарки, многих одарила почетными одеждами и высокими чинами. Затем она освободила народ от тяжелых налогов, а многие облегчила. Победа над французами, порядок и мир в государстве усилили привязанность народа Египта к своей предусмотрительной и великодушной государыне32.     

 

      Шаджарат ад-Дурр ежедневно собирала своих везиров в особый зал и, сидя за тонкой занавеской, беседовала с ними. Перед тем как принять решение по какому-либо вопросу или делу, она всегда созывала совет, выслушивала мнение везиров и эмиров и лишь после этого подписывала свои решения и указы. Если она хотела издать какое-либо распоряжение, касающееся непосредственно народа, она подробно обсуждала его детали со своим атабеком Айбеком.

 

      В то время как прекрасная повелительница Шаджарат ад-Дурр, популярная в народе, войсках и среди эмиров, управляла страной (более умело, чем современные ей государи-мужчины), сторонники убитого Туран-шаха, бежавшие в Сирию, объединились с придворной челядью аббасидского халифа ал-Мустасима и искали пути для свержения с престола Шаджарат ад-Дурр,

 

 

Свержение Шаджарат ад-Дурр

 

     Сторонники свержения Шаджарат выдвинули тезис о неправомочности женщины управлять государством в качестве государыни мусульман (малика ал-муслимин) и стали призывать народ к неповиновению Шаджарат ад-Дурр (хотя та выказывала халифу высочайшее ува­жение). В конце концов поток писем, составленных в Сирии и содержащих жалобы на первую государыню султаната, возрос настолько, что из Багдада в Каир было отправлено послание угрожающего содержания. Халиф ал-Мустасим писал: «Если среди вас не нашлось ни одного мужчины, который мог бы стать султаном Египта, мы сами пошлем вам султана. Разве вы не знаете священного предания (хадис аш-шариф), гласящего, что племя, передавшее государственные дела в руки женщины, спасения не обретет?»33.

 

        Эти слова заставили глубоко задуматься жителей Египта. Получалось, что при наличии в Дамаске, Халебе и Йемене большого числа принцев из династии Айюбидов Шаджарат ад-Дурр (женщина) становилась основательницей совсем новой династии, да еще вдобавок сама заняла престол Египта! И хотя все были довольны управлением Шаджарат ад-Дурр, которая к тому же не предпринимала никаких решений, не спрося советов, скрытые враждебные чувства, кипевшие в сердцах эмиров — сторонников Туран-шаха и враждебных принцев в Сирии, вылились наружу. Особенное беспокойство народа Египта вызвало пришедшее в резиденцию Шаджарат ад-Дурр в Кала Джабал известие о том, что находившиеся в Дамаске эмиры из крепости Каймур (севернее Мосула) открыли городские ворота Насиру Юсуфу, внуку представительницы халебских Айюбидов Даифы-хатун, и что один из эмиров Дамаска, Муджахид ад-Дин Ибрахим, передал ему султанскую казну в Дамаске, а Насир раздал эти деньги эмирам.

 

      Несмотря на подобные вести, мамлюкские эмиры снова выразили свое доверие Шаджарат ад-Дурр и верховному главнокомандующему Изз ад-Дину Айбеку34. Однако волнения в Каире усилились, особенно когда распространились слухи о том, что Насир Юсуф вошел в Дамаск, захватил всю Сирию и арестовал, (а по некоторым утверждениям, перебил) многих эмиров из числа мамлюков Салихийя и что против правительства восстали принцы Мугис и Саид и захватили крепости Карак, Шубак и Сабиба. Таким образрм, от Египта отложились правители сирийских земель, на которых сегодня располагаются Сирия, Ливан, Израиль и Иордания. Причем все эти правители дали клятву верности Насиру Юсуфу. Положение осложнялось еще и тем, что угроза крестоносцев из христианской Европы еще не отпала (несмотря на то что большинство их вторжений в мусульманские земли заканчивалось для них плачевно). Перед лицом нависшей    опасности Шаджарат ад-Дурр собрала экстренный государственный совет, на котором обратилась к его членам с вопросом, что необходимо предпринять, чтобы вновь  привязать Сирию к Египту. Она попросила везиров и эмиров о помощи для разрешения   этого важного и щепетильного вопроса. И хотя мамлюкские эмиры были весьма довольны своей государыней, они сочли необходимым ради спокойствия в государстве, чтобы Шаджарат ад-Дурр оставила султанский престол. 29 раби II 648 г. х. (31 июля 1250 г.) Шаджарат ад-Дурр, пробыв на престоле Египетского султаната три месяца, сложила с себя венец35. Однако это самоустранение было не чем иным, как демонстрацией против багдадского халифа. Эмиры с целью сохранения власти своей государыни поддержали ее бракосочетание с Айбеком и после заключения брачного контракта объявили Айбека султаном Египта36.

 

 

Правление Айбека и его убийство

 

      В одну из суббот Айбек прошел через церемонию возведения на султанский престол37. Были развернуты знамена государя, эмиры выстроились перед Айбеком в два ряда, султана облачили в султанские одежды, посадили на коня и, присвоили ему лакаб Прославляющий властелин (Ал-малик ал-муизз) 38.

