Опубликовано: 31.03.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

     Наш  собеседник — известный российский математик, доктор физико-математических наук, профессор, академик Академии естественных наук России,  заведующий кафедрой математического анализа Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского,  член Американского Математического общества, почетный работник Высшей школы Российской Федерации, ответственный редактор научного журнала «Вестник Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского» серии «Естественные и точные науки» Файзо Агитович Шамоян, внесший большой вклад в спектральную теорию функций комплексного переменного.

     Без преувеличения можно сказать, что Файзое Агит широко известный в научных кругах ученый не только на постсоветском пространстве, но и во многих странах мира. Он неоднократно выступал с докладами в ведущих университетах России, Германии, Швеции, Италии, Норвегии,  Венгрии и Франции. 

Файзое Агит родился 28 января 1945 года в селе Байсыз Талинского района Армянской ССР. В этой деревне проживают курды езиды, предки которых около 180 лет тому назад после русско-персидской войны 1826-1828 годах и заключения Туркманчайского мирного договора переселились из долины Айнтаб Северного Курдистана. 

В начале 1950-х годов прошлого века родители Файзо  переезжают в село Ором Артикского района Армении, где в 1962 году он окончил среднюю школу. В том же году он поступил на механико-математический факультет Ереванского государственного университета. В 1966 году экстерном сдал экзамены и с 3-го курса был переведен сразу на 5-ый курс. Интересно, что Файзо был вторым студентом (академик Сергей Мергелян проучился всего 3 года), который проучился в университете четыре года вместо положенных пяти лет и в 1966 году окончил его с красным дипломом. В том же году поступил в аспирантуру Ленинградского государственного университета.  В 1971 году на Ученом Совете этого университета защитил кандидатскую диссертацию по теме «Некоторые проблемы деления в пространствах аналитических функций» и в возрасте 26 лет стал кандидатом физико-математических наук.

С 1971 по 1993 года Файзое Агит являлся старшим научным сотрудником Института математики Академии наук Армянской ССР. Одновременно Файзо Шамоян здесь ведет преподавательскую деятельность на кафедре теории функций и функционального анализа, сначала в качестве доцента (1971 – 1986), а затем и в качестве профессора (1987 – 1993) этой кафедры.

 
На снимке (слева направо): аспирант Ереванского государственного университета Давреше Джаво, профессор Файзое Агит, студент Ереванского госуниверситета  Бинбаше Маджит и сотрудник редакции газеты «Рйа таза» Приск Мгои.
 

В 1983 году Файзо Агитович на Ученом Совете Ленинградского отделения института математики Академии наук СССР им. В.А. Стеклова защитил докторскую диссертацию по теме «Факторизация, интегральное представление и идеалы аналитических функций».

С 1993 года работает заведующим кафедрой математического анализа в Брянском государственном университете.

Файзо Шамоян имеет более 130 научных трудов, опубликованных в центральных российских и зарубежных изданиях, среди них монография «Topics in theory of spaces»,  Leipzig, TeubnerTexTe in mathematics, 1988 (соавтор, его ученик,  А.Е. Джрбашян) и «Введение в теорию весовых Lp-пространств мероморфных функций», 2009 г.

Он многократно  получал гранты Российского Фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Российской Федерации в области фундаментального естествознания.

Файзо Агитович принимал участие в работе различных международных конференций по математическому анализу, как в России, так и за рубежом. В 1996 году он участвовал в работе международной конференции по математическому анализу в Линчопинге (Швеция), выступил с несколькими лекциями по современным проблемам комплексного анализа на секции математики указанного университета. В том же году получил грант Норвежского университета, что позволило ему участвовать в работе Международной конференции по теории пространств Бергмана в городе Трондхейме (Норвегия), в 2000 году – по гармоническому анализу в городе Пиза (Италия).

Под руководством Ф.А. Шамояна защитились 15 кандидатов и докторов наук, которые сейчас работают в России и Армении.

За вклад в развитие физико-математических наук в Академии наук Армении и Брянском государственном университете был неоднократно награжден грамотами Академии наук Армении,  Министерства образования и науки Российской Федерации и руководства Брянской области.

