Опубликовано: 24.06.2011 Автор: Admin Комментарии: 0

Аристова Татьяна Федоровна

                                 (Выдержки из автореферата диссертации)

 

       Представленный к защите докторской диссертации доклад обобщает результаты изучения автором с 1949-1992 гг. традиционной культуры курдов Закавказья и Передней Азии. Исследуется национальная культура народа для решения курдской проблемы с этнографических позиций: традиционно-культурной общности курдов Курдистана и соседних регионов компактного расселения курдов. Проводятся историко-этнографические параллели с традиционной, в основном материальной культурой ХIХ-первой половины XX в. курдского населения Передней Азия и Закавказья.

      Сравнительным анализом определяется общее я особенное в культуре курдского народа. В общей этнокультурной модели рассматриваются ее локальные особенности, обусловленные спецификой этнического развития, межнациональными и конфессиональными факторами, этническими процессами. По характеру особенностей выделяются два основных географических ареала: "кавказско-анатолийский" я "переднеазиатский".

 

Актуальность темы определяется несколькими аспектами.

 

Первый—международный: решение курдской проблемы, суть которой — создание независимого Курдистана, национально-государственное определение, нациокально-культурное возрождение и развитие. Трагическая судьба народа, численностью по ориентировочным данном около 30 мин., физический и духовный геноцид, уничтожение химический орудием курдских городов с мирным населением (г.Халабджа в Ираке), защита народа силами ООН, не может к не долина оставаться без внимания ученых, международной общественности, всего прогрессивного человечества. При этом следует особо учитывать, что существование курдского народа с его самостоятельным курдским языком, четко выраженным этническим самосознанием и самобытной национальной культурой, отличающейся от турецкой, персидской, арабской, прячется в странах Ближнего Востока. Курдов, обычно, называют «турецкими» или «персидскими» горцами с разделенной на четыре части народом (Турецкий, Иранскийs Иракский, Сирийский Курдистан), на имеющими собственного языка, своей материальной и духовной культуры.

 

Второй – внутригосударственный. Согласно переписи 1989 г. общая численность курдов на территории бывшего Союза ССР составила I527I7 человек. Из них в Армения -56127, в Грузии – 33331, в Казахстане – 25425, в Азербайджане – 12226, в Киргизия – 14262, в Туркмении – 4387, в Узбекистане – 1839, в Таджикистане – 56 чел. В Закавказье сосредоточено основное компактное курдское население, пребывание которого относится к незапамятным временам. В Казахстана и Средней Азии живут потомки курдов, депортированных в основном из бывшего Курдистанского округа Азербайджанской ССР. Курдская диаспора приходится на Украину, Белоруссию, Прибалтику, Молдову, о численности которой порой судить трудно, так как статистические данные далеко не объективны. В трудах по теме автор исследовал причины и главнейшие миграции курдов из Парадней Азии в Закавказье с конца прошлого столетия – начала нашего, историю создания в Закавказье курдских поселений, образования в 20-х гг. в Азербайджане Курдистанского уезда. Создание затем в конце 20-х, начала 30-х гг. в Азербайджане Курдистанского округа с центром в г.Лачине дало народу право и возможность национально-территориального, национально-культурного развития. Посла упразднения Курдистанского округа часть курдов была репрессирована и депортирована в Казахстан, Среднюю Азию. В настоящее время – политически реабилитирована. Однако, это обстоятельство до сих пор не снимает с повестки дня острую проблему курдских беженцев из Казахстана, Средней Азии а Закавказья, в основном, в Краснодарский край. Курдская проблема у нас, а посла распада бывшего Союза ССР – г государствах СНГ, требует скорейшего и определенного решения национально-территориального, национально-культурного вопроса, восстановления исторической истины и справедливости. Поэтому этнографическое изучение курдов приобретает сегодня особое, не только научное, но и большое историческое и политическое значение для судьбы народа, так как в условиях разобщенности и естественного воздействия различных культур и процессов ассимиляции, утрачиваются материальные и духовные ценности этноса, размывается специфика быта и теряется самый устойчивый признак нации – курдский язык, особенно при отсутствии обучения на родной языке.