 

       Айбек, подобно другим мамлюкам Бахрийя, достиг на службе Малика Салиха ранга эмира, был зачислен в его гвардию и, получив должность смотрителя султанской кухни (чашнигир) 39. Поэтому к его имени Айбек кроме лакаба Муизз прибавлялись также прозвища Чашнигир.

 

      Новый  Султан оповестил халифа письмом  о своем восшествии на престол Египта. Но фактически продолжала руководить государством Шаджарат ад-Дурр40. Она управляла им, как и прежде, находясь за кисейной занавесью, продолжала держать в своих руках бразды правления. Айбек же, издавна бывший ее слугой, привычно исполнял каждое приказание государыни. Шаджарат ад-Дурр, всегда очаровывавшая всех своей красотой, умом и великодушием, довольно прочно привязала к себе и Айбека.

 

       Женившись на Шаджарат ад-Дурр, Айбек задумал объединить своих и ее мамлюков и тем самым еще больше усилиться. Однако желанной цели он не достиг, ибо очень скоро обе партии вновь разошлись из-за противоположности взглядов и интересов. Одна партия, по имени Муизза Айбека, стала носить нисбу Муиззи, другая продолжала именоваться Салихийя.

 

       Население Египта, полагавшее, что с приходом к власти такого мужественного воина, как Муизз Айбек, оно обретет спокойствие, очень скоро поняло, что все эти надежды оказались пустой мечтой. Поэтому некоторые также стали настаивать на возведении на египетский престол какого-либо принца из династии Айюбидов, а другие говорили о невозможности пребывания на троне одного из убийц Туран-шаха. Чтобы предупредить возможные волнения и успокоить общественное мнение, поддерживавшее представителей рода Айюбидов, эмиры посадили на египетский трон в качестве соправителя восьмилетнего айюбидского принца из Йемена Малика Ашрафа Музаффар ад-Дина Мусу41. Тем самым египетские мамлюки сумели добиться покорности айюбидских принцев, одновременно обеспечив Айбеку возможность ведения государственных дел.

 

        Войска принесли новую присягу в верности двум владыкам: Айбеку и малолетнему султану Ашрафу Мусе, и начиная с 649 г. х. (1251 г.) в Египте существовала удивительная ситуация: султанский престол занимали сразу два человека — айюбид Малик Ашраф и Изз ад-Дин Айбек. С именами этих соправителей чеканились монеты, вместе они упоминались и в пятничной хутбе. В этой диархии Малик Ашраф был только номинальным правителем, все же государственные дела единолично решал Айбек42.

 

     Несмотря на все меры, ситуация в Сирии продолжала оставаться опасной. Принц Насир Юсуф под видом мщения мамлюкам за убийство Туран-шаха, а на самом деле надеясь стать султаном Египта, призвал на помощь всех своих близких и дальних родичей из рода Айюбидов. Для достижения своей цели он заключил также соглашение с находившимся тогда в Акке французским королем Людовиком IX.

 

     19 января 1252 г. недалеко от Каира произошло сражение между войсками Насира Юсуфа и мамлюками Айбека. В начале битвы перевес был на стороне Насира Юсуфа, и его противники стали отступать. Однако на другом фланге мамлюки под командованием Фариса Октая и Айбека пленили нескольких сирийских военачальников и тут же казнили их. Сирийские войска, дошедшие было до ворот города, смешались, а затем обратились в бегство.  Благодаря мужеству Фариса Октая мамлюки разбили Насира Юсуфа, и Айбек с великой помпой возвратился в Каир. Здесь он узнал, что в столице распространился слух о его разгроме и каирцы поспешили провозгласить конец его правлению. Айбек был набожным, но одновременно и весьма злопамятным человеком. Поэтому он жестоко наказал тех, кто стал читать в мечетях Старого Каира и Кала Джабал хутбу именем Насира Юсуфа, а также и тех, кто из осторожности не стал упоминать в хутбе ни имени Айбека, ни имени Насира Юсуфа (нейтральные проповедники были подвергнуты истязаниям).

 

       По указу Айбека Каир, Кала Джабал и Старый Каир стали объектом грабежей, во время которых мамлюки причинили населению такие страдания, перебили столько людей и столько детей увели в плен, что по сравнению с этим варварские действия   крестоносцев в Египте выглядели весьма невинными43. Халиф ал-Мустасим выступил в роли посредника между спасшимся бегством Насиром Юсуфом и Айбеком. Перед угрозой нового похода  крестоносцев  египтяне согласились заключить перемирие на условии, что сирийцы покинут Египет, Газу и Иерусалим.

