Опубликовано: 27.02.2012 Автор: Admin Комментарии: 0

1153 – 1233 (548 – 630) ГГ.

     По горестному признанию академика И.А. Орбели, курдский народ трагически «растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имен славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю других народов». Но, по мере возрождения курдской нации, эти “растерянные” имена постепенно восстанавливаются из небытия, вновь приобретают свой курдский облик и занимают свое достойное место в страницах истории и культуры курдского народа.

      Среди этих величайших курдских имен, приобретших свое курдское естество, следует отметить и выдающегося средневекового механика-изобретателя, математика, астронома Абу аль-Из ибн Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари (араб. أَبُو اَلْعِزِ بْنُ إسْماعِيلِ بْنُ الرِّزاز الجزري‎‎), а в западе его знают как Аль-Джазари.

      Арабские источоники Аль-Джазири знали и как Ismail (Ebul-iz)Bin Rezzaz El Cizîrî Kurdi Mucit, где с арабского mucit (муджит) означает «изобретатель», то есть Курдский Изобретатель Исмаил (Абуль-из), сын Реззаза из Джазиры. В арбских источниках его величали не иначе, как Ebul-iz (Абуль-из) — в переводе из курдского şeref, что означает "Человек Чести"(“Почетный”).

   Большая часть сведений об Аль-Джазари дошла до нас из его же трактата. Имя ученого происходит от названия местности Джазира (Джезира), расположенной в Северной (турецкой части) Курдистана в провинции Мардин.

  Самыми древними насельниками “Земли Курдов” — Kardu Gazarta (Bakartda)  сирийских источников и закрепившее за нее арабское название Джезире (“Остров” – река Тигр обходит город с двух сторон, как бы образуя остров) были племенная конфедерация Бохти, которых Геродот упоминает как пактии. По курдскому преданию, город Джезире построен Пророк Ноем и второй построенный в мире город. В городе даже есть могила Пророка Ноя, покоящая в одноименном Храме Ноя.

      По этому не случайно, что и в настоящее время Джезире среди курдов именуется не иначе, как Джезире Бота(н), считающейся одной из трех колыбелей сложения ядра в этногенезе курдского народа. О курдских правителях Джезиры, городе и крепости подробно пишет и Шараф хан Бидлиси, согласно которой, курдское население города Джезире, которые придерживались зороастризма, в 638 году, в годы правления Халифа Умара (634—644) стараниями арабских полководцев Ал-Аш'ари Абу Муса 'Абдаллах и Са'ад б. Абу Ваккас (ум. в 674-75 г.), согласились выплачивать джизью[1] — дани, дающее им право следовать своей зороастрийской вере в условиях местного самоуправления. На то, что население Джезиры придерживались зороастиризма,  указывает и Шараф хан Битлиси: “Некоторое время их обычаи и обряды были общими с обычаями езидов, под конец на них снизошла божественная благодать, и они оставили ту ересь. Они ступили на путь уложений ислама и вошли в высокодостойный род людей сунны и общины”[2].

      Великий курдский поэт 17 века  Ахмаде Хани в эпосе “Мам и Зин” уже рассказывает об курдской крепости и городе Джазира, описывая 366 минарета и мост.

    Но, не все курдские племена согласились принять ислам и часть из них – племенные союзы думбули и махмуди покинули пределы Джезире и только спустья столетия, приняли ислам. 

     Эмад эд-Дин Зенги или Имад адДин Зенги (англ. Imad ad-Din Atabeg Zengi; 1087 — 14 сентября 1146), который по происхождению был курдом и до этого служил сельджукскому султану Малик-шаху, а затем основал династию Зенгидов(1127-1222 гг.), правивших в Мосуле, Халебе и Северной Месопотамии, куда входил и Джезире. 

