Опубликовано: 25.03.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

Из Письма ректора Исламского Университета Голландии к Президенту России

19.03.2012

1. БАДИУЗЗАМАН САИД НУРСИ — ЧЕЛОВЕК СОГЛАСИЯ И МИРА

      Бадиуззаман Саид Нурси родился в 1876 г. на востоке Турции и умер в 1960 г. в городе Урфа. Вы можете обратиться к его биографии, чтобы узнать подробности его долгого и достойного подражания жизненного пути, время которого пришлось на последние десятилетия существования Османской империи, её распад после Первой мировой войны и создание Республики, а впоследствии на двадцать пять лет правления Республиканской Народной Партии.

БАДИУЗЗАМАН САИД НУРСИ — ЧЕЛОВЕК СОГЛАСИЯ И МИРА

 

Из Письма ректора Исламского Университета Голландии к Президенту России

19.03.2012

 

     Бадиуззаман был человеком выдающегося ума и был наделён способностью к обучению с ранних лет жизни. Он окончил полный курс медресе (религиозной школы) в возрасте всего 14 лет и получил диплом. Другой особенностью Бадиуззамана с раннего возраста была внутренняя неудовлетворённость существующей образовательной системой, и в более зрелом возрасте он сформулировал всеобъемлющее предложение по её реформе. В основе этого предложения было объединение преподавания традиционных религиозных наук и современных наук, а также основание университета в восточных провинциях Империи, «Медресет уз-Зехра», где все это должно было быть реализовано.

 

     В любых исследованиях, посвящённых развитию христианско-мусульманского диалога в ХХ веке, особое внимание уделялось трудам и учению Бадиуззамана Саида Нурси. Он был одним из первых религиозных мыслителей ХХ века, предложивших и поддерживавших диалог между мусульманами и христианами, и отстаивал эту идею ещё в 1911 г., за полстолетия до Второго Ватиканского собора католической церкви, призывающего христиан и мусульман не сосредотачивать внимание на различиях между ними, стать выше конфликтов прошлого и построить отношения на взаимоуважении и сотрудничестве.

 

     В отличие от религиозных учёных своего времени, Бадиуззаман изучил и достиг совершенства в естественных науках, позже занимался изучением философии, поскольку был убеждён, что лишь таким путём исламская теология возродится и сможет успешно отразить нападки на Коран и Ислам.

 

     Последние годы Первой мировой войны были концом Османской империи и, по словам Бадиуззамана, периодом «Старого Саида». В дополнение к его стараниям в самообразовании, он служил государству и Исламу, принимая активное участие в социально-общественной сфере. Во время войны он командовал народным ополчением на Кавказском фронте в обороне родины от наступающей России, за что был позже удостоен медали. Для поддержания морального духа солдат он пренебрегал укрытием в окопах, несмотря на летящие снаряды. Во время отражения многочисленных атак и был написан знаменитый комментарий к Корану – İşaratü'l-İ'caz («Знамения чуда Корана»), надиктованный им помощнику-писцу сидя верхом на лошади. В марте 1916 г. Бадиуззаман был взят в плен и провёл два года в России, пока не совершил побег в 1918 г. и не вернулся в Стамбул через Варшаву, Берлин и Вену.

 

     Поражение Османской империи было её концом и распадом. Стамбул и некоторые части Турции были оккупированы иностранными войсками. В эти нелёгкие годы произошла трансформация «Старого Саида» в «Нового Саида» — второй важный период жизни Бадиуззамана. Несмотря на полученное им признание и службу в Darü'l-Hikmeti'l-İslamiye (Исламской Академии), несмотря на учебное общество, закреплённое за ведомством шейха, и бои с британцами, Бадиуззаман переживал глубокие интеллектуальные и духовные перемены, в результате которых он отвернулся от мира. Осознавая недостаточность гуманитарных наук и философии, которые он изучал в стремлении постичь истину, он принял в качестве своего единственного путеводителя Коран. Признавая усилия Бадиуззамана в борьбе за независимость, Мустафа Кемаль Ататюрк пригласил его в Анкару. Однако, приехав туда, Нурси обнаружил, что в час победы турков и Ислама среди депутатов и чиновников распространяются атеистические идеи, и многие небрежно стали относиться к своим религиозным обязанностям. Он опубликовал несколько трудов, в которых успешно опровергал подобные идеи и мнения.