 

       После описанных событий самой популярной личностью в Египте стал один из наиболее выдающихся мамлюкских эмиров — Фарис Октай. Когда он женился на сестре султана Хамы и та пожелала переселиться в Кала Джабал, где проживали только принцы, Айбек дал на это согласие, но, страшась возросшего авторитета Фариса Октая в государственных делах, решил убрать его. Вскоре после того как мамлюки Салихийя, предводителем которых с самого начала был Фарис, стали требовать  дележа  султанского  трона между Фарисом и Айбеком, Айбек устроил засаду из трех эмиров, в числе которых был и будущий султан Египта мамлюк Сайф ад-Дин Кутуз. Эмиры убили Фариса Октая. Мамлюки Салихийя, думая, что он только арестован, под предводительством эмира Бейбарса собрались перед Кала Джабалом и потребовали освобождения Фариса. Когда же со стены Кала Джабала была сброшена его голова, мамлюки впали в страшную панику и большинство их бежало без оглядки в Сирию, где попросило убежища у Насира Юсуфа44.

 

     Оставшиеся в Египте мамлюки Салихийя были брошены в темницы, а Айбек, расправившись с противниками, тут же арестовал оставшегося без покровителей молодого Малика Ашрафа и вновь занял султанский престол, теперь уже без соперников и компаньонов45. После этого Айбек решил, что черные тучи, сгустившиеся над Египетским султанатом, рассеялись ветром его могущества. В 652 г. х. (1254 г.) в хутбе, читаемой с минбаров мечетей, упоминался уже он один, а в указах и на монетах значилось только его имя. Своим везиром и главнокомандующим войсками Айбек назначил Хибатуллаха ал-Фаизи. Впервые в истории мусульманских государств на должность везира был назначен копт46. Наместником султана стал Сайф ад-Дин Кутуз. В Багдад в качестве послов были отправлены эмир Шамс ад-Дин Суниур и шейх Наджм ад-Дин Бадраи. Они обратились к халифу с просьбой признать Айбека султаном Египта, опубликовать по этому поводу указ и прислать ему атрибуты султанской власти47.

 

      Однако при всех этих знаках власти Айбека его жена Шаджарат ад-Дурр также твердо держала в своих Руках бразды правления государством. Несмотря на ее отречение от престола в пользу Айбека, и ее имя упоминалось иногда в хутбе, и даже указы издавались за ее подписью48.

 

       Айбек, еще в бытность мамлюком Малика Салиха, убедился в доброте Шаджарат ад-Дурр и был поражен ее проницательностью и государственным умом, поэтому он всегда считал ее своим учителем. Однако после женитьбы на Шаджарат и устранения такого достойного и влиятельного противника, как Фарис Октай, а также соправителя Малика Ашрафа, диктат Шаджарат ад-Дурр стал казаться Айбеку несносным. Кроме того, настойчивые требования Шаджарат ад-Дурр расторгнуть его брак с прежней женой и попытки запрещения видеться как с ней, так и с сыном еще больше ослабили, а затем окончательно оборвали узы, связывавшие Айбека с Шаджарат ад-Дурр49. Ал-Макризи рассказывает, что большую роль в ухудшении отношений между Шаджарат ад-Дурр и Айбеком сыграло одно фатальное обстоятельство: однажды астролог сообщил Айбеку, что он будет убит женщиной, а именно Шаджарат ад-Дурр. Айбек настолько поверил этому сообщению астролога, что немедленно переселился из Кала Джабала в предместье Баб ал-Лаук50.

 

     Султан решил освободиться от своей гордой жены, связывавшей его волю, и стал  искать для этого пути. Чтобы подорвать влияние Шаджарат ад-Дурр в Кала Джабал, он посватался к дочери мосульского правителя Бадр ад-Дина Лулу. Был заключен брачный контракт, и состоялось сватовство51. Однако Айбек не представлял, какую трагедию вызовет этот его шаг. Он думал, что его брак с дочерью владетеля Мосула уменьшит влияние Шаджарат ад-Дурр во дворце и в мамлюксих гарнизонах. Однако Айбек, сам храбрый и достойный борец, не был в состоянии понять, какие бури возникнут в душе женщины, привыкшей к постоянным удачам, избалованной ими и вдруг ставшей ненужной и отодвинутой на второй план.

 

    Однажды Айбек, находясь далеко от Кала Джабал, приказал арестовать нескольких мамлюков Бахрийя и отправить их в заточение в Кала Джабал. Один из арестованных, по имени Айтекин, проходя мимо окна, у которого сидела Шаджарат ад-Дурр, поднял голову и, чтобы никто не понял его, воскликнул по-тюркски:  «Я — ваш раб Айтекин, башмачник! Заверяю вас Аллахом, что мы не совершили никакого преступления, чтобы нас можно было арестовать. Мы, мамлюки, которые видели твои и покойного Малика Салиха милости, только выразили свое недовольство, когда он  (Айбек) отправился  сватать дочь мосульского владетеля. И только из-за этого нас сейчас ведут в темницу!»52.

 

     Владычица  взмахом  платка дала  понять,  что она услышала эти слова. Айтекин же, сообщивший Шаджарат ад-Дурр о случившемся, прекрасно понимал, что ждет султана Айбека, и, когда спускался в подземелье, воскликнул! «Он арестовал нас, а мы его убили!»53.