 

Третий – определяется повышенным интересом в современном мирз к судьбам нацменьшинств или "малых народов" как за рубежом, так и у нас; к межнациональным, межконфессиональным, межгосударственным, межпограничным отношениям и этническим процессам. Для решения курдской проблем необходимо этнографическое изучение курдского народа в Закавказье,и- одного из крупнейших в Турция, Иране, Ираке, Сирия, где происходят сложные этнические процессы, особенно и городах и в регионах с неоднородны;/- этническим, лингвистическим и религиозным составом населения. Острая нужда в этнографических исследованиях – существенней пробел в науке. Отсутствие трудов по представленной к защите темы создает большие трудности в реальной помощи курдскому народу.

 

Теоретической и методологической основой работы послужила историко-этнографическая преемственность последовательного историзма, теоретические исследования и обобщающие труды отечественных я зарубежных ученых, в том числе курдских по теории, истории этнографии и культуры. Автор опирался на принципы исследования материальной я духовной культуры народов мира, разработанные И.А.Орбели, Г. С.Читая, С.А.Токаревым, Н.Н.Чебоксаровым, С.А.Арутюновым, Д.С.Вардушгном, В.П.Кобычевым, Д.Е.Еремеевым, Б.Х.Кармшевой. При работе над диссертацией автором применялись используемые в отечественной этнографии методы комплексного анализа, сравнительно-исторического изучения, историко-этнографической реконструкции, а также методика непосредственных полевых исследований.

 

     Научная новизна работы и состояние изученности проблем определяется тем, что данное исследование является в отечественной и мировой литературе первым опытом этнографического обобщения и анализа материала, собранного и накопленного автором в течение четырех десятилетий об этнографически малоизученном народе. Обобщен конкретный фактический материал, проанализированы особенности этнического, религиозного, родоплеменного самосознания, к самоназвания, духовной культуры, этнических .процессов, межэтнических отношений. Отмечается роль факторов духовной культуры и их влияние на становление и значение материальной. Специального анализа потребовали сравнительные параллели традиционной культуры закавказских курдов, идентичность культурно-бытовых факторов у одних и тех же курдских родоплеменных групп Закавказья, Турции, Ирана, Ирака, Сирии независимо от территории их обитания. Работа обобщает изучение традиционной культуры курдского народа. Тема разработана впервые, вносит вклад в существующий в науке пробел по данной проблеме, выдвигает новое направление в историко-этнографическом исследовании курдского народа.

 

Научная и практическая значимость работы. Результаты исследований по проблеме опубликованы в двух монографиях: "Курды Закавказья" (М. ,1966) и "Материальная культура курдов XIX – первой половины XX в." (М., 1990), а также в раде статей на русском, английском, французском, курдском, арабском языках. Изучение позволяет в дальнейшем вскрыть этногенетические вопросы, дает возможность подойти к решению многих актуальных аспектов современной курдской проблемы как у нас, так и за рубежом. Научно-фактический материал помогает разрабатывать отдельные аспекты этнографии населения Закавказья, Курдистана, Ближнего Востока. Научная разработка темы дает материал для коллективных, -индивидуальных, научно-популярных, энциклопедических изданий, различного рода пособий, словарей, атласов, учебников. Работа поможет историкам, географам, кавказоведам, востоковедам при чтения лекций, пропаганда знаний о курдах и Курдистане, устранит неправильные версии об отсутствии у курдского народа родины как у нас, так и за рубежом, об отсутствии культуры, а тем более – общности культурных традиций. Публикации о закавказских курдах помогут пересмотреть вопрос о дальнейшей судьбе реабилитированного курдского населения и его потолков, практически решить проблему национально-территориальной и национально-культурной автономии, помочь разобраться с курдскими беженцами. Собранный и опубликованный материал использован автором при чтении лекций, в выступлениях по Радио и Центральному Телевидению, в статьях для энциклопедий России и США, в различных научно-популярных изданиях, в курдских и арабских журналах и газетах.

