Опубликовано: 09.10.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

АЗА АВДАЛИ

 

   Когда обесцениваются и размываются такие понятия как честность /от слова – честь / и порядочность /от слова – порядок, общепринятые правила поведения /, отчётливо понимаешь и очень надеешься, что те, кто их нарушает, рано или поздно, закончат свои дни, свою историю весьма печально. И это – аксиома. Вся история человечества – тому подтверждение.

 

     Фантазии, гиперболы и всякая там «развесистая клюква» – все эти приёмы хороши, приемлемы и допустимы только в определённых литературных формах и жанрах.

 

   Но это, увы, чаще только в теории. На практике же, к сожалению, бывает с точностью до наоборот. Однако, не все так грустно. Рано или поздно наступает момент истины.

    

      И вот об этом нельзя забывать, уповая на неосведомлённость, необразованность, а иногда на леность и холуйство /случается и такое/ противной стороны. Это я совершенно недвусмысленно намекаю на тех «доброжелателей», которые так рьяно вбивали и продолжают вбивать клин между курдами-езидами и курдами-мусульманами и тихой сапой пытались экспроприировать/ словно это вещь какая-то, закатившаяся за трухлявый диван/ курдов-заза.

 

      Я об Армении, нашем друге и соседе…

 

     Недопустимо и опасно лепить образ страны, нации, народа из таких сомнительных материалов как ложь, хитрость, вероломство, коварство и упоение собственной значимостью. Такой дом почти наверняка рухнет. Что, собственно, и происходит.

 

     Мысли, которые я хочу изложить в этой статье, не моя тема. Я люблю писать о том, что меня радует и что наполнено для меня высоким смыслом и содержанием.

 

     Некоторые обвиняют и укоряют меня в излишней эмоциональности. Меня же моя эмоциональность вовсе и не огорчает. Я побаиваюсь и сторонюсь людей неэмоциональных, ибо никогда не знаешь чего от них ждать.

 

     Все мы разные и по-разному реагируем на одно и то же. Один с радостью и готовностью подставит правую щёку, когда его бьют по левой. А про плевок в свой адрес может с умилением сказать, что это «божья роса». Мне же симпатичны и близки те, кто считает, что зарвавшегося хама, лжеца и вора надо поставить на место. Даже если кто-то и считает, что подобная позиция неприемлема, что это перебор, что важно при любом раскладе делать «хорошую мину при очень грязной игре». Никто и никогда не сможет меня убедить, что у кого-то есть эксклюзивное право принижать и обворовывать другого.

Человек, которого я очень люблю и чьим мнением очень дорожу, сказал, что моя обострённая позиция уязвима и потому проигрышна. Может быть это и так.

 

       Но… «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал»…

 

      Из моего детства я помню несколько странные речи некоторых наших дальних родственников о том, что мы, езиды, отличны от других, особенные, отмеченные Богом, избранные, и тому подобная ерундистика. Обычно подобная риторика звучала во время праздничных застолий, когда поднимался или произносился тост во имя и в честь Султана Эзди. Какое-то время я пыталась понять, да чем же мы лучше. И так и не смогла понять. А сегодня я могу сказать, что мы не только ничем не лучше, а порой и хуже.

 

      Я вообще во всём этом мало что понимаю. Ортодоксальность – сомнительная позиция.

 

      Я курдянка и очень близко принимаю к сердцу всё то, что имеет отношение к прошлому, настоящему и будущему моего народа. И я совершенно не религиозна. А мои отношения с Богом – это моя закрытая, частная жизнь. Вера и религия – не суть одно и то же.

 

       Для меня езидизм – это важный, значительный, совершенно уникальный пласт нашей духовности, культуры, истории. Это Message о нашем понимании, восприятии и осмыслении мироздания, космогонии, божественной сущности бытия. Это тот вклад, который внёс народ наш курдский в общечеловеческую культуру.

 

     Это то, что мы должны охранять и изучать, прояснять и объяснять, потому что так много утеряно, так много завуалировано и украдено, так много окутано тайной, а оттого неясно и непонятно. Главное, не позволять превращать этот аспект нашей самости в предмет торга, раскола, грязных политических инсинуаций с целью инспирировать свой грязный интерес.

 

    Недавно произошло очень знаковое и очень важное событие.

 

     По инициативе и при содействии некоторых езидов, судя по всему очень состоятельных и состоявшихся персон, в Армении открылся культовый центр езидов. Это настолько исключительное событие, что ничего кроме благодарности и уважения к этим людям не испытываешь.

 

      Есть только несколько обстоятельств, которые огорчили.