 

      Всегда встречавшая одобрение и восхищение, всегда бывшая на самой высоте власти, юридически и фактически бывшая султаном Египта, Шаджарат ад-Дурр не могла примириться ни сердцем, ни разумом с соперничеством женщины из владетельного рода, которую Айбек взял в жены. Нервы Шаджарат ад-Дурр были расшатаны ревностью, горем и гневом, и место высоких устремлений в ее сердце заняли мысли о мщении. Кроме же всего прочего, она стала думать и о том, что Айбек может ее просто убить, и эти ее страхи, как оказалось, не были лишены оснований54. Поэтому Шаджарат ад-Дурр отправила своего человека с подношениями к владетелю Халеба Насиру Юсуфу и поручила ему передать, что намеревается убить Айбека, и если Насир Юсуф на ней женится, то она возведет его на египетский престол, Насир Юсуф, испугавшись ловушки, не ответил на это послание. Слухи же о нем дошли до владетеля Мосула Бадр ад-Дина Лулу, будущего тестя Айбека, и тот поспешил предупредить Айбека. Таким образом, тайна переговоров Шаджарат ад-Дурр с Насиром Юсуфом была раскрыта.

 

      Не получив от Насира Юсуфа ответа, Шаджарат ад-Дурр тогда же вызвала к себе находившегося в Каире багдадского вельможу Сафи ад-Дина Ибрахима ибн Марзука и, пообещав ему должность везира, попыталась и его вовлечь в свои планы. Сафи ад-Дин также испугался и хотел отговорить ее от опасного дела, но Шаджарат ад-Дурр не пожелала его слушать и обратилась за помощью к эмиру Мухсину ал-Джавхари, евнуху Насру ал-Азизи и мамлюку Санджару, обещав им большие блага за убийство Айбека55.

 

     24 раби I 655г.х. (11 марта 1257г.) Айбек, живший в своей новой резиденции в Баб ал-Лаук, поверил в искренность приглашения Шаджарат ад-Дурр и приехал к ней в Кала Джабал. Государыня приняла его с большим уважением и почестями. Она вертелась вокруг него, словно бабочка, всем видом показывая, что любит его по-прежнему и забыла все бывшие между ними недоразумения. Айбек прибыл к ней после игры в поло и поэтому пошел помыться в баню гарема. Не успел Айбек раздеться, как на него набросились люди Шаджарат ад-Дурр и тут же задушили. Ал-Макризи  (Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403) и Ибн Тагриберди (т. VI, с. 375—376) по-разному описывают убийство Айбека.  Вот что сообщает ал-Макризи. Когда Мухсин ал-Джаухари вместе со своими людьми набросился на Айбека, тот воззвал о помощи к своей жене и умолял ее о прощении. В это время милосердие Шаджарат ад-Дурр взяло верх и она приказала Мухсину ад-Джаухари отпустить Айбека. Однако мамлюк, не стесняясь в выражениях, ответил, что если они отпустят Айбека живым, то он не оставит в живых ни их, ни Шаджарат ад-Дурр.

 

     По сообщениям хронистов его времени, Айбек был весьма умелым, храбрым и даже набожным, но был он также и кровавым властелином. Он уничтожил немало  невинных семейств, конфисковал имущество многих людей и потому стал назидательным примером для властителей, правивших после него. Выше мы упоминали о том, как Айбек после победы над сирийскими войсками из-за опрометчивости каирских духовников жестоко расправился с невинными людьми, включая детей.

 

     После убийства Айбека Шаджарат ад-Дурр опять позвала во дворец Сайф ад-Дина Ибрахйма ибн Марзука. Его провели в Кала Джабал через потайную дверь, и когда он вошел в покои Шаджарат ад-Дурр, то увидел ее сидящую на возвышении, а перед нею — тело Айбека. Владычица рассказала ему о случившемся, и Сайф ад-Дин произнес: «Я не знаю, что тебе сказать. Ты совершила очень большое дело, но я не вижу выхода из создавшегося положения»56.

 

     Убив.мужа, Шаджарат ад-Дурр создала ситуацию, весьма удобную для занятия египетского престола, но в ту же ночь поняла, какие ее ждут трудности в выборе кандидата на престол. В эту ночь Шаджарат ад-Дурр послала одному из виднейших эмиров, Изз ад-Дину Халаби, перстень (печать) убитого Айбека, не сняв его с отрубленного пальца, и предложила ему взять в свои руки управление султанатом. Однако Изз ад-Дин Халаби не решился на такой шаг57. Прсле этого Шаджарат позвала и предложила ему занять трои эмира Джамал ад-Дина ибн Айтогды58, но и тот отклонил ее предложение. Получалось, что ни один из предводителей мамлюков, когда-то неизменно    искавших благосклонности Шаджарат ад-Дурр, не пожелал делить с ней ответственности за содеянное.