   

 

2. КНИГИ БАДИУЗЗАМАНА: «РИСАЛЕ-И НУР»

 

      Уже как «Новый Саид», Бадиуззаман всецело погрузился в Коран в поисках путей установления связи его истин с современным человеком. Он полностью посвятил свою жизнь изучению Корана и написанию научных трудов, объясняющих и подтверждающих эти истины. И первым из них была книга «Воскрешение из мёртвых», уникальная по своему стилю, которая доказывает воскрешение тела рациональным путём, в то время как величайшие учёные прошлого признавались в своём бессилии доказать его.

 

     Этими книгами Бадиуззаман открыл новый, прямой путь к достоверности и знаниям о Боге, что было описано им как верная дорога Корана и путь сподвижников Пророка Мухаммеда через следование пророчеству.

 

     Бадиуззаман объяснил таинственные вопросы религии, такие как воскрешение тела, Божественное предопределение и свободный выбор человека, загадка постоянной активности Вселенной и движение частиц, перед которыми человек, полагающийся лишь на собственный интеллект и философию, был бессилен. То, как книги «Рисале-и Нур» были написаны и распространялись, как и работа над ними, уникально. Бадиуззаман быстро надиктовывал помощнику-писцу, записывающему с такой же скоростью. Фактически написание книг тоже было стремительным.

 

     Здесь стоит упомянуть ещё одну особенность Бадиуззамана, сыгравшую роль в успешности его усилий, которая может быть выражена двумя фразами: «моральный джихад», то есть «джихад слова» или «не-физический джихад», и «позитивное действие». Бадиуззаман настаивал на том, чтобы его ученики избегали любого использования физической силы и разрушительных действий. Через позитивное действие и поддержание общественного порядка и безопасности ущерб, нанесённый крайне радикальными силами, мог быть возмещён исцеляющими истинами Корана. Это путь, которого они твёрдо придерживались.

 

 

3. РАДИКАЛИЗМ, ПОЛИТИКА И БАДИУЗЗАМАН

 

     Ни один историк или чиновник не находил и не нашел ни единого действия Бадиуззамана и его учеников, которое было бы направлено против общественного порядка и безопасности. Это факт.

 

    В последнее время огромное внимание средств массовой информации уделяется угрозе «исламского фундаментализма». К сожалению, по причине как предубеждённых репортажей в западных СМИ, так и действий некоторых невежественных мусульман, слово «Ислам» стало почти синонимом слова «терроризм». Однако если проанализировать ситуацию, то в уме сразу возникает вопрос: поддерживает ли учение Ислама терроризм? Ответ: разумеется, нет! Ислам полностью запрещает террористические акты, совершаемые некоторыми заблудшими людьми. Нужно помнить, что во всех религиях существуют культы и заблудшие последователи, так что прежде всего необходимо рассматривать учения религии, а не действия отдельных личностей. Исламский подход может быть выражен хадисом: «Если кто-то вредит другим, то Аллах ещё более навредит ему; если кто-то проявляет враждебность к другим, то Аллах покажет враждебность по отношению к нему» (Абу-Дауд, хадис 1625).

 

     У Бадиуззамана мы научились тому, что насилие не является мудрой стратегией в решении проблемы поляризации мира в наше время. Ислам несёт в себе содержательную систему взглядов для реализация мира во всём мире. Но представление о значении мира в исламе искажено жестоким отношением некоторых личностей, причины которого мы кратко описали. Задача мусульман — поиск решения в этом вопросе, так как жестокость не является частью учения Ислама.