 

Источниковедческая база. Работа по проблема проводилась в четырех аспектах:

 

Архивный фонды. Изучались фонды Центральных государственных исторических архивов з Ленинграде, Тбилиси, Ереване, содержащие немало документов за Х1Х-начало XX в. Документы, в основном, касаются курдских кочевых племен и родовых групп Осигнской империи и иахского Ирана или -проживавших в Закавказье в бывших Сурмалинском, Александропольском, Джеваншерском и других уездах. В архивных источниках сообщается, главным образом, о том, когда, кто и кому направлял многочисленные письменные прошения курдов о выделении им земли для оседлого водворения и занятия земледелием, что, естественно, отражается на характере материальной и духовной культуры изучаемого народа. К началу XX в. многие курдские кочевники индивидуально, или коллективно обращались на Кавказе к местным властям, с просьбой предоставить им возможность жить оседло. О том, что курды бывшей Елисаветпольской губернии являлись в середине прошлого века подданными Османской империи и  шахского Ирана свидетельствуют многочисленные обращении курдских кочевников в Департамент государственных земельных имуществ на Кавказе. Кроме того, архивные источники содержат косвенные упоминания о жилище, утвари и других элементах материальной культуры, проливают свет на межнациональные отношения на Кавказе. Основу этнических конфликтов нередко определяли споры не только между курдами, но и другими кавказскими народами, например, о "родоначальнике" черкески, очага-тандура, керамической утвари с поливой или медной и чугунной эмалированной утвари. Частичные ответы на поднятые вопросы дают архивные документы, например, об авторе изобретения эмалировать чугунную утварь. Им оказался иностранец Петр Вильгельм Асман, получивший в 1833 г. согласно указа Императора, как отмечается в одном из документов Центрального государственного архива Грузик, десятилетнюю привилегию на изобретенный им способ эмалировать чугунную посуду для приготовления пищи. При исследовании курдской материальной и духовной культуры знать о существовании архивных документов этнографу необходимо: во-первых, для выяснения исторического расселения родоплеменных групп, племен; во-вторых, для изучения межнациональных отношений с соседними народами (курдов и армян, курдов и азербайджанцев); в-третьих, для уточнения названия племен и их хозяйственно-культурной деятельности в интересующих этнографа регионах; в-четвертых, для изучения истории развития традиционной культуры в зависимости от хозяйственно-культурной модели.

 

Музейные фонды. Ценнейшие сведения по материальной и духовной культуре дают коллекции и описи этнографических музеев и отделов этнографии Государственных музеев в Санкт-Петербурге: Антропологии и этнографии и Государственный музей этнографии, Отдел этнографии Государственного музея Грузии им.академика С.Джанашиа в г.Тбилиси и Отдел этнографии Государственного исторического музея Армении в г.Ереване. Для доклада большой научный интерес представляют фонды всех цузеев, особенно по одежде курдов Ирана и Турции, а также отдельных районов и уездов Сурмалинского, Джеванширского и других бывшей Эряванской губернии, Батумской и Карсской областей. Музейные коллекции элементов традиционной культуры курдов проводились в конце прошлого -начале нашего века как отдельными этнографами (по поручению музеев), так и сравнительно позже: в результате экспедиционных выездов и командировок 'музейных работников в различные районы Закавказья с целью пополнения фондов соответствующих музеев предметами культуры армянского, грузинского, курдского и других народов. Собиратели (А.А.Миллер, А.П.Эйснер, А.А.Лорис-Калангар, С.М. я Ю.Н.Марр, A.A. Ромаскавич, И.И.Зарубин) дали отечественным музеям ценные вещевые коллекпии. В докладе использованы также музейные фонды преимущественно по материальной культура зарубежных курдов. Уникальные музейные экспонаты и экспозиции в г. Сулеймания (Иракский Курдистан) открыли автору широкую возможность проследить общность традицинно-бытовой культуры курдов Курдистана в палом и соседних регионов Турции, Ирана, Ирака, Сирии с курдским населением. Для более детального раскрытия отдельных разделов диссертации, автор пользовался материалами, находившимися в частном пользовании курдов Турции, Ирана, Ирака, Сирии, живших за рубежом. Музейные экспонаты и материалы, публикуемые этнографическими музеягм в г.Багдада, дала возможность изучить элементы традиционной культуры не только курдского, но я арабского народа. Особую ценность музейные коллекции имеют для проведения сравнительных этнографических параллелей, столь необходимых для выявления локальных особенностей традиционной культуры курдского народа.