 

      На следующий день (утром 12 марта 1257 г.) ведущие эмиры, как обычно, не оповещая придворных, прибыли во дворец Кала Джабал. Не было только везира Шараф  ад-Дина Фаизи. Шаджарат ад-Дурр растерялась. Чтобы оттянуть время, она от имени будто бы живого Айбека передала его сыну Нур ад-Дину Али распоряжение, чтобы он отправился к морю для ревизии состояния флота. Однако эта ее хитрость не удалась, и затем, когда она стала утверждать, что утром Айбек умер от сильного припадка, эмиры очень скоро узнали, что он убит своей женой. К Кала Джабал собралось многочисленное войско, и вскоре во дворец ворвались мамлюки Айбека.

 

     Мамлюки Салихийя стали на сторону Изз ад-Дина Халаби, но мамлюки Айбека под руководством везира Шараф ад-Дина Хибатуллаха Фаизи были более единодушны и объявили султаном 15-летнего сына Айбека Нур ад-Дина Али. Народ успокоился и разошелся. Ушли и мамлюки Салихийя. 26 раби I (13 марта) Нур ад-Дин Али получил имя Малика Мансура. Ему присягнули войска, и в мечетях была оглашена хутба с его именем.

 

 

Убийство Шаджарат ад-Дурр

 

    Шаджарат ад-Дурр и ее преступные соучастники укрылись во дворце. Мамлюки Айбека хотели взять дворец и наказать убийц, но сторонники владычицы — предводители мамлюков Салихийя встали сначала на защиту своей государыни и помешали расправиться с нею. Затем, однако, они не оказали мамлюкам Айбека, не желавшим, чтобы Шаджарат ад-Дурр оставалась в султанском дворце и те отвезли ее в Красную Башню (Бурдж ал-Ахмар). Увозя Шаджарат ад-Дурр из дворца, мамлюки Айбека заверили, что ей не будет причинено зло.

 

     16 марта 1257 г. Шаджарат ад-Дурр была заточена в темницу, а все ее рабыни были распределены между эмирами.. К эмирам был доставлен Сайф ад-Дин Ибрахим ибн Марзук, о котором мы уже говорили, и ему был задан вопрос, почему в день убийства Айбека он оказался рядом с Шаджарат ад-Дурр. Когда он в точности пересказал свой разговор с нею, эмиры отпустили его на свободу. Эмир Джамал ад-Дин ибн Айтогды был схвачен при попытке к бегству и заточен в крепость Александрии. Все, кто был связан с убийством Айбека, были схвачены и повешены. Только мамлюку Мухсину ал-Джаухари удалось бежать, но вскоре и он был пойман и повешен рядом со своим господином. Было казнено около 40 человек прислуги, которых повесили на виселицах, расставленных по дороге из Кала Джаба в Зувайлу60.

 

     После расправы с участниками убийства для Шаджарат ад-Дурр настали самые трудные дни. Она прекрасно понимала, что ей будет жестоко мстить первая жена Айбека, которой было запрещено появляться во дворце в бытность Айбека султаном. Не желая, чтобы ее состояние попало в руки Нур ад-Дина Али и его матери, Шаджарат ад-Дурр часть денег и драгоценностей отдала своему бывшему везиру Баха ад-Дину Али ибн Мухаммеду, а оставшуюся часть камней истолкла в ступе61.

 

    Нур ад-Дин Али и его мать подстрекали мамлюков Айбека к казни Шаджарат ад-Дурр и, в конце концов сами совершили расправу над ней: 11 раби II 655 г.х. (28 апреля 1257 г.) мать Нур ад-Дина Али приказала доставить Шаджарат ад-Дурр из Красной Башни в свой дворец и передала ее в руки наложниц, которые забили ее насмерть деревянными башмаками и банными шайками, после чего сбросили почти голое тело в ров под стеной Кала Джабала62. Ан-Нувайри пишет63, что полумертвую Шаджарат ад-Дурр сбросили с самой высокой точки Кала Джабала и ее тело валялось во рву в течение многих дней. Это ли не ирония судьбы: владычица мусульман (малика ал-муслимин), восседавшая на султанском престоле, затмившая всех своей красотой, умом, нежностью и остроумием, блиставшая, как звезда, на протяжении многих дней валялась на дне крепостного рва! Бродяги стянули с нее даже ее расшитые золотом шаровары64. Через несколько дней близкие Шаджарат ад-Дурр опознали ее труп и захоронили его в отдельной усыпалънице (во дворе мечети), построенной ею в каирском районе Саййида  Нафиса.  Это  видно по надписи, высеченной на портале гробницы по приказу самой Шаджарат ад-Дурр в 648 г.х. (1250 г.). Надпись видна и поныне. А расположенная рядом мечеть до сих пор носит название «Мечеть Шаджарат ад-Дурр», или «Мечеть халифа».

 

Ибн ал-Ибри66 пишет о последних днях Шаджарат ад-Дурр:

 

     «Шаджарат ад-Дурр, испугавшись, что ее муж Айбек прикажет расправиться с ней, опередила супруга и сама повелела умертвить его. После Айбека престол занял его мамлюк Кутуз, который получил имя Малика Музаффара. Он распорядился убить Шаджарат ад-Дурр и бросить ее труп на съедение собакам. Хотя Кутуз мотивировал казнь местью за смерть своего господина Айбека, на самом же деле он и сам боялся, что также будет убит ею».

