Согласно традиции, 16 июня у исповедующих езидизм курдов постсоветского пространства — «День Поминовения усопших» («Roja mria» или «Roja mezala»), который проходит ежегодно, в первый четверг июня месяца по восточному (соответствует юлианскому) календарю. Этот обычай, посвященный культу мертвых, раньше отмечаемый ранней весной (перед уходом на высокогорные пастбища) и осенью (после возвращения с гор), теперь отмечается только один раз летом, в июне месяце.
В соответствии с обычаем, в этот день адепты езидизма посещают могилы близких, несут на кладбище угощения для душ усопших и для раздачи ее бедным, а шейхи и пиры читают поминальные молитвы.
Примечательно, что обряд «Roja mria» или «Roja mezala» по многим элементам схож с обычаем исповедующих ислам курдов, у которых, несмотря на принятие ислама, в соответствии с зороастрийской традицией, отмечается последний вторник перед праздником Навроз 21 марта — «Eyda Reş» (букв. «Черный Праздник» — «Праздник Душ Усопших»)[1].
Все курды, вне зависимости от религиозных верований, верят в загробную душу умерших, которых обязательно следует поминать и добиться их доброго расположения молитвами и религиозными гимнами (кавлы у езидов) в честь их души и обильными угощениями.
Даже в случае, если покойный сниться, то обязательно следует организовать поминки, вынести угощения (конфеты) и раздать соседям (адепты езидизма фрукты и конфеты не раздают а ограничиваются выносом готовой пищи), или же пригласить на поминальный обед.
Анализ бытующих среди курдов разных конфессий обычаев и обрядов, связанных с культом мертвых, еще раз убедительно подтверждает древнее происхождение этого обряда и указывает на ее общекурдский характер.
Rema Xudê rih'ê wan be!