 

     Предложенные Бадиуззаманом решения относительно религиозного радикализма таковы:

 

     Во-первых, показывать Ислам как универсальное учение, направляющее на создание мира на земле (из книги «Диспуты»).

 

     Во-вторых, должно быть позитивное действие, отрицающее насилие и терроризм. В него должны быть вовлечены все группы внутри религий, не поддерживающие насилие.     Терроризм и насилие — это презрение к религии и человечеству («Эмирдагское приложение»).

 

В-третьих, к сожалению, в сегодняшнем мире нетолерантность увеличивается и становится причиной смертей, геноцида, жестокости, преследования по религиозному признаку, а также конфликтов на разных уровнях — иногда на расовом и этническом, либо же на религиозном и идеологическом, время от времени на политическом и социальном. В любом случае, это несёт в себе зло и боль.

 

 

 

     Бадиуззаман считал всё человечество одной семьёй. У всех общая почва — поклонение Единому Богу и происхождение от Адама. Пророк чётко высказался перед собранием мусульман во время последнего паломничества: «О люди, Ваш Господь Один. И ваш отец один. Все вы происходите от Адама, а Адам был создан из праха. Нет превосходства одного человека над другим, кроме как в благих деяниях».

 

     «Подобно тому, как в человеке одна рука не соперничает с другой рукой, один глаз не критикует другой, язык не прекословит ушам, а сердце не замечает недостатков души; а скорее они прикрывают изъяны друг друга, скрывают недостатки, помогают в нужде другого и содействуют в выполнении обязанностей. В противном случае жизнь в этом человеческом теле погаснет, душа обратится в бегство, а тело придёт в полный беспорядок» («Трактат об искренности»).

 

     Бадиуззаман говорил: «О члены мировой семьи! Вы и я принадлежим к коллективной личности, удостоенной имени «совершенный человек». Мы словно компоненты механизмов фабрики. Мы должны объединить свои усилия, чтобы свести людей вместе, иначе фабрика мира полностью разрушится, и тело человечества распадется».

 

     Что касается политики и Бадиуззамана, то он не был вовлечён в политику. Хотя на протяжении сорока лет турецкие власти обвиняли его во вмешательстве в политику, он опровергал эти заявления; и сейчас, благодаря архивным документам, его позиция стала ясна. Он говорил:

 

     «Есть три важных вопроса: жизнь, шариат и вера. Но в глазах большинства современных людей, зависящих от положения дел в мире, наиболее важны жизнь и шариат. Даже если бы он [Махди] пришёл сейчас, — поскольку перемена всех этих трёх аспектов одновременно по всему миру означает несоблюдение Божественных Законов человечеством, — он, несомненно, взял бы за основу самый важный аспект, а не другие, так что служба вере не утратила бы чистоты, и так что он не позволил бы этой службе быть средством для иных целей в умах обычных людей, которые легко поддаются обману» («Жизнеописание»).

 

      Бадиуззаман считал служение Исламу с помощью политики менее важным, нежели служение вере, и теоретически и практически обосновал свою точку зрения. Причина, по которой Бадиуззаман избегал политики, — принципы, на которых основывается политическая жизнь, не согласовывались с его моральной позицией. «Да, политика в наше время развращает сердца и причиняет мучения неспокойным душам. Те, кто желает иметь чистое сердце и спокойную душу, должны отстраниться от политики» («Жизнеописание»).

 

 

4. «РИСАЛЕ-И НУР» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕМ. САИД НУРСИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ КАКОЙ-ЛИБО РЕЛИГИОЗНОЙ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

     К сожалению, турецкие власти в 1930-х, 1940-х и 1950-х годах обвиняли Бадиуззамана Саида Нурси в том, что он является главой тайной религиозной организации; но в ходе расследования, длившегося 30 лет, не было найдено никаких доказательств этим заявлениям.