 

     Ибн ал-Ибри перепутал Кутуза с сыном Айбека Маликом Музаффаром Нур ад-Дином Али (правил в 655— 657 гг.х./1257—1259 гг.). Сам же Кутуз занимал султанский престол в 657—658 гг.х. (1259—1260 гг.), когда Шаджарат ад-Дурр уже не было в живых.

 

     Египетская исследовательница Кадрийя Хусайн, похоже, разочарована тем, что Шаджарат ад-Дурр, бывшая исключительной личностью, погибла из-за своей ревности — после того, как Айбек посватался к другой женщине66. По нашему мнению, Шаджарат ад-Дурр именно этим снова продемонстрировала свою неординарность. Восемьдесят восточных властителей из ста, чтобы сохранить свою жизнь и престол, были вынуждены свернуть на путь ликвидации своих противников. Такую же меру со стороны Шаджарат ад-Дурр с большим основанием можно отнести к ее законному праву самозащиты. Свидетельством тому являются не только сообщения средневековых авторов, о которых мы уже говорили, но и сам ход событий этого времени.

 

      Шаджарат ад-Дурр, по мнению современников, была прекрасным администратором, набожной и благотворительной правительницей. Она смогла сохранять мир и спокойствие в своем государстве и была милосердной по натуре. Если бы не восстания айюбидских принцев Сирии и если бы халиф не принял сторону Насира Юсуфа, она, возможно, правила бы Египтом вместе со своим мужем в мире и благоденствии еще много лет. К сожалению, почти во всех средневековых тюркских государствах разделение власти и желание во что бы то ни стало воспользоваться удобным случаем для ее захвата часто достигалось посредством гибели тысяч людей. Это скоро приводило к дроблению государств или к еще более пагубным последствиям.

 

    Шаджарат ад-Дурр стала основательницей нового султаната в Египте. Это был султанат мамлюков Бахрийя, за 140 лет существования которого престол побывал в руках 25 представителей мамлюков67. Несмотря на то что среди них были и такие могущественные султаны, как Кутуз и Бейбарс, пресекшие попытки монгольских войск   Хулагу-хана прорваться в Египет, последний султан из этой династии, Салих Хаджи, был маленьким ребенком и не смог оказать сопротивления черкасским мамлюкам, которые свергли бахритов и установили господство новой династии — Бурджи (1382—1517).

 

     Упорядочение дел в Сирии, которой грозила опасность вторжения крестоносцев, — заслуга Шаджарат ад-Дурр. Она же впервые в истории ислама ввела в обычай отправлять в Мекку покрывало для Каабы68.

 

      Среди мусульманских женщин-государей Шаджарат ад-Дурр была единственной владычицей, которая привлекала внимание. С 1933 г. и по сей день в Каире ежегодно ставится пьеса Махмуда Бадави «Шаджарат ад-Дурр». Автор знаменитой «Истории культуры ислама» Джирджи Зайдан в 1914 г. написал одноименный лирический роман. К сожалению, несмотря на многочисленные попытки, я не имела возможности увидеть эти произведения. В 1961 г. в Висбадене была издана книга Гётца Шрегле, посвященная жизни и деятельности Шаджарат ад-Дурр69.

 

Примечания:

 

1 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I. с. 289.

2 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 236.

3 Имеются в виду мамлюки — невольники, как правило, черкесского или грузинского происхождения, составлявшие гвардию султанов династии Айюбидов в Египте.

4 Отсюда и название династии.

5 М. J. Маrcel. Еgypte depuis la conqete des Arabes jusqu`a domination francaise. Р., 1872, с. 155.

6 Ал-Макризи. Хитат. Т. И, с. 236. <Маликиты, шафииты и ханбалиты — представители основные толков в исламе.>

7 Ал-Айни. Икд ал-джуман. Рукопись библиотеки Велиуддина. № 2391, Т. IV, л. 307.

8 Там же.

9 Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 373; ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I. Ч. 2, с. 311; Ибн ал-Имад ал-Ханбали, Шазарат. Т. V, с. 268.

10 Ибн Тагрибердй, там же; а л-Ма кри зи, Ч, Бахрие У ч ок. Шаджар ад-Дурр.—«Энциклопедия Ислама» изд. Т. XI, с. 376—378.

11 Ал-Айни. Т. IV, с. 305.

12 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I. Ч. 2, с. 342.

13 Ал-Айни. Там же, с. 306.

14 Ибн ал-Ибри, с. 453; Ибн Халдун. Тарих. Т. V, с. 360.

15 Ибн ал-Ибри, с. 454. .                             

16 Бахрие Учок. Шаджар ад-Дурр, с. 378.

17 На заключение такого соглашения намекает ал-Айни (т. IV, c. 307). Другие источники об этом молчат.

18 Ал-Айни. Икд ал-джумаи. Т. IV, с. 307; Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 236; Ибн Тагрибердй. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 373; Ибн Xалдун. Тарих. Т. V, с. 360.