 

 

П.М.: Пожалуйста, несколько слов о себе…

 

 Мои отец Агите Рашит и мать Каркаша Гусейн  были из одной деревни, из племени Стурки. Они росли  в селе Байсыз и друг друга знали еще с детства.  Жили, как говорят,  в  мире и согласии, воспитывали десять детей – пять сыновей и пять дочерей, многие из которых получили высшее и среднее профессиональное образование. Родителей сейчас нет живых. Последние годы они проживали в деревне  Салтыковка  Ртищевского района Саратовской области, там и они похоронены.

 

Мой старший брат Аско окончил факультет математики Ленинаканского педагогического института,  долгие годы преподавал физику и математику в строительном техникуме в городе Раздан в Армении, одновременно замещал должность замдиректора по учебной части. Несколько лет тому назад раньше времени скончался. Мой младший брат­, Гасан в 1979 году окончил факультет  прикладной математики Ереванского государственного университета, после аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию, стал кандидатом технических наук. К сожалению, в 2002 году трагически ушел из жизни. Очень талантливым был. Его сын, Мураз окончил математический факультет Брянского государственного университета и на данный момент преподает математику в Ртищевском районе.  Другой младший брат, Сулейман окончил Ереванский политехнический институт, а сестра Сусанна – факультет прикладной математики Ереванского госуниверситета.

Моя супруга – Назе Аджиевна Джауари – дочь известного курдского ученого и писателя Аджие Джинди. Кстати, она тоже математик. Долгие годы преподавала в школе в Ереване. Когда мы переехали в город Брянск, она начала преподавать в университете. Сейчас не работает, на заслуженном отдыхе.

            У нас двое детей – сын Роман окончил Ленинградский государственный университет, кандидат физико-математических наук, в настоящее время работает в США, а дочь Соне  – кандидат медицинских наук. Она педиатр, живет и работает во Владимире с мужем – известным хирургом Тенгизе Саид Садояным. У меня два замечательных внуков, которые учатся в школе.

           Как сами видите, математика для нас стала семейным призванием…

 

 

П.М.: Кстати, многие село Байсыз называют родиной математиков. Природа здесь особая, учителя талантливые или что-то другое?

 

 

– И то и другое. Это удивительно, что такое маленькое село и столько молодых людей с физико-математическим высшем образованием. В селе действовала  только начальная школа. Преподаватели были замечательными педагогами, особенно учителя математики,  покойный мой дядя Маджите Рашит и покойный наш родственник Муразе Оскан прививали ученикам любовь к естественным предметам.  Из этой маленькой деревни вышли десятки выпускников высших учебных заведений, большинство из них – математики. Среди них кандидаты физико-математических наук Пашае Бинбаш и Давреше Джаво. Из нашей деревни был также известный курдский этнограф, кандидат исторических наук Мамое Халыт. Хочу также, если позволите, отметить Вас как выпускника трех высших учебных  заведений – факультета прикладной математики Ереванского госуниверситета, факультета журналистики университета марксизма и ленинизма ЦК Компартии Армении и Московского института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.

 

 

П.М.: А чем именно привлекла Вас математика?

 

– Желание заниматься математикой появилось, когда я еще учился в школе. Мир математики завораживала меня и решение той или иной математической задачи была мене в радость. Постепенно математика стала моим призванием. Каждый понимает его по-своему. Но для меня призвание – это любимое дело, персональный смысл жизни, преобразованный в практическую деятельность.

А математика восхищает своей красотой, логичностью и точностью. Математика – абстрактная наука, и ее абстрактность порождает универсальность математических законов.  Одна и та же математическая модель позволяет описать совершенно разные реальные процессы. Простейший пример – формула, которая одновременно может трактоваться и как закон Ньютона, описывающий притяжение тел, и как закон Кулона о взаимодействии электрических зарядов. Благодаря своей универсальности, математика является мощным инструментом для изучения окружающего нас мира. Недаром ее называют «Царицей наук».

 

П.М.: И долог был путь к  «Царице наук»?