 

     Когда судья продолжал настаивать и спросил его в суде: «Являетесь ли Вы главой тайной организации?», — он ответил:

 

     «Я не являюсь основателем никаких политических либо религиозных организаций. Из моей биографии становится ясно, что я не вмешивался в политику. Однако если Вы настаиваете на том, что я — член какой-то организации, то могу сказать, имея в виду всю мусульманскую умму (сообщество): да, мы являемся сообществом, и оно в каждом столетии имеет триста пятьдесят миллионов членов [на сегодняшний день полтора миллиарда]. Каждый день в пяти обязательных молитвах они с глубоким уважением выражают свою преданность принципам этого священного сообщества. В священной программе верующие являются братьями, они спешат на помощь друг к другу в молитвах и духовном развитии. Мы — члены этого многочисленного священного сообщества, и одной из наших обязанностей является обучение верующих достоверными, подтверждёнными методами кораническим истинам о вере и спасение их и себя самих от уничтожения навечно и бесконечного одиночного заключения в загробном мире. У нас совершенно нет связи с какими-либо светскими, политическими или заговорщицкими сообществами, нелегальными объединениями или бессмысленными тайными организациями, в чём нас обвиняют. Мы не унижаемся до таких вещей» («Жизнеописание»).

 

 

 

     Его также обвиняли и во времена Османского государства, на что он отвечал следующим образом:

 

     «Эта связь светящейся цепью тянется от Востока к Западу, от Севера к Югу. И внутри неё сегодня находится более трёхсот миллионов. Точкой объединения этого сообщества и его связью является Божественное Единство. Его клятва и его обещание — вера в Бога. Члены сообщества — это все верующие, со времён соглашения Бога с человеком. Его учётной книгой является Хранимая Скрижаль. Средства общения сообщества — все исламские книги. Его газеты — религиозные издания, цель которых состоит в сохранении Слова Божьего. Его клубы и собрания — это мечети, религиозные школы. Его центр находится в двух священных городах [Мекка и Медина]. Его славой является Гордость Миров [Пророк Мухаммед, МЕИБ]. Его путь — это борьба каждого с его собственной душой (нафсом), чтобы достичь нравственности Пророка Мухаммеда, дать новую жизнь его действиям, взращивать любовь к ближним и, если это не несёт вреда, давать им советы. Правила этого сообщества выражены в поступках Пророка, а его законы — это предписания и запреты Ислама. Его мечами являются ясные доказательства, так как цивилизованные люди могут встать на его сторону путём убеждения, а не принуждения. Постижение истины сопровождается любовью, в то время как враждебность проявляется по отношению к жестокости и нетерпимости. Его цель и предназначение — сохранение Слова Божьего. И девяносто девять процентов Ислама связано с нравственностью, поклонением, Иным (Вечным) миром, добродетелью. Один процент связан с политикой – пускай о нём думают наши правители».

 

     Бадиуззаман и его труды не могут быть описаны как новая религия, суфийский орден, новая секта или тайная организация. Всё в его книгах предельно ясно. Нет никакой связи между «Рисале-и Нур» и политикой — будь то турецкая политика или американская. Книги «Рисале-и Нур» никоим образом не связаны с какими-либо секретными службами, включая Организацию турецкой национальной разведки или Центральное разведывательное управление.

 

 

5. БАДИУЗЗАМАН И ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ОДНОЙ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ, ДИАЛОГ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ

 

     Бадиуззаман постоянно питал надежды, связанные с будущим человечества. Он объяснял, что тот, кто хочет изменить мир, должен сначала изменить себя. Чтобы привлечь других на путь, ведущий в лучший мир, им необходимо сперва очистить собственный внутренний мир от ненависти, злобы, зависти и украсить свой внешний мир различными добродетелями. Те, кто далёк от самоконтроля и самодисциплины, кто не преуспел в совершенствовании своих чувств, могут на первый взгляд показаться привлекательными и проницательными. Однако они не смогут неизменно вдохновлять других, и произведённое ими впечатление скоро померкнет.