19 М. Марсель (Еgypte depuis…, с. 155 и сл.) и Джирджи Зайдан (Тарих Миср ал-хадис. Т. 2, с. 5) допускают возможность того, что Шаджарат ад-Дурр была родной матерью Туран-шаха. Однако ни в одном из рассмотренных нами источников и исследований мы не нашли даже и намека на это. Только у Хондемира (Хабиб ас-сийар. Т. III, с. 251) встречаем выражение: «Родительница Малика ал-Муаззама, мать Халила» («Валидат Малик ал-Муаззам умму Халил). Однако здесь автор принимает Малика ал-Муаззама Туран-шаха за сына Шаджарат ад-Дурр Халила, который умер в детском возрасте.

20 При мамлюках титул атабека уже не имел первоначального значения воспитателя наследника престола или главы (основателя) государства (атабеки Азербайджана, Мосула, Фарса, Кермана и др.). Изз ад-Дин Айбек носил этот титул не как воспитатель наследного принца, но как регент-супруг наследницы и вдовы Малика Салиха. По сообщению ал-Макризи (Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 368), Изз ад-Дин Айбек был назначен государыней атабеком войск (атабак ал-аса-кир), а так как Египет в эпоху мамлюков управлялся только военными, то эта должность была самой высокой и влиятельной в государстве. Об эволюции титула атабек см.: М. F. Корrulu. Аtа.— Islam. Ans. Т. I, с. 711—718; Сl. Саhen. Аtabak. Еnс. Isl. Т. I, с. 731—732; Об aтабеке войск см.: D. Ауаlon. Studies of the Structure of the Mamluk Army. — BSOAS. Т. 3, 1954, с. 58—59.

21 М. J. Маrcel. Еgypte depuis…, с. 155 и cл.

22 Джйрджи Зайдан. Тарих Миср ал-хадис. Т. 3, с. 5.

23 Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 373.

24 St. Lane-Poole. Саtaloque of Egyptian Coins. Т. IV, с. 136.

25 Recueil des Historiens des Croisades. Т. I, с. 129; Ибн ал-Имад ал-Ханбали. Шазарат. Т. V, с. 268; Ибн Тагрнберди. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 272; Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч 2, с. 362. Нисба ал-Мустасимийя намекает на то, что Шаджарат ач-Дурр была наложницей аббасидского халифа ал-Мустасима ещр т» того, как ее купил Малик Салих. Однако ни один из современных арабских авторов об этом ничего не говорит, и Шаджарат ад-Дурр произвольно приписывает себе эту нисбу на своих монетах и в хутбе, удовлетворяя этим самым самолюбие халифа в Багдаде, чье имя в Каире упоминается впервые. Это предположение подтверждается упомянутым выше завещанием Малика Салиха о передаче государства после его смерти только багдадскому халифу и вовсе не говорит о принадлежности такой могущевтвенной женщины, как Шаджарат ад-Дурр к числу наложниц халифа ал-Мустасима.

26 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 362; ал-Айни. Инд ал-джуман. Т. IV, с. 316; Ибн Ийас. Тарих Миср. Булак. Т. I. с. 89.

27 Aн-Нувайри. Нихайат ал-араб. Рукоп. Нац. биб-ки Египта. №549. Т. 27, л. 252а.

28 J. Р. Strayer. Тhе Сrusades of Louis IX.— А History of Crusades. Т. II. Philadelphia, 1962, с. 500.

29 АлМакризи. АсСулук. Т. I, ч. 2, с, 362—363.

30 Ибн Xалдун. Т, V, с. 361; Ан-Нувайри. Т. 27, л. 252б; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 627.

31 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 237; Ас-Сулук. Т. I, с. 361 и сл.

32 Кадрийя Хусайн. Мухаддарат ал-ислам. Каир, 1331 г.х., с. 404.

33 Приписываемое пророку Мухаммеду «благородное предание» касается пребывания женщин на престоле сасанидского Ирана («И низок тот, кто вверяет свои дела женщине»). Джувейни  (Тарих-и Джахан-Гуша. Т. II, Л., с. 160—161) в рассказе о влиянии грузинской царицы Кыз-Малик (Русуданы) приписывает его халифу Абу-Бакру (632—634), однако большинство авторов исторических сочинений возводят этот хадис к Мухаммеду. Выше уже отмечалось, что царский престол в Иране после Кавада II (628 г.) и Ардашира III (628—629) занимала сестра первого и тетка второго — старшая дочь Хосрова Парвиза Пурандохт. А поскольку ее правление совпало со временем жизни Мухаммеда, то и цитируемое здесь предание безусловно было высказано им в связи с пребыванием Пурандохт на иранском троне. Перифраз этого хадиса с тем же смыслом, встречается и у Муслима (т. II, т. 321).

34 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 367—368.

35 Ал-Макризи.  Хитат.  Т.   II,  с.  237.  В  «Ас-Сулук» (т. 1, ч. 2, с. 367—368) он отмечает, что Шаджарат ад-Дурр вышла замуж за Айбека 19 раби II (там же, с. 369). У ан-Нувайри (т. 27, л. 252б) и ал-Айни (т. IV, с. 307) отмечается, что Шаджарат ад-Дурр сама отреклась от престола, пробыв на нем три месяца.

