Опубликовано: 06.11.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

И сужает поле для маневра правительству Эрдогана

 

       Около 700 курдов, арестованных по так называемому делу Коалиции сообществ Курдистана (КСК), а по сути, активистов ПКК, уже более 50 дней продолжают голодовку в местах заключения. Многие эксперты считают, что состояние здоровья большинства участников голодовки подошло к критической черте. Социально-экономическая жизнь в некоторых восточных провинциях Турции, населенных курдами, полностью замерла. Курды угрожают начать всеобщую голодовку в местах заключения. В этом случае к голодовке подключатся около 10 тысяч человек.

Участники голодовки выдвинули следующие требования: предоставить право на защиту на проходящих судебных процессах на родном языке, предоставить право на обучение на родном языке и, наконец, предоставить лидеру ПКК Абдулле Оджалану, который в течение последнего года полностью изолирован от внешнего мира, возможность встречаться со своими адвокатами. Голодающие также требуют не просто разрешить встречи адвокатов с Оджаланом, но и либерализовать условия его содержания, а если быть более точным, перевести его под домашний арест. Они также требуют начать прямые переговоры с Оджаланом по урегулированию курдской проблемы.

А лидеры прокурдской Партии примирения и демократии (ППД) утверждают, что все вопросы были согласованы между посланниками самого Реджепа Тайипа Эрдогана и Оджалана в Осло.

Надо отметить, что первоначальная реакция премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на массовую акцию голодовки была крайне негативной. Он обвинил ПКК в шантаже турецкого правительства и пригрозил восстановлением смертной казни.

Однако накануне вице-премьер Бюлент Арынч заявил, что турецкое правительство на своем очередном заседании обсудило возможность принятия закона, позволяющего обвиняемым во время судебных процессов защищаться на родном языке. Он намекнул на то, что лидеру А.Оджалану будет предоставлена возможность встречи с адвокатами.

Однако он не мог сказать ничего конкретного по поводу обучения на родном языке, так как решение данного вопроса требует изменений в Конституции, что вообще вряд ли возможно в данных условиях. При этом вице-премьер напомнил, что именно правительство Партии справедливости и развития предоставило курдам возможность изучения родного языка в общеобразовательных школах в качестве факультативного предмета.

Эта не единственная головная боль правительства Эрдогана, связанная с деятельностью ПКК. Террористическая война, объявленная со стороны ПКК правительству, продолжается, притом набирает невиданные до сих пор обороты. Но и это не все… Курдские вооруженные формирования Партии демократического союза (ПДС), которая, по сути, является сирийским филиалом ПКК, до последнего времени соблюдавшие нейтралитет в сирийском конфликте, недавно вступили в бой с отрядами оппозиции в городе Алеппо. Как считают эксперты, если Башар Асад сумеет воспользоваться этим и закрепить тенденцию, баланс сил в сирийской войне может измениться в его пользу. Курды составляют более 10% населения Сирии – если они поддержат правительственные войска не только в Алеппо, но и на других фронтах, это создаст для оппозиции серьезные проблемы.

Поэтому турецкие эксперты в сфере безопасности утверждают, что было бы неправильно утверждать, что только Башар Асад использует ресурсы тандема ПКК-ПДС против Турции. Они уверены, что и тандем ПКК-ПДС использует ресурс сирийского кризиса против Турции. Буквально накануне лидер вооруженного крыла ПКК Мурат Карайылан заявил, что в случае вторжения Турции в Сирию более 100 вооруженных курдов придут на помощь ПДС.

По мнению этих экспертов, ПКК по сути манипулирует как событиями в Сирии, так и судьбой сирийских курдов для выполнения определенных задач в самой Турции. То есть, по мнению экспертов по безопасности, речь идет о широкомасштабной операции ПКК-ПДС по давлению на турецкие власти для достижения определенных уступок в решении курдского вопроса в самой Турции. Одним словом, именно ПКК через формально независимую ПДС угрожает Турции, которая заинтересована в ускорении ухода Б.Асада с политической сцены, открытием “второго фронта” против сирийской вооруженной оппозиции, что крайне усложнит решение данной задачи.