 

     Во-первых, событие это не было достаточно широко освещено. Я очень ждала, что те, кто присутствовал на открытии храма, а там были, насколько мне известно, представители творческой интеллигенции, будут столь любезны, что расскажут нам всем в мельчайших подробностях о столь давно желаемом событии. Об эмоциях и радости курдов-езидов, о закулисье этого мероприятия, о своих ощущениях.

 

Не произошло. Увы!

 

     Во-вторых, знал ли Его Высочество Мир Тахсин-бег и сопровождающие его лица о исключительно езидском звучании и акценте происходящего? Подозреваю, что нет. Но случилось другое. Я о пресловутом протестном заявлении «авторитетных езидов».

 

      Мне абсолютно искренне жаль этих людей. Конечно, ничего они не писали. Подозреваю, они и слов таких-то не знают. Их просто сначала приголубили, обласкали, что-то там им глупое внушили, а потом грубо подставили и бросили. Подозреваю, что сегодня они уже никому не нужны.

 

       Теперь востребованными стали другие езиды. Умные, очень состоятельные, самодостаточные и влиятельные. Это те, кто в своё время уехали искать счастья за пределами Армении. И таки нашли! Что очень радует.

 

       Не радует другое.

 

      Сразу после описываемых событий по Первому каналу армянского телевидения прошёл большой материал о великой и многовековой дружбе армянского и езидского народов. Фильм был снят очень комплиментарно. На моём веку такое уважительное, с каким-то даже придыханием, чувство к нам, я слышу впервые. Не забыли сказать несколько слов про нашу древность и влияние на историю огромного региона.

 

1:0 в пользу Еревана. И знаете почему?

 

    А потому, что нет езидского народа. Есть курдский народ. Все это прекрасно знают, особенно наши образованные армянские друзья и необразованные тоже. Но это не вписывается в их интерес, в их тактику, стратегию и национальные интересы и чаяния. Свою подрывную работу они ведут с присущей только им филигранностью и настойчивостью. Их бы энергию, да в другое, более продуктивное и не мутное русло.

 

      Меня задело, озадачило другое. Честно скажу, я и не подозревала, что езиды, давно покинувшие гостеприимную Армению, так о ней тоскуют, так страдают вдали от неё. И так «мечтают вернуться, дабы посвятить свою жизнь, энергию и немалые средства на славу и процветание своей армянской родины». Так, во всяком случае, они говорили, да ещё с такой патетикой, и просили /не знаю только, кого просили/ позиционировать их практически как армян. А кто-то вообще сделал потрясающее признание, что он отречётся от своих внуков, родившихся и живущих в России, ежели те не будут говорить по-армянски…

 

      Это же надо – любить другой народ и чужой язык больше собственных чад…

 

      Что же вы не возвращаетесь? Как-то не укладывается всё это в голове, а потому и не веришь. Позёрство всё это. А может гипноз?

 

     Очень красивая девушка по имени Зара, говорила буквально в унисон с остальными о важности и приверженности армяно-езидской дружбе, о необходимости стремления езидов к образованию. Очень серьёзно, назидательно и проникновенно. Всё бы ничего, если бы эта девушка не была внучкой известного курдского учёного и патриота Шакро Худоевича Мгои и правнучкой великого Аджие Джинди, курда до мозга костей. Всё, что сделали эти замечательные, потрясающе образованные люди, навсегда останется в памяти курдского народа. Хочу напомнить один эпизод из жизни Аджие Джинди. Вместе со своим ближайшим другом Амине Авдалом они собрали и издали блистательную книгу «Курдский фольклор». Это знают все. Но мало кто знает, что каким-то невероятным способом и с большой опасностью для жизни, они передали, переправили эту книгу в Мехабад. В дар Кази Мухаммеду. И великий Кази перед всеми своими соратниками, высоко подняв этот увесистый том, произнёс потрясающие слова:

 

«Вот наш курдский Коран, вот то, что мы должны знать, беречь и любить!».

 

       Почему же мы, курды-езиды, отрекаемся от своих истоков, позволяем морочить нам всем головы, топить нас в вязком болоте лжи? В чьих интересах такая долгая ложь? Почему мы прогибаемся перед теми, кто того и не стоит? Прогибаться не надо. Это унизительно и недостойно. Невозможно прибиться и закрепиться на другом берегу, если ты предал и осквернил берег родной. Потому что в этом случае ты всегда будешь вторым, третьим, десятым сортом. Тобой будут пользоваться, обворовывать и унижать, никогда не будут любить и уважать, если ты сам себя не любишь и не уважаешь. И перспектива для детей и внуков всегда будет сомнительная, если не нулевая.

 

      В этом армянском телефильме меня обрадовало только одно. Я увидела симпатичные курдские лица…

 

 

www.kurdist.ru

 

 

0

Оставить комментарий