36 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 368,.

37 Там же.

38 Там же, с. 369; Хитат, т. II, с, 237.

39 О должности чашнигир см.: Ал-Калкашанди. Т. V, с. 460.

40 Ибн ал-Ибри, т. II, с. 454.

41 Ал-Макризи (Ас-Сулук, т. I, ч. 2, с. 369) утверждает, что принцу было 6 лет, а ал-Айни (т. IV, с. 320) — что 10.

42 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 369—370; Ибн Xалдун. Т. V, с. 374; Джирджи Зайдан. Тарих Миср ал-хадис. Ч. II, с. 6—11.

43 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 237.

44 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 390 и сл.; Ибн Xалдун. Т. V, с. 363; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 627; Джирджи 3айдан. Ч. II, с. 6 и сл.

45 После Малика Ашрафа некоторые члены этого семейства правили в Дамаске, Халебе, Хомсе и Майафарикине, но через 20 лет все они потеряли свое могущество. Только одна ветвь рода еще столетие правила Хамой. Один из представителей его (известный Абу-л-Фида) правил Хамой с 718 по 732 г. х. (1318—1332), однако его деятельность как правителя Хамы оказалась менее примечательной, чем написанные им сочинения по истории и географии.

46 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 237.

47 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 397—398; Ибн Xалдун. Т. V, с. 363.

48 Хотя ал-Айни (т. I, с. 320) и пишет, что Айбек уже на второй день своего султанства запретил упоминать имя Шаджарат ад-Дурр в хутбе и чеканить монеты с ее именем, предшественник Айни ан-Нувайри (т. 27, л. 266аб) утверждает обратное и пишет, что, хотя Шаджарат ад-Дурр и не была официальным главой государства, вся полнота власти находилась в ее руках. На л. 270б сочинения ан-Нувайри приводится копия грамоты от 12 джумада I 653 г. х. (19 июля 1254 г.), скрепленная знаком Шаджарат ад-Дурр: «Родительница Халила Салихова [вдова]» («валида Халил ас-Салихийя») и начинающаяся словами: «Указ согласно высочайшим государевым и султанским распоряжениям, да возвеличит его Аллах благородством и превосходством» („ал-марсум бил-авамир ал-алийя ал-маула-вийя ас-султанийя зада Аллах шарафан ва улувван"). У ан-Нувайри же (л. 266аб) приводится стих поэта Али ибн Хишама, подтверждающий Данное обстоятельство. См. также: G. Schregle. Diе Sultanin von Aegypten. Wiesbaden, 1961, с. 162—163.

49 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 379; Джирджи Зайдан. Ч. II, с. 11; Сl. Нuart. Histoire des Arabs. Т. II, с. 39, М. Маrcel, с. 155—157.

50 АлМакризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 401.

51 Ал-Макризи, там  же;  Ал-Айни. Т.  IV, с. 375;  Ибн Xалдун. Т. V, с. 363.

52 Ал-Макризи,   там  же,  с. 401—402;  Ал-Айни.  Т.   IV, с. 375.

53 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 402.

54 Ибн ал-Имад ал-Ханбали. Шазарат. Т. V, с. 268; Ал-Юнини. Зайл Мират аз-заман. Т. I, с. 61—62.

39 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403; Ибн Халдун. Т. V, с. 377; Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 375.

56 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 375.

57 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403; Абу-л-Фида. Тарих. Т. III, с. 92; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 627.

58 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 375.

59 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 376. –

60 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403.

61 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 378.

62 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2; с. 404.

63 Ан-Нуваири. Т. 27, л. 266 а — б.

64 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 404; Ибн ал-Имад ал-Xанбали. Т. V, с. 268.

65 Ибн ал-Ибри. Т. II, с. 552.

66 Кадрийя Xусайн, с. 404.

67 Ал-Макризи (Хитат. Т. II, с. 237) пишет, что было 24 султана из этой династии. Замбаур (с. 103—104) приводит имена 21 султана (вместе с Шаджарат ад-Дурр). Все 25 султанов перечислены у С. Лэн-Пуля (с. 62—64) и у К. Э. Босворта (с. 99—100).

68 См.: Воспоминания короля Иордании Абдаллаха, опубликованные в журнале Tarih Dunyasi (т. II, № 15, 1950, с. 651). Другие источники, в том числе и Эвлия Челеби (т. X, с. 744),  эту деталь подтверждают.

69 G. Schregle. Diе Sultanin von Aegypten. Wiesbaden, 1961.

 

 

Публикуется по книге

 

Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманских государствах.

Издательство «Наука». Москва 1982.

Doc. Dr. Bahrue Ucok. ISLAM DEVLETLERINDE KADIN HUKUMDARLAR. Ankara, 1965.

Перевод с турецкого. 3. М. Буниятова

 

www.kurdist.ru

 

 

0

Оставить комментарий