Между тем, как отмечают источники, близкие к руководству правящей Партии справедливости и развития, в военно-политической элите самой Турции до сих пор нет четкого единства по курдскому вопросу, поскольку до последнего времени турецкое руководство придерживалось жесткой линии в отношении “курдского сепаратизма”. Так, в середине мая это спровоцировало уход в отставку Мурата Озчелика, координатора по разведке, из-за разногласий с вице-премьером, координирующим деятельность силового блока, бывшим министром внутренних дел Бесиром Аталаем, докладчиком которого он был ранее. Бывший посол в Багдаде, Озчелик выступал среди турецкого руководства как один из главных сторонников жесткой линии в отношении курдов. Так, например, он настаивал на усилении военных операций против ПКК, тогда как Аталай указывал на необходимость налаживания переговоров с ней. Эти источники утверждают, что до сих пор среди турецких силовиков, за исключением Генштаба, преобладает переговорная линия. Так, например, директор MIT Хакан Фидан поддерживает эти стремления. В 2010 году, будучи советником премьер-министра Эрдогана, он выступил за проведение секретных консультаций с ПКК. Из-за этой инициативы его вызвал в начале 2012 года для объяснений генеральный прокурор страны. Примечательно, что власти тут же спешно провели закон, позволяющий Фидану уклониться от вызова. Это говорит о том, что переговорная инициатива исходит от высших представителей турецких властей, а точнее, от Эрдогана.

Сирийские спецслужбы смогли наладить взаимодействие с ПКК в направлении создания “внутреннего фронта” против Турции, чтобы отвлечь ее от Сирии и в отместку за поддержку сирийской оппозиции Анкарой превратить 900-километровую границу в источник постоянного для нее напряжения. Так, уже в октябре 2011 года пришедшие с сирийской территории курдские боевики убили полицейского и ранили еще троих в приграничной турецкой провинции Хатай, после чего турецкие власти заявили об аресте восьмерых членов ПКК, “проникших в провинцию Килис из Сирии”, а также о захвате оружия и боеприпасов в Хатае. По данным турецкой спецслужбы MIT, все эти вылазки отряды ПКК совершали с сирийской базы, созданной недалеко от границы к северу от Латакии. Как отмечают эксперты, близкие MIT, 17 марта с.г. в Камышлы на сирийско-турецкой границе военное руководство ПКК и ПДС официально скрепило свой пакт с сирийскими спецслужбами. Дамаск представляли генералы Джамех Джамех и Мохаммед Ахмед Али, начальник полиции в провинции Дейр эз-Зор. В обмен на акции против целей в Турции и в сирийских лагерях беженцев, используемых для прикрытия работы турецких спецслужб, они обещали ПКК и ПДС бесплатную всестороннюю помощь в приграничных районах с Турцией, в том числе медицинскую. В связи с этим Хусейн Фехман, курд сирийского происхождения, командующий силами ПДС, недавно переместился из Ирака в Сирию, в район населенного пункта Раджо, находящегося в 60 км к северо-западу от Алеппо, чтобы лично координировать боевые действия против Турции. Еще одной пробой сил стало майское проникновение курдских боевиков с сирийской территории на турецкую в районе Аманас. В результате погибли, по меньшей мере, три турецких солдата.

Тем не менее, режим Башара Асада не может гарантировать себе полное спокойствие в курдских районах Сирии. Одним из самых слабых мест, несмотря на принимаемые правительством меры, является их недостаточный уровень развития по сравнению с рядом других провинций страны, что отражается и на доходах местного населения. Этим и рассчитывают воспользоваться противники режима Асада. Если им удастся хотя бы добиться неучастия ПКК в акциях сирийских спецслужб на турецкой территории, это будет их крупной победой, после которой они смогут рассчитывать на возможное использование курдов в своих интересах. В свою очередь, как отмечают эксперты, турецкие спецслужбы также пытаются раскачать ситуацию в курдских районах Сирии. К усилиям Анкары присоединяются западные и арабские противники режима Асада.

Примечательно, что, несмотря на франко-турецкое осложнение, имевшее место в начале 2012 года, французские спецслужбы провели операции против курдских сепаратистов во Франции. Так, например, только 31 января были арестованы пять владельцев магазинов во Франции по подозрению в финансировании ПКК. Тем самым Париж пытается снизить эффективность действий одного из союзников Асада. Серьезные усилия по отрыву курдов от Асада предпринимает Вашингтон, пытающийся выстроить против него широкую коалицию. Принимая делегацию сирийских курдов 17 июня в Вашингтоне, бывший посол США в Сирии Роберт Форд намекнул на то, что американская сторона готова предоставить им помощь, в том числе денежную, для развития курдского движения. Он отметил, что только падение режима Асада способно реально улучшить положение курдов в Сирии. По имеющейся информации, американскому дипломату удалось добиться первого серьезного сдвига в позиции сирийских курдов: единственной организацией, которая согласилась поднять восстание против Дамаска, стала партия Azadeh, возглавляемая Салахом Джумаа.