 

– Мне, можно сказать, повезло: я получил образование от людей советской педагогической подготовки, когда учеба воспринималась как трудный, но вместе с тем творческий процесс. Для меня все мои учителя, особенно учителя математики,  были любимыми. Профессия учитель во все времена оставалась наиболее почетной, но, в то же время, и наиболее тяжелой. Отношение к наставникам у всех народов всегда было уважительным. Как бы ни изменялся мир, в нем всегда останутся те, кто учится, и те, кто учит. И первые всегда будут благодарны вторым.

Очень теплые воспоминания связаны у меня со школьным учителем математики Арамаисом Дарбиняном и учителем физики Ануш Бозоян. Они заложили во мне стремление много трудиться.

Благодаря им я успешно выступал на олимпиадах по математике. Впервые я принял участие в олимпиаде в 1959 году, когда я учился в 8 классе. Наш учитель математики Арамаис Дарбинян отправил меня и нескольких ребят из 9 и 10 класса в районный центр Артик для участия в работе районной олимпиады по математике. Я помню, как обрадовался мой учитель, когда ему сообщили, что в этой олимпиаде я занял первое место. После этого я многократно участвовал в работах районных и республиканских олимпиад и занимал призовые места.

А теперь порой я сам являюсь председателем жюри областной олимпиады по математике для школьников в Брянской области и часто вспоминаю годы, когда я сам участвовал в этих олимпиадах.

 

П.М.: Файзо Агитович, часто Вы вспоминайте студенческие годы, чем они вам запомнились?

 

– Больше всего своей студенческой жизни я благодарен за то, что она свела меня с замечательными людьми. Именно студенческим годам я обязан знакомству со своими друзьями, нашими интеллектуалами. Со многими даже после окончания учебы у нас сохранились очень теплые, дружеские отношения.

Как вы знайте, в начале 60-х годов ХХ века курдское национально-освободительное движение в Иракском Курдистане во главе с легендарным Мустафой Барзани развивалось бурными темпами. У нас официально действовал комитет курдской молодежи и студентов. Часто мы собирались и обсуждали самые последние новости из Курдистана. Нашими активистами были почти все известные сейчас наши писатели и поэты, ученые и общественные деятели. Хочется особенно отметить тех студентов середины 60-х, которые были очень активными – Мамое Халыт, Титале Афо, Азизе Хато, Ширалие Агмад, Князе Ибрагим, Титале Гусейн, Джамале Джнди, Гасане Уте, Светлана Байлоз, Порсора Сабри и другие.   

Очень хорошо помню, что в эти годы  мы часто обсуждали выступления представителей нашей интеллигенции по радио на курдском языке из Еревана,  публикаций в газете «Рйа таза». Мы также периодически слушали радио М. Барзани – «Данге Курдистан».

И сегодня очень внимательно слежу за событиями, которые происходят во всех частях Курдистана. Я очень переживаю за наших соотечественников, проживающих в Сирии, Турции и Иране. Мне очень отрадно, когда Региональная Правительства Курдистана уделяет большое внимание укреплению курдской государственности, делает все возможное для развития культуры и науки в этой части нашей исторической родины.

 

П.М.: А то, что учат в школе, достаточно ли для глубокого изучения математики?

 

– Математическое образование – непрерывный процесс. Как я уже сказал, содержание всякого раздела математики составляет цепочка понятий, связанных логическими отношениями. Именно поэтому знать базовые понятия математики надо обязательно. Но важно знать не только формулы, но и методы их доказательства.

 

П.М.: Как Вам кажется, должен ли ученый преподавать?

 

 На мой взгляд, должен. Я считаю, настоящий ученый должен иметь учеников. А в таком сложном направлении фундаментальных исследований, каким является современная математика, чтобы выбрать одаренных  учеников, нужно создать условия для поиска талантов, а для этого преподавание в высшем учебном заведении является необходимым.

 

П.М.: А у Вас есть какое-то ноу-хау, какие-то особые методы преподавания?

 

 Если честно, то ничего особенного. Я всегда придерживался правила, что «математика – это есть доказательство». И в преподавательской деятельности, и при руководстве научной работой магистров и аспирантов я стараюсь, чтобы мои ученики не только поняли сложные математические формулы, но и умели самостоятельно восстановить их доказательство. Но и здесь мне везло, у меня были в основном хорошие ученики, и до сих пор есть.