 

      Добродетельность, красота, правдивость и нравственность являются основой мира и человечества. Что бы ни происходило, однажды мир придёт к этой основе. Никто не может этому помешать.

 

      Он говорит о диалоге с другими религиями, особенно с Христианством: «Тираническое течение, порождённое натуралистической и материалистической философией, постепенно усилится и распространится в конце времён с помощью материалистической философии, достигнув степени отрицания Бога. В этот момент, когда зло будет казаться сильным, возродится религия истинного Христианства, заключающая в себе коллективную личность Иисуса (мир ему). Сегодняшнее христианство очистится перед лицом реальности, оно объединится с истинами Ислама. В результате объединения религия предстанет великой силой. Хотя во время раздельного существования они и были повергнуты безбожием, но Христианство и Ислам победят и разрушат безбожие благодаря своему единству» («Письма»).

 

     В хадисе на данную тему сказано: «В будущем вы заключите мир с греко-римлянами, что обеспечит безопасность, и вместе будете бороться с врагом» (Ибни Маджех, 4089; Абу Дауд, Джихад, 156; Малахем-2, 2767). Этот хадис упоминается в Книге Малахем, в которой говорится о Конце Света, и предсказывает мусульманско-христианский союз в борьбе с мировым безверием и анархией.

 

      Религия в целом и Ислам в частности могут сыграть позитивную роль в объединении людей во имя справедливости и равенства, особенно слабых, в то время как глобализация провоцирует человечество на конфликты.

 

     По мнению Бадиуззамана, народы мира должны взаимодействовать друг с другом намного больше, чем это происходит сейчас. Должен быть культурный обмен и большее понимание других культур и народов. Внутри каждой культурной и национальной традиции должны совершаться универсальные попытки решения проблем социального и полового неравенства, человеческих прав. Нам необходимо работать ради глобальной солидарности, бороться против несправедливости и для отстаивания человеческих прав. Глобальная солидарность нужна для защиты окружающей среды, решения проблемы природных катаклизмов и бедности. Поэтому необходимы международная перспектива и широкий взгляд на вещи, выходящий за рамки узкого националистического мировоззрения, которое не в состоянии справиться с глобальными проблемами окружающей среды, человеческих прав и полового неравенства, превосходящие сугубо национальные интересы.

 

 

6. КНИГИ «РИСАЛЕ-И НУР» СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И ЯВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВОМ ДИАЛОГА И ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

     Прежде всего хотелось бы напомнить подход Бадиуззамана к европейской цивилизации:

 

      «Не поймите меня превратно: есть две Европы. Я не обращаюсь к той Европе, которая, получив процветание от истинной религии Иисуса, придерживается всего, что полезно для общественной жизни людей, и наук, которые служат справедливости и истине. Я обращаюсь ко второй, испорченной Европе, которая во мраке материалистической философии воспринимает скверную, греховную сторону культуры за благо и подталкивает человечество к распутству и заблуждению» («Сияния»).

 

     По этой причине Исламский университет Роттердама начал переводить всю коллекцию «Рисале-и Нур» на голландский язык. Этой академической работой довольны и мусульмане, и христиане. Нам известно, что вердикт российского суда относительно запрета 14 книг из «Рисале-и Нур» Саида Нурси привлёк всеобщее внимание и недоумение, в особенности потому, что эти книги были позитивно восприняты сотнями учёных и институтов, таких как Организация Исламского Сотрудничества, Управление по религиозным делам Турции, Министерство внутренних дел Турции, Ватикан и всемирно известный египетский Исламский университет «Аль-Азхар».