Подобную линию на внесение раскола среди сирийских курдов, который должен помочь не только ликвидировать влияние Рабочей партии Курдистана, но и воспламенить северо-восточный район Сирии, активно проводят аравийские монархии. Речь идет не только об усилении финансирования противников режима Асада, но и расширении среди курдов пропагандистской работы. В частности, особая ставка будет сделана на освещение роли Сирии “в выдаче Турции основателя и вождя ПКК Абдуллы Оджалана”, долгое время находившего убежище на сирийской территории, откуда он руководил действиями боевиков против турецких властей и якобы здесь же координировал их подготовку Дамаском. Кроме того, повышенное внимание будет уделяться роли сирийских властей в организации “футбольной бойни” 2004 г. в городе Камышлы, в ходе которой погибли десятки курдов.

Между тем в борьбе с курдским сепаратизмом турецкое руководство уже активно действует руками самих курдов. Это наглядно демонстрирует открытая вражда, которую Анкара и Эрбиль испытывают в отношении Багдада и ПКК-ПДС. Фактически турецкий премьер-министр Р.Т.Эрдоган и президент региона Курдистан М.Барзани связали себя союзом в борьбе с ними. Достаточно указать на то, что Эрбиль с конца апреля заметно усилил свое давление на ПКК. В свою очередь, ее боевики совершили за последнее время три успешные атаки против нефтепроводов (на участке Киркук-Юмурталык), по которым Эрбиль поставляет нефть для Анкары. Эрбиль, который хорошо осведомлен относительно слабых мест и оперативных методов действий ПКК-ПДС, совершил ответные действия. Таким образом, в 2012 г. во многом повторилась ситуация с междоусобицей 1990-х гг., сильно ослабившая курдское движение. Укрепление связей между Анкарой и Эрбилем наглядно продемонстрировал визит Масуда Барзани в Турцию 19-20 апреля и в конце сентября 2012 года на съезд правящей ПСР. В ходе визита стороны засвидетельствовали фактическое “восстановление дружеских отношений”, которые существовали де-факто последние месяцы. В дополнение к борьбе против ПКК-ПДС их объединяет вражда по отношению к иракскому правительству, возглавляемому шиитом Нури аль-Малики. Как отмечают источники, близкие к руководству правящей ПСР, Эрдоган готов к переговорам с политическим крылом ПКК, и даже непосредственно с Оджаланом. Вашингтон также настаивает на этих переговорах, хотя и заявляет о готовности поддержать любые действия против вооруженного крыла ПКК. При этом те же источники отмечают, что в случае успеха переговоров Оджалан обещает не просто прекратить вооруженную борьбу против самой Турции, но и полностью нейтрализовать угрозу, исходящую от ПДС, интересам Турции и сирийской оппозиции. В этом случае даже не исключено, что ПКК-ПДС поддержит действия сирийской оппозиции. Однако единственным предварительным условием сторонников Оджалана является то, чтобы переговоры на этот раз проходили в публичном режиме, чтобы в последующем Эрдоган не мог отказаться от достигнутых договоренностей. Но в условиях продолжающейся партизанской войны Эрдоган не может пойти на этот шаг. Он в качестве предварительного условия начала переговоров требует прекращения партизанской войны со стороны ПКК-ПДС. Но даже в этом случае он крайне не заинтересован в публичности этих переговоров с учетом предстоящих в 2014 году президентских выборов. Его предвыборная тактика сегодня заключается в получении поддержки не только исламистов, но и исламистов-националистов и чистых националистов. Он осознает, что националисты не имеют яркого лидера, чтобы выступить на выборах с отдельным кандидатом. Им в конечном итоге придется кооперироваться или с ведущей оппозиционной Народно-республиканской партией, или с ПСР. В нынешних условиях они в случае, если исламистам удастся сохранить единство вокруг Эрдогана, почти со стопроцентной уверенностью можно заявить, поддержат на президентских выборах кандидатуру нынешнего премьера. И это, в случае сохранения единства среди исламистов, почти гарантирует победу Эрдогана, притом безоговорочную. Только серьезные уступки в курдском вопросе могут “поссорить” Эрдогана с исламистами-националистами и “чистыми” националистами. Поэтому источники в ПСР считают, что Эрдоган вряд ли пойдет на прямые переговоры с Оджаланом.

Хотя надо отметить, что ПКК крайне сужает поле для маневра премьер-министру Турции, не оставляя ему возможности выбора…

 

 

Автор: Рауф МИРКАДЫРОВ

Источник: http://www.zerkalo.az/2012/pkk-perehodit-v-nastuplenie-po-vsemu-frontu-2/

 

 

P.S.: Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов статей.

0

Оставить комментарий