 

П.М.: Вы очень требовательный к своим  ученикам или их держите на длинном поводке?

 

 Конечно, существует постоянное взаимодействие и взаимопонимание между мной и моими учениками. Но не бывало такого, чтобы я не дал студенту или аспиранту возможности заниматься задачей, которую он нашел сам. Я думаю, для роста учеников существенную роль играют научные семинары, которые проводятся регулярно под моим руководством и  на которых обсуждаются современные разделы математики, а также контакты различных научных математических школ.

 

П.М.: Простите, такой наивный детский вопрос. Вы применяете только уже существующие формулы, или же сами тоже придумываете? Правда ли, что существует теорема Шамояна? Если да, то в чем ее суть?

 

– И то, и другое. Нет такой магической формулы, которая применяется всегда.

А что касается теоремы Шамояна, то как выше уже было сказано, у меня более 130 научных трудов и среди них 2 монографии. Естественно, что в этих трудах и есть теоремы, которые я доказал, и целые направления в комплексном и функциональном анализе, которые мы создали вместе с моими учениками.

 

П.М.: Есть ли у Вас точка зрения, какой должна быть реформа российской науки. Если бы реформатором науки были Вы, то что бы Вы предложили?

 

 С моей точки зрения, каждая реформа в системе образования и в области научных исследований должна быть такой, чтобы не нарушались хорошие традиции, которые были созданы крупными научными  и образовательными центрами в течение нескольких десятилетий. Та область математики, в которой я работаю – комплексный анализ – является одним из центральных направлений как фундаментальной, так и прикладной математики. Так вот, если в XVIII и XIX веках центром развития комплексного анализа были Франция и Германия, то в XX  веке все основные крупные достижения в данной области математики были получены в России. В этой связи хотелось напомнить работы М.В. Келдыша, долгое время руководившего Академией наук СССР, и работы М.А. Лаврентьева, создателя Сибирского отделения Академии наук СССР, и многих других. И мне хотелось, чтобы эти реформы помогли российской фундаментальной науке оставаться на тех позициях, которые она достигла в середине ХХ столетия и, конечно, развиваться в положительную сторону. 

 

П.М.: Уже известно, что по инициативе нескольких ведущих Российских университетов, в том числе Санкт-Петербургским госуниверситетом и двумя центральными академиями – Отделением математики РАН и Отделением математики НАН Республики Армения, – Вас выдвинули  для присуждения почетное звание «Залужный деятель науки Российской Федерации». Как мы знаем, что данное звание присваивается выдающимся ученым, имеющим ученую степень доктора наук, за заслуги в разработке приоритетных направлений науки и техники, создании научных школ, воспитании и подготовке научных кадров.  По этому поводу,  когда Вы будите принимать поздравления?

 

– Этот вопрос не ко мне…

Но я считаю, что комплексный  и функциональный анализ всегда были и останутся приоритетными направлениями науки.

 

П.М.: Из великих математиков  кто был Вашим кумиром?

 

– Для меня кумиром были и остаются шведский математик Т. Карлеман и русский математик М.В. Келдыш. Оба работали в области комплексного анализа и являются величайшими  математиками. М.В. Келдыш долгое время, как я уже сказал, руководил союзной академией. Он имел оригинальные работы не только в комплексном анализе, но и приложениях комплексного анализа  в авиации и ракетной технике.

    

 П.М.: Чем Вы сейчас занимаетесь, какова тема Вашего сегодняшнего исследования?

 

Как я уже отметил, я занимаюсь теоретическими вопросами математики. Сегодня я работаю над проблемами спектральной теории функций и связанных с ними вопросами полиномиальных приближений в весовых пространствах аналитических функций.

 

 

П.М.: Благодарю за интервью!

Файзо Агитович: И Вам спасибо!

 

 

Приск МГОИ,

заместитель начальника отдела анализа и развития СМИ

Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики,

член международной Федерации журналистов.

 

 

 

www.kurdist.ru

 

 

 

 

0

Оставить комментарий