 

      Нет никаких запретов «Рисале-и Нур» в европейских и азиатских странах (кроме Узбекистана), напротив, существуют академические учреждения, посвящённые Бадиуззаману и его трудам (Институты «Рисале-и Нур» в Америке и на Филиппинах). Чтобы понять особенность «Рисале-и Нур», стоит процитировать слова доктора К. Тёрнера из Даремского Университета Великобритании:

 

     «Как человека, родившегося и выросшего в Великобритании, меня часто спрашивают, что мы, мусульмане, можем дать Западу? Но, прежде чем отвечать, я хотел бы задать вопрос самому: «Мы являемся мусульманами, потому что мы верим во Всемогущего Господа, или же мы верим в Господа, поскольку мы – мусульмане?».

 

     Этот вопрос пришел мне на ум более десяти лет назад во время марша протеста по улицам Лондона против советской оккупации Афганистана. Я формально принял Ислам несколько лет назад, и это была не первая моя демонстрация. Там были плакаты, много кричали и скандировали. К концу демонстрации ко мне подошел молодой человек, который представился как интересующийся Исламом. "Извините, – сказал он, – а что значит «Ля иляха илля Аллах»?”.

 

     Не колеблясь, я ответил: "Нет бога, кроме Аллаха". "Я не прошу Вас переводить, – сказал он. – Я прошу Вас ответить мне, в чем смысл этих слов?" И когда он увидел, что я не могу ему ответить, последовало долгое неловкое молчание. Вы, несомненно, подумали: "Что это за мусульманин, который не знает смысла слов «Ля иляха илля Аллах»?”. На что я хочу ответить: ”Типичный мусульманин”. В тот вечер я размышлял о своем невежестве. Размышления не принесли мне пользу, напротив, я впал в депрессию.

 

     Ислам не был похож ни на что другое. У него были законы для управления государством, у него была экономическая система, у него были правила, охватывающие все аспекты повседневной жизни. В нем было равноправие, он одновременно обращался ко всем расам, был открытым и понятным. Да, и еще у него был Бог, Один Бог, в Которого до этого времени я неясно верил. Вот и все. Я сказал «Ля иляха илля Аллах», и стал частью этого общества. В первый раз в своей жизни я испытывал это чувство принадлежности.

 

     У новообращенных бывает большое стремление как можно больше узнать о своей религии в кратчайшие сроки. За несколько лет после принятия Ислама моя библиотека быстро разрослась. Там было столько того, чему нужно было учиться, и так много книг, готовых обучать! Книги по истории Ислама, по экономической системе Ислама, по концепции власти в Исламе, бесчисленные брошюры по исламской юриспруденции, и, более того, книги об Исламе и революции, о том, как мусульмане должны восстать и создать исламские государства. Когда я вернулся в Англию в начале 1979 г. для учебы в университете, я готов был познакомить Запад с Исламом!

 

     Именно к этим книгам я и обратился за ответом на вопрос: "Что означает «Ля иляха илля Аллах»?”. И опять я был разочарован. Эти книги были об Исламе, но не об Аллахе. Они охватывали все вопросы, которые вы могли себе представить, за исключением того, который действительно имел значение. Я задал этот вопрос имаму при университетской мечети. И он тоже, извинившись, уклонился от ответа. В это время один брат, услышавший мой разговор с имамом, подошел ко мне и сказал: "У меня есть тафсир (толкование) смыслов «Ля иляха илля Аллах». Если хочешь, можем почитать вместе”. Я думал, что это может занять – самое большее – десять или двадцать страниц. Как оказалось, этот тафсир – на 5000 страницах, в нескольких книгах! Это были произведения «Рисале-и Нур» Саида Нурси».

 

 

Исламский университет Роттердама

Профессор, доктор Ахмед Акгюндюз,

ректор Исламского университета Роттердама.

Роттердам, ноябрь 2011 г.

 

http://golosislama.ru/

 

0

Оставить комментарий