      Отец Салахаддина (Э)Айюби (1138-1193) Эйюб и его дядя Ширкух занимали высокие должности при дворе Имад ад-Дина Зенги. Эйюб был сперва наместником в Баальбеке, затем, перейдя на службу к атабегу дамасскому, оказал важное содействие Ширкуху в завоевании Дамаска: оно было осуществлено по поручению Hyp ад-Дина Занги в 1154 г. В этот период Джазире был цветущим городом.

И вот в этом старинном и славном курдском городе Джезире (Cizirа) в квартале Тор (переименован в турецкое Dağkapı) в 1153 году в семье механика-изобретателя (инженера) из курдского племени бохти (ботан) и родился Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари. С детства любознательный и проницательный Исмаил учился в курдском медресе Camia, своего рода городской университет с устоявшейся многовековой учебной практикой на курдском и арабском языках,  где кроме коранических знаний по исламской теологии, получил обширные знания и по физике, математике, астрономии и механике, свободно владел кроме  родного курдского, латинским, арбским, персидским и “османским” (турецким)  языками. За свои обширные знания чудеса в изобретении Аль-Джазири в исламском мире носил титул “Bediuzzaman” (“Чудо Времени”) — Bedî-ûz Zaman Ebûl-îz Îsmaîl bîn El-Razaz El-Cezîrî El Kurdî. Кстати, после него в исламском мире из трех удостоивших этого звания был еще один курд — Саид Нурси Ал Курди, то есть, из 4-х  “Bediuzzaman” (“Чудо Времени”) исламского мира  двое курды.

      Исмаил был на службе у курдских правителей Джезире, что указывает и на его высокое знатное происхождение. Ал-Джазари уделял больше внимания к изобретению различных функциональных механических устройств и механизмов, которых  продавал и говорят, что на этом даже разбогател и стал состоятельным человеком. Первый ученый и курдский инженер, названный «отцом робототехники», Аль-Джазари занимался проектированием механизмов, подающих воду, изготовлением часов сложной конструкции и многих других механизмов. По его чертежам строились двухтактные клапанные насосы, дамбы и водоподъемные машины. Механическим устройствам для поднятия воды посвящен его трактат «Книга о познании инженерной механики».

       Он прославился как изобретатель диковинных механизмов, однако «его интерес больше тяготел к ремесленному мастерству, чем к технологической стороне дела»[3], а его работы «основывались на опыте и ошибках, а не на теоретическом расчёте»[4].

      Из-за постоянных войн и высокого уровня налога его семья вынуждена была в 1174 г. переезжать в Амид (Диярбакыр), где Исмаил продолжил усовершенствовать свои знания.

        Наслышавшись о чудесных аппаратах и механизмах Аль-Джазири, один из правившей в Хисн Кайфе (Хасанкейфе) и Амиде (Диярбакыре) в 1098-1232 гг. эмиров из династии Артукидов Махмуд Насир ад-дин Мухаммада (1201—1222), пригласил Аль–Джазири на службу в качестве главного инженера в резиденции в Диярбакыре при династии Артукидов в город Амид, где он в 1205 году завершил свой фундаментальный труд под названием “Kitáb fí marifat alhiyal alhandasiyya(«Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя», «Книга знаний об остроумных механических устройствах»), где Аль-Джазари сам выполнил красочные иллюстрации к своей книге, в которых описано проектирование, изготовление и сборка более 50 машин, в том числе водяных часов, отбивавшие время каждые полчаса, автоматических дверей, игрушек, фонтанов, музыкальных автоматов, водоподъемных машин, клапанных насосов, различных рабочих механизмов, кодовых замков, полезных для дворца различных инструментов. Именно Аль-Джазари изобрел столь важную механическую конструкцию, которой включала шатун с коленчатым валом, вторую по важности механическую деталь после колеса. Аль-Джазари сконструировал водяные часы, отбивавшие время каждые полчаса, фонтаны, музыкальные автоматы, а в 1206 году он явил публике четырех гуманоидных роботов.