 

Полевые исследования. Обобщающих трудов по исследуемой проблеме, основанных на полевых исследованиях, не существует. Однако в отечественной историографии зафиксированы разделы и отдельные этнографические сведения по культуре курдов Закавказья, Ирана, Турции я опубликованные в различных изданиях. Особую значимость имеют полевые исследования в Закавказье в XIX-первой половина XX в. Абовяна X., Алекперова А., Егиазарова С., Пчеяяной Е. Продолжая их традиции, автор выезжал к курдам Закавказья в 50-80 гг., комплексно изучал этнографию и историю культуры курдского народа, жившего в тогдашних районах Армении: Апаранском, Аштаракском, Арташатском, Артикском, Вединском, Басаргечарском, Дялижанском, Котайкском, Октемберянском, Талинском, Эчмиадзинском, Шаумянском. В Азербайджане курдское население было сосредоточено в Зангеланском, Кельбаджарском, Кубатлинском, Лачинском, частично Исмаилинском районах. Личное знакомство с жизнью и бытом зарубежных курдов (турецких, иранских, иракских) дала автору поездка в 1978 г. в Иракский Курдистан.

 

Этнические процессы, начавшиеся в прошлом веке и получившие отражение в традиционной культуре курдов Ирана, исследуются на полевом материале, собранном в 1962 г. в Туркмении, где нами впервые была зафиксирована так называемая группа "тирс", сохранившая элементы культуры курдского народа.

 

Реконструктивно-полевой материал подтвердил правильность опыта этнографического изучения и концепции автора о сохранности традиционной культуры курдов, о ее бытовании в зависимости от действия различных факторов и адаптации. Это показано на примере самосознания, самоназвания, традиционной одежды, обуви, утвари, интерьера жилища, фольклора, танцевального я народного искусства.

 

Литературные источники. Специальных источников и литературы по традиционной материальной и духовной культуре курдов недостаточно, что объясняется повышенным интересом, в основном, к зарубежным курдам с позиций политической истории. Книги г статьи о курдах я Курдистане издавались в XIX-начале XX в. ня немецком, английском, французском языках (Вагнер, Еич, Бишоп, Сон, Аинсфорс, Тэйлор, Елау). Особое место в исследованиях культуры курдов занимают труды В.Ф.Минорского, В.Ф.Никитина, Х.Хансен, Г.Фильберга, В.Рудольфа, Л.Дзенгеля. Этнографические описания жизни и быта закавказских и зарубежных курдов содержатся в трудах русских путешественников, работников консульств, миссионеров, журналистов, юристов (С.А.Егиазаров , Ю.С.Карцев,

 

