Вы смотрите выступление жонглера Нази Ширай, вас покоряет музыкальность исполнительницы, слияние темпа и ритма жонглирования с темпом и ритмом национальных мелодий.
И это не просто техника, что, безусловно, важно и без чего нет циркового искусства.
Главное, что отличает выступления Нази Ширай, — это цельность замысла, законченность номера, его национальный колорит.
Пожалуй, трудно утверждать национальную подлинность ее костюма.
Но стилизация настолько тактична, что сохраняет впечатление достоверности. И в то же время это костюм для арены, для выступления.
И костюм, и меняющиеся ритмы национальной мелодии, и самый выход на арену — национальный танец — и предметы, которыми жонглирует артистка, — бубны с древним орнаментом — все выразительно и национально самобытно.
Вот два бубна, несколько раз перекатываясь навстречу друг другу от кисти правой руки к кисти левой, плавно минуют друг друга на спине. Затем они резко останавливаются по воле исполнительницы. Это точно совпадает с последним тактом музыкальной фразы. Вот в воздухе одновременно кружатся шесть бубнов, то ускоряя, то замедляя вращение. Покорные артистке, они один за другим прекращают свое движение — часть номера окончена, и с ударом бубна о бубен сливается финальный аккорд следующего музыкального отрывка. Выступление завершается жонглированием теннисными мячами. В стремительном темпе артистка с силой бросает их в бубен, который медленно опускается. Оркестр замолкает, и только удары мячей о поверхность бубна звучат в наступившей тишине все более частой барабанной дробью.
Один за другим на равном расстоянии, плавно взлетая вверх и описывая круг, движутся легкие платочки. Кому не знакомы они по народным девичьим танцам. Оставаясь в руках девушек, они плавно развеваются, их подхватывает ветер пляски, подчеркивая рисунок танца. В цирке у Нази Ширай они улетают и возвращаются к артистке, оставляя в пространстве легкий, скользящий след.
Народные истоки номера, национальный характер костюма и предметов жонглирования, внутренне оправданные переходы от одной части к другой создают строгую законченность номера.
Заслуженная артистка Армянской ССР Нази Ширай родилась в семье курдов, маленькой народности на Кавказе, в 1926 году. Она рано лишилась родителей и осталась круглой сиротой. Беспризорная девочка однажды заснула у здания цирка. Это было в Тбилиси. Ее нашли и удочерили артисты цирка — супруги Ширай. Девочка занималась акробатикой, затем стала овладевать специальностью жонглера. Вместе с артистами она разъезжала по городам страны, много репетировала, училась в средней школе, обучалась музыке. Во время войны она вошла в состав небольшой бригады, выступавшей перед бойцами на фронте. К этому времени у нее уже был некоторый профессиональный опыт, так как незадолго до войны состоялись ее первые выступления. В конце войны началась ее самостоятельная артистическая деятельность.
Не удовлетворяясь совершенствованием техники, Нази Ширай настойчиво искала образности, художественно цельного решения номера. Постепенно складывался новый рисунок, новая композиция.
Любители цирка не однажды аплодировали четкому и эффектному номеру Нази Ширай — жонглированию горящими факелами. Успех его был проверен практикой. Но сохранение факелов в новом номере нарушало его художественную цельность. И Нази Ширай отказалась от того, что в ее исполнении пользовалось успехом.
Длительные поиски, напряженная работа привели к той легкости исполнения, при которой техническая сложность отходит на второй план, оставляя простор художественной выразительности.
Каждый подлинный художник непрерывно совершенствуется, ищет новое. И в том, что делает на арене Нази Ширай, раскрываются эти особенности подлинного художника.
М. ГОНЧАРОВ
Журнал «Советский цирк», март 1959 г.
http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/nshiray598