      Ученый, живший в период мрачного средневековья в Европе, стал создателем первых в мире человекоподобных роботов. Роботы представляли собой фигуры музыкантов в лодке. Внутри музыкального автомата четыре музыканта плыли в лодке и развлекали гостей. Конструкция запускалась в озеро во время больших праздников. Роботы играли на барабанах и цимбалах, выстукивая музыкальный ритм. Также он создал робот-служанку, наливающая напитки.

       По мнению специалистов, возможно, это был первый запрограммированный автомат.       

       Ал-Джазири один экземпляр книги отправил Абу-ль-Аббас Ахмад анНасир ли-диниллах (? — 1225) — багдадскому халифу (11801225) из династии Аббасидов (араб. العبّاسيّون‎‎, Abbāsīyūn (Аббасийун), 750–1258, вторая династия арабских халифов после Омейядов, происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда.

    Книга знаний об остроумных механических устройствах пользовалась популярностью в те времена, так как была выпущена во многих копиях и описывала те механизмы, которые Аль-Джазари соорудил собственноручно.

     Багдадский экземпляр пропал после завоевания Багдада монголами в 1258 г. Хотя и сохранились предания о похищении Амидского экземпляра книги из дворца Артукидов, но ее следы отыскались благодаря усилиям некоего жителя Хасанкейфа Мухаммеда бин Юсуф ибн Османа, который скопировал этот трактат Аль-Джазири под названием "El Camiu Beynel Ilmi ve Amel en Nafiu Fis Sanaatıl Hiyle", который датирован 1206 г.

       В копи рукописи Аль-Джазари содержаться 50 рисунков, 55 интересных описаний  к ним и состоит из шести разделов. В настоящее время в разных частях света найдены 16 копий этой рукописной книги, из которых 10 хранятся в различных музеях и библиотеках Европы (Дублинской библиотеке Chesterbeatly-1; Библиотеке Oxford – 2; в библиотеке университета Лейден -2; в Парижской библиотеке Bibliotheque Nationalde — 3; остальные – в разных музеях и коллекциях США в виде нескольких вырванных из разных копий страницах), 5 – в Дворцовом музее Топкапы (4) и в библиотеке Сулеймании (1) в Турции. 1 — в Багдадской библиотеке Джахиш (Cahıs).

      Благодаря своим фундаментальным изобретениям в области инженерного искусства, Аль-Джазари считается одним из основателей современного инженерного дела. В своем произведении “Китабул- Хиял” (”Книга грез”) он заложил основы кибернетики.

Изобретатель математической матрицы — цифр в комбинации 0101,  Аль-Джазири считается идейным отцом компьютера, так как более распространенной для представления чисел в памяти компьютера является двоичная система исчисления, которая и составляет основу систем счисления (программирования).

     Также Аль-Джазари принадлежат такие технологические новшества, как: ламинирование древесины, использование масштабных моделей (ученый делал их из бумаги), притирка движущихся частей с помощью корунда, металлические двери, кодовые замки, гибрид компаса с универсальными солнечными часами для любых широт и т.д.[5] Объясняя в рисунках разнообразные устройства, Аль-Джазари оставил весьма ценное для истории машиностроения произведение.

 В 1232 г. город и район Хасанкейф (Hasankeyf) в провинции Батман, на реке Тигр взяли правители из курдской династии Айюбидов и выстроили в нем много мечетей,  учебных центров, постоялых дворов, тороговых центров и бани, превратив его в важный духовный и культурный центр, дав городу новый толчок в развитии. Наверно, это было одной из важнейших паричин, почему Аль-Джазири вернулся в родной город Джезире, где умер и похоронен в 1233 году[6] рядом с могилой родного брата внутри ограждения Храма Пророка Ноя (Nuh Peygamber (as) Camii) в Джезире.

  

      Трактат курдского гения Аль-Джазири в XIII веке в Европе не имела аналогов и считалась очень важным техническим трудом о теоретической и практической механике.

Аль-Джазири приобрел широкую известность во всем мире, особенно на западе как  «Да Винчи арабского мира» и даже  спустя века был идейным вдохновителем для таких выдающихся ученых, как Но́рберт Ви́нер[7], Ампер[8], Джеймс Клерк Ма́ксвелл[9] Шо́лем Мандельбрóйт[10] и других.

     И в наш просвещенный век сохраняется огромный интерес к жизни и творческому наследию курдского ученого

   В январе 2010 года на британской выставке «1001 изобретение: Открываем мусульманское наследие в нашем мире» была продемонстрирована копия шестиметровых водяных часов работы Аль-Джазари, ставшая основной достопримечательностью. А в курдском городе Мардин в Северной (турецкой части) Курдистана благодаря инициативе курдской общественности с осени 2011 г. приступили к осуществлению грандиозного проекта по строительству нового музея науки, где будут представлены работы первого в мире курдского ученого в области кибернетики Аль-Джазари, именем которого и назван музей. Он будет построен при старинном городском медресе Касимийе, а бюджет строительства составит 3 миллиона долларов США. В Мардин для музея Аль-Джазири уже доставлены около 70 будущих экспонатов музея.


    Несмотря на стремления арабов и турок выдать Аль-Джазири за «своего» («араб», «турок»), средневековый  великий курдский ученый Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазири уже занимает свое достоянное место в плеяде выдающихся имен славных дочерей и сыновей курдского народа и попытки оторвать его имя от его курдского естества уже явно обречены на провал.


{mosimage}[1]Шараф Хан Битлиси. Шараф-Наме. Т.1,с.177.

[2]Там же, с.176.

[3]Хилл Д. Р. Engineering in the Medieval Near East. Scientific American, май 1991, стр. 64-9.

[4]Тиббетс, Дж. Р. (1975), "Review: Donald R. Hill, The Book of Knowledge of Ingenious Mechanical Devices (Kitab fi ma'rifat al-hiyal alhandasiyya), by Ibn al-Razzaz al-Jazari", Bulletin of the School of Oriental and African Studies (Университет Лондона) . — Т. 38 (1): 151–153.

[5]Изобретения Востока — Журнал «Мир фантастики»; How Islamic inventors changed the world #7 — The Independent, 11.03.2006.  

[6]Большинства курдскаих источников датой смерти Аль-Джазири указывают 1233 г., хотя другие источники указывают 1206 г.  

[7]Но́рберт Ви́нер (англ. Norbert Wiener; 26 ноября 1894, Колумбия, штат Миссури, США — 18 марта 1964, Стокгольм, Швеция) — американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.       

[8]Ампер (Ampere) Андре Мари (1775 — 1836), французский физик, математик, химик, член Парижской АН (1814), иностранный член Петербургской АН (1830), один из основоположников электродинамики.

[9]Джеймс Клерк Ма́ксвелл(англ. James Clerk Maxwell; 13 июня 1831, Эдинбург — 5 ноября 1879, Кембридж) — британский физик и математик. Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества (1861).

[10]Шо́лем Мандельбрóйт(фр. Szolem Mandelbrojt; 20 января 1899, Варшава — 1983, Париж) — французский математик, член Парижской Академии наук 

 

Источники:

www.niviskar.com/doc/ismail.pdf

www.dirok.org/arsiv/ebul-iz-el-cezeri

http://www.cizre.gen.tr/index.php?goster=650&SayfaNo=1256

www.rojaciwan.com/modules.php?name=Sections&op=viewarticle&artid=359

http://www.rumkale.org/play/YgL6aEtLI8g/K%C3%BCrt_Mucidi_%C4%B0smail_Ebul_%C4%B0z_Bin_Rezzaz_El_Cizir%C3%AE.html

www.bydigi.net/genel-kultur/236830-ismail-ebul-iz-bin-rezzaz-el-ciziri-kurt-mucit.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Джазари

По материалам worldbulletin.net:

http://www.eislam.ru/mainnews/?ID=4432

http://xperehod.ru/topicview-214.html

 

Лятиф Маммад.

 

www.kurdist.ru

 

0

Оставить комментарий