П.А.Томилов, И.Н.Березин, Д.Беляев). Однако, специальных трудов, посвященных общности традиционной культуры курдов, к сожалению, назвать невозможно. Немало в этнографических и географических источниках содержится сведений о курдах и Курдистане, но они довольно отрывочны и касаются курдов и соседних народов какого-либо одного региона или государства. Начало XX в. ознаменовано публикацией фундаментальных сборников с материалами о курдах: "Известия Кавказского отдела Русского географического общества", "Сборник материалов по Азии", газета "Кавказ", "Тифлисские ведомости", "Заря Востока", хотя порой с краткими сведениями по этнографии курдов. Но даже беглые описания культуры курдов подчеркивают курдскую национальную, специфику, отличающую курдов от окружающих их народов. Большая заслуга в разработке отдельных аспектов курдовсдения принадлежит известным востоковедам и кавказоведам: В.В.Бартольду, В.А.Гордлевскому, Н.Я.Марру, Б.В.Миллеру, В.Ф.Мшшеру, И.А.Орбели – основоположнику советского курдоведения. Первоисточниками по этнографии курдского народа является статьи и книги отечественных курдских ученых, писателей, педагогов, общественных деятелей: Араба Шамилова, Амине Авдала, Аджие Джинди, Джасме Джалила, К.К.Курдоева, Ч.Х.Бакаева, Бахчое Иско. За последние 40-50 лет созданы новые кадры курдских ученых, писателей, общественных деятелей.

 

Из этнографических работ отметим труды Акопова Г.Б., Вильчевского О.Л., Дарвишяка М., Руденко Н.Б. Курдоведение как самостоятельная область отечественного востоковедения получила развитие особенно за последние десятилетия. Разрешением отдельных проблем по истории, языку, литературе занимаются научные работники Москвы, Санкт-Петербурга, Еревана, Тбилиси, среди которых – курдские и некурдские ученые.

 

Необходимый материал о курдах и Курдистане содержат труды курдских-, иранских, арабских ученых: Мохаммеда Амина Заки, Мохаммеда Мокри, Зияпура Джалиля, Максуда Кейхана, Али Размера, Шакеро Хасбака, Абд ар-Раззака алъ Хасани, Аббаса аль Азави.

 

Апробация работы. Основные положения по теме диссертации опубликованы в двух монографиях: "Курды Закавказья" (М.,1966) и "Материальная культура курдов XIX – первой-половины XX в." (М., 1990), утвержденных к печати Ученым советом Института этнографии АН СССР. По теме диссертации обсуждались работа в секторах Кавказа, Средней и Зарубежной Азия, заслушивались доклады на симпозиумах, конференциях, коллоквиумах в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Ереване; публиковались в течение 1953-1992 гг. Опыт этнографического изучения традиционной культуры курдоз получил отражение в специальных разделах коллективных трудов "Народы мира", в томах: "Народы КаЕказа", "Народы Средней Азии", "Народы Передней Азии", в сборнике: "Этнография питания народов Зарубежной Азия", в ряде статей и в их переводах на западные я восточные языки в Англии, Франции, Ираке. Отдельные главы книги "Курды Закавказья" переведены на курдский и арабский языки и изданы в Ираке. Серия очерков "Курды и Курдистан" (историко-этнографические заметки) дополняет выход в свет материала по теме в газете "Голос курда" за 1991-1992 гг., созданной Центром курдской культуры в Москве.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Изучение традиционной культуры народов, в том числе "нацменьшинств", не получивших национально-территориального образования – одна из основных задач этнографической науки, имеющая актуальное научно-практическое и теоретическое значение. Этнография курдского народа, борющегося за решение курдской проблемы, возрождение и развитие традиционной культуры должно явиться объектом детального исследования учеными, ибо в странах Ближнего Востока курды – наикрупнейшее и, вместе с тем, компактно живущее население в Турции, Ираке, Сирии, а в Иране – самое многочисленное после азербайджанцев. В Курдистане курды составляют большинство населения. В силу ряда исторических причин курдский народ оказался разделенным между четырьмя государствами Ближнего Востока. Сравнительно небольшая часть курдского населения, предки которого населяли с X в. конкретную территорию, в ходе этнической истории, особенно с XIX в. оказались в Закавказье, а в 20-х-30-х гг. имела в Азербайджане Курдистанский округ с центром в г.Лачине.

 

     Национальная культура народа в своей основе представляет единый традиционно-бытовой комплекс с некоторыми локальными вариантами. Зтот сложный и весьма самобытный комплекс сформировался к началу нашего столетия на территории компактного расселения курдов, т.е. на стыке турецко-иранско-иракско-сирийской границ и существует, несмотря на разделение государственными границами народа, живущего также и дисперсно. Территориально-государственное разобщение этноса не только не способствовало искоренению национальной специфики, ко даже не размыло ее. Более того, оно максимально усилило стремление народа к защите своих культурных ценностей, что наглядно прослеживается на историко-этнографически судьбах курдов, живущих в разных государствах Ближнего Востока. Так, например, материальная культура курдов Сулейманийской области в Иракском Курдистане тождественна культуре курдов Сенендеджа, Мехабада и некоторых других районов Иракского Курдистана. Историческая этнография курдов, обитавших на рубеже Х1Х-ХХ вв. в Османской империи, ярко иллюстрирует сравнительные параллели в материальной и духовной культуре курдов Турции, Сирии, Северо-Западного Ирана, Закавказья. Свою культурную общность курдский народ не только бережно сохранил, но и сумел с большим национальным достоинством и мужеством пронести сквозь тяжелые испытания многовековой и сложной этнической истории. В силу все более углубляющейся территориальной разобщенности, а также возрастающего воздействия целого ряда факторов (этнической истории, географической зональности, хозяйственно-культурного, социально-экономического, миграционного, конфессионального, урбанизации, межпограничных и межнациональных отношений, включая культурные взаимоотношения и др.) в комплексе культурных ценностей курдского этноса постепенно создавались некоторые локальные варианты материальной и духовной культуры и их ареалы как в Передней Азии, так и в Закавказье.   Создание таких локальных вариантов в элементах курдской традиционной культуры характерно там, где курды прежде всего исторически соседствовали с персами, турками, арабами, армянами, ассирийцами, азербайджанцами, что привело к отдельным культурным взаимовлияниям. Такие этнокультурные контакты, естественно, не могли не привести к трансформации некоторых местных особенностей курдской культуры. Отмечая некоторые локальные особенности в единой культуре относа, автор выделяет два географических ареала: кавказско-анатолийский и переднеазиатский. Мужественная борьба курдов за свое национально-территориальное образование и самоопределение, составляющая суть курдской проблемы, историко-этнографячески вполне оправдывается традиционно-культурной общностью разобщенного как у нас, так и на Ближнем Востоке курдского народа. Весь комплекс многолетних исследований неопровержимо доказывает, что курды всех регионов Курдистана – это единый народ с общими этнокультурными характеристиками. Несмотря на то, что колонизация Курдистана наложила свой отпечаток и на язык, и на обычаи, и на культуру отдельных его частей, тем не менее, эти изменения не. носят кардинального, необратимого характера. Вместе с тем нельзя не отметить, что тенденция мирового развития сегодня – это полная деколонизация народов, самоопределение наций. И эта тенденция не может обойти курдский народ. Свидетельство тому – национально-освободительные движения в Курдистане, которые рано или поздно приведут к созданию курдского государства.

 

Основные положения по теме научного доклада изложены в следующих работах:

 

а) Монографии:

 

1. Курды Закавказья (историко-этнографический очерк). М., 1966, 210 е., карта, илл.

2. Материальная культура курдов XIX-первой половины XX в. (проблема традиционно-культурной общности). М., 1990, 231 е., илл., 7 табл.

 

б) Статьи:

 

3. Курды // Б.С.Э. М., 1953, т.24, с.91-92.

4. Курды /,/ "Народа мира". Народы Передней Азии. М.,1957, с.242-260 (соавт.К.К.Курдоев).

5. Очерк культуры и быта курдских крестьян Ирана // Пе-реднеазиатский этнографический сб.1. Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия. М., IS53, с.223-253.

6. Поездка к курдам Закавказья // "Сов.этнография". М., 1958, № 6, с.134-145.

7. The bxrds of Transcaucasia // Central Asian review. London, 1959i vol.7, К 2, p.163-T.4.

8. A sketsb .of the culture and way c£ life of the kurdish peasants in Persia.// Central Asian review. London, 1959. vol.7, N 2, p.178-179.

9. Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров // Краткие сообщения Института этнография АН СССР. М., 1959, т.32, с.56-60.

В перечень не входят статьи, опубликованные в Армении в курдской газете "Рийа Таза", а также – переизданные на курдский и арабский языки (включая главы из книги "Курды Закавказья") в Ираке.

10. Курды // Очерки общей этнографии. Азиатская часть СССР. М., I960, внп.З, с.152-153.

11. Материалы по этнографии курдоз Армении // Известия АН Арм.ССР, Ереван, 1961, №1, с.91-102.

12. Из истории возникновения современных курдских селений в Закавказье.// "Сов.этнография",1952, № 2, с.20-30.

13. Курды // "Народы мира". Народы Кавказа. M., 1962, т.2, с.602-616 (соавт.А.Авдал).

14. Курды // "Народы мира". Народы Средней Азии и Казахстана. M., 1963, т.2, с.649-661 (соавт.А.Мамедназа-ров ).

15. Об этнических процессах на территории Южной Туркмении // "Сов.этнография", 1964, № 5, с.17-30 (соавт.Г.П. Васильева).

16. Курды // Искусство стран и народов мира. Краткая худ.энциклопедия. M., 1965, т.2, с.503-504.

17. Kurds of the Turkmen SSR.// Central Asian review. . London, 1965, vol.13, N 4-, p.302-309 (соавт. Г.Васильева) .

18. Histoire de la naissance des villages kurdes conten-porains dans la Transcaucasie.// In: Stüdes rurales revue trimestrielle d'histoire, geographie, sociologie et economic des caapagnes Avril-Juin. Paris, 1966, Ii 21, p .138-139.

19. Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов // Сов.этнография. M., 1970, № 4, с.46-57.

20. Курды // БСЭ, 1973, т.14, с.72-76.

21. Народная медицина у курдов Ирака // Тез.докл. Всесоюзной научной кокф. Л., 1975, с.46-47 (соавт.М.Х.Аркф).

22. Отражение этнических процессов в традиционно-бытовой культуре курдов Азербайджана н Туркмении // Сб. Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. M., 1980, с.186-201.

23. Названия курдских селений в Закавказье // Сб.Ономастика Кавказа. Орджоникидзе, 1980, с.92-96.

24. Пища курдов // Сб.Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981, с.17-24.

25. Курды // Сб. Системы личных имен у народов мира. М., 1986, с.184-185.

26. Курды // Народы мира. Историко-этнографический справочник. Ы., 1988, с.240.

27. Этнодемографический очерк Южного Курдистана // Альманах Расы и народы. М., 1989, вып.19, с.118-133 (соевт. Абдулла Г.И.).

28. Курды и Курдистан (историко-этнографические заметки) // газ. "Голос курда". М., 1989, №4,6,7; 1992, №№ 1-2.

29. Истину не утаишь и не переделаешь // газ. "Голос курда", Ы., 1991, №4 (псевдоним С.Федин).

30. Курдское движение в СССР. 20-е годы.// Доклад на научной конференции в Москве, газ. "Голос курда",- И., 1991, № 8-9.

31. Курдские ковры // газ. "Голос курда". М., 1992, № 7-8.

32. Народная медицина у курдоз // газ. "Голос курда". М., 1992, № 5-6 (соазт.М.Х.А.Ариф).

33. Куда бредешь, печальный курд? // Политико-правовой журнал "Я и МИР". М., 1992, № 25 с.69-72.

 

 

www.kurdist.ru

0

